Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ КУРСОВ ПО "РОБОТОТЕХНИКЕ"'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ КУРСОВ ПО "РОБОТОТЕХНИКЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РОБОТОТЕХНИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / BLENDED LEARNING / ROBOTICS / EDUCATIONAL PROCESS / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостин В.А., Минкин А.В.

В статье рассмотрены возможности внедрения смешанного обучения в процесс обучения робототехнике. Дается определение смешанного обучения и раскрывается суть составляющих ее методов. На примере курса “Робототехника” показано, как можно создать индивидуальный процесс контроля выполнения задания. Указаны перспективы развития смешанного метода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старостин В.А., Минкин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF BLENDED LEARNING FOR THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE EXAMPLE OF COURSES ON "ROBOTICS"

The article discusses the possibility of implementing blended learning in the process of teaching robotics. The definition of blended learning is given and the essence of its methods is revealed. On the example of the course “Robotics " shows how you can create an individual process of monitoring the task. Prospects of development of the mixed method of training are specified.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ КУРСОВ ПО "РОБОТОТЕХНИКЕ"»

УДК 377.031.4

Старостин В.А. студент 4 курса Минкин А.В., к.ф.-м.н.

доцент

кафедра «Математики и прикладной информатики»

Елабужский институт КФУ Россия, г. Елабуга ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ КУРСОВ ПО

«РОБОТОТЕХНИКЕ»

Аннотация. В статье рассмотрены возможности внедрения смешанного обучения в процесс обучения робототехнике. Дается определение смешанного обучения и раскрывается суть составляющих ее методов. На примере курса ".Робототехника" показано, как можно создать индивидуальный процесс контроля выполнения задания. Указаны перспективы развития смешанного метода обучения.

Ключевые слова: смешанное обучение, робототехника, образовательный процесс, дистанционное обучение.

Starostin V.A. 4th year student Elabuga Institute, Kazan Federal University

Russia, Elabuga

Minkin A. V., candidate of physical and mathematical sciences

associate Professor

associate Professor of "Mathematics and applied Informatics» Elabuga Institute, Kazan Federal University

Russia, Elabuga

THE USE OF BLENDED LEARNING FOR THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE EXAMPLE OF COURSES

ON "ROBOTICS»

Annotation. The article discusses the possibility of implementing blended learning in the process of teaching robotics. The definition of blended learning is given and the essence of its methods is revealed. On the example of the course "Robotics " shows how you can create an individual process of monitoring the task. Prospects of development of the mixed method of training are specified.

Key words: blended learning, robotics, educational process, distance learning.

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий позволили расширить горизонты новых технологий и методов обучения. И благодаря этому сегодня уже существуют такие виды обучения, как: распределенное обучение, дистанционное онлайн обучение, гибкое

обучение и смешанное обучение. Довольно часто, данные виды обучения, употребляются в литературе, как единый метод обучения, возможно благодаря тому, что каждый из этих методов использует информационно -коммуникативную составляющую. Но ряд зарубежных авторов [1-3], среди прочих методов обучения особо выделяют смешанное обучение, считая его наиболее перспективным среди современных методов обучения. В вопросе определения (терминологии) смешанного метода обучения, некоторые авторы дают довольно широкое определение, которое позволяет нам достаточно большое количество методов определить как смешанное обучение. На наш взгляд, более точно сформулировать и определить смешанное обучение можно следующим образом [4]: смешанное обучение - это метод, который сочетает в себе как традиционное обучение лицом к лицу, так и некоторые элементы дистанционного обучения.

Таким образом, смешанное обучение включает в себя как традиционный, так и дистанционный метод обучения, что дает определенные преимущества в процессе обучения. С точки зрения традиционного метода, использование смешанного обучения позволяет учителю и ученику, во время занятий, интенсивно взаимодействовать между собой. Учитель все это время не только ведет урок, но и наблюдает, оценивает учеников, а ученики, в этом случае, имеют возможность получить оперативный ответ, разъяснение, поэтому обучение становится более эффективным. Такое интенсивное взаимодействие становится благоприятной почвой для развития обеих сторон.

С точки зрения дистанционного обучения смешанный метод позволяет более гибко осуществлять образовательный процесс. В данном случае, под гибкостью будем понимать:

1. Возможность использовать презентационный материал в свободной форме, т.е. не обязательно весь материал выкладывать на уроке. Можно разделить его на несколько частей, предлагая часть материала на уроке, а другую часть во время выполнения самостоятельной работы, выкладывая ее в Интернет.

2. Возможность контроля знаний учеников с использованием систем онлайн тестирования, выкладывая задания и тесты в Интернет. Это позволяет сократить время на проверку учителем знаний учеников, а ученикам предоставляется возможность проходить тестирование в любое удобное время и в любом месте, не посещая аудитории лично.

Рассмотрим вопрос использование смешанного обучения более подробно на примере изучения "Робототехники". Но для начала, подчеркнем, что одной из основных проблем, при смешанном обучении, является проблема оценки успеваемости. Заключается она в том, что, для достижения индивидуального (а вместе с этим и честного подхода) подхода, требуется создать задания для каждого ученика по каждой теме с последующей их проверкой. Если этого не сделать, то, например, одно задание данной группе учеников может быть решено одним из них, а

остальные ученики могут просто «переписать» ответ. Итак давайте рассмотрим, возможные варианты заданий, которые можно предложить ученикам изучающим робототехнику. Рассмотрим тему «Движение по линии», в этой теме ученики знакомятся с алгоритмами движения робота по линии, поэтому в качестве различных вариантов заданий можно предложить написать алгоритм для движения робота по различным траекториям, которые можно обозначить на линии (см. рис. 1.). Согласно рис. 1. Можно предложить каждому написать алгоритм для по индивидуальной траектории: 1) 1-2-3-9-10-16; 2) 11-12-15-16-10-9; 3) 24-23-20-19-14-13 и т.д. Как следует, из темы урока, можно менять и вид траектории для движения робота, сложность трассы (маршрута), добавить препятствия в виде горок, трамплинов, тоннелей и т.д. Рассмотрим тему «Поиск объекта», в этой теме ученикам предлагается найти кубик заданного цвета. Сложность задания заключается в том, что им будет дан кубик из палитры цвета, представленного на рис. 2. Ученикам надо подобрать значения таким образом, чтобы можно было найти кубик используя стандартный датчик цвета. Сами кубики расположены вдоль линии, как на рис. 3.

11

13 15 16

14

12

10

2

I

21 > 22

Рис. 1. Линия для движения робота с размеченными узлами.

Рис. 3. Поиск кубика заданного цвета.

Варианты задания здесь соответствуют различным цветам кубика и в нашем случае их 9, но может быть и больше, для этого достаточно добавить кубики других цветов. Можно рассмотреть различные темы, которые ученики изучают в робототехнике и для каждой из этих тем можно создать базу индивидуальных заданий.

Стоит отметить, что в последнее время смешанное обучение добилось больших успехов. Использование данной технологии позволяет довольно легко получить доступ к образовательному контенту и расширить аудиторию, сделав доступным курс для всех желающих. Но несмотря на это, традиционный метод все еще остается основным в образовательном процессе. И сегодняшняя тенденция к постепенному переходу к смешанному обучению является, положительным направлением и заслуживает внимания со стороны учителей, т.к. возможности, смешанного обучения довольно велики.

Использованные источники:

1. Banados E. A blended-learning pedagogical model for teaching and learning EFL successfully through an online interactive multimedia environment // CALICO Journal. 2006. № 23 (3). P. 533-550.

2. Bonk C. J. & Graham C. R. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs. — San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2005.

3. Dudeney G., Hockly N. How to... Teach English with Technology. — Harlow: Pearson Education Limited, 2007.

4. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 809-811. — URL https://moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 24.08.2018).

УДК 378.147.88

Старостин В.А. студент 4 курса Минкин А.В., к.ф.-м.н.

доцент

кафедра «Математики и прикладной информатики»

Елабужский институт

КФУ

Россия, г. Елабуга

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Аннотация. В статье представлен вопрос формирования активной творческой составляющей у школьников в виде особой креативной области. Рассматривается возможность повышения подготовки школьников в робототехнике путем поэтапного формирования творческой активности в процессе обучения в школе. Творческая активность рассматривается как процесс создания нового и интеграция личностных свойств, обеспечивающих ее включение в этот процесс. Также рассматривается задача имеющая практической значение для производства и которая дается на робототехнических соревнований.

Ключевые слова: творческая деятельность, робототехника, исследовательская задача, учебная задача.

Starostin V.A. 4th year student Elabuga Institute, Kazan Federal University

Russia, Elabuga

Minkin A. V., candidate of physical and mathematical sciences

associate Professor

associate Professor of "Mathematics and applied Informatics» Elabuga Institute, Kazan Federal University

Russia, Elabuga

FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY OF PUPILS IN THE PROCESS OF SOLVING ROBOTIC TASKS

Annotation. The article presents the question of the formation of an active creative component in students in the form of a special creative field. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.