УДК 343.2/.7 © Н. Н. Бугера, 2014
Использование служебного положения как основной или квалифицирующий
признак преступления
Н. Н. Бугера
Рассматривается понятие «использование лицом своего служебного положения», проводится анализ постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по различным категориям дел о преступлениях, имеющих квалифицирующий признак «с использованием служебного положения».
Ключевые слова: служебное или должностное положение, полномочия, государственный служащий, служащий органов местного самоуправления.
В Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) насчитывается более 30 норм (например, п. «в» ч. 2 ст. 1271, п. «в» ч . 2 ст. 128, ч. 1 ст. 136, ч . 3 ст. 175, ч. 3 ст. 290, п . «в» ч . 2 ст 226 УК РФ и др ), где в качестве основного или квалифицирующего состава преступления выделяется такой признак, как «деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения». Кроме того, в отдельных статьях Кодекса, например в ст. ст. 149, 170, ч. 3 ст. 194, ст. 2261 и др. , предусмотрен такой признак, как «деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения»
В юридической литературе не выработано единого определения лица, использующего свое служебное положение. Так, Г. Н . Борзенков, изучая это понятие, при рассмотрении ч 2 ст 137 «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» пишет, что таким лицом может быть «должностное лицо либо служащий государственного или муниципального учреждения, использующий для совершения преступления свое служебное положение» 1 Ф. С . Бражник раскрывает этот признак по ч . 2 ст. 137 УК РФ как «только должностное лицо или иное лицо, наделенное служебными полномочиями, которые оно использует для совершения данного преступления» 2 . При анализе признака применительно к другим статьям УК РФ в теории уголовного права имеются существенные различия в трактовке Так, под использованием лицом своего служебного положения применительно к ст. 159 УК РФ А . Н . Игнатов понимает «действия лица в пределах своих служебных полномочий» 3 . Другие ученые считают, что под использованием служебного положения следует понимать: должностные лицо или лицо, выполняющее управленческие функции, не выполняет в отношении завладеваемого имущества административно-
хозяйственные функции 4 . Н . А . Лопашенко, раскрывая понятие лица, использующего свое служебное положение, применительно к ч. 2 ст. 1741 УК РФ указывает, что «таким лицом наряду с должностным лицом, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, является государственный служащий или служащий органов местного самоуправления, не относящийся к числу должностных лиц» 5 .
При определении рассматриваемого признака «использование лицом своего служебного положения» в науке уголовного права предлагаются разные понятия, в частности, «служебные полномочия», «должностное или служебное положение», «государственный служащий или служащий органов местного самоуправления», «служащий государственного или муниципального учреждения» Практически во всех определениях ученые обращают внимание на категорию лиц, относящихся к государственным и муниципальным служащим. Однако понятия «государственный и муниципальный служащий», а также «служащий государственного или муниципального учреждения» не являются равнозначными
Сложность заключается в установлении статуса служащего в целом Под общим понятием «служба» (в рамках административного права) В. М. Манохин понимает профессиональную деятельность определенного контингента лиц (служащих) по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных структур 6 . В уголовно-правовом значении, по определению Н . А. Егоровой, служащий — это физическое лицо, осуществляющее управленческую или иную юридически значимую деятельность, непосредственно не связанную с производством материальных благ либо оказанием материальных услуг, а также лицо, осуществляющее интеллектуальное
или документальное обслуживание управленческой или иной деятельности 7.
Понятия и виды государственных служащих определены в ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации». Так, федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета субъекта Федерации 8 .
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета 9 .
Под определение «служащий» подпадают такие понятия, как служащий коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением; государственный и муниципальный служащий; служащий государственного и муниципального учреждения
Понятие и признаки должностного лица и лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации или субъектов Федерации, определены в примечании к ст. 285 УК РФ.
Однако не все должностные лица имеют отношение к государственной власти или государственной службе В уголовно-правовом значении государственный служащий — это лицо, на основании федеральных законов и других нормативных правовых актов имеющее статус служащего государственного органа или учреждения, но не являющееся должностным лицом, согласно примечанию к ст. 285 УК РФ.
Действующее уголовное законодательство предусматривает во многих составах преступлений такой квалифицирующий признак, как «использование лицом своего служебного положения», однако ни в одной из статей не раскрывается понятие данного признака В настоящее время в правоприменитель-
ной практике сложилась парадоксальная ситуация, при которой, согласно рекомендациям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, один и тот же признак по-разному толкуется применительно к разным преступлениям, причем четкого, логичного и непротиворечивого объяснения своей позиции Пленум не дает. На наш взгляд, одинаковый признак должен иметь единое содержание, и целесообразно уточнить понятие данного признака в примечании к той статье в Особенной части УК РФ, где он будет указан впервые
Анализируя постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по различным составам преступлений относительно признака «использование лицом своего служебного положения», можно выделить категории лиц, которые охватываются данным понятием
1. Термин «должностные лица» применяется в таких постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, как «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 15 июня 2006 г. № 14; «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» от 10 июня 2010 г. № 12; «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» от 27 декабря 2007 г № 51; «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» от 26 апреля 2007 г. № 14; «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» от 18 января 2004 г. № 23; «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 г. № 14; «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» от 28 июня 2011 г. № 11 10 .
2. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, упоминаются в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» от 10 июня 2010 г. № 12 и «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» от 28 июня 2011 г. № 11.
3 Термин «государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами» используется в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам
о мошенничестве, присвоении и растрате» от 27 декабря 2007 г. № 51 и «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» от 26 апреля 2007 г. № 14.
4. С одним и тем же значением, но в разных терминах приводится еще одна категория лиц, подпадающая под понятие «использование лицом своего служебного положения», это — «иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК РФ» или «лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации» Они указаны в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» от 10 июня 2010 г. № 12, «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» от 27 декабря 2007 г. № 51, «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» от 26 апреля 2007 г. № 14, «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» от 18 января 2004 г. № 23, «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 г № 14, «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» от 28 июня 2011 г. № 11.
5 Все «служащие» выделяются только в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» от 18 января 2004 г. № 23.
6. «Лицо, которое наделено служебными полномочиями, связанными с оборотом оружия» и «лицо, которому они выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей» определены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12 марта 2002 г. № 5 11.
7. Использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, упоминается только в одном постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами зако-
нодательства об ответственности за бандитизм» от 17 января 1997 г. № 1 12 .
8 . Понятие «лицо, выполнение трудовых функций которого связано с работой с наркотическими средствами или психотропными веществами...» отражено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 15 июня 2006 г. № 1.
Следует отметить, что лишь в одном постановлении («О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 г. № 14) Верховный Суд рекомендует: «обратить внимание судов на то, что в случаях, когда виновным признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность соответственно по статьям 285 и 201 УК РФ При этом необходимо учитывать, что статьями 256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения Исходя из этого, содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации» 13 .
Анализируя изложенное, отметим, что степень общественной опасности существенно повышается при совершении преступлений лицом с использованием своего служебного положения, поскольку оно выражается не только в использовании указанными лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния (исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности) на других лиц в целях совершения преступлений . Эти лица имеют, как правило, возможность оказать какое-либо содействие, принять решение, каким-либо образом повлиять, действуя в рамках своих служебных полномочий . Поэтому мы считаем, что субъектами совершения преступлений с использованием служебного положения могут быть: должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст 285 УК РФ; государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к чис-
Назаркин Е. В. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в учреждениях УИС
лу должностных лиц, а также иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК РФ, поскольку они обладают особыми властными полномочиями и располагают определенными сведениями в связи со своим служебным положением, позволяющими облегчить совершение того или иного преступления
При этом необходимо учитывать, что если в статьях Особенной части УК РФ специально предусмотрена ответственность за деяния, совершенные с использованием служебного положения, то их следует квалифицировать только по указанным нормам, без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой и иной организации . Для этого требуется предусмотреть более строгое наказание за совершение преступления указанным способом по сравнению с наказанием, которое было бы назначено лицу по совокупности со ст . ст . 201, 285 УК РФ.
1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общей ред . В . М . Лебедева . М ., 2007. С . 401.
2 Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть : учебник . Практикум / под ред . А . С . Михлина . М . , 2004. С . 80 .
3 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общей ред . В . М . Лебедева . С . 409.
4 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). Изд . 3-е, перераб . и доп . / под ред . А . А . Чекалина, В . Т. Томина, В . В . Сверчкова . М. , 2006 . С . 196.
5 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общей ред . В . М . Лебедева . С . 469-470.
6 Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации . Правовое регулирование . М . , 1997. С . 9 .
7 Егорова Н. А. Служащий как специальный субъект преступления в уголовном праве России // Уголовное право 2004. № 2 . С . 27.
8 О системе государственной службы в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ : в ред . от 02 .07.2013 . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .
9 О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25 : в ред . от 02 .07.2013. Там же
10 Доступ из справ . -правовой системы «Консультант-Плюс»
11 О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г № 5 : в ред от 06 02 2007 Там же
12 О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 г. № 1. Там же
13 О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14 : в ред . от 06 .02 .2007. Там же .
УДК 343.9 © Е. В. Назаркин, 2014
Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в учреждениях УИС
Е. В. Назаркин
В статье рассматриваются краткая эволюция понятия криминалистической характеристики преступлений, виды криминалистической характеристики преступлений, понятие и элементы криминалистической характеристики преступлений, совершаемых в учреждениях УИС.
Ключевые слова: криминалистическая характеристика преступлений, структура, элементы криминалистической характеристики преступлений, система (комплекс, информационная модель) криминалистически значимой информации.
Криминалистическая характеристика преступлений представляет собой абстрактное научное понятие, результат научного анализа определенного вида деяния (вида или рода преступления), обоб-
щения его типичных признаков и особенностей 1 . Сам термин «криминалистическая характеристика преступлений» и обозначаемое им понятие вошли в научный криминалистический обиход в кон-