Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА ТНК ИНДУСТРИИ МОДЫ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА ТНК ИНДУСТРИИ МОДЫ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долженко О.И.

В данной статье исследованы применение слияний и поглощений ТНК индустрии моды для достижения роста после пандемии. Проанализированы причины использования ТНК индустрии моды приобретений в современных условиях. Выделены факторы успеха слияний и поглощений ТНК индустрии моды для достижения стратегических целей. Рассмотрены черты крупнейших сделок, реализованных ТНК индустрии моды после пандемии. Проведено исследование тенденций сделок слияний и поглощений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVERAGING MERGERS AND ACQUISITIONS TO POWER TNC FASHION INDUSTRY POST-PANDEMIC GROWTH

This article explores the application of mergers and acquisitions by fashion industry MNCs to achieve post-pandemic growth. The reasons for the use of TNCs in the fashion industry acquisitions in modern conditions are analyzed. The success factors of mergers and acquisitions of fashion industry TNCs to achieve strategic goals are identified. The features of the largest transactions implemented by TNCs in the fashion industry after the pandemic are considered. A study of trends in mergers and acquisitions transactions was carried out.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА ТНК ИНДУСТРИИ МОДЫ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА ТНК ИНДУСТРИИ МОДЫ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

О.И. Долженко, заместитель генерального директора ООО «ДЕЛЬТА КОНСАЛТИНГ» (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-7-65-69

Аннотация. В данной статье исследованы применение слияний и поглощений ТНК индустрии моды для достижения роста после пандемии. Проанализированы причины использования ТНК индустрии моды приобретений в современных условиях. Выделены факторы успеха слияний и поглощений ТНК индустрии моды для достижения стратегических целей. Рассмотрены черты крупнейших сделок, реализованных ТНК индустрии моды после пандемии. Проведено исследование тенденций сделок слияний и поглощений.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, потребительский сектор, глобализация, стратегические цели, стратегическое развитие, слияния и поглощения, корпоративные стратегии.

В сформировавшейся под влиянием глобализации мировой экономике, для которой характерны сложность, глубина, скорость и значительные масштабы, особое место занимают крупнейшие международные компании-ТНК [1]. В условиях глобализации и развертывания очередного этапа цифровой революции в начале 21 -го века сложилась глобальная индустрия моды, основные параметры конкуренции в которой определяют крупнейшие ТНК этого сектора экономики [5]. Рынок моды поляризовался и сложилась значительная группа ТНК быстрой моды, такие как шведская сеть H&M (Hennes & Mauritz), голландская сеть C & A (Clemens and August), испанские сети Mango и Zara или американская сеть Gap [13].

Эволюция ТНК индустрии моды отражает превращение моды в рыночную категорию, отражающую развитие глобальной массовой культуры потребления и формирования глобальных стилевых установок, как образа для подражания, индивидуальности, образа жизни, способа одеваться и выражения массового потребительского поведения [4]. Бизнес-модель быстрой моды реализуют такие ТНК как Inditex, H&M и Mango, Gap, UNIQLO, Topshop.

Результаты исследования. В целом глобальная индустрия моды, как и все мировое хозяйство восстанавливается после пандемии Covid-19. При этом рыночный

пейзаж глобальной индустрии моды остается сложным. Штамм Омикрон стал доминирующим вариантом в первой половине 2022 года и в июле 2022г ученые стали говорить уже о седьмой волне корона-вирусной инфекции, вероятно не столь тяжелой с точки зрения протекания заболевания. Предполагалось, что цепочки поставок нормализуются после двух лет пандемии, но это не сбылось. Весной и летом 2022г все глобальные цепочки создания стоимости, которые больше чем на 90% завязаны на Китай, оказались в тяжелом состоянии. COVID-19 вновь стал большой проблемой в Китае, при том, что в конце 2021 года Китай выглядел победителем пандемии. При этом внешняя макроэкономическая среда испытала большой шок от всплеска инфляции, которая стала очень серьезной проблемой. Новым важным фактором, определяющим тенденции развития многих рынков стал энергетический кризис. В целом индустрия моды продемонстрировала в ходе пандемии большую устойчивость и способность справляться с трудностями быстрее, чем ожидалось [3]. Восстановление индустрии моды также сильно различалось по регионам. Азия с очень сильным лидерством Китая была двигателем восстановления с самого начала. У них был очень короткий провал, а затем рынок восстановился довольно хорошо. У Европы была самая сложная про-

блема, потому что парализован туризм и учитывая фрагментацию рынков, восстановление не было таким быстрым или сильным. Индустрия моды Северной Америки восстановилась быстро, было отмечено V-образное восстановление, которое наблюдалось ранее после некоторых финансовых кризисов.

Сегодняшний рынок модной одежды быстро меняется и после глобальной рецессии все больше ориентируется на ценность [15]. Рынок одежды характеризуется высоким уровнем риска и отличается высокой волатильностью и непредсказуемостью [14]. Активность по слияниям и поглощениям в секторе одежды ускорилась после пандемии, поскольку бренды, которые не успевали за меняющимися потребительскими тенденциями, стали еще более уязвимыми и нуждались в помощи, чтобы выжить. Слияния и поглощения активно используются компаниями как способ диверсификации своей клиентской базы и выхода на рынок для новых категорий продуктов, что создает возможности для роста [2].

По данным аналитической компании Global Data , в третьем финансовом квартале 2021 года стоимость глобальных сделок по слияниям и поглощениям упала немного ниже отметки в долларах США, которая ранее была достигнута во втором квартале 2021 года, при этом крупнейшие сделки по слияниям и поглощениям были зарегистрированы в секторе одежды.В целом отчет GlobalData показывает, что глобальная стоимость сделок по слиянию и поглощению и объем сделок снизились на 1% и 7%. соответственно, по сравнению с предыдущим кварталом. На мировом рынке слияний и поглощений в третьем квартале 2021 года было зарегистрировано 223 сделки слияний и поглощений на сумму более 223 миллиардов долларов по сравнению со 194 сделками того же размера в предыдущем квартале.

Согласно обзора Global Fashion & Luxury Private Equity and Investors Survey 2019, опубликованного консалтинговой компанией Deloitte, в секторе люксовых товаров направление «Одежда & Аксессуары» остается очень важным для инвести-

ционных фондов. Из 145 сделок заключенных в сегменте люксовых товаров в 2018 году, сделок по направлению «Одежда & Аксессуары» было 73. При этом инвестировать в сектор «Одежду & Аксессуары» хотят 70% инвестиционных компаний.

В третьем квартале 2020 года в секторе одежды был зарегистрирован самый высокий рост в третьем квартале 2021 года как по стоимости, так и по объему сделок. Среди крупнейших сделок по слияниям и поглощениям в секторе модной одежды за девять месяцев с 1 по 3 квартал 2021 года было совершено три сделки слияний и поглощений на сумму более миллиарда долларов, что в три раза больше по сравнению с тем же периодом 2020 года. Сделки по слияниям и поглощениям в сфере одежды динамично проходили во всех регионах.

Несмотря на то, что внутренние сделки по-прежнему доминируют с точки зрения объема сделок, стоимость и объем трансграничных сделок слияний и поглощений зафиксировали рост в третьем квартале 2021 года по сравнению с предыдущим кварталом. Оптимизация портфелей, консолидация, диверсификация и цифровая трансформация продолжили оставаться важнейшими стимулами большинства сделок по слияниям и поглощениям [8].

Слияния М&А не только помогают компаниям добиться роста и развить каналы сбыта, но и укрепляет стратегическое лидерство в своей категории, а также предоставляет множество возможностей быстро и эффективно реагировать на динамичные потребительские тенденции, которые могут нарушить их существующий портфель продуктов [12].

По мере конвергенции физических и цифровых технологий все большее значение для успеха фирм будут продолжать играть ключевые цифровые возможности [6]. В 2020 году 40% операций по приобретению компаний моды и розничной торговли включали приобретение фирм, обладающих цифровыми компетенциями, которых им не хватает, особенно больших данных и бизнес-аналитики, электронной коммерции и управления цепочками поставок. Интерес ТНК индустрии моды к

технологическим активам связан с задачей обеспечить улучшенный доступ и превосходное взаимодействие с пользователями для получения доступа к цифровым платформам по мере роста популярности каналов DTC (прямой доступ к потребителю).

Успешные компании также повышают ориентацию на потребителя, приобретая целевые компании, которые позволяют им стать более вертикально интегрированными (таким образом, сокращая затраты и оптимизируя производство) и расширяя свое географическое присутствие [9]. Слияния и поглощения помогают не только улучшить сбыт и маркетинг, но и способствуют более широкому и эффективному распределению [10].

В августе 2021 г. американская обувная группа Wolverine приобрела Sweaty Betty за 410 миллионов долларов, расширив свой портфель брендов, включив в него спортивную одежду, категорию, которая активно развивается благодаря тенденции к спорту и отдыху. ТНК JD Sports купила долю в Hairburst, чтобы позволить ей выйти на рынок здоровья и красоты. В сентябре 2021 г. британская ТНК Next создала совместное предприятие с американской ТНК Gap для управления своим британским бизнесом, что позволило Gap извлечь выгоду из опыта Next в области цифровых технологий и позволило Next завоевать новые позиции у существующих клиентов Gap в Великобритании.

Движущей силой трендов в одежде также была тема стратегического партнерства, о чем свидетельствует приобретение ABG Group компании Reebok у Adidas в августе 2020 г. за 2,5 млрд долларов.

В рамках диверсификации и поиска новых способов выстраивания отношений с клиентами испанская ТНК Mango купила производителя посуды ручной работы The Platera. Ожидается, что стартап будет включен в структуру Mango в июне 2021 г.

Lanvin Group приобрела в 2020 г. известный бренд Sergio Rossi и планирует дальнейшие приобретения, опираясь на «уникальные возможности трансформации исторических брендов». Сделку о слиянии с PCAC, филиалом инвестиционной фир-

мы Primavera Capital Group, Lanvin Group закрыла позднее в 2021 году.

В 2020 г. французский конгломерат люксовых товаров LVMH завершила сделку по приобретению американского производителя ювелирных изделий Tiffany, купленную за 16,2 млрд. долл.

В 2021 г. Британский интернет-ритей-лер Asos выкупил бренды Topshop, Topman, Miss Selfridge и HIIT у материнской компании Arcadia Group за 265 млн фунтов Levi Strauss купил в 2021 г. бренд спортивной одежды Beyond Yoga.

Программа устойчивого развития также оказывает значительное влияние на секторы моды и роскоши. Устойчивое развитие стало важным фактором долгосрочного процветания международных компаний и рассматривается как ключевой элемент роста бизнеса [7]. Информированные потребители все чаще оценивают экологические и этические ценности брендов, которые они выбирают [11]. ТНК индустрии моды реагируют на это активным поиском для приобретений брендов, связанных с устойчивым развитием. Например, в 2019 году LVMH приобрела долю в этическом модном бренде Stella McCartney. Тем временем Macy's и JCPenney заключили партнерское соглашение с ThredUp, чтобы извлечь выгоду из тенденции подержанной моды.

Меняющийся характер покупок, когда клиенты переходят в онлайн-магазины для своих покупок, привел к повышению важности партнерских отношений и развитию цифровых компетенций.

Выводы. По мере усложнения конкурентной ситуации на рынке, более динамичного применения электронной торговли при продажах одежды, под влиянием пандемии конкуренция среди компаний быстрой моды резко выросла. ТНК индустрии моды используя слияния и поглощения оптимизируют свою деятельность и, выстраивая гибкие и недорогие бизнес-операции, которые позволяют им предлагать более высокую ценность для клиентов и идти в ногу с динамичными потребностями потребителей.

Библиографический список

1. Владимирова И.Г., Конина Н.Ю., Ефремов В.С. Транснационализация международных компаний: особенности и тенденции // Управленец. - 2020. - Т. 11. №4. - С. 70-81.

2. Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом. - 1999. - №1. - С. 27-48.

3. Долженко И.Б. Пандемия как фактор существенных перемен на мировом рынке модной одежды // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. -№ 12-4 (51). - С. 98-103.

4. Долженко И.Б. Факторы, влияющие на развитие международной торговли текстилем и одеждой // Индустриальная экономика. - 2021. - №1. - С. 16-22.

5. Долженко И.Б. Управление рисками цепочек создания стоимости ТНК потребительского сектора // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. -№3-2 (42). - С. 34-38.

6. Конина Н.Ю. Информационные технологии и конкурентные преимущества международных фирм // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 11 (100). - С. 764-767.

7. Конина Н.Ю., Ратушняк Е.С., Чернина М.М. Изучение и анализ деятельности международных компаний. - Москва, 2021.

8. Международные экономические отношения: плюрализм мнений в эпоху перемен / Абдурахманова З.А., Адамчук Н.Г., Алексеев П.В., Алёшин Д.А., Афанасьев Д.Ю., Босич С., Волгина Н.А., Высоцкая А.А., Вязовская В.В., Галищева Н.В., Гончаров Ю.А., Гречков В.Ю., Григорук Н.Е., Гурова И.П., Дегтярева О.И., Джагитян Э.П., Долгова М.В., Захаров А.Н., Зубкова Я.Н., Исаченко Т.М. и др. - Москва, 2017.

9. Менеджмент // Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. - Москва, 2016.

10. Радыгин А., Энтов Р. Рынок слияний и поглощений: новые теоретические подходы // Экономическая политика. - 2010. - №5. - С. 67-91.

11. Современные международные экономические отношения в эпоху постбиполярности // Исаченко Т.М., Медведкова И.А., Ревенко Л.С., Платонова И.Н., Абдурахман Т.К.А., Абрамова А.В., Гаранина О.Л., Адамчук Н.Г., Бостоганашвили Е.Р., Бренделева Е.А., Василенко Е.П., Винокурова О.С., Воинов А.И., Высоцкая А.Н., Костюшина М.С., Газинцева Н.В., Галкин С.А., Герасимов Е.Л., Григорук Н.Е., Гурова И.П., др. - Москва, 2020.

12. Стратегии развития международных компаний / Гречков В.Ю., Конина Н.Ю., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И., Дементьева А.Г., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Шевелева А.В. // Под редакцией Ноздревой Р.Б. - Москва, 2013.

13. Barnes, L., and Gaynor Lea Greenwood. "Fast Fashioning the Supply Chain: Shaping the Research Agenda // Journal of Fashion Marketing and Management: An International Journal. -2006. - Vol. 10, №3. - Pp. 259-271. http://dx.doi.org/10.1108/13612020610679259

14. Hilmola O.-P., Tolli A. & Panova Yu. Global Corporations and Smaller Actors in Textile Business: European Perspective // Ekonomika Regiona [Economy of Region]. - 2019. -№15 (1). - P. 216-230. DOI: 10.17059/2019-1-17

15. Mihm B. Fast Fashion in a Flat World: Global Sourcing Strategies // International Business & Economics Research Journal (IBER). - 2010. - Vol. 9, №6. - Pp. 55-64. URL: http://dx.doi.org/10.19030/iber.v9i6.585

LEVERAGING MERGERS AND ACQUISITIONS TO POWER TNC FASHION INDUSTRY POST-PANDEMIC GROWTH

O.I. Dolzhenko, Deputy General Director DELTA CONSULTING LLC (Russia, Moscow)

Abstract. This article explores the application of mergers and acquisitions by fashion industry MNCs to achieve post-pandemic growth. The reasons for the use of TNCs in the fashion industry acquisitions in modern conditions are analyzed. The success factors of mergers and acquisitions of fashion industry TNCs to achieve strategic goals are identified. The features of the largest transactions implemented by TNCs in the fashion industry after the pandemic are considered. A study of trends in mergers and acquisitions transactions was carried out.

Keywords: transnational corporations, consumer sector, globalization, strategic goals, strategic development, mergers and acquisitions, corporate strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.