Научная статья на тему 'Использование системы менеджмента в государственном управлении России'

Использование системы менеджмента в государственном управлении России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / COMPETITIVE ABILITY OF NATIONAL AND REGIONAL ECONOMICS / REFORMS IN STATE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филякин Ю. П., Новикова Ю. А.

В статье анализируются недостатки программ среднесрочной перспективы в Российской Федерации, которые должны, прежде всего, обеспечивать конкурентоспособность национальной и региональной экономики, и обосновывается, в связи с этим, реформирование системы государственного управления на основе методов менеджмента: системы сбалансированных показателей; стратегического планирования; управления по целям; материального поощрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of management system for public administration of Russia

The article analyses shortcomings of medium-term programs in the Russian Federation which should provide, first of all, competitiveness of national and regional economy and thereby proves reforming of the system of public administration on the basis of methods of management: systems the balanced parameters; strategic planning; management on the purposes; material stimulation.

Текст научной работы на тему «Использование системы менеджмента в государственном управлении России»

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. высокую экономическую эффективность и гибкость (оно получало максимум прибыли при минимально вложенных средствах, оно чудодейственным способом удерживало в условиях рыночного разгула высокий уровень фундаментальных знаний), мы верим, что российское образование в состоянии соответствовать этим требованиям. Важно, чтобы модернизация высшего образования была не опрощением, а, наоборот, движением ко все более сложному и многообразному миру. Думаем, что модернизация высшего образования, идущая в направлении более высоких требований к обучению - это и есть то, что нужно современной России.

Выводы

Современная ситуация предполагает радикальное изменение способа освоения иностранных языков. Оно связано не только с приобретением лингвистических знаний, но и изучением культурно-исторических реалий иного языкового сообщества, что невозможно без обращения к различным социо-гуманитарным дисциплинам и философии. Поэтому программа обучения иностранным языкам должна стать междисциплинарной.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования в период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1756-Р от 29 декабря 2001г. - 10 с.

2. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. -Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - С. 127.

3. Ямшанова В. А., Федичева О.В. Пути модернизации в обучении иностранным языкам// Актуальные проблемы развития сферы услуг. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С.55-73.

4. Dathe M. Von der Plan - zur Marktwirtschaft: Veränderungen in der russischen Wirtschaftssprache// Studien zur internationalen Unternehmenskommunikation. - Waldsteinberg: Heidrum Popp Verlag, 2000. - S.50-65

5. Ямшанова В.А. Переговорный дискурс // Текст. Дискурс. Диалог культур. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С.52-73

6. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, 1997. - С.191.

7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., 2000. - С.75.

8. Долматовская Е.Ю. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в современных условиях (неязыковой вуз) - М., 2000. - С.8.

Использование системы менеджмента в государственном управлении

России

д.э.н., проф. Филякин Ю.П., Новикова Ю.А.

МГТУ «МАМИ»

Президент России в послании Парламенту заявил, что одной из главных целей правительства должно стать удвоение ВВП в течение 10 лет, для чего необходимо, чтобы годовой рост в среднем был не менее 7,3%. Чтобы достичь обозначенных президентом целей, необходимо совершенствовать действующую систему государственного управления в ближайшем будущем - в этом залог потенциала для достижения поставленных целей и планируемых темпов роста национальной экономики. С нашей точки зрения, это возможно на основе использования некоторых методов менеджмента в практике государственного управления.

Сегодня отчетливо видны важнейшие вызовы стабильному и долгосрочному экономическому росту, ответы на которые предстоит найти в среднесрочной перспективе:

1. Низкая эффективность государственного управления.

2. Отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала.

3. Низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора.

4. Неравномерное осуществление реформ на субфедеральном уровне.

5. Низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения.

6. Слабая диверсификация, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.

7. Инфраструктурные ограничения роста.

В последнее время экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети, энергетики. Принятые за последние годы меры (в том числе по реформе естественных монополий) оказались недостаточными для притока инвестиций в эти секторы. Отчасти это является результатом отсутствия институциональных условий, способных обеспечить прозрачность их деятельности, контроля за эффективным расходованием средств.

Позитивная для России конъюнктура на мировых рынках сырья увеличивает финансовые возможности Правительства Российской Федерации для проведения активной государственной политики.

Необходимо достичь высоких темпов экономического роста, который был на прогрессивных структурных сдвигах в российской экономике.

Программа по социально-экономическому развитию России на среднесрочную перспективу (2006-2008 г.г.) предполагает выработку инструментов экономического роста, удовлетворяющего следующим критериям:

- удвоение ВВП за 10 лет;

- прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

- сближение России по уровню экономического развития с наиболее развитыми странами.

Программа социально-экономического развития РФ (2006-2008 г. г.) содержит приоритетные национальные проекты, пакет антиинфляционных мер, предложения, связанные с развитием топливно-энергетического сектора, меры по обеспечению дополнительных темпов экономического роста.

7 -\

вклад национальных проектов и ФЦП

5,9

as

Л й

s

С4

с m

К

вкл^ц другие фзКТОрОП

2 Л

о ¿603

вклад нефтяных Йен

ЗСЕМ

20Û5

2006

г 007

Рис. 1. Динамика ВВп и вклад факторов в рост экономики.

Комплекс мер по ускорению экономического роста, включающий в себя реализацию системы национальных проектов и федеральных целевых программ, позволяет повысить темпы роста в 2006-2008 годах, по оценке специалистов, на 0,8-1 процентных пунктов (рис. 1). Программный подход к экономическому росту направлен не на усиление огосударствления экономики, а на активизацию совместными усилиями государства и бизнеса инноваци-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. онной компоненты экономического развития, повышение конкурентоспособности нашей экономики. Усиление инновационной составляющей развития должно помочь компенсировать наметившееся снижение темпов роста нефтяного сектора и ослабить зависимость российской экономики от колебаний мировых нефтяных цен.

Одним из важных факторов активизации экономического роста должна стать реформа системы государственного управления. Целевым показателем реализации мероприятий административной реформы является снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке с 8,5 % выручки предприятия (в 2004 г. по данным ВЦИОМ) до 5 % к 2008 году и до 3 % - к 2010 году.

По оценкам экспертов (рис.2), только в результате реализации мер по сокращению видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, решения по которым приняты в 2005 году, затраты бизнеса сократятся на 650 млн. рублей в год (в ценах 2005 г.), а с учетом прохождения дорогостоящих экспертиз (получения различных заключений) эффект увеличивается в 5 -7 раз.

Рис. 2. Оценка институтов России в сравнении с 26 переходными экономиками

(данные опроса BEEPS)

Анализируя рис. 2, можно сделать следующие выводы: в 2002 г. деловая среда в России была лучше, чем в странах Восточной Европы по 16 параметрам из 21, в 2005 году - только по 11 параметрам.

Наиболее заметное ухудшение произошло по таким показателям, как неопределённость политики и коррупция.

Снизилась острота лишь таких проблем, как доступ к земельным участкам и регистрация собственности на землю.

Наиболее социально значимыми темами были названы: повышение материального уровня жизни населения и снижение затрат на государственное управление. Остановимся подробнее на втором направлении.

В 2005г. Министерством экономического развития и торговли РФ были разработаны методики реформирования федерального бюджета и методики финансовой оценки затрат на выполнение государственными органами возложенных на них функций; их цель состояла в

совершенствовании результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти. По программе 2006 - 2008 г.г. предстоит кардинально реформировать всю систему государственного управления и решить следующие задачи: внедрения методов управления по результатам; оптимизации функций органов исполнительной власти, прежде всего реализуемых на территориальном уровне; обеспечения информационной открытости государственных органов; создания условий для развития кадрового потенциала государственной гражданской службы; проведения реформы на уровне субъектов Российской Федерации. Работа будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Повышение эффективности функционирования органов исполнительной власти, обеспечение ориентации их деятельности на реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации требует внедрения методов управления по результатам.

2. Стандартизация государственных услуг позволит упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, внедрить объективные процедуры контроля и оценки их деятельности. В этих целях необходимо сформировать исчерпывающие реестры государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Задача повышения эффективности выполнения функций федеральных

органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставления ими государственных услуг, межведомственных взаимодействий и внутренней организации будет решаться на основе внедрения административных регламентов, т.е. обязательных требований к порядку, процедурам и административно-управленческим процессам, обеспечивающим исполнение их полномочий, а также разработки и создания эффективного механизма досудебного обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц.

4. Оптимизация функций органов исполнительной власти предусматривает повышение эффективности государственного регулирования устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику путем исключения избыточных функций из законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, совершенствование системы контроля и надзора, лицензирования, аккредитации, регистрации, проведения государственных экспертиз и выдачи разнообразных разрешений и согласований, внедрение механизмов аутсорсинга административно-управленческих процессов, повышение эффективности системы закупок для государственных нужд.

5. Реализация антикоррупционной политики будет включать в себя проведение анализа принятых и принимаемых нормативных правовых актов на коррупциогенность, внедрение ведомственных антикоррупционных программ, создание механизмов общественной поддержки антикоррупционной политики.

6. Обеспечение информационной открытости деятельности органов исполнительной власти и участия в их деятельности гражданского общества требует законодательного закрепления процедур, обеспечивающих доступность информации о деятельности государственных органов. Необходима разработка механизмов общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций и общественного мониторинга на ранних стадиях подготовки и принятия решений, а также обеспечение публичности принятых решений.

7. Модернизация системы информационного обеспечения деятельности системы государственного управления должна быть направлена на внедрение международных стандартов в области национальных счетов, государственных финансов, платежного баланса, их адаптацию применительно к современным условиям развития российской экономики и создание систем мониторинга по основным направлениям реализации реформы государственного управления.

8. В ходе реформы должны быть созданы условия для развития кадрового потенциала

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. государственной гражданской службы, ее функционирования как единой эффективной, мобильной и прозрачной системы государственного управления на федеральном и региональном уровнях. Необходимо разработать и широко внедрить современные формы учета и оценки деятельности гражданских служащих, способствующие формированию высокопрофессионального кадрового состава гражданской службы на конкурсной основе, а также соответствию гражданских служащих профессиональным и этическим требованиям к их деятельности. Создать эффективные механизмы продвижения и ротации кадров, обеспечивающие условия труда и вознаграждение гражданских служащих в соответствии с выполняемой деятельностью.

9. В ближайшее время нужно создать систему планирования и оценки результативности деятельности государственных служащих, базирующуюся на должностных регламентах.

10. Большие перспективы связаны с внедрением информационных технологий в сфере государственного управления, включая обеспечение информационной открытости, развитие систем электронного документооборота, общегосударственных информационных ресурсов, расширения набора услуг, предоставляемых в электронной форме.

Во всем мире для повышения эффективности управления коммерческими компаниями уже давно разработаны и успешно применяются на практике различные методы. К ним относятся система сбалансированных показателей (ССП), стратегическое планирование, управление по целям (Management Ьу objectives -МВО), бизнес-планирование, материальное поощрение и многие другие.

Эти методы давно показали свою эффективность в рамках компании. Правительство России решило перенести их на государственный уровень. Остановимся на характеристиках некоторых методов, используемых в государственном управлении.

1 метод - система сбалансированных показателей

Правительство РФ предполагает постепенное перевести устоявшийся процесс бюджетного планирования на новый метод - «бюджетирование, ориентированное на результат» (сокращенно БОР). Теперь контроль за выполнением плана и его корректировки будут осуществляться в зависимости от достигнутой эффективности расходов, а критериями оценки послужат группы отобранных показателей и коэффициентов. Экономистам такая система управления компанией известна под названием «система сбалансированных показателей» (ССП).

Хочется отметить, что необходимость данного решения назрела давно. Ядром новой государственной организации как раз будет являться модель «бюджетирования, ориентированного на результаты». До этого чиновники, осуществляя бюджетные расходы, «управляли затратами (ресурсами)», теперь им предлагается «управлять результатами». В первом случае бюджет формируется путем индексации сложившихся в прошлых периодах расходов с детальной разбивкой их по конкретным статьям. Согласно новой концепции расходы бюджета должны обеспечить выполнение конечных целей государственной политики и приносить конкретный результат (например, снижение бедности в нашей стране). Каждый потраченный рубль должен быть привязан к определенной функции государства (на всех уровнях бюджета), приоритет отдается планированию в рамках конкретных программ. В итоге внедрения совершенно новых принципов планирования больше средств будут получать те администраторы (т.е. распорядители и получатели бюджетных ресурсов) и программы, которые оказались наиболее эффективными и показали лучшие результаты. Тонкость и одновременно сложность заключается в том, чтобы создать объективные критерии оценки этой самой эффективности, в чем и поможет чиновникам система сбалансированных показателей. Причем под результатом осуществления расходов в данной ситуации понимается качество услуг, предоставленных государством населению.

Бюджетирование, ориентированное на результаты, эффективно внедряется другими странами. Во Франции этот процесс начался в 2001 г., в 2006 планируется его завершение

посредством полного перевода государственных органов на финансирование по результатам. Великобритания с конца 80-х г.г. ХХ в. внедряет данные принципы через концепции «Качество за деньги», «Лучшее качество». В РФ была выбрана Тверская область, и уже с 2006 года она перешла на принципы результативного бюджетирования при формировании бюджета.

Несмотря на всю ясность, в процессе внедрения БОР могут возникнуть (а по теории систем, обязательно возникнут) некоторые трудности. Во-первых, уже сейчас можно спрогнозировать появление несогласованности в методиках, так как система оценки бюджетных расходов разрабатывается индивидуально для каждого региона или министерства. В итоге в каждом субъекте федерации будет поощряться выполнение своих задач, что не всегда, как показывает практика, соответствует стратегическим сбалансированным целям государства. Во-вторых, разработки системы показателей потребует привлечения сторонних экспертов достаточно высокого уровня, что приведет к соответствующим финансовым затратам. В-третьих, уже высказываются опасения, что работа на результат обернется «работой на показатель». Например, как можно снизить в регионе численность населения, проживающего ниже черты бедности, допустим, на 10 %? Для этого необходимо дотировать самых бедных. Однако, выплатив пособия лишь тем, кто немного не дотягивает до прожиточного минимума, можно добиться желаемого результата с минимальными затратами. А после - писать отчет об эффективности своей работы в области социальной защиты Правительству РФ.

2 метод - стратегическое планирование Для бюджетного процесса России стратегическое планирование будет обеспечиваться, в частности, реализацией метода управления по целям и переходом на многолетнее бюджетирование. На данном этапе подразумевается составление среднесрочных планов (в основном на 3 года) вместо применяемого одногодичного бюджетирования . В результате показатели бюджета на следующий год будет отталкиваться не от данных текущего года, а от прогнозных значений на следующий период, отраженных в среднесрочном плане, который был составлен еще год-два назад. Это похоже на скользящий метод. Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего финансового документа.

Очевидно, что такой подход дает много преимуществ. Становится возможным составление долгосрочных программ, увеличение или уменьшение ассигнований при соответствующих изменениях прогнозных значение доходной части бюджета, например, в связи с отменой налога. Так, можно запланировать увеличение заработной платы, денежного довольствия работникам бюджетной сферы на третий год планирования при соответствующем увеличении сбора налогов в бюджет. Или заранее предусмотреть дополнительное заимствование (увеличение государственного, муниципального долга) в связи с падением экономической активности в регионе.

3 метод - управление по целям

Среди стратегических целей можно выделить следующие:

• сохранение достигнутой финансовой стабильности;

• обеспечение должного уровня экономической свободы;

• вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО);

• развитие современных перерабатывающих производств и транспортных мощностей, освоение новых перспективных рынков;

• разработка перспективных направлений энергетики - водородного и термоядерного;

• развитие отраслей авиа-, судостроения, космической отрасли;

• решение демографических проблем: стимулирование рождаемости, уменьшение смертности;

• модернизация Российской армии и флота.

4 метод - материальное поощрение

По-видимому, осознав низкий процент выполнения своих распоряжений, правительст-178 Известия МГТУ «МАМИ» № 2(6), 2008.

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. во РФ начало вводить материальное стимулирование для выполнения упомянутой концепции. В 2004 году начался эксперимент, на который выделялись финансовые ресурсы для федеральных органов исполнительной власти. Последние должны представить материалы о результатах и основных направлениях своей деятельности, позволяющие оценить эффективность бюджетных расходов и качество управления бюджетными средствами. Первоначально объем ассигнований, распределяемый в рамках эксперимента, составлял до 300 млн. руб.

Аналогично правительство РФ поступает относительно региональных бюджетов. Для этих целей в 2002 г. был создан Фонд реформирования региональных финансов. Предполагается расширить механизм стимулирования бюджетных реформ. Для получения финансирования регионы должны представить на конкурсной основе программы реформирования региональных и муниципальных бюджетов.

Целесообразно подумать и над разработкой концепции среднесрочной индикативной программы социально-экономического развития страны, отдельные аспекты которой были бы обязательны для реализации предприятиями и фирмами госсектора.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переход к программно-целевому бюджетированию в России, как свидетельствует мировой опыт, сложный и достаточно длительный процесс. Длительность перехода связана с необходимостью решения целого ряда организационных, технических и психологических задач. Кроме того, нельзя спешить, ибо форсирование неподготовленных реформ чревато противоположными намеченным результатами, прежде всего потерей контроля над частью государственных расходов, снижением их эффективности, ростом коррупции.

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., Academia, 1999.

2. Грицюк Т.В. Система государственного и муниципального управления, - М.: РДЛ, 2005.

3. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1997.

4. Шумпетер И. Коммунизм, социализм и демократия. - М.: Экономика,1995.

Основные направления современной технической политики предприятия

к.э. н. Лаптева В. А. МГТУ «МАМИ»

За годы экономических реформ в России промышленные предприятия длительное время находились, если так можно выразиться, в состоянии анабиоза. При резко упавших заказах, почти полном отсутствии инвестиций накопилось огромное количество морально устаревшего производственного оборудования. Устарели и применявшиеся технологии.

Сегодня, при переходе к росту российского машиностроения, обновление средств производства стало объективно необходимо. Даже не специалисту ясно, что если на предприятии, в народном хозяйстве в целом не будет осуществляться процесс возмещения морально и физически изношенных средств производства, то невозможным окажется сначала расширенное, а затем и простое воспроизводство, а тем более освоение новых, конкурентоспособных видов продукции.

Современный этап развития экономики нашей страны требует повышенного внимания к совершенствованию планирования процессов воспроизводства основных фондов в масштабах как крупных промышленных фирм, так и небольших предприятий. Тезис о том, что этот процесс должен носить плановый, упорядоченный, системный характер сегодня едва ли вызывает сомнения у специалистов, руководителей и собственников предприятий. Эта проблема приобретает особую актуальность на фоне резкого обострения проблем обеспечения экономической и военной безопасности страны.

Во-первых, возрастает значение процессов воспроизводства в обеспечении сбалансированности развития производственного комплекса страны и региона, необходимость углубле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.