Научная статья на тему 'Использование системы бережливого производства Лин с целью повышения эффективности предприятия'

Использование системы бережливого производства Лин с целью повышения эффективности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутузова М. В.

В данной статье изложена концепция бережливого производства, выделены виды потерь, изложены пять основных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование системы бережливого производства Лин с целью повышения эффективности предприятия»

3. Децентрализация управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kylbakov.ru/page591/page615/index.html.

4. Клейнер Г. За границами демократии. Кто и как управляет российскими предприятиями [Электронный ресурс]. - 2001. - Режим доступа: http ://www.kleiner.ru/arpab/demokr. html.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ЛИН С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Кутузова М.В.*

Филиал Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского, г. Вязьма

В данной статье изложена концепция бережливого производства, выделены виды потерь, изложены пять основных принципов.

В период высочайшей конкуренции и обостряющегося кризиса, у предприятий всего мира нет другого пути, чем, используя лучшие мировые технологии менеджмента, создавать продукты и услуги, максимально удовлетворяющие клиентов по качеству и цене. Одной из таких технология выступает система бережливого производства Лин.

В середине 1950-х годов Тайити Оно начал выстраивать особую систему организации производства в Toyota Motor Corporation, названную Производственная система Toyota или Toyota Production System (TPS). Система Toyota стала известна как Lean production, Крупнейшие мировые компании успешно используют опыт Toyota: Alcoa, Boeing, United Technologies (США), Porsche (Германия), Инструм-рэнд (Россия) и многие другие.

Сначала концепцию бережливого производства применяли в автомобилестроении. Затем концепция была адаптирована к условиям непрерывного производства, а потом в торговле, сфере услуг, коммунальном хозяйстве, здравоохранении (в т.ч. аптеках), вооружённых силах и государственном секторе. Теперь при помощи бережливого производства оптимизируют сферу услуг и процесс общения потребителя и поставщика, процесс доставки и обслуживания продукции. Во многих странах распространению бережливого производства оказывается государственная поддержка. Одной из крупнейших площадок по обмену передовым опытом бережливого производства являются Российские Лин Форумы (c 2011 года - Российские форумы), которые проходят ежегодно, начиная с 2006 года.

Предприятия Российской Федерации, которые первыми начали применять методы бережливого производства: Группа «ГАЗ», РУСАЛ, ЕвразХол-

* Старший преподаватель кафедры «Менеджмент».

динг, Еврохим, В СМПО-АВИСМА, ОАО «Соллерс» («УАЗ», «ЗМЗ»), КАМАЗ, НефАЗ, Сбербанк России и др. Настоящим прорывом стала целевая программа внедрения Lean, принятая правительством Татарстана.

Отправная точка бережливого производства - ценность для потребителя. С точки зрения конечного потребителя, продукт (услуга) приобретает действительную ценность только в то время, когда происходит непосредственная обработка, изготовление тех элементов. Сердцем бережливого производства является процесс устранения потерь, которые по-японски называются словом «муда».

Муда - это одно из японских слов, которое означает потери, отходы, то есть любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. Например, потребителю совершенно не нужно чтобы готовый продукт или его детали лежали на складе. Тем не менее, в традиционной системе управления складские издержки, а также все расходы, связанные с переделками, браком, и другие косвенные издержки перекладываются на потребителя.

В соответствии с концепцией бережливого производства всю деятельность предприятия можно классифицировать так:

1. Операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя.

2. Операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Следовательно, всё, что не добавляет ценности для потребителя, с точки зрения бережливого производства, классифицируется как потери, и должно быть устранено.

Тайити Оно (1912-1990), выделил 7 видов потерь:

- потери из-за перепроизводства;

- потери времени из-за ожидания;

- потери при ненужной транспортировке;

- потери из-за лишних этапов обработки;

- потери из-за лишних запасов;

- потери из-за ненужных перемещений;

- потери из-за выпуска дефектной продукции.

Джеффри Лайкер, который активно исследовал производственный опыт Toyota, указал в книге «Дао Toyota» 8-й вид потерь:

- нереализованный творческий потенциал сотрудников. Потери времени, идей, навыков, возможностей усовершенствования и приобретения опыта из-за невнимательного отношения к сотрудникам, которых вам некогда выслушать.

Также принято выделять ещё 2 источника потерь - мури и мура, которые означают соответственно «перегрузку» и «неравномерность»:

Мура - неравномерность выполнения работы, например колеблющийся график работ, вызванный не колебаниями спроса конечного потребителя, а скорее особенностями производственной системы, или неравномерный темп работы по выполнению операции, заставляющий операторов сначала спешить, а затем ждать. Во многих случаях менеджеры способны устранить не-

равномерность за счёт выравнивания планирования и внимательного отношения к темпу работы.

Мури - перегрузка оборудования или операторов, возникающая при работе с большей скоростью или темпом и с большими усилиями в течение долгого периода времени - по сравнению с расчетной нагрузкой (проект, трудовые нормы). Джим Вумек и Дэниел Джонс в книге «Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании» излагают суть бережливого производства в виде пяти основных принципов:

1. Определить ценность конкретного продукта.

2. Определить поток создания ценности для этого продукта.

3. Позволить потребителю вытягивать продукт.

4. Обеспечить непрерывное течение потока создания ценности продукта.

5. Стремиться к совершенству.

Другие принципы:

- Превосходное качество (система ноль дефектов, обнаружение и решение проблем у истоков их возникновения);

- Гибкость;

- Установление долговременных отношений с заказчиком (путем деления рисков, затрат и информации).

Тайити Оно писал, что производственная система компании Toyota стоит на двух «китах» (которые часто называют «столпами TPS»): системе дзи-дока и «точно вовремя».

1. принцип «точно вовремя» (just-in-time);

2. принцип автономизации (autonomation), или автоматизации с использованием интеллекта. Также известен как «дзидока», что означает встраивание качества.

Принцип «точно вовремя» заключается в том, что во время производственного процесса необходимые для сборки детали оказываются на производственной линии строго в тот момент, когда это нужно, и в строго необходимом количестве. В результате компания, последовательно внедряющая подобный принцип, может добиться сведения к нулю складских запасов.

Второй принцип, на который опирается бережливое производство, называется «автономизацией» (autonomation). Автономизация исключает перепроизводство, важную составляющую производственных потерь, и предотвращает производство дефектной продукции. Алгоритм внедрения (по Джиму Вумеку):

1. Найти проводника перемен (нужен лидер, способный взять на себя ответственность);

2. Получить необходимые знания по системе Лин (знания должны быть получены из надежного источника);

3. Найти или создать кризис (хорошим мотивом внедрения Лин служит кризис в организации);

4. Составить карту всего потока создания ценности для каждого семейства продуктов;

5. Как можно быстрей начинать работу по основным направлениям (информация о результатах должна быть доступна персоналу организации);

6. Стремиться немедленно получить результат;

7. Осуществлять непрерывные улучшения по системе Кайдзен (переходить от процессов создания ценностей в цехах к административным процессам).

Типичные ошибки при внедрении бережливого производства

Установлено семь видов основных ошибок:

- Непонимание роли руководства при внедрении системы Лин.

- Построение «Системы», не обладающей необходимой гибкостью.

- Начало внедрения не с «основ».

- Изменяются рабочие места, но не меняются привычки.

- Все измерять (собирать данные), но ни на что не реагировать.

- «Паралитический анализ» (бесконечный анализ ситуации, вместо непрерывных улучшений).

- Обходиться без поддержки.

В целом использование принципов бережливого производства может дать значительные эффекты. Применение инструментов и методов бережливого производства позволяет добиться значительного повышения эффективности деятельности предприятия, производительности труда, улучшения качества выпускаемой продукции и роста конкурентоспособности без значительных капитальных вложений.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

© Матакаева Ф.Ю.*

Южно-Российский институт-филиал Российской академии

народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

Организационно-экономические формы корпоративного бизнес сообщества - как по своей природе, так и институционально, - неразрывно связаны с эволюционным развитием предприятия, нацеленным на достижение

* Аспирант кафедры «Налогообложение и бухгалтерский учет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.