Научная статья на тему 'Использование системы "1С: Предприятие 8" в условиях компетентностного подхода в системе высшего образования'

Использование системы "1С: Предприятие 8" в условиях компетентностного подхода в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
214
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ECONOMY / SPECIALIST / EDUCATION / MODERN REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мишина Светлана Викторовна

Приведены требования к профессиональной деятельности экономиста с учетом высокого уровня теоретической подготовки и наличия опыта практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING 1C: ENTERPRISE 8 UNDER A COMPETENCE-BASED APPROACH IN HIGHER EDUCATION OF FUTURE ECONOMISTS

These are the requirements to a career of economist given the high level of theoretical training and the availability of practice experience.

Текст научной работы на тему «Использование системы "1С: Предприятие 8" в условиях компетентностного подхода в системе высшего образования»

УДК 330.42

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ "1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8" В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

С.В. Мишина

Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунариев, д. 28

Приведены требования к профессиональной деятельности экономиста с учетом высокого уровня теоретической подготовки и наличия опыта практической деятельности.

Ключевые слова: экономика, специалист, образование, современные требования.

USING 1C: ENTERPRISE 8 UNDER A COMPETENCE-BASED APPROACH IN HIGHER

EDUCATION OF FUTURE ECONOMISTS

S.V. Mishina

Yelets State University named after Ivan Bunin, 399770, Lipetsk region, Yelets, Communariev St., 28 These are the requirements to a career of economist given the high level of theoretical training and the availability of practice experience.

Keywords: economy, specialist, education, modern requirements.

Профессиональная подготовка конкурентоспособного специалиста, компетентного в области своей профессиональной деятельности, обладающего вместе с тем широким научным и социокультурным кругозором, имеющего опыт практической деятельности, выступает ключевой целью современного профессионального образования будущих выпускников.

К современной системе профессиональной подготовки экономических кадров предъявляются достаточно высокие требования, данный кластер высшего образования находится под особым вниманием Министерства образования и науки РФ в связи с тем, что далеко не всегда результаты профессионального образования отвечают запросам, сложившимся на рынке труда. Современные требования к профессиональной деятельности экономиста включают в себя не только высокий уровень теоретической подготовки, но и наличие опыта практической деятельности, в том числе в сфере решения организационных, управленческих и социальных проблем. Современный работодатель обращает внимание, прежде всего на такие способности молодого специалиста в сфере экономики, как умение принимать управленческие решения, совершать выгодные сделки, прогнозировать и управлять рисками, применять инновационные технологии в работе с информацией, в коммуникации с клиентами,

сотрудниками. Важное значение имеют также индивидуальные качества личности экономиста, определяющие эффективность его профессиональной деятельности, такие как предприимчивость, самоконтроль, коммуникабельность, надежность и пр.

Современная система высшего образования ориентирована на реализацию установок компетентностного подхода, согласно которому в рамках профессиональной подготовки артикулируется не только овладение теоретическими основами будущей профессии и основами практической деятельности, но и формирование профессионально значимых качеств. Вместе с тем, можно констатировать, что современная система высшего образования пока еще находится на стадии перехода к установкам компетентностного подхода, часто опираясь на традиции так называемого знаниевого подхода. Неслучайно, в ряде социологических исследования (О.И. Дудина, В.А. Зеленков, О.О. Мартыненко, И.П. Черная, А.М. Шмаров) отмечается, что владеют теоретическими знаниями около 70-80% молодых специалистов, однако способными применять полученные знания на практике, осуществлять аналитическую, управленческую деятельность, эффективно взаимодействовать с клиентами и коллегами способны только 30-35% выпускников.

1 Мишина Светлана Викторовна - ассистент кафедры экономики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, тел.: 8(9601)52-02-020, ётКогтепко(а)таИги

Таким образом, в контексте решения задач профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, актуальным будет исследование путей и способов формирования его профессионально значимых качеств.

Естественный ход развития и совершенствования системы высшего образования в РФ в области информационных технологий сопровождается огромным интересом к программным продуктам линейки "1С". Многолетняя практика использования данных продуктов в учебных заведениях объясняется довольно естественными причинами:

- прикладные решения "1С" необходимы современному специалисту и являются весьма массовыми программными продуктами;

- платформа "1С: Предприятие 8" позволяет демонстрировать современные подходы и технологии программирования при создании прикладных продуктов;

- продукты линейки "1С" имеют комплексный подход к решению поставленных задач и являются развивающимися в ногу со времени системами;

- программные продукты "1С" традиционно имеют достаточно хорошую информационную и методическую поддержку;

- компания "1С" и ее партнерская сеть прилагают громадные усилия для поддержки процесса обучения и доступности ее решений в образовательном процессе.

Платформа "1С: Предприятие 8", благодаря заложенным в нее инновационным принципам, достаточно удачно вписывается в учебные планы образовательной организации. Использование данной системы позволяет применять на практике те знания и навыки, которые формируются при изучении других более "теоретических" курсов, а также предоставляет достаточную гибкость в выборе форм обучения, разумном сочетании обязательных и не обязательных дисциплин. Все это положительным образом сказывается на конкурентоспособность будущих выпускников.

Знакомство студентов с платформой "1С: Предприятие 8" начинается на 2 курсе, когда подготовлен фундамент основ математики, экономики и организации учета.

Знакомясь с принципами построения и функционирования системы "1С: Предприятие 8", типовыми и отраслевыми конфигурациями, студенты получают практическую возможность закрепить полученные ранее теоретические знания, увидеть разнообразие и сложность учетных задач, различные подходы к организации учета, увлечься возможностями решения реальных прикладных задач.

Система программ "1С: Предприятие 8" включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе. Гибкость платформы позволяет применять "1С: Предприятие 8" в самых разнообразных областях экономической и организационной деятельности предприятия являясь универсальной системой автоматизации. Поскольку такая деятельность может быть довольно разнообразной, система "1С: Предприятие" может приспосабливаться к особенностям конкретной области деятельности, в которой она применяется. Для обозначения такой способности используется термин конфигурируемость, то есть возможность настройки системы на особенности конкретного предприятия и класса решаемых задач. Это достигается благодаря тому, что "1С: Предприятие" - это не просто программа, существующая в виде набора неизменяемых файлов, а совокупность различных программных инструментов, с которыми работают пользователи и разработчики. Именно последним и адресована эта статья, которая направлена на описание некоторых подходов автоматизации учета в организациях.

Основная идея заключается в построении оперативных учетных и управленческих решений. Оперативный учет традиционно считается достаточно простым для изучения. Структура и механизмы работы регистров накопления наиболее привычны и понятны по сравнению с регистрами бухгалтерии или расчета, однако решаемые с их помощью задачи обычно достаточно сложны. Поэтому задачи по оперативному учету наиболее сложные с точки зрения построения логики решения. Реализация этих задач требует творческого подхода к проектированию объектов конфигурации, умения программировать (составлять алгоритмы) на встроенном языке, а также эффективно построить запрос к информационной базе и обработать его результат. Именно последнее и демонстрируется в данной статье.

Перед нами ставится следующая задача:

Пусть в базе данных есть документ «ПродажаТоваров», который имеет табличную часть «Товары» и ряд реквизитов [1, С.119], описываемых таблице 1.

В базе также находится регистр накопления «ОстаткиНоменклатуры», который имеет измерения и ресурсы, описанные в табл.2 и регистраторами которого являются документы «ПоступлениеТоваров» и «ПродажаТоваров».

Нам необходимо построить запрос, использующий реальную таблицу документа «Документ.ПродажаТоваров.Товары» и виртуальную таблицу регистра накопления «Регист-рНакопления .ОстаткиНоменклатуры.Остатки». Данный запрос будет необходим для определения наличия остатков товара, указанного в таб-

Использование системы "1С: Предприятие 8" в условиях компетентностного подхода ..

личной части документа, на складе, указанного в реквизите документа.

Таблица 1 - Описание документа «Продажа-Товаров»

Таблица 2 - Описание регистр накопления «ОстаткиНоменклатуры»

Чтобы реализовать данный механизм нам понадобится пакет запросов. Пакетный запрос - это несколько запросов, описанных как один большой запрос. Эти запросы выполняются последовательно один за другим. Любой промежуточный результат в ходе выполнения всей цепочки включённых запросов может быть помещён во временную таблицу. При такой структуре любой запрос может обратиться к этим промежуточным данным. Важно то, что результаты любого запроса, помещённые во временную таблицу, могут быть использованы неоднократно. При этом больше не нужно прописывать одно и тоже несколько раз.

Для создания пакетного запроса в системы "1С: Предприятие 8" используется предложение ПОМЕСТИТЬ.

При построении пакета запросов мы будем использовать «Консоль запросов». Инструмент «Консоль запросов» представляет собой внешнюю обработку и предназначен для составления и исполнения запросов в режиме «1С: Предприятие». Данная обработка предназначена в основном для разработчиков конфигураций и специалистов по внедрению.

При разработке запросов в конфигураторе, всегда требуется проводить отладку запроса на пользовательских данных. Данная об-

работка позволяет разрабатывать запрос (или пакет запросов) параллельно с просмотром, полученного результата. При работе с ней в толстом клиенте можно воспользоваться конструктором запросов, как и при работе в конфигураторе. Возможности по анализу результата запроса включают:

- вывод данных временных таблиц;

- замер времени выполнения запроса и числа строк;

- подсветку указанных ячеек в результате запроса;

- интерактивное сравнение двух результатов запроса (только в толстом клиенте);

- вывод результата запроса в новом окне;

- вывод плана выполнения запроса, а также SQL-текст запроса, сформированного в СУБД.

После завершения отладки текст запроса можно перенести в код (с помощью команды формирования текста запроса для конфигуратора) или в отчеты конфигурации. К сервисным возможностям относится работа сразу с несколькими запросами (пакет запросов), сохранение текста и параметров запросов в файле, автосохранение, экспорт результатов запроса в табличный документ и другое.

Реализацию нашей задачи начнем с добавления новой ветви к дереву запросов посредством вызова контекстного меню и выбора пункта «Добавить» инструмента «Консоль запросов».

В качестве таблицы-источника выберем таблицу «Документ.ПродажаТоваров.Товары». Из данной таблицы выберем необходимые для нас выходные поля - ПродажаТоваровТовары. Номенклатура, ПродажаТоваровТовары. Ссылка. Склад и ПродажаТоваровТовары. Количество. На закладке Условия укажем параметр отбора: ПродажаТоваровТовары. Ссылка = &Ссылка.

Так как в табличную часть документа могут попасть и услуги, то нам необходимо наложить условие на вид номенклатуры:

ПродажаТоваровТовары. Номенклатура. ВидНоменклатуры < >

ЗНАЧЕНИЕ (Перечисление. Виды-Товаров. Услуга).

Часто возникают случаи, когда значения некоторых полей табличной части документа могут повторяться [3, С.434]. Для исключения ошибки в запросе мы сгруппируем записи и воспользуемся агрегатной функцией СУММА:

ВЫБРАТЬ СУММА (ПродажаТова-ровТовары.Количество) КАК Количество

СГРУППИРОВАТЬ ПО

ПродажаТоваровТовары.Номенклатура,

ПродажаТоваровТовары. Ссылка.Склад

РЕКВИЗИТ ДОКУМЕНТА ТИП РЕКВИЗИТА

Контрагент СправочникСсылка. Контрагенты

Склад СправочникСсылка. Склады

СуммаДокуме н-та Число (длина 15, точность 2)

РЕКВИЗИТ ТАБЛИЧНОЙ ЧАСТИ ТИП РЕКВИЗИТА

Номенклатура СправочникСсыл-ка.Номенклатура

Количество Число (длина 15, точность 2)

Цена Число (длина 15, точность 2)

Сумма Число (длина 15, точность 2)

ИЗМЕРЕНИЯ РЕГИСТРА ТИП ИМЕРЕНИЯ

Номенклатура СправочникСсылка.Номенклатура

Склад СправочникСсылка. Склады

РЕСУРС РЕГИСТРА ТИП РЕСУРСА

Количество Число (длина 15, точность 2)

Сумма Число (длина 15, точность 2)

Теперь на закладке Дополнительно сохраняем результат нашего запроса в виде временной таблицы «ТабДок» ПОМЕСТИТЬ ТабДок Далее можем перейти к очередному этапу сборки запроса. Для этого перейдем на закладку Пакет запросов и добавим еще один запрос [2, стр. 458]. Именно в этом запросе мы реализуем соединение нашей временной таблицы «ТабДок» и виртуальной таблицы «Регист-рНакопления.ОстаткиНоменклатуры.Остатки». Для этого в табличной модели базы данных выберем таблицы «ТабДок» и «РегистрНакоп-ления .ОстаткиНоменклатуры.Остатки».

Для виртуальной таблицы укажем параметр &Момент, связанный с временем ее построения. Теперь приступим к наложению связей при соединении наших таблиц-источников [3, стр. 542]. С прикладной точки зрения временную таблицу «ТабДок» будем считать ведущим источником, а виртуальную таблицу остатков - ведомым

ЛЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ РегистрНакоп-ления .ОстаткиНоменклатуры.Остатки (&Момент) КАК ОстаткиНоменклатурыОстат-ки.

ПО ТабДок.Номенклатура = ОстаткиНо-менклатурыОстатки.Номенклатура.

При написании запроса необходимо наложить условие на виртуальную таблицу, которое касается отбора по значениям измерений. Такое условие должно накладываться в параметрах виртуальной таблицы [4, С. 374] (Номенклатура, Склад) В (ВЫБРАТЬ

ТабДок.Номенклатура, ТабДок.Склад

ИЗ ТабДок КАК ТабДок) В заключении, для максимального быстродействия, необходимо построить индекс во временной таблице «ТабДок» именно по полям отбора. Тогда система еще быстрее будет строить виртуальную таблицу по нашему условию ИНДЕКСИРОВАТЬ ПО Номенклатура, Склад

В результате всех действий получим запрос следующего вида: ВЫБРАТЬ ПродажаТоваровТовары.Номенклатура КАК Номенклатура,

ПродажаТоваровТовары. Ссылка.Склад КАК Склад,

СУММА(ПродажаТоваровТовары.Коли чество) КАК Количество

ПОМЕСТИТЬ ТабДок ИЗ Документ.ПродажаТоваров.Товары КАК ПродажаТоваровТовары

ГДЕ

ПродажаТоваровТовары.Ссылка = &Ссылка

И ПродажаТоваровТова-ры.Номенклатура.ВидНоменклатуры <>

ЗНАЧЕНИЕ(Перечисление.ВидыТоваров. Услуга)

СГРУППИРОВАТЬ ПО ПродажаТоваровТовары.Номенклатура, ПродажаТоваровТовары. Ссылка.Склад ИНДЕКСИРОВАТЬ ПО Номенклатура, Склад; ВЫБРАТЬ ТабДок.Номенклатура, ТабДок.Склад, ТабДок.Количество,

ЕCTЬNULL(ОстаткиНоменклатурыОста тки.КоличествоОстаток, 0) КАК

КоличествоОстаток, ЕСТЬNULL(ОстаткиНоменклатурыОста тки.СуммаОстаток, 0) КАК СуммаОстаток ИЗ ТабДок КАК ТабДок ЛЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ РегистрНакоп-ления .ОстаткиНоменклатуры.Остатки( &Момент,

(Номенклатура, Склад) В (ВЫБРАТЬ

ТабДок.Номенклатура, ТабДок.Склад

ИЗ ТабДок КАК ТабДок)) КАК ОстаткиНоменклатурыОстатки ПО ТабДок.Номенклатура = Остатки-НоменклатурыОстатки.Номенклатура

Литература

1. Хрусталева Е.Ю. Язык запросов «1С: Предприятие 8» / Е.Ю. Хрусталева. - М.: ООО «1С-Паблишинг», - 2013. - 369 с.: ил. - (Библиотека разработчика).

2. М.Г. Радченко, Е.Ю. Хрусталева 1С: Предприятие 8.3. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы» / М.Г. Радченко, Е.Ю. Хрусталева - М.: ООО "1С-Паблишинг", - 2013; -964 с.: ил. - (Библиотека разработчика).

3. Габец А.П., Гончаров Д.И., Козырев Д.В., Кух-левский Д.С., Радченко М.Г. Профессиональная разработка в системе 1С: Предприятие 8. Под ред. М.Г. Радченко / Габец А.П., Гончаров Д.И., Козырев Д.В., Кухлевский Д.С., Радченко М.Г. - М.: ООО «1С-Паблишинг», - 2013. - 808 с. :ил. - (Библиотека разработчика).

4. Хрусталева Е.Ю. Разработка сложных отчетов в «1С: Предприятие 8». Система компоновки данных / Е.Ю. Хрусталева. - М.: ООО «1С-Паблишинг», -2012. - 484 с.: ил. - (Библиотека разработчика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.