Научная статья на тему 'Использование системно-деятельностного подхода в процессе формирования УУД на уроках математики'

Использование системно-деятельностного подхода в процессе формирования УУД на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ / LESSON OF LEARNING NEW KNOWLEDGE / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION CONTENT (CULTURE CONTENT / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ / ПРЕДМЕТНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ / SUBJECT MODALITIES) / ПРАВИЛА УМНОЖЕНИЯ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ НА 10 / RULES OF MULTIPLYING DECIMALS IN 10 / 100 / 1000 / LOGICAL THINKING / COMMUNICATIVE SKILLS/SPEECH / UNIVERSAL LEARNING ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тульчинская Е. Е.

В процессе реализации ФГОС важно не только ориентироваться на новые формы организации обучения, но и использовать сложившуюся систему уроков, освобождаясь от стереотипов, и привлекая элементы конструирования, игры, сотрудничества в целях развития у школьников интеллектуальных способностей, логического мышления, познавательной активности. Автор рассказывает о формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 5-м классе (на примере урока «Умножение десятичных дробей»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of system-activity approach during the process of forming Universal Learning Actions (ULA) at the Math lessons

In the process of FSES realization it's important not only be oriented to new forms of organization the education but to use the existed system of lessons at the same time try to release from stereotypes, to use constructing elements, game, collaboration in order to develop intellectual abilities, logical thinking, cognitive activity among schoolchildren. The author tells about forming universal learning actions at the Math lessons of the 5th form (as the example the lesson “multiplication of decimal fractions”).

Текст научной работы на тему «Использование системно-деятельностного подхода в процессе формирования УУД на уроках математики»

НИ.......У.......ИИ1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Елена Ефимовна Тульчинская,

учитель высшей категории ГБОУ «Гимназия № 1504», г. Москвы, кандидат педагогических наук

• урок изучения новых знаний • содержание образования (культурологический состав, предметные модальности) • правила умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000

• логическое мышление • коммуникативные навыки/речь • универсальные учебные действия

На примере урока математики в 5-м классе «Умножение десятичных дробей» рассмотрим, как формируются у школьников универсальные учебные действия.

Цель урока: разработать с учащимися алгоритм и правило умножения десятичных дробей. Для достижения поставленной цели учитель с ребятами вспомнили: умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000, как изменяется произведение чисел при увеличении каждого из множителей в 10, 100, 1000 раз. Система заданий, предложенная учащимся на уроке, позволила разработать им с минимальной помощью учителя алгоритм умножения десятичных дробей. С помощью мультимедийного приложения к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика 5» учитель осуществил фронтальную проверку и коррекцию знаний.

Данный урок является классическим по своему типу, поэтому сначала изложим алгоритм его проведения. Дидактическая инновация в его содержании касается использования предметных модальностей как реализации идеи предметности обучения, о которых неоднократно говорилось на страницах журналов [1], в том числе журнала «Школьные технологии» [2, 3, 4, 5, 6]. Здесь приведём необходимые определения. Под предметностью обучения понимается замысел о форме и способе распредмечи-

вания цели обучения (например, на уроке) посредством содержания образования [1], в состав которого включаются, согласно культурологической теории содержания образования, четыре элемента: а) знания о природе, обществе, технике, способах деятельности, человеке, искусстве; б) опыт репродуктивной деятельности — выполнение работ по образцу и в знакомой ситуации; в) опыт творческой деятельности; г) опыт эмоционально-ценностного отношения к людям, к миру, к себе, к действительности (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер).

Этот состав является инвариантным, но его использование носит вариативный характер, т.е. учебный материал можно изучать, начиная со знаний (знаниевая модальность), с опыта деятельности (деятельност-ная модальность), с открытия ценностной стороны знания (ценностная модальность), с обращения к личностному опыту ученика (субъектно-личностная модальность) [1]. В гимназии № 1504 опыт использования идеи предметности обучения на основе предметных модальностей освоен давно и применяется в реализации образовательных стандартов [2, 3, 4, 5, 6, 7].

Для целостного представления данного урока приведём его алгоритм как технологию обучения, пригодную для условий классно-урочной системы.

1. Определить тему урока, тип и структуру урока, чтобы была органическая связь таких дидактических задач, как: постановка цели урока; актуализация опорных знаний и опыта учащихся; изучение нового материала; закрепление и применение новых знаний; систематизация знаний; рефлексия деятельности. С позиций системно-деятель-ностного подхода требуются максимальная самостоятельность и активность учащихся в постановке цели урока.

2. Учебный материал должен быть максимально ориентирован на формирование запланированных УУД — предметных и мета-предметных, в освоении которых следует отдавать предпочтение сначала навыку как быстрой ориентировке в правилах умножения и деления на 10, 100, 1000 и т.д. Стимулировать самостоятельное формулирование учащимися правил решения.

3. Высокая плотность учебного материала и рациональность его размещения относительно сцепления предметных модальностей; это исключает случайность привлекаемых заданий, задач, упражнений, усиливает целенаправленность деятельности, поддерживает мотивацию и внимание учащихся. Использовать не только решение примеров (упражнений), но и опору на первичность прогноза («что будет, если...»). Рациональность размещения означает:

а) опору на принцип систематичности;

б) группировку заданий относительно конкретной дидактической или методической задачи с учётом использования всех элементов культурологического состава содержания, о которых говорилось; и в) исключение монотонности (однообразия примеров) учебного материала. Это достигается сцеплением разных модальностей.

4. Сочетать решение задач и заданий со словесным описанием и объяснением выполняемой деятельности (ориентация на функции научного знания — описательную, объяснительную, предсказательную), используя лексические структуры «что, где, когда, сколько, как?», «отчего, почему, зачем?», «что будет, если..?».

5. Использовать методы и приёмы обучения, развивающие оперативность и гибкость знаний как важнейших составляющих таких качеств знаний, как действенность и проч-

ность, сочетая контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. На каждом этапе урока чётко фиксировать сформированные УУД.

6. Стараться идти вперёд быстрым темпом, отдавая предпочтение общему перед частным, учить обобщениям, переносу знаний и навыков в новые ситуации, закрепляя универсальные учебные действия осознанием цели урока (на этапе рефлексии) и путей её достижения.

7. Использовать рефлексию (индивидуальную, групповую) в целях самооценки, развития адекватного восприятия информации, логического мышления как гуманитарных составляющих процесса изучения математики.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Задачи урока:

1. Образовательные: обобщить знания учеников о десятичных дробях; вспомнить, что десятичная дробь записывается позиционным способом; повторить правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

2. Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать; формировать навыки оценивания и самооценивания; развивать познавательный интерес к предмету, математическую речь учащихся.

3. Воспитательные: воспитывать навыки коммуникации в работе, формировать умение слушать другого, уважение к мнению товарища; воспитывать у учащихся нравственные качества: настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.

I этап. Организационный момент

Этот этап включает в себя:

• приветствие учителя;

• подготовку рабочего места учащимися;

• распределение раздаточного материала, листочков для рефлексии и т.д.

II этап. Актуализация мотивов и знаний ученика

НИ.......У.......ИИ1

Правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

Учащимся предлагается собрать пазл путём выполнения устных вычислений.

У каждого учащегося есть карточки, на которых они записывают ответы на предложенные задания и по команде учителя поднимают их. Учитель видит сразу ответы всех учащихся. В случае если есть неверные ответы, задаёт вопрос «Как ты рассуждал?»

III этап. Введение новых знаний

Регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, которые формируются на этом этапе.

Целеполагание как постановка учебно-познавательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Для формирования этого УД учащимся предлагается ответить на вопросы:

• Что мы уже умеем делать с десятичными дробями?

• Что ещё не умеем?

В результате ответов учащихся на поставленные вопросы они формулируют цель урока.

Цель урока: разработать правило умножения десятичных дробей.

Сформулируем предметные модальности:

1. Субъектно-личностная.

2. Знаниевая.

3. Деятельностная.

4. Ценностная.

Вторым регулятивным учебным действием является планирование, которое включает в себя: определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий.

Учитель напоминает учащимся, что на данный момент мы уже умеем умножать нату-

ральные числа, знаем, что десятичные дроби записываются по тем же правилам, что и натуральные числа — позиционным способом — и умеем умножать и делить на 10, 100, 1000 и т.д.

Составляя такой план, учитель показывает, что, опираясь на эти знания, можно разработать правило умножения десятичных дробей.

Следующим учебным действием является прогнозирование — предвосхищение результата.

Учитель напоминает учащимся о том, что способ записи десятичных дробей не отличается от способа записи натуральных чисел, значит, и правило умножения десятичных дробей должно быть очень близко к правилу умножения натуральных чисел.

Четвёртым и пятым учебными действием являются сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия и анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Эти учебные действия относятся к познавательно логическим.

Учитель предлагает ребятам сравнить данные, условия и решения следующих задач и подумать, каким должен быть ответ во второй задаче.

1. Найдите площадь зала прямоугольной формы со сторонами 12 м и 47 м. Решение: 12 х 47 = 564 (м2). Ответ: 564 м2.

2. Найдите площадь кабинета длиной 12 м и шириной 4,7 м.

Решение: 12 х 4,7 = ? Ответ: ?

Если у учащихся возникают затруднения с ответом на поставленный вопрос, учитель предлагает сравнить числа 47 и 4,7 и вспомнить, как изменяется значение произведения, если один из множителей уменьшается в несколько раз.

Учащиеся записывают решения этих задач.

Дальше учитель предлагает выполнить задание № 750 из учебника.

Вычислите, рассуждая аналогично:

а) 1,2 х 47; б) 1,2 х 4,7; в) 12 х 0,47; г) 0,12 х 47; д) 0,12 х 4,7; е) 0,012 х 47.

Для экономии времени на уроке учащимся раздаются в начале урока рабочие листы. При наличии интерактивной доски учитель выводит на доску рабочие листы и одновременно с учащимися записывает ответы.

Рабочий лист

Тема урока__

Вычислите, рассуждая аналогично:

г) 0,12x47 = _

д) 0,12x4,7 = ,

е) 0,012x47= ,

а) 1,2x47 =_

б) 1,2x4,7 =_

в) 12x0,47 =_

Продолжаем формирование таких познавательных УУД, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

Учащимся предлагается выполнить задание № 751 из учебника.

Продолжаем наблюдение и анализ на более сложных примерах.

Учитель предлагает ребятам посмотреть на задания № 752 и ответить на вопрос: «<В чём идёт усложнение в этих заданиях относительно предыдущих?»

Вычислите:

1) 356x34 = __; 2) 1073x81 = _; 3) 74x625 = _; 3,56x3,4 =_ 1,073x8,1 = __ 0,074x6,25 = __

Учащиеся отвечают: «В этих заданиях нельзя выполнить вычисления устно. Необходимы вычисления в столбик».

Учитель демонстрирует № 752 (1, 3).

На данном этапе урока появляется возможность формирования такого УУД, как синтез (обобщение) — составление целого из частей, которое относится к логическим познавательным учебным действиям.

Вычислите:

13x4 = __ 16x3 = __ 15x6 =

1,3x4 = 16x0,3 = 0,15x6 =

0,13x4 = __ 1,6x3 = __ 1,5x0,006 =

13x0,4 = __ 16x0,03 = __ 0,15x0,06 =

13x0,04 = 1,6x0,3 = 0,015x6 =

1,3x0,4 = __ 1,6x0,03 = __ 0,015x0,06 =

1,3x0,04 = __ 0,16x3 = __ 0,15x0,006 =

0,13x0,4 = 0,16x0,3 = 0,00015x6 =

0,13x0,04 = 0,16x0,03 = 15x0,0006 =

Для экономии времени на уроке учащиеся продолжают записывать ответы в рабочих листах, а учитель показывает презентацию. При наличии интерактивной доски учитель работает на ней.

Рабочий лист (продолжение)

Для этого учитель предлагает учащимся проанализировать, как они выполняли предыдущие задания, и постараться сформулировать правило умножения десятичных дробей.

При формулировке правила учащимися мы решаем ещё одну важную задачу — формируем у детей ещё одно общеучебное УУД — осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Учитель предлагает учащимся сравнить свои формулировки с правилом в учебнике, и тем самым формирует у учащихся такое регулятивное учебное действие как контроль — сличение с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вычислите:

О ©

13x4 = ; 15x6 =

1,3x4 = ; 0,15x6 =

0,13x4= 1,5x0,006 =

13x0,4 = 0,15x0,06 =

13x0,04 = 0,015x6 =

1,3x0,4 = 0,015x0,06 =

1,3x0,04 = 0,15x0,006 =

0,13x0,4 = 0,00015x6 =

0,13x0,04 = 15x0,0006 = .

Заметим, что здесь же формируется такое коммуникативное УУД, как способность принимать участие в дискуссии, в частности, умение выслушать, не перебивая, своего товарища, понять его точку зрения.

IV этап. Первичное закрепление

Первичное закрепление проводим в 3 этапа:

1. Демонстрация образца записи решения учителем (№ 753 а).

а) 31,54- 32.

НИ.......У.......ИИ1

2. Выполнение заданий учащимися под наблюдением учителя у доски. (Поочерёдно вызываются двое сильных учеников для выполнения заданий № 753 б и г).

б) 61- 3,245; г) 60, 5- 4,8.

При выполнении данных заданий, ученики обязательно проговаривают правило.

3. Самостоятельная работа

Подробно остановимся на 3-м этапе первичного закрепления — выполнении самостоятельной работы.

На данном этапе учащимся предлагается выполнить задания из сборника И.И. Зубаревой, М.С. Мильштейн и других «Самостоятельные работы 5» (Издательство «<Мнемозина»).

Несколько слов о книге, так как она отличается от привычного для нас сборника самостоятельных работ. Данное пособие содержит самостоятельные работы к каждому уроку. Номер каждой работы состоит из двух чисел: первое число — номер параграфа, второе — номер урока. От урока к уроку уровень сложности работ увеличивается.

Учитель предлагает ребятам выполнить задание № 1 из первого варианта работы С-43.1.

Вариант 1

1. Выполните умножение:

а) 3,24 х 0,43; б) 13, 16 х 3,5.

После выполнения заданий учащимися учитель организует самопроверку. Для этого могут быть использованы материалы диска «Электронное сопровождение к УМК «<Математика 5».

В ходе проверки формируется такое УУД, как контроль — сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Для этого учитель задаёт вопросы:

• У кого получился другой ответ?

• Объясни, как ты рассуждал? (Ребёнок, проговаривая вслух свои рассуждения, как правило, сам находит свою ошибку).

Таким образом, осуществляется рефлексия и формируются ещё три регулятивных УД:

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия;

• оценка — осознание уровня и качества усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

А также коммуникативные УУД, например, способность принимать участие в дискуссии.

Далее учитель предлагает учащимся выполнить задание № 1 из второго варианта. После их выполнения опять осуществляет фронтальную проверку, тем самым организовывая самоконтроль учащихся.

Вариант 2

1. Выполните умножение:

а) 3,18x0,24 = __; б) 26,17x4,8 = __.

В зависимости от уровня класса, учитель может предложить ребятам выполнить задание № 2 сразу или в дальнейшем ходе урока — сначала из первого, затем из второго вариантов, осуществляя проверку тем же самым способом.

Вариант 1

2. Морж и 3 морских льва имеют массу 1,25 т. Найдите массу моржа, если масса морского льва — 0,105 т.

Вариант 2

2. Масса одного ящика с яблоками и 5-ти ящиков с грушами — 202,5 кг. Какова масса ящика с яблоками, если масса ящика с грушами — 34,8 кг?

V этап. Рефлексия

Учитель задаёт учащимся вопросы:

• Какая у нас была цель урока? (Разработать правило умножения десятичных дробей.)

• Достигли ли мы этой цели?

• Как выполняется умножение десятичных дробей?

VI этап. Домашнее задание

1. Выучите правило умножения десятичных дробей.

2. Решите задания № 754, 767.

Опыт проведения уроков изучения новых знаний при изучении математики с доминантой опоры на активность и самостоятельность учащихся формирует устойчивую потребность к самостоятельному добыванию новых знаний при изучении других дисциплин, а в этих условиях значительно успешнее формируются универсальные учебные действия и общеучебные умения как образовательные универсалии.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5-7-х классах должно быть подчинено главной задаче — формированию логического мышления как системного, основанного на систематических знаниях, ценность которых — в их полноте, глубине и действенности. □

Литература

1. Перминова, Л.М. Предметность обучения как проблема дидактики // Педагогика, 2012. -№ 6.

2. Евтеева, О.В., Калинчук, О.Г. Формирование универсальных учебных действий при изучении литературы и предметов социально-гуманитарного цикла на основе предметности обучения // Школьные технологии, 2013. - № 5.

3. Николаева, Л.Н., Жекова Е.Ю. Дидактические условия реализации образовательных стандартов при изучении русского и иностранного языков // Школьные технологии, 2014. - № 1.

4. Перминова,Л.М., Магомедова,Л.Ф. Отражение

идеи предметности обучения в реализации исследовательского метода при изучении химии // Школьные технологии, 2014. - № 2.

5. Кузьмина, А.А., Донева, Т.Д. Интегрированный урок в контексте предметности обучения // Школьные технологии, 2014. - № 3.

6. Шарай, Н.А., Чекмарева, Т.К. Управление образовательными комплексами в мегаполисе на основе культурно-предметной модальности // Школьные технологии, 2014. - № 3.

7. Круглый стол «Школьные образовательные стандарты: границы возможного» //Школьные технологии, 2014. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.