Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ МЕТОДИК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИСКУССТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ МЕТОДИК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИСКУССТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЩУЩЕНИЕ / РЕБЕНОК / ИГРА / ЯЗЫК / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИСКУССТВЕННЫЙ БИЛИНГВИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шумайлова Анна Сергеевна

Статья посвящена теме применение сенсорных методик при формировании искусственного билингвизма у маленьких детей. В материале рассматривается понятие сенсорное развитие. Автором были рассмотрены типы ощущений. На основании изученных типов сенсорных ощущений были предложены игры для формирования речи и развития иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SENSORY TECHNIQUES IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ARTIFICIAL BILINGUALISM IN CHILDREN AT AN EARLY AGE

The article is devoted to the use of sensory techniques in the formation of artificial bilingualism in young children. The article discusses the concept of sensory development. The author considered the types of sensations. Based on the studied types of sensory sensations, games for the formation of speech and the development of a foreign language were proposed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ МЕТОДИК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИСКУССТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»

Научная статья Original article УДК 37.013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ МЕТОДИК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИСКУССТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

THE USE OF SENSORY TECHNIQUES IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ARTIFICIAL BILINGUALISM IN CHILDREN AT AN

EARLY AGE

Шумайлова Анна Сергеевна, педагог-эксперт в области обучения детей-билингвов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №372 Московского района Санкт-Петербурга

Shumailova Anna Sergeevna, teacher-expert in the field of teaching bilingual children, State budgetary educational institution secondary school No. 372 of the Moskovsky district of St. Petersburg

Аннотация:

Статья посвящена теме применение сенсорных методик при формировании искусственного билингвизма у маленьких детей. В материале рассматривается понятие сенсорное развитие. Автором были рассмотрены

П

Столыпинский вестник

типы ощущений. На основании изученных типов сенсорных ощущений были предложены игры для формирования речи и развития иностранного языка.

Abstract:

The article is devoted to the use of sensory techniques in the formation of artificial bilingualism in young children. The article discusses the concept of sensory development. The author considered the types of sensations. Based on the studied types of sensory sensations, games for the formation of speech and the development of a foreign language were proposed.

Ключевые слова: ощущение, ребенок, игра, язык, развитие речи, искусственный билингвизм.

Keywords: sensation, child, game, language, speech development, artificial bilingualism.

Статья посвящена теме применение сенсорных методик при формировании искусственного билингвизма у маленьких детей. В материале рассматривается понятие сенсорное развитие. Автором были рассмотрены типы ощущений. На основании изученных типов сенсорных ощущений были предложены игры для формирования речи и развития иностранного языка.

Ключевые слова: ощущение. Ребенок, игра, язык, развитие речи, искусственный билингвизм

Мы живем в XXI веке, когда мир активно развиваются, любые границы, территориальные, языковые становятся практически незаметными. Известно, что больше половины жителей планеты Земля ежедневно разговаривают минимум на двух языках. И это не означает, что половина человечества сидит и корпит над учебниками по иностранной литературе, для того чтобы улучшать статистку. Чаще всего ребенок с самого рождения уже знаком с несколькими языками, так как или родители разговаривают на разных языках, или семья владеет одним языком, а среда, в которой они живут, общается на другом. Для формирования качественного билингва используется множество

методик и форм обучения, но самое простое что возможно задействовать для развития двух и более языков это подключение базовых органов чувств. В моей статье я пронаблюдаю как использование сенсорных методик влияет на формирование и развитие искусственного билингвизма у маленьких детей.

Сенсорное развитие ребенка - это метод изучения окружающего среды, в основе которого лежит работа сенсоров. Ощущения дают нам понимание о различных свойствах мира, который нас окружает, и способствуют созданию целостных образов предметов. На каждой стадии развития индивидуума сенсорное развитие имеет свои отличительные особенности. В возрастном диапазоне от рождения до 7 лет происходит образование сенсорных эталонов - четких представлений о величинах, цветах, геометрических фигурах. При образовании сенсорных эталонов ребенок овладевает способам исследования объектов: систематизации по форме, цвету, размеру, их основным признакам. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сенсорное воспитание создает необходимые условия для создания основных функций психики, имеющих важнейшее значение для возможности дальнейшего развития. Они направлено на формирование основных типов ощущений, таких как слуховые, кожные, зрительные, кинестезические, обонятельные, вкусовые, статические, вибрационные, органические и болевые. Такие ученые (Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Д.И. Плаксина) научно доказывали значимость включения сенсорных методик во все процессы и виды детской деятельности, так как успешность физического, умственного, эстетического воспитания в большинстве случаев зависит от того, на сколько развито сенсорное восприятие детей, насколько хорошо ребенок видит, осязает окружающие предметы, слышит, двигается в пространстве.

Большое воздействие сенсорное воспитание оказывает на развитие речи, в частности на ее номинативные функции, на что неоднократно указывал Л.С. Выготский. Развитие речи - это непростой, многоступенчатый психический процесс, ее формирование зависит от множества факторов. Речь начинает

развиваться только тогда, когда мозг ребенка, слух, речевой и двигательные аппараты достигнут достаточного уровня развития. Однако, даже имея в достаточной степени развитый речевой аппарат, хороший физический слух, ребенок не сможет заговорить без языкового окружения. Не имеет значение, сколько ребенок языков изучает, без речевой среды язык развиться не сможет. Мною было замечено, что при формировании искусственного билингвизма у детей в раннем возрасте, необходимо использовать различные методы и способы, для того чтобы язык развивался грамотно и сбалансированно. Допустим, что родители создали языковую среду, ребенок в общении с окружающими на ранних этапах подражает звукам и словам, калькирует их произношение. Но одних повторений недостаточно для развития речи в полном объеме, необходимо связывать язык с восприятием и ощущениями, для формирования конкретных образов. Слово фиксируют представления, полученные сенсорным путем.

Дети в дошкольном возрасте приобретают основные представления из окружающей его предметной среды посредством своих анализаторов. Лингвистическое развитие ребенка непрерывно связано с сенсорным. По своему опыту могу сказать, что сенсорные методики, сенсорные игры помогают развить язык, сделать его глубже, качественнее.

В это статье я рассмотрю каждый тип ощущения отдельно, предложу игры и активности, связанные с этим типом ощущений и выявлю как данные игры воздействуют на развитие искусственного билингвизма.

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия на органы чувств [1]. В психологии ощущения классифицируется по характеру и расположению рецепторов, в зависимости от типа анализатора. Так же ощущения делятся на дистантные, при которых источники находятся на определенной дистанции от поверхности тела

(зрительные) и контактные, появляющиеся в результате взаимодействия предметов с поверхностью кожи (вкусовые).

Мы будем придерживаться классификации типов ощущений согласно разновидности анализатора.

Слуховые ощущения

Слух чрезвычайно важен для человека. С его помощью ребенок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку, воспринимает слова и звуки, воспроизводимые родителями.

Для развития искусственного билингвизма необходимо не только развивать слуховые ощущения, но с их помощью обогащать словарный запас ребенка, знакомить с традициями и культурой народа, язык которого изучается.

Я предлагаю использовать в игре различные музыкальные инструменты с самого раннего детства. С их помощью ребенок слышит разные звуки, тональности, музицировали улучшает координацию, развивает внутренний ритм, что положительно влияет на изучение второго и последующих языков. Помимо вышеперечисленных плюсов, я хочу отметить, что внедряя музыкальные инструменты в игры на иностранном языке, ребенок знакомиться с названиями инструментов, с акустическими признаками звука, такими как высота, тембр, сила, длительность. К примеру можно взять песенку - игру с колокольчиком «Jingle jingle little bell».

Продолжая разговор про музыкальные инструменты, я советую создавать музыкальные сенсорные коробки, в которые могут быть наполнены предметами, которые издают разные звуки. Для наполнения можно использовать музыкальные инструменты, емкости с бусинками или крупами, которые можно трясти, столовые приборы и кухонную утварь, выполненную из разных материалов. Как я писала ранее, язык развивается наглядно и действенным путем. Когда ребенок самостоятельно может исследовать и

слушать разные звуки, наблюдать за тем как меняются их признаки, тогда он может превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.

Для маленьких детей, которые только знакомятся с различными животными, актуальна будет игра «Скажи, что слышишь». Ребенку предлагается послушать звуки животных, необходимо определить какое животное издает тот или иной звук. В развитии билингвизма очень важно играть в такие игры, потому что в каждом языке звуки животных звучат по -разному, к примеру в русском собака гавкает «Ваф, Ваф», в английском «Bow Bow», в немецком «Wau Wau» и т.д.

Слуховые прятки, еще одна игра, о которой нужно сказать отдельно. В этой игре ребенок не только ищет кого-то, тренируясь ориентироваться в пространстве, но еще и учиться понимать откуда идет звук, тихий он или громкий, далеко человек находится или близко.

Тактильные (кожные) и вибрационные ощущения

Тактильные ощущения это чувства, возникающие при касании и давлении. Ощущения образуются при раздражении рецепторов, находящихся на поверхности кожи. Клетки, отвечающие за тактильную чувствительность неравномерно расположены на поверхности тела. Большинство тактильных клеток существует на поверхности ладоней, на кончиках пальцев и на губах. Мария Монтессори, врач, педагог, философ и гуманист, работающая в Италии в начале XX века, в ходе своей работы с детьми выявила, что сенсорное развитие входит в самую активную стадию в возрасте от рождения и до 3 лет. На этом этапе малыш познает окружающее его пространство с помощью осязания. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы создать такую среду, в которой ребенок имел возможность получать новые впечатления и образы, которые он может изучать тактильно, что в последующем благоприятно скажется на процесс формирования речи и изучении языков.

Сенсорная коробка представляет собой единственный в своем роде комплексный дидактический материал для сенсомоторного развития детей в

разные возрастные периоды. Помимо всего вышеперечисленного, сенсорные коробки создают условия для игры по ролям, способствуют развитию воображения. Для изучения иностранного языка сенсорная коробка является уникальным инструментом, с помощью которой возможно познакомить ребенка с различными материалами, их свойствами, ее наполнение можно постоянно менять, связывать тематику сенсорной коробки с временами года, праздниками, природными и физическими явлениями.

Игры с водой так же являются основополагающими в развитии второго языка у ребенка. Как педагог, могу с уверенностью сказать, что игры с водой это одно из лучших способов исследовать физические явления воды, ее свойства. Достаточно просто познакомить ребенка с такими понятиями как: жидкий, твердый, плавучий, не плавучий, мокрый, сухой, полный, пустой и так далее.

Игр на развитие тактильных ощущений огромное множество. Я приведу в пример основные, которые может в дальнейшем дополнять, изменять. Игра пощупай и объясни может быть предложена в различных вариантах. Самый простой это дать ребенку выбрать один предмет из предложенных и описать его, указать на его основные свойства, здесь мы изучаем такие понятия как мягкий, твердый, грубый, кожаный, меховой и т.д. Усложненным вариантом этой же игры будет игра «Волшебный мешочек», необходимо на ощупь описать найденные предметы в мешочке. Это могут быть разные природные материалы, животные, фрукты, овощи, геометрически фигуры и другие. Вместе с названиями предметов мы учим ребенка описывать их, указывать их основные признаки.

Работа с пластилином или глиной считается полезным творческим процессом, в ходе которого развивается художественный вкус и пространственное мышление, данные материалы положительно воздействуют на мелкую моторику, иначе говоря при взаимодействии с пластилином массируются точки на ладонях, которые в свою очередь усиливают работу

мозговой деятельности. Что в свою очередь, как я уже писала выше, благотворно сказывается на развитие речи. Используя пластилин возможно создавать любые предметы, развивать воображение. Изучение языка — это также творческий процесс, где ребенок не просто воспроизводит услышанные и заученные фразы, а создают свои собственные предложения, сочиняет истории и сказки, беря за основу все что, что он смог впитать при работе с физическими материалами. Для развития мелкой моторики так же можно использовать обычный песок или кинетический.

При формировании билингвизма родителям необходимо выходить за рамки дома или квартиры и знакомить ребенка с окружающим миром. Так же как мы стимулируем определенные точки на ладонях при игре с пластилином или песком, мы можем включать в работу специальные точки на ступнях. Я советую родителям предлагать детям исследовать это огромный мир ступая по нему босиком. Мы не только улучшаем здоровье ребенка, но и помогаем ему познавать окружающую мир, собирать данные с целью дальнейшего использования их в речи

Кинестезические и статические ощущения

Кинестезические ощущения - ощущения, дающие информацию о перемещении и месте собственного тела в пространстве.

При изучении второго языка мы используем различные стишки, потешки, песенки и прибаутки, если же добавить к стишкам еще пальчиковые движения, мы получим совокупность развития как и языка так и кинестезических ощущений. Пальчиковые игры положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Как мы можем видеть, любой тип ощущения напрямую связан с развитием речевых умений. Задача родителей, которые растят искусственных билингвов, максимально использовать все сенсорные методики для качественного развития двух языков.

Настольные игры балансиры учат пространственному мышлению, развивают мелкую моторику, что позволяет активизировать участки мозга, отвечающие за мышление и развитие речи. Играя с балансиром, ребенок самостоятельно, путем проб и ошибок, начинает осваивать интуитивно физические законы мира.

Как я уже говорила ранее, для того чтобы научить ребенка говорить на втором языке, необходимо раздвигать границы и выходить за пределы дома или квартиры. Для развития кинестизических ощущений хорошо подойдут различные полосы препятствий, необязательно, чтобы это были сложные испытания в лесу или в пустыне, подойдут и обычные детские площадки. Играя на площадках, ребенок развивает крупную моторику, у него работает сенсомоторные механизмы, так же можно с легкостью освоить новую лексику, что позволит еще больше расширить речь ребенка.

Зрительные ощущения

Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета.

Для активизации зрительных анализаторов я хочу предложить несколько простых но эффективных игр. Игры «Найди силуэт» развивают зрительное восприятие и зрительное узнавание. Необходимо отметить значимость развивающих игрушек «Сортер», идея о создании которых зародилась в Италии у педагога Марии Монтессори. Использование сортеров развивает память, стимулирует способность к сравнению, анализу, классификации, сортировке, помогает устанавливать причинно-следственные связи, благодаря чему ребенок может раньше начать говорить и ему легче изучать второй язык.

Обонятельные и вкусовые ощущения

Обонятельные и вкусовые ощущения это механизмы памяти, хранящие индивидуальный опыт, связанный с усвоенными запахами и вкусами.

Я рекомендую играть с детьми в «Лото с запахами». Ребенок должен понюхать баночки и попытаться объяснить, что это за запах или какие

ассоциации он у него вызывает. Для усложнения можно предложить допольнительно карточки с рисунками для соответствия запаха с картинкой.

Еще одна игра, которая увлечет детей и поможет развить вкусовые ощущения - «Угадай, какой вкус?» Целью игры является обогатить вкусовые ощущения, развить память, развить умение определять нужный способ для опознания предметов, обогатить словарный запас ребенка. Для формирования билингвизма в искуссвенных условиях нам необходимо искать любые возможности для расширения вокабуляра, так как изучения языка начинается с самого раннего возраста, все активности должны быть организованы в игровой форме. Эта игры определенно придется по вкусу маленьким детям.

Органические и болевые ощущения

Органические ощущения — это ощущения, связанные с рецепторами, расположенными внутри тела человека. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты, боли и прочие. Органические ощущения не дают нам понимания о точном местоположении недуга, но дают понять человеку его общее состояние.

Болевые ощущения - это неприятные или мучительные ощущения, переживания физического или эмоционального страдания.

Последние два типа ощущений начинают развиваться с самого рождения ребенка, по большей части они не требуют особого развития. Работая в комплексе со всеми типами ощущений, мы учим ребенка постоянно исследовать и анализировать информацию, экспериментировать, обобщать и классифицировать полученные данные.

Из всего сказанного следует сделать вывод, что сенсорное воспитания на прямую влияет на формирование и развитие как родного языка, так и иностранного. Формирование билингвизма трудно представить без использования сенсорных методик, при чем необходимо делать упор на развитие всех типов ощущений, потому что они взаимосвязаны и в системе

улучшают работу мозга, что положительно сказывается на изучении второго

языка.

Список литературы:

1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь -325с

2. Исаев Д. Н. Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.

3. Мария Монтессори Помоги мне сделать это самому. - М.: Карапуз-дидактика, 2007. 272 с.

4. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. «Ранний возраст: планирование работы с детьми» - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007г.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. - 321с.

6. Сенсорное развитие как основа формирования речи детей дошкольного возраста [электронный ресурс] https://apni.ru/article/2603-sensornoe-razvitie-kak-osnova-formirovaniya (дата обращения 10.01.2022)

7. Взаимосвязь сенсорного и речевого развития детей раннего возраста [электронный ресурс] https://mfourok.ru/vzaimosvyaz-sensomogo-i-rechevogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta-3869497.html (дата обращения 10.01.2022)

8. Башкова И.С., Овчинникова И.Г. Нейропсихологическая характеристика билингвизма // Вопросы психолингвистики, 2013, Т. 17, № 1, 52-69. Реферат статьи. [электронный ресурс] Ы^://Ы1^иа1-online.net/bilingual-neuropsyhologie/ (дата обращения 10.01.2022)

9. Сенсорика восприятия иноязычной и родной речи В.В. Наумов [электронный ресурс] https:// cyberleninka.ru/article/n/sensorika-vospriyatiya-rodnoy-i-inoyazychnoy-rechi/viewer (дата обращения 10.01.2022)

List of literature:

1. Meshcheryakov B.G., Zinchenko V.P. Big psychological dictionary - 325s

2. Isaev D. N. Child psychiatry: psychopathology of development: textbook for universities. — St. Petersburg : SpetsLit, 2013. — 481 p.

3. Maria Montessori Help me do it myself. - Moscow: Karapuz-didactics, 2007. 272 p.

4. Doronova T.N., Doronov S.G. "Early age: planning work with children" - M.: Publishing house "Education of a preschooler" 2007.

5. Vygotsky L.S. Thinking and speech. - M.: State Socio-economic Publishing House, 1934. - 321s.

6. Sensory development as the basis for the formation of speech of preschool children [electronic resource] https://apni.ru/article/2603-sensornoe-razvitie-kak-osnova-formirovaniya (accessed 10.01.2022)

7. Interrelation of sensory and speech development of young children [electronic resource] https://infourok.ru/vzaimosvyaz-sensornogo-i-rechevogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta-3869497.html (accessed 10.01.2022)

8. Bashkova I.S., Ovchinnikova I.G. Neuropsychological characteristics of bilingualism // Questions of Psycholinguistics, 2013, vol. 17, No. 1, 52-69. Summary of the article. [electronic resource] https://bilingual-online.net/bilingual-neuropsyhologie / (accessed 10.01.2022)

9. Sensory perception of foreign and native speech V.V. Naumov [electronic resource] https://cyberleninka.ru/article/n7sensorika-vospriyatiya-rodnoy-i-inoyazychnoy-rechi/viewer (accessed 10.01.2022)

© Шумайлова А.С., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник»

№1/2023.

Для цитирования: Шумайлова А.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СЕНСОРНЫХ МЕТОДИК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ

ИСКУССТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ//

Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.