Научная статья на тему 'Использование сельскими музеями Алтайского края культурно-исторического ландшафта в развитии познавательного туризма'

Использование сельскими музеями Алтайского края культурно-исторического ландшафта в развитии познавательного туризма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / МУЗЕИ-ЗАПОВЕДНИКИ / МУЗЕИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Целищева М.А.

статье рассматриваются современные подходы к сохранению природного и культурного наследия, к созданию единых пространственных комплексов, сочетающих в себе уникальные историко-культурные и природные территории. Впервые автор предпринимает попытку рассмотрения использования сельскими музеями Алтайского края историко-культурных ландшафтов как целостного явления. Многие ландшафты сохранились и успешно используются сельскими музеями, превратившись в зоны отдыха для жителей и гостей Алтайского края. Автор обосновывает необходимость увеличения количества музеев, создания музеев-заповедников, музеев под открытым небом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование сельскими музеями Алтайского края культурно-исторического ландшафта в развитии познавательного туризма»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕЛЬСКИМИ МУЗЕЯМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

М.А. Целищева

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»

(г. Барнаул, Россия) c. marina64 @mail .ru

В Государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев -заповедников в Российской Федерации современный музей-заповедник определяется как учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде.

Отличие данных музеев от других учреждений культуры заключается в том, что в их ведении находятся не только музейные предметы и коллекции, но и недвижимые объекты культурного наследия, а также окружающая их территория. Музеи-заповедники являются комплексными по своим функциям учреждениями, они призваны сохранять в неприкосновенности не только архитектурные, археологические или мемориальные памятники, но и собственно историческую территорию, в том числе уникальные культурные и природные ландшафты, исторические городские и сельские поселения, уклад жизни проживающего на исторических территориях населения [1].

В современном мире прослеживается тенденция к созданию единых пространственных комплексов, сочетающих в себе уникальные историко-культурные и природные территории. Такой комплекс может быть определен как целостный пространственный объект, где в традиционной природной и социокультурной среде находятся памятники истории и культуры особой значимости. Такая трактовка культурного и природного наследия позволяет отказаться от рассмотрения памятника вне комплекса, в отрыве от различных факторов его восприятия, отойти от практики мертвой музеефикации, стремления к сохранению внешних атрибутов памятника при утрате его жизненности [10].

Алтайский край принадлежит к числу регионов, наиболее богатых объектами культурного наследия. Особый интерес представляют памятники, связанные с периодом освоения русскими Сибири: медеплавильные и сереброплавильные заводы, рудники, шахты, гидротехнические сооружения,

шлифовальная фабрика, а также оборонительные сооружения Колывано-Кузнецкой укрепленной линии. Большая часть памятников архитектуры края представлена зданиями, возникшими на рубеже Х1Х-ХХ вв., а так же в советский период. Значительное количество памятников истории края связано с событиями Гражданской войны и Великой Отечественной войны. Археологические памятники на территории края представлены поселениями, курганами, грунтовыми могильниками, горными выработками и другими объектами, отражающими историю развития человека с эпохи палеолита до этнографической современности [9, С. 114-118].

Природные, исторические и культурные памятники, расположенные на территории Алтайского края делают их узнаваемыми в России, привлекают отечественных и зарубежных туристов. В условиях активизации современного строительства и реконструкции, проводимой в крае, проблема сохранения социально-культурного потенциала и историко-культурного наследия является наиболее острой и актуальной.

Для многих сельских территорий развитие туризма оказывается сегодня затруднительным в связи с маломощной инфраструктурой поселений, отсутствием гостиниц, объектов общепита, досуга, неподготовленностью самого населения к работе в этой сфере культуры и бизнеса, отсутствием квалифицированных кадров, слабой информированностью потенциальных туристов о наличии объектов культурного наследия или культурных программ. И чем больше памятников, культурных и природных ценностей имеется в сельском районе, чем больше услуг определенного качества может быть предложено туристам, тем на более длительный срок они здесь остаются. Поэтому одной из проблем, решение которой влияет на экономическое развитие любого поселения, является расширение спектра его особенностей и достопримечательностей: реконструкция и ремонт старых зданий - памятников архитектуры, качественное строительство новых, благоустройство территории, развитие частных пансионов и строительство гостиниц [4, С. 356-361].

На территории Алтайского края из 72 музеев на 01.01.2014 года - 52 музея являются муниципальными и 13 - являются структурными подразделениями комитетов (отделов) культуры, сельских советов, отделами в составе культурно-досуговых центров и библиотек, входят в состав киноцентров и городского центра культуры. Использование культурно-исторического ландшафта в развитии познавательного туризма сельскими музеями Алтайского края может развиваться по нескольким направлениям.

Одно из направлений, наиболее выигрышное в развитии познавательного туризма, связано с мемориальными музеями,

расположенными в районах края. Среди музеев края - шесть мемориальных, связанных с жизнью второго космонавта Г.С. Титова, писателя, кинорежиссера

« №ыкэ I obrazovanie Boi'sogo А^эа / Наука и образование Большого Алтая»

выпуск 1, 2016, страница 129 из 140

В.М.Шукшина, поэтов Р.И. Рождественского и. Г.П.Панова, киноактрисы Е.Ф. Савиновой, изобретателя оружия М.Т. Калашникова.

В мемориальном музейном комплексе в селе Курья Курьинского района, связанного с именем М.Т. Калашникова, помимо школы, где учился будущий оружейник, церкви «Знамения» (1900-1903), где он крестился, бюста Михаила Тимофеевича Калашникова, генерального конструктора стрелкового оружия, дважды Героя Социалистического Труда, могут быть использованы в познавательном туризме и здания-памятники архитектуры кон. XIX - нач. ХХ в., такие как «Волостная управа» (1884) и памятники истории, связанные с Гражданской и Великой Отечественной войнами. В целом на территории района расположено более 100 памятников истории и культуры, в том числе федерального значения, район богат и природными памятниками.

В 2002 году на базе сельского музея в с. Полковниково Косихинского района было создано государственное учреждение культуры «Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова», в музейный комплекс входит два здания и объекты, связанные с космосом, расположенные на прилегающей территории.

Музейный комплекс Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина в селе Сростки Бийского района Алтайского края включает три здания-памятника истории и культуры, расположенных в исторической части села Сростки, с прилегающей территорией. Экскурсионные маршруты для посетителей музея-заповедника пролегают по территории села и его окрестностям. В 2005 году Алтайский филиал института

«Сибспецпроектреставрация» совместно со специалистами НПЦ «Наследие» выполнили проект зон охраны Всероссийского мемориального музея -заповедника В.М. Шукшина в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Целью данной работы являлось создание в первую очередь юридического документа, обеспечивающего сохранение историко-культурных и ландшафтных памятников села Сростки. В ходе работы были проведены ландшафтный, архитектурно-исторический, археологический, планировочный и объемно-пространственный анализы и подготовлены проектные предложения по организации зон охраны, зон регулирования застройки, зон охраны культурного слоя и ландшафта памятников истории и культуры.

Окрестности села богаты и памятниками археологии, некоторые из них известны далеко за пределами Алтая. В 2014 году НПЦ «Наследие» стал победителем конкурса на получение гранта Губернатора Алтайского края в сфере культуры с проектом «Древности горы Пикет». В июле 2014 года в с. Сростки состоялась презентация нового экскурсионного маршрута «Древности горы Пикет» по археологическим памятникам. На горе были установлены три баннера с информацией, где представлены план-схема памятников: городища Пикет и курганных могильников средневековья, информация об

археологических раскопках и реконструкция древних жителей горы Пикет. Для сотрудников музея-заповедника В.М. Шукшина это новое направление в работе, для проведения экскурсий на горе Пикет им необходимо будет пройти подготовку у специалистов (археологов).

Второе направление в использовании культурно-исторического ландшафта в развитии познавательного туризма развивают сельские музеи, связанные территориально с историей камнерезного дела на Алтае, с сереброплавильными заводами, чудскими копями, рудниками, шахтами, гидротехническими сооружениями, оборонительными сооружениями Колывано-Кузнецкой укрепленной линии, с деятельностью изобретателя первого в мире парового двигателя И.И. Ползунова и других алтайских изобретателей.

В Алтайском крае сохранились остатки Линейной дороги, соединяющей крепости Колывано-Кузнецкой укрепленной линии в Чарышском районе, Алейского форпоста и Алейского сереброплавильного завода в Третьяковском районе, Сайлапского редута и Сайдыпского форпоста в Солтонском районе, остатки Локтевского сереброплавильного завода с каналом и Локтевского рудника в одноименном районе [2, С.192]. По мнению Степанской Т.М. «поселений Горного города Барнаула, Горной Колывани, Змеиногорска, Павловского завода, которые «составили, наряду с Уралом, особую эпоху в градостроительстве России и породили новый ценный вид памятника, когда сливаются природа и творческая мысль человека: архитектурно-ландшафтный ансамбль»[6, С. 254].

Сельских музеев, на территории которых находятся архитектурно-ландшафтные ансамбли горно-заводских комплексов Алтая, несколько. Это музей истории камнерезного дела на Алтае, расположенный в с. Колывань (ул. Ломоносова, 2) Курьинского района Алтайского края, музей в с. Павловск, где расположены остатки сереброплавильного завода и др.

Музей истории камнерезного дела на Алтае в с. Колывань находится в бывшем одноэтажном кирпичном здании рисовальной школы [5, С.56]. Напротив музея, в 2000 году, по проекту специалистов НПЦ «Наследие» был воссоздан фрагмент Колыванской крепости XVIII века «Капитанская» сторожевая башня.

На территории села Колывань находится комплекс объектов культурного наследия федерального значения «Колыванская шлифовальная фабрика», (кон. XVIII - нач. XIX вв.), в который входит: двухэтажное здание «Производственный корпус» № 1 (1802), «Производственный «Колоссальный» корпус», в котором была изготовлена "Царица ваз", (1820), плотина-пруд (1727 г.), канал и шлюз, который находится на озере Белом. Шлюз регулировал поступление воды из озера через канал в заводской пруд. Фабрика была построена по Указу Его Императорского Величества при Колыванском

« №ыкэ I obrazovanie Boi sogo А^ээ / Наука и образование Большого Алтая»

выпуск 1, 2016, страница 131 из 140

медеплавильном заводе, дальнейшая эксплуатация которого была признана ненужной. Комплекс Колыванской шлифовальной фабрики расположен в центральной части с. Колывань у горы Фабричной. К юго-западу от фабрики раскинулось Колыванское озеро, из него вытекает р. Белая, на которой стоит село. Помимо указанных зданий памятников в с. Колывань находятся объекты культурного наследия «Контора» (XIX в.) и «Дом управляющего» (1855). К югу от Колывани поднимается гора Синюха, объектами для показа туристов служат также и гора "Очаровательная" и озеро "Моховое"[6, С.254-255].

Кроме того, для познавательного туристического показа можно использовать и Колыванское кладбище, где первые захоронения относятся к началу XIX в. Кладбище располагается на северной окраине с. Колывань на высоком обрыве над рекой Белой. На протяжении столетия формировался некрополь фабричного поселка. Надгробия были каменные, с четкой красивой надписью, на некоторые наносились рисунки. В ходе научно-исследовательских работ, проведенных специалистами НПЦ «Наследие» было выявлено более 40 памятников. Среди них захоронение управляющего Колыванской шлифовальной фабрики М. С. Лаулина, под руководством которого изготовлялась знаменитая "Царица ваз", асессора А. П. Залесова, выпускника медального класса Петербургской Академии Художеств; мастера камнереза П. И. Стрижкова, династий камнерезов Воротниковых и Тихобаевых и другие. Памятники были изготовлены из серого алтайского гранита Беловского месторождения, выполнены на Колыванской шлифовальной фабрике [3, С. 29-31].

Учитывая огромную историко-культурную ценность комплекса сооружений Павловского сереброплавильного завода, его уникальность как одного из немногих памятников промышленного зодчества ХУШ века, сохранившихся в России, представляется необходимым осуществление его музеефикации. Объектом музеефикации должны стать не только сохранившиеся памятники истории промышленной архитектуры, но и представленные в значительном количестве в районе памятники археологии, а также памятники этнографии русского старожильческого населения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью заслуженных деятелей искусства, науки, культуры района. Уникальность, инновационная ценность проекта музеефикации Павловского сереброплавильного завода заключается и в использовании рекреационных возможностей окружающей среды - заводского пруда и прилегающей части Касмалинского бора, речек Касмала и Фунтовка [7, С. 91].

При поддержке гранта Президента Российской Федерации в области культуры и искусства, специалисты НПЦ «Наследие» разработали проектное предложение по подготовке реконструкции и музеефикации одного из первых оборонительных сооружений на территории Алтая - Белоярской крепости (1717). Построенные в первой четверти XVIII в. русские оборонительные

сооружения (Бикатунский острог, Белоярская, Бийская, Ямышевская, Семипалатинская, Усть-Каменогорская крепости) стали отправными точками освоения территории края Российским государством. Проектное предложение по созданию музейного комплекса под открытым небом, включающего вновь воссозданные оборонительные сооружения, крепости и постройки, располагавшиеся здесь в XVIII веке, а также комплекс подлинных усадеб XIX-XX вв. традиционной крестьянской архитектуры. Внутри реконструированных зданий планируется создать, музейные экспозиции по военной истории, археологии и этнографии Алтая. Все эти предложения может использовать районный музей в своей работе по привлечению туристов. [8, С. 32-33].

Третье направление в использовании культурно-исторического ландшафта в развитии познавательного туризма сельскими музеями края связано с историко-революционными событиями на Алтае.

К ним относится Волчихинский районный историко-краеведческий музей им. В.М. Комарова, который состоит из музея в с. Волчиха и его филиала в с. Солоновка. 19 ноября в с. Солоновка Волчихинского района состоялись первые «Солоновские чтения», посвященные 80-летию Солоновского боя и событиям гражданской войны, как части истории Волчихинского района. Такие чтения район проводит каждые пять лет, они приурочены к юбилею Солоновского боя. В 2014 году этому событию исполняется 95 лет. За селом в лесу находится обелиск на месте гибели командира отряда «Красные орлы» Федора Ефимовича Колядо. Музей проводит экскурсии не только в здании, но и с показом этих памятников. На территории района, кроме памятников истории и архитектуры, находятся природные объекты, такие как, участок соснового бора (Касмалинская лесная дача); Сростинский сосновый бор; Гришин борок; система озер Бор-Форпост, озеро Горькое Большое, в районе много археологических объектов - курганы, курганные группы, могильники, городища, которые также можно включить в экскурсионный показ.

Есть и другие направления в работе сельских музеев Алтайского края в развитии познавательного туризма с использованием культурно-исторического ландшафта, в том числе и этнографические, которые могут привлечь туристов, но только при условии доступного и комфортного проживания, недорого и качественного питания, отремонтированных дорог и зданий-памятников, установки информационных стендов возле объектов культурного наследия, использования информационных ресурсов интернета.

Во всем мире растет значение музеев, их число постоянно увеличивается. С каждым годом музейная деятельность все усложняется, совершенствуется. По всей стране создается множество мемориальных музеев, связанных с деятельностью выдающихся людей, музеев-заповедников, строительство музейных комплексов.

« ^^э I obrazovanie Boi sogo А^эз / Наука и образование Большого Алтая»

выпуск 1, 2016, страница 133 из 140

В последнее время в мире предлагается музеи из категории «группа зданий» переводить в категорию «культурный ландшафт» и расширить его территорию, включив в неё прилегающие окрестности с бывшими приисками, гидротехническими системами, сельскохозяйственными и лесохозяйственными угодьями.

В июне 2016 года Генеральная конференция ИКОМ в Милане будет посвящена обсуждению темы: "Музеи и культурный ландшафт". В конференции примут участие более 200 музеев из Италии, Европы и Японии. Данная тема актуальна для всех музеев мира, в том числе и для музеев России.

Литература

1. Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации/ [Электронный ресурс].-Режим доступа: http: //mkrf.ru/documents/pro grams/detail. php?ID=61436

2. Калашников Д.С., Киришин К.Ю., Пугачев Д.А., Семибратов В.П., Шульга П.И. Современное состояние памятника истории «Алейский свинцово-сереброплавильный завод»/ Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Материалы регион. науч.-практ. конф. Вып. 13/ Отв. ред. М.А. Демин, Т.К. Щеглова. - Изд-во Барнаульского гос.пед.ун-та, 2003. С.192.

3. Кубрина Г.А. Колыванский исторический некрополь и культура России XIX - XX вв./Камнерезное искусство России. Горная Колывань/Материалы всероссийской научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во «Аз Бука», 2002. С.29-31.

4. Скворцов Б. Праздник как фактор реализации социально-культурной политики и развития территорий/Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира. - РИК. - 2005. - С.356-361.

5. Сомова Е.А. История создания и развития Колыванского музея камнерезного дела на Алтае/Камнерезное искусство России. Горная Колывань/Материалы всероссийской научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во «Аз Бука», 2002. С.56.

6. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII-XX вв./ Барнаул: «А.Р.Т.», 2006. С.254 -255.

7. Труевцева О. Есть такая задумка....Руины Павловского завода в ожидании реставраторов/Алтайский благодатный край/ Можайск: ОАО «Можайский полиграфический комбинат». Вып.8, 2007. С.91.

8. Фролов Я.В., Калашников Д.С., Ситникова А.А. Итоги реализации проекта «Белоярская крепость -российский форпост на Алтае/Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: материалы региональной научно-практической конференции/отв. ред. Л.А. Никитина, В.П. Семибратов.-

9. Целищева М.А. Проблемы сохранения историко-культурного наследия Алтайского края и пути их решения/Краеведение и туризм : материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию историка и краеведа А .Д. Сергеева (Барнаул, 8 апр. 2010 г.). - Барнаул, 2010. - С. 114-118.

10. Шульгин П.М. Возрождение и развитие памятников истории, культуры и природы на принципах уникальной исторической территории / Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып. 2: Новое в музеефикации памятников. М., 1991.

« №ыкэ I obrazovanie Boi sogo А^эа / Наука и образование Большого Алтая»

выпуск 1, 2016, страница 135 из 140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.