Научная статья на тему 'Использование рейтинговой системы оценки знании по высшей математике для студентов горного института'

Использование рейтинговой системы оценки знании по высшей математике для студентов горного института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панарад Анна Юрьевна, Смольянова Юлия Петровна

Важнейшей задачей перед российскими высшими заведениями является повышение качества обучения. Одним из направлений решения этой задачи выступает рейтинговая система оценки успеваемости студентов ВУЗов. В данной статье показан пример рейтинговой системы оценки знаний по высшей математике для студентов горного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панарад Анна Юрьевна, Смольянова Юлия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование рейтинговой системы оценки знании по высшей математике для студентов горного института»

Тогда соответствующая система уравнений имеет вид

^ & • 5л-/г«2 &2 (V2

Из уравненщ (5) ясно, чего при Ка»1 приближение пограничного слоя верно в широкой пристеночной области, толщина которой порядка единицы. Влияние конвективного переноса при Рг »1 не существенно, при Оа -> 0 мы получаем режим течения Дарси, который был исследован в [2]. Таким образом, при На » 1 для анализа граничных и инерционных эффектов свободно-конвективного течения в пористой среде в пристеночной области по поперечной координате порядка единицы при тепловых граничных условиях третьего рода можно использовать уравнения в приближении пограничного слоя.

1. Merkin J.H Natural-convection boundary-layer flow on a vertical surface with Newtonian heating/ Int. J. Heat and Fluid Flow, 1994. -15(5). - p. 392-398.

2. Lesnic. D., D.B. Ingham, I. Pop. Free convection boundaiy-layer flow along a vertical surface in a porous medium with Newtonian heating// Int. J. Heat Mass Transfer, 1999, -42. - p. 2621-2627.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГОРНОГО ИНСТИТУТА.

Важнейшей задачей перед российскими высшими заведениями является повышение качества обучения. Одним из направлений решения этой задачи выступает рейтинговая система оценки успеваемости студентов ВУЗов. В данной статье показан пример рейтинговой системы оценки знаний по высшей математике для студентов горного института.

The major problem for the Russian HIGH SCHOOLS is improvement of quality of training. As one of directions of the decision of this problem the rating system of a gain score of students of HIGH SCHOOLS. In given clause the example of rating system of an estimation of knowledge on higher mathematics for students of a college of mines is shown.

Концепция повышения качества образования в России, сформулированная в Федеральной программе «Развитие образования в России», предусматривает реформирование высшего профессионального образования за счет внедрения новых информационных технологий обучения. Инновационные процессы характеризуются не только существенными изменениями в содержании обучения и воспитания, переходом на многоуровневую систему профессиональной подготовки специалистов, фундаментализацией и гуманизацией образования, но и кардинальными изменениями в методах и формах обучения. В связи с разработкой Национальной системы оценки качества образования в России и введением государственных образовательных стандартов особенно

ЛИТЕРАТУРА

Анна Юрьевна Панарад, Юлия Петровна Смольянова АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

актуальным является вопрос организации научно-обоснованной и объективной системы педагогического контроля и методик диагностирования знаний студентов.

Государственные образовательные стандарты, устанавливая, с одной стороны, минимальные требования к степени усвоения знаний и умений, исходя из предполагаемой профессиональной и социальной деятельности выпускников вузов, с другой -минимальные требования к содержанию образовательно-профессиональной программы, создают более четкую базу для создания системы управления качеством образования.

Сегодня выпускник должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания в избранной им области деятельности» но и иметь достаточное фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новое конкретное знание в соответствии с новыми условиями.

Система контроля знаний в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден - она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Уже ко второму семестру студенты понимают, что совсем необязательно сдавать домашнее задание (ИДЗ, РГЗ и т.д.) в срок, можно все сдать на зачетной неделе. Тем самым нагружая не только себя, но и преподавателя в последнюю неделю семестра. В результате: а) непрочные знания; б) необъективные оценки за предмет. Кроме того, существующая система усредняет всех: и студент, сдавший все контрольные мероприятия досрочно, и студент, сдавший их лишь в зачетную неделю, формально одинаково успевают. При этом окончательная оценка по предмету (после экзамена) никак не учитывает "предысторию11, содержит существенный элемент случайности.

Ряд Всероссийских конференций по современным формам и методам контроля знаний студентов были посвящены проблемам необходимости диагностирования фундаментальной подготовки специалистов. Пятый, шестой и седьмой симпозиумы по квалиметрии человека и образования, организованные Исследовательским центром по проблемам управления качеством подготовки специалистов Госкомвуза России -Министерства общего и профессионального образования РФ- в 1995-98 годах, а также исследования В.С.Аванесова, С.И.Архангельского, В.П.Беспалько, З.Д.Жуковской, В.В.Карпова, Р.Я.Касимова, Б.У.Родионова, Н.А.Селезневой,

B.М.Соколова, А.И.Субетто, Н.Ф.Талызиной и др. (1970-1998 г.г). Госкомвуза России -Министерства общего и профессионального образования РФ- в 1995-98 годах, а также исследования В.С.Аванесова,

C.И.Архангельского, В.П.Беспалько, З.Д.Жуковской, В.В.Карпова, Р .Я.Касимова, Б.У.Родионова, Н.А.Селезневой, В.М.Соколова, А.И.Субетто, Н.Ф.Талызиной и др. (1970-1998 г.г).Таким образом, появились новые методики обучения, диагностирования и контроля знаний студентов. Среди существующих методик можно выделить рейтинговые системы.

Рейтинг - дословно с английского - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается "накошенная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию". Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс. В вузовской практике рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 100 - балльной). Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно. Она применяется во многих западных университетах; в странах Африки, в которых сохранились системы обучения бывших метрополий, а также в некоторых вузах нашей страны.

Предлагаемая рейтинговая система эффективна в следующем: во-первых, она учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу; во-вторых, более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования дробной 100-балльной шкалы оценок; в-третьих, создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения; в-четвертых, позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы.

Для удобства сравнения рейтинги рассчитываются по 100 - балльной шкале. Для перевода рейтинга в четырех балльную оценку предлагается следующая шкала: от 1 до 49 -неудовлетворительно (2), от 50 до 69- удовлетворительно (3), от 70 до 84 - хорошо (4), от 85 до 100 -отлично (5).

В течении семестра проходит 3 промежуточные аттестации. На каждой из них студенту выставляются предварительные результаты рейтинга. Таким образом, ребята 3 раза за семестр

информированы о своих текущих итогах, что позволяет задуматься им о пробелах и подтянуть свой рейтинг. ^ * • -

Используются разные типы контрольных испытаний Их четыре:

- текущий контроль посещаемости аудиторных занятий (лекций и практических занятий);

- текущий контроль выполнения графика СРС (контрольные, самостоятельные работы, тесты и рас четно - графические задания -РГЗ, выполнение реферата); i s

- промежуточный (рубежный) контроль результатов обучения, в соответствии с графиком учебного процесса он проводится в середине и конце семестра и представляет собой коллоквиум;

- заключительный контроль результатов обучения. Контроль осуществляться в форме экзамена (1,11 и III семестр) или зачета(ГУ семестр).

По посещаемости аудиторных занятий можно оценить прилежание студента. При оценивании этой работы надо учитывать качество работы, а не присутствие: активность, старание, стремление решить предлагаемые задачи, давать ответы на поставленные вопросы. В результате студент получает от 0 до 2 баллов за аттестацию - за посещение лекций: с полной отдачей -2 балла; «лишь бы отсидеть» -0 баллов; от 0 до 3 баллов за аттестацию - за практические занятия На практических занятиях учитывается работа у доски и самостоятельная работа студента.

Текущий контроль выполнения графика СРС характеризует отдачу на затраченные усилия. Во-первых, это - своевременность выполнения заданий. Во-вторьгх, это - качество выполнения заданий. И, в-третьих, это - затраты времени на выполнение задания, оригинальность решения и т.п. В эту работу входят к/р, с/р, тесты, математические диктанты, выполнение индивидуальных домашних заданий (РГЗ) и реферативная работа . Все проверочные работы оцениваются как зачет -незачет, за каждую ставится 0 или 1 балл. Всего по 4 работы за каждую аттестацию, итого за семестр

- 12 баллов. РГЗ выдаются по ходу изучения той или иной темы, каждый студент выполняет индивидуальное задание, согласно своему варианту. Номер варианта устанавливает преподаватель и не меняется в течении семестра. Количество РГЗ зависит от содержания лекционного курса, в сумме составляет 30 баллов. За несвоевременное выполнение студент штрафуется. Штрафы не вычитаются из оценки, а накапливаются отдельно. По желанию студента, возможна досрочная сдача всех РГЗ за семестр, поэтому план по выполнению индивидуальных заданий оговаривается сразу. Это позволяет осуществить индивидуальный подход и дает возможность студентам самим регулировать свой рейтинг.

Особое внимание уделяется реферативной работе. В виду нехватки времени, вопрос об истории математики и ее значении в современном мире остается в стороне. В связи с этим важно проводить краткие беседы по истории математики. Студенты должны ясно представлять себе, что математика складывалась постепенно, что у нее были творцы, и что она продолжает изменяться. История математики важна для развития интереса к математике, к ее философским вопросам, возможностям ее приложений. В течении семестра каждый студент готовит реферат по истории математики., темы для рефератов готовит преподаватель^ в зависимости от изучаемого материала. Перед лекцией заслушивается готовый реферат - это не займет много времени. При оценивании реферата ( от 0 до 3 баллов) учитывается подготовка материала, оформление и выступление перед аудиторией.

Текущий контроль дает информацию о ходе учебного процесса Промежуточный (рубежный) контроль используется для оценки качества усвоения материала, объединенного в модуль. Семестровый курс разбивается на несколько модулей. Так, например, первый семестр можно разделить на два модуля: 1) аналитическая геометрия и линейная алгебра и 2) дифференциальное исчисление и неопределенный интеграл. По этим двум модулям проводятся коллоквиумы, оцениваемые по 5-ти балльной системе.

Итоговый контроль проводится по всему материалу дисциплины в виде экзамена или зачета. Он проводится для студентов, получивших оценку «удовлетворительно», и для тех, кто хочет повысить свою оценку с «хорошей» до «отлично».

Рейтинг по дисциплине математика есть сумма двух рейтингов: текущего и экзаменационного (зачетного). Текущий рейтинг (точнее, рейтинг текущей успеваемости) равен сумме оценок за все текущие работы минус штрафы. Если этот рейтинг меньше определенного порогового уровня (49 баллов), то студент не допускается к экзамену (зачету) и рекомендуется к отчислению.

Все "правила игры" студенту объявляются заранее, и они не меняются в течение семестра Наконец, у всех студентов есть возможность повысить свой рейтинг за счет необязательных видам работ - таких, как участие в олимпиаде и семинарах и т.д., в результате чего их текущий рейтинг может теоретически даже и превысить норму

Обобщив выше сказанное, можно привести пример рейтинговой оценки студентов по дисциплине высшая математика в горном институте:

№ Наименование Распределение баллов Итого

работ 1 аттестация 2 аттестация 3 аттестация

1. Посещаемость лекций 2 2 2 6

2 Посещаемость

практических 3 3 3 9

занятии

3. Текущий контроль(к/р, с/р, тесты) 4 4 4 12

4 РГЗ 10 10 10 30

5 Реферат 3

6. Коллоквиум 5 5 10

7. Экзамен 30

8. итого- 25 25 20 70+30=100

Перевод баллов в пятибалльную шкалу:

Отлично 85-100

Хорошо 70-84

Удовлетворительно 50-69

Неудовлетворительно 0-49

Таким образом, можно отметить основные преимущества данной системы: * 1

- Осуществляет предварительный, текущий и итоговый контроль;

- Текущий контроль является средством обучения и обратной связи;

- Развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;

- Развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;

- Развернутая процедура контроля дает возможность развивать у учащихся навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в учебе.

Предлагаемая система оценивания дает возможность работать в режиме развивающего обучения. Предварительные итоги использования рейтинговой системы оценивания знаний студентов показывают, что студенты стали работать систематически.

ЛИТЕРАТРА

1. Сероусов И.Ю «О рейтинговом методе преподавания». Брянск. 2001.

2. Тешев Р.Ш. «Положение о рейтинговой системе оценки знаний учащихся». Москва. 2000.

3. Гудзенко Е.А. «Частично-рейтинговая система контроля качества образовательного процесса» Москва, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.