УДК 37.016:81-028.31 Теплоухова Л. А.
Использование рефлексивных приемов
на уроках немецкого языка для формирования комплекса УУД
Аннотация: ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к организации учебного процесса в основной школе. Гарантией качества образования становится способность человека к учению, к самообразованию на протяжении всей жизни. С этой точки зрения необходимой становится целенаправленная работа по развитию универсальных учебных действий школьников. В статье анализируются способы и приемы организации рефлексивной деятельности на уроках немецкого языка и формирование комплекса УУД как интегративного результата различных видов рефлексии.
Ключевые слова: ФГОС, образование, обучение, развитие, рефлексивная деятельность, рефлексивная компетентность, комплекс универсальных учебных действий.
В Концепции развития образования РФ сформулированы современные представления о фундаментальном образовании - образовании, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться, если это нужно, на протяжении всей жизни, а также достигать результатов в своем будущем профессиональном становлении и развитии. Мы можем говорить сегодня о смене парадигмы как целевой установке всего образовательного процесса, когда отношение учащегося к миру, определяемое понятиями-диадами: «знаю -не знаю; умею - не умею; владею - не владею», меняется на понятия-призывы, которые могут трактоваться как максимы - маршруты движения вперед: «думаю - и узнаю; ищу -и нахожу; пробую - и делаю».
Однако одной из проблем при этом становится тот огромный поток учебной информации, которую ученик должен найти, переработать и запомнить, причем запомнить надолго. На помощь ученику и учителю приходит ФГОС. В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Отсюда по-новому звучит и задача учителя: помочь понять ученику и самому себе, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идет через сравнение с самим собой: что я знаю? что я не знаю? что смогу узнать? каким образом я могу это узнать? - в процессе которого порождаются знания о способах самодвижения, самостроительства, целеполагания (что я делаю? для чего?). Индивидуальная образовательная программа учащихся в данном аспекте предполагает: осознание действия (рефлексия), пробы, следующий шаг, снова осмысление сделанного (рефлексия), проба, следующий шаг.
Психологи особо подчеркивают, что становление и развитие личности связано, прежде всего, с рефлексией. Слово рефлексия происходит от латинского гейехю - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание [5]. Толковый словарь русского языка
трактует рефлексию как самоанализ [4]. Рефлексия, в упрощенном определении, - это «разговор с самим собой».
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов участниками образовательного процесса. Рефлексия является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Она помогает ученикам оценить свою работу, объяснить, прежде всего, самому себе, получаемые результаты, определять цели и шаги дальнейшей работы, спрогнозировать и скорректировать свои последующие действия, т. е. это все те эффекты образовательной деятельности, которые сегодня в образовательной практике трактуются как метапредметная значимость. Рефлексия всегда связана с формированием всех универсальных учебных действий, особенно действий личностных, регулятивных, коммуникативных как способа взаимодействия, а также - с технологией критического мышления.
Процессы рефлексии, тесно связанные с психологией личности, существуют в нескольких сферах «функционирования» этой личности: в мышлении, в деятельности, в общении, в самосознании.А сами рефлексивные процессы представляют собой по сути два мыслительных состояния: рефлексивный анализ собственного сознания (авторефлексия), рефлексивный анализ межличностного общения (восприятие другого).
Поскольку рефлексия имеет несколько функций, существует определенная классификация ее видов в учебной деятельности:
• эмоциональная рефлексия (настроение, самочувствие, комфортно - дискомфортно);
• организаторская рефлексия (какие шаги предпринял, успел - не успел);
• содержательная рефлексия, связанная с пониманием учебного материала (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);
• личностная рефлексия, отражающая отношение к себе в процессе деятельности как к ее субъекту (стал лучше - хуже, созидал или действовал разрушительно на себя, на других).
Учителя рефлексия интересует, прежде всего, как способ достижения образовательных результатов через формирование комплекса УУД. Для развития рефлексивных способностей, в том числе и на уроках немецкого языка, можно использовать различные приемы.
Приемы эмоциональной рефлексии можно проводить и в начале, и в конце урока с целью отслеживания эмоционального состояния учащихся или установления определенного эмоционального контакта, например использование учащимися определенной цветовой гаммы, названий явлений природы может сигнализировать учителю об определенном настроении своих подопечных; ученикам помогает оценить свое состояние в сравнении со своими одноклассниками (при этом происходит автоматический процесс запоминания определенных речевых клише на иностранном языке). А подбор определенных строчек из известных стихов или песен и перевод их на иностранный язык стимулирует и познавательные процессы, развивает коммуникативные способности (мыслительные операции с языковом материалом), побуждает учащихся к творческому отношению к работе с языком (коммуникативные УУД). Подобные рефлексивные приемы помогают учащимся дистанцироваться от сиюминутности учебного процесса, «встать над ним», определить свое место в нем, постоянная тренировка подобного процесса на уроках иностранного языка содействует развитию познавательных, коммуникативных и личностных УУД в единстве всех составляющих.
Например, на уроках немецкого языка ученикам предлагается задание - подобрать соответствующую пословицу или строчку
из песни (стихотворения), с помощью которых можно продемонстрировать свое состояние на уроке:
Ich bin heute:
• Sonne (gelb): Lachen, Lachen, Lachen ist gesund! (веселый, бодрый настрой).
• Wolke (weiß): Wolken, Wolken - weiße Pferde (мечтательное настроение).
• klarer Himmel (blau): Der blaue Zug fährt schnell (ясное осознание себя, собственного присутствия на уроке).
• es regnet, es tropft (grau): bei dem Regen sind alle Katzen grau (на душе сумрачно).
• es donnert, es blitzt (schwarz): Es lebte einmal ein schwarzer Kater um die Ecke (возможно, тоскливое настроение).
Поскольку рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, то для развития рефлексивных способностей можно использовать следующие упражнения:
• представь, что ты облачко, солнце, воздушный шар и т. д., что ты чувствуешь? (du bist Wolke, Luftballon, Blume usw. Was spürst du?).
• изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, шоколад и т. д. (Du isst eine Zitrone, Schokolade usw. Zeige, was du fühlst).
• изобрази различные чувства так, чтобы другие отгадали (Stelle deine Gefühle, deine Emotionen dar).
На заключительном этапе урока или темы можно использовать лист шуточных ассоциаций "Was für ein Tier bin ich heute?" (вносит элемент разрядки в урок, одновременно тренируя лексический запас в плане описания своих эмоций), например:
• Ich bin der große Tiger: ich kann alles sagen, verstehen, erklären usw;
• Ich bin der Hund: ich verstehe vieles, kann aber nicht alles sagen;
• Ich bin heute der strenge Löwe: ich schätze alle Antworten.
Работа с «Я»-состоянием (развитие личностных УУД) активизирует мыслительные
процессы, когда ученики стремятся подобрать для описания своего состояния определенные лексические единицы, способствует развитию компенсаторных способностей (коммуникативные УУД). Вообще, следует отметить, что эффективность усвоения знаний во многом зависит как раз от степени эмоционально-чувственного воздействия на учащихся. Чем больше чувств задействовано в процессе познания, чем точнее ученик осознает свое внутреннее состояние, тем прочнее ассоциации, которые определяют круг видения мира учащимися, глубину и прочность усвоения материала (развитие познавательных УУД).
Рефлексия деятельности позволяет осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности и своим знаниям на уроке, что стимулирует, в первую очередь, развитие предметных познавательных УУД, например очень эффективен в этом плане прием «лестница успеха» - Treppe meiner Erfolge:
• нижняя ступенька: Мне трудно. Я пытаюсь..., но мне еще нужно много работать над тем, чтобы достичь хороших результатов на уроках (ich kenne, aber.);
• средняя ступенька: У меня есть небольшие результаты в деятельности на уроке, я не останавливаюсь на достигнутом и понимаю, что нужно сделать, какие нужно приложить дальнейшие усилия (ich verstehe.);
• верхняя ступенька: В своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме я достиг значительных высот, я научился и уже могу (ich kann schon.).
При этом у учеников происходит переосмысление своей работы с предметным материалом, формируется личностная позиция по отношению к приобретаемому знанию: что необходимо изменить, реорганизовать в своей индивидуальной работе, чтобы успехи были более существенными, как научиться совместно работать над какой-либо темой, чтобы коллективный результат был
выше (одновременное развитие личностных, регулятивных, коммуникативных УУД).
Кстати, если говорить о коллективной работе, то современное требование образовательного процесса - «научиться учиться в XXI веке» - меняет и сам образовательный результат: необходимо уметь координировать свои действия, эффективно сотрудничать с другими, взаимодействовать с ними при решении различных задач, участвовать в групповой работе, т. е. в основе развития личности лежит диалог. Именно поэтому первостепенное значение приобретают УУД коммуникативного плана.
При этом позитивно действует на учащихся прием, когда используется образ веселого поезда, движение которого позволяет ученику отследить свои возможности, свой прогресс в языке в сравнении с другими, понять, когда необходимо «наверстать путь», чтобы деятельность на уроке стала «совместным путешествием». С этой целью учащиеся отмечают обозначенные на пути следования поезда соответствующие станции: Station der Anfänger, Station der Fortgeschrittenen, Station der Erfahrenen (станции можно сделать к определенным видам речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо). Как стимулирующую рифмовку к этой ассоциации учебных успехов с поездом можно использовать строчку известной детской песни «Прекрасное далеко»: Ins Land der schönen Weite fährt unser Lebenszug.
К эффективным приемам рефлексии, которые могут применяться на итоговом занятии по окончании какой-либо темы -это известные из японской поэзии краткие емкие строки-резюме: хокку (менее известные - танка (пятистишие) и сэдока (шестистишие), что в английском языке известно как синквейн, а в немецком - как Elfchen (одиннадцатисловие). Существует также такой интересный прием, как «Шесть строк» (по Э. Хэмингуэю) - метод коротких рассказов, представляющих из себя емкие
эмоциональные высказывания, которые могут служить примером одновременно и содержательной, и эмоциональной рефлексии по теме. В качестве примера можно привести такие высказывания, касающиеся непосредственно сферы образования:
• Клиповые предметные знания. Строим метапредметные комплексы?
• Детские портфели тяжелеют. Переходим на ридеры?
• Обучающиеся лучше владеют информационными технологиями? Самообразовывайся!
• Ученик работает для отметки! Формирующее оценивание?
Итак, рефлексия - это осознание учеником способов деятельности и выявление своих образовательных приращений, меры и качества приращения опыта, осознаваемого самим учащимся.
Содержательный характер рефлексии в отношении предмета определяется предметными знаниями, содержательная рефлексия включает в себя утверждение «знаю, что...», т. е. это оценка своего знания и незнания, это определение того, какие количественные и качественные изменения произошли у ученика в результате учебной деятельности (познавательные УУД). Поскольку учащиеся оценивают, прежде всего, знания языка, такую рефлексию можно назвать метаязыковой.
Организаторская рефлексия определяется через «знаю, как», т. е. учащиеся оценивают те действия, которые относятся к способам рождения,развития и преобразования знания в ходе учебной деятельности. Это действия и с языковым материалом, и действия, связанные с различными видами общения участников этой деятельности между собой, и с планированием учебной работы (регулятивные, коммуникативные УУД).
Эмоциональная рефлексия акцентирует внимание учащихся на вопросах «знаю, зачем», «знаю я», позволяющих сформулиро-
вать ценностные ориентиры по отношению к новому знанию, определить собственную позицию относительно результата деятельности и самой этой деятельности в целом (личностные УУД).
Рефлексивное отношение к собственной учебной деятельности помогает школьникам сместить внимание с решения задач, имеющих узкую направленность, на охват общих принципов и связей в учебном материале, помогает объединить и понять множество разрозненных фактов, осознать себя в этом учебном предмете и стремиться выразить себя через него. Благодаря рефлексивным приемам, постоянно используемым на уроках,
создаются условия для формирования у учащихся всех видов универсальных учебных действий, что с точки зрения иностранного языка означает расширение границ его применения, делает сам предмет явлением ме-тапредметным, а повышение уровня знания языка как системы и стремление постигать его как явление влечет за собой, в свою очередь, тенденцию к личностному саморазвитию и создает положительную мотивацию для самообразования, чтобы, в том числе, и в будущем чувствовать себя не только образованным профессионалом своего дела, но и быть во всех смыслах конкурентоспособным на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16-23.
2. Слободчиков В. И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии. Сб. Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986. С. 12-14.
3. Теплоухова Л. А. Процесс формирования универсальных учебных действий в проектном обучении в основной школе. Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Настоящи изследвания и развитие». 2012. Том 13. Педагогически науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД - С. 72.
4. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998.
5. Словарь иностранных слов современного русского языка / сост.: Т. В. Егорова. М.: Аделант, 2014. С. 579.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.