Научная статья на тему 'Развитие письменной речи и подготовка учащихся к ОГЭ в разделе "Письмо" на основе системно-деятельностного подхода'

Развитие письменной речи и подготовка учащихся к ОГЭ в разделе "Письмо" на основе системно-деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / РАЗДЕЛ "ПИСЬМО" / ЛИЧНОЕ ПИСЬМО / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нельзина Елена Николаевна, Полыгалова Анастасия Сергеевна

При подготовке учащихся к выполнению задания в разделе «Письмо» в формате экзамена ОГЭ необходим дополнительный подбор упражнений, направленных на освоение структуры и содержательной стороны письма в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нельзина Елена Николаевна, Полыгалова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие письменной речи и подготовка учащихся к ОГЭ в разделе "Письмо" на основе системно-деятельностного подхода»

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОГЭ В РАЗДЕЛЕ «ПИСЬМО» НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Елена Николаевна Нельзина

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: nelzina@mail.ru

Анастасия Сергеевна Полыгалова

студентка гр. 748 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail:nastewshka@mail. ru

Аннотация: При подготовке учащихся к выполнению задания в разделе «Письмо» в формате экзамена ОГЭ необходим дополнительный подбор упражнений, направленных на освоение структуры и содержательной стороны письма в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: основной государственный экзамен, раздел «Письмо», личное письмо, системно-деятельностный подход, подготовительные упражнения.

ОГЭ по немецкому языку принадлежит к группе экзаменов по иностранным языкам, проводимых в рамках аттестации выпускников в 9-м классе школы. Данный экзамен не является обязательным, его выбирают ученики, планирующие поступать в профильные классы старшей школы. Некоторые школьники выбирают ОГЭ как этап подготовки к ЕГЭ, который предстоит сдавать через два года для поступления в вузы.

Подготовка к данному виду экзамена важна не только на финальном этапе обучения, но и во время всего учебного процесса. Это обеспечивает систематическую работу над языком, психологическую готовность к сдаче экзамена, знакомит учащихся с форматом итоговой аттестации и создает условия для рефлексии и самооценки школьниками уровня владения языком с целью выстраивания дальнейшей траектории подготовки к экзамену.

Важную роль при подготовке к разделу «Письмо» в ОГЭ играет системно-деятельностный подход [4]. Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевым моментом деятельностного подхода является постепенный уход от информационно-репродуктивного знания к знанию действия [5]. Научиться деятельности можно только в деятельности, овладевая требуемыми навыками и умениями.

С целью выявления наличия заданий на развитие письменной речи в форме личного письма были проанализированы УМК для девятых классов «Deutsch. Wunderkinder» (О.А. Радченко, К.Р. ЦойнерЛ «Deutsch. Schritte» (И.Л. Бим, Л.М. Санникова), составленные для общеобразовательных учреждений, и «Mosaik» (Н.Д. Гальскова, Е.В. Лясковская), разработанный для школ с углубленным изучением иностранного языка [1; 2; 6; 7; 8].

УМК Количество тем Подготовительные упражнения Речевые упражнения

Deutsch. Wunderkinder (учебник, рабочая тетрадь) 8 26 - на усвоение структуры письма, форм обращение и прощания, словаря 9

Deutsch. Schritte (учебник, рабочаятетрадь) 5 10 - на усвоение словаря 1

Mosaik (учебник) 10 2 - на усвоение словаря 2

Анализ позволил сделать вывод о необходимости включения в подготовку учащихся к экзамену ОГЭ в разделе «Письмо» дополнительных заданий, направленных на развитие умений создания письма. Эти задания можно разделить на подготовительные и собственно речевые задания.

Цель подготовительных упражнений - усвоение структуры и оформления письма, а также развитие умений отвечать на вопросы, производить трансформацию, сокращение, составление простых и сложных предложений, подбор подходящей лексики и синонимов [3, с. 211].

Подготовительные упражнения на усвоение структуры письма, на запоминание фраз обращения и завершающих фраз, на устранение трудностей при ответе на вопросы и на устранение ошибок: I. Упражнения на усвоение структуры письма 1. Ordne die Teilen des Briefes in richtige Reihe an

Antwort 2

Schlusssatz

Grußformel

Ort_

Unterschrift

Anrede

Antwort 3

Datum

Briefanfang

Antwortl

2. Zeichne eine Schema des Briefes

3. Ordne die Teile des Briefes in richtige Reihe an

• Mit herzlichen Grüßen

• Deine Nastja

• den 14. April

• Perm

• Darum hasse ich den Sportunterricht in meiner Schule. Aber leider muss ich unbedingt diesen Unterricht besuchen.

• Wie geht es dir? Vielen Dank für deinen Brief. Es ist sehr gut, dass du Fußball gern hast!

• Was mich betrifft, mag ich nicht besonders Sport, weil ich sehr faul bin. Ja, ich verstehe, dass Sport die Menschen gesunder und schöner macht, aber ich würde lieber im Bett liegen

• Ich spiele gern am Computer, und ich kann verschiedene Apps programmieren. Abends stricke ich ständig und höre Musik. Das aktive Leben ist nicht für mich

• Lieber Leon

• Lass bitte bald wieder was von dir hören!

Подобные тексты можно создавать онлайн, например, на таких сайтах как: http://www.goethe. de/lhr/prj/usg/deindex.htm,

http://www.lernkiosk.ch/p41000276.html ,

http://lingofox.dw.com/index.php?url=shuffle .

II. Упражнения на усвоение форм обращения, прощания и завершающих фраз

1. Teile folgende Ausdrücke in 2 Gruppen: formelle und informelle.

«Mosaik» «Hallo Felix», «Lieber Felix», «Sehr geehrte Frau Rudi», «Guten Tag», «Viele Grüße», «Sehr geehrter Herr Professor Müller», «Liebe Anna».

Formelle Informelle

2. Teile folgende Ausdrücke in 2 Gruppen: formelle und informelle: «Mit bester Empfehlung», «Mit besten Empfehlungen», «Viele Grüße», «Freundliche Grüße», «Mit besten Grüßen», «Schöne Grüße», «Mit schönen Grüßen», «Herzliche Grüße», «Herzlichen Gruß», «Liebe Grüße», «Mit lieben Grüßen».

Formelle Informelle

3. Ordne folgende Ausdrücke in 2 Gruppen an: Grußformel und Anrede: «Schöne Grüße», «Hallo Felix», «Mit schönen Grüßen», «Mit besten Empfehlungen», «Lieber Felix», , «Guten Tag», «Viele Grüße», «Sehr geehrter Herr Professor Müller», «Mit bester Empfehlung», «Viele Grüße», «Freundliche Grüße», «Mit besten Grüßen», «Liebe Anna», «Herzliche Grüße», «Herzlichen Gruß», «Liebe Grüße», «Mit lieben Grüßen», «Sehr geehrte Frau Rudi».

Anrede Grußformel

III. Упражнения на устранение трудностей при ответе на вопросы

1. Lies den Brief deines Freundes Otto und finde Schlüsselwörter.

.. .In den Ferien haben wir eine Klassenfahrt nach Köln gemacht. Mir hat der Park «Fantasieland»gefallen. Im vorigen Sommer warst du auch in Köln

.Was hat dir in Köln besonders gefallen?.. Bist du mit den Eltern gefahren?.. Willst du noch einmal nach Köln fahren?_

Zum Beispiel: Fahrt, Köln, Sommer usw.

2. Lies den Brief deines Freundes Otto und befasse eine Gedanken-Karte zu jeder Frage.

3. Lies den Brief deines Freundes Otto und schreibe 3 Ideen, was du antworten würdest.

Zum Beispiel: Mir hat Kölner Dom besonders gefallen; Ja, ich bin mit den Eltern gefahren/Nein, ich habe Klassenfahrt gemacht usw. VI. Упражнения на устранение ошибок

Lies einen Brief und korrigiere Fehler.

Kiew,

den 23.Oktober Lieber Otto,

wie geht's? vielen Dank für deinen Brief. Dein Fahrt war sehr lustig. In Köln habe ich vielen Orten besucht, und ich habe viele Emotionen bekommt. Besonders hat mir Kölner Dom gefallen. Er ist sehr hoch und gotisch!

Ja, ich bin, leider, mit den Eltern gefahren, es wäre viel interessanter, wenn ich mit den Freunden fahren würde.

Diese Reise war sehr interessant, aber will ich nicht zurückkehren. Ich werde lieber in die neue Orte fahren, z.B., in die Türkei oder nach Hannover. Und du? Willst du noch einmal nach Köln fahren?

Ich würde mich freuen, wenn du mir zurückschreiben würdest. Mit freundliche Grüsse Dein Sascha

Включение подготовительных упражнений на усвоение структуры, оформления письма, на трансформацию языкового и речевого материала, подбор подходящей лексики и синонимов при планировании письменного высказывания, а также целенаправленный анализ и исправление ошибок в образцах писем позволят учащимся продуктивно подготовиться к выполнению экзаменационного задания.

Список литературы

1. Бим И.Л. Немецкий язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе - Москва: Просвещение, 2014. - 245 с.

2. Бим И.Л. Немецкий язык. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций - Москва : Просвещение, 2014. - 80 с.

3. Богданова С.Ю. Подготовка к ЕГЭ по английскому языку в действующих УМК на разных уровнях общего образования / Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2013 - № 3 (24) - С. 209-215.

4. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по немецкому языку/ Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений». - 2016.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. -Москва: Просвещение, 2008. - 143 с.

6. Немецкий язык. 9 класс.: учебник нем. яз. для IX кл. шк. с углубл. изучением нем. яз. с прилож. на электрон. носителе. - Москва : Просвещение, 2011. - 224 с.

7. Немецкий язык. 9 класс : учебник для общеобразоват. организаций. -Москва : Просвещение, 2015. - 176 с.

8. Немецкий язык. 9 класс : учеб. пососбие для общеобразоват. организаций. - Москва : Просвещение, 2016. - 128 с.

© Нельзина Е.Н., Полыгалова А.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.