Научная статья на тему 'Использование речевых игр для развития речи дошкольников'

Использование речевых игр для развития речи дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3817
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ / ДЕТСКИЙ САД / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюряпина Н.Ф.

Актуальность: статья посвящена вопросу развития речи детей дошкольного возраста через использование речевых игр. Обосновывается идея о том, что исходным принципом обучения грамоте детей является «добуквенный», чисто звуковой период обучения. Особое внимание уделено систематизации игр по речевому развитию и подготовке детей к обучению грамоте, для успешного дальнейшего формирования навыков чтения и письма. Цель: обобщить и систематизировать теоретический и практический материал по использованию речевых игр для развития речи дошкольников. Метод: теоретический и практический. Результат: создание картотек речевых игр для развития речи дошкольников. Выводы: систематизирован и обобщён теоретический и практический материал по вопросу речевых игр для развития речи дошкольников. Использование речевых логопедических игр и упражнений, способствует оптимизации обучения, выработке правильного произношения и развитию речи, формирует у ребенка потребность в овладении речью и является эффективным средством подготовки детей к обучению грамоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюряпина Н.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование речевых игр для развития речи дошкольников»

методов, технологий, которые в системе обеспечивают гармоничную работу ДОУ [3, с. 54].

В рамках проектирования управлении реализацией программы дополнительного образования для воспитанников ДОУ основной акцент делается на ряде наиболее фундаментальных интеллектуальных ресурсах педагога, которые проявляются в использовании следующих технологий:

1. Метакогнитивные технологии (проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность). 3. Здоровьесберегающие технологии.

4.Образовательные технологии, являющиеся специализированными для конкретной области (например, для интенсификации речевого развития).

Таким образом, особенностями использования интеллектуальных ресурсов педагога в управлении реализацией программы дополнительного образования для воспитанников ДОУ является их целенаправленнось (деятельность предполагает повышение качества педагогического процесса в общем виде или в отдельных аспектах), планируемость (она не может осуществляться стихийно), системность. В этой связи, в рамках создания и внедрения как любой отдельного ресурса обязательным является создание проекта применения данного ресурса, что предполагает деятельность по педагогическому проектированию. Именно проект на стадии планирования в управлении реализацией программы дополнительного образования для воспитанников ДОУ позволит понять целесообразность внедрения данного интеллектуального ресурса, планируемые результаты и эффекты. В то же время, необходимо отметить, что использование интеллектуальных ресурсов педагога в управлении реализацией программы дополнительного образования для воспитанников ДОУ во всех случаях протекает в рамках определенных педагогических условий, одним из которых является организованное психолого-педагогическое сопровождение.

Список использованной литературы:

1. Куликова М.В., Муштакова Н.А. Потенциальные резервы и педагогические условия, стимулирующие инновационную методическую работу в детском саду //Управление качеством образования. 2011. - №5. - с.38-45

2. Кулагина Н.В. Роль методической службы ДОО в реализации инновационной и экспериментальной деятельности// Инновации в образовании. - 2008. - №11. - с.105

3. Лазарев В.С. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности дошкольных учреждений / Лазарев В.С., Мартиросян Б.П.// Педагогика. - 2013. - №3. - с.17

4. Мартиросян Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях// Педагогика.-2010. - №7. - с.25-32.

5. Мартынова Л. Как разработать инновационную образовательную программу и провести ее оценку// Дошкольное образование. - 2016. - №5. -с.62-64

© Складчикова В.Г., 2019

УДК 373

Н.Ф. Тюряпина

МБДОУ Детский сад №119, учитель-логопед, 1 кв. категория, магистрант С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова, 2 курс

г. Архангельск, РФ e-mail: anna12051958anna@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Актуальность: статья посвящена вопросу развития речи детей дошкольного возраста через

использование речевых игр. Обосновывается идея о том, что исходным принципом обучения грамоте детей является «добуквенный», чисто звуковой период обучения. Особое внимание уделено систематизации игр по речевому развитию и подготовке детей к обучению грамоте, для успешного дальнейшего формирования навыков чтения и письма.

Цель: обобщить и систематизировать теоретический и практический материал по использованию речевых игр для развития речи дошкольников.

Метод: теоретический и практический.

Результат: создание картотек речевых игр для развития речи дошкольников.

Выводы: систематизирован и обобщён теоретический и практический материал по вопросу речевых игр для развития речи дошкольников. Использование речевых логопедических игр и упражнений, способствует оптимизации обучения, выработке правильного произношения и развитию речи, формирует у ребенка потребность в овладении речью и является эффективным средством подготовки детей к обучению грамоте.

Ключевые слова:

речевое развитие, речевые характеристики, речевые игры, детский сад, дошкольники.

С самого рождения нас окружает множество звуков: речь людей, шелест листьев, музыка и др. Но только речевые звуки, и то, только в словах служат средством передачи информации, побуждению к действию. Своевременное и полноценное овладение речью является главным условием становления у детей полноценной психики. Речь, во всем ее многообразии, является компонентом общения, и именно в процессе общения она формируется [3].

Целью занятий по развитию речи в детском саду является - овладение ребенком основ родного языка. Это непростая задача, т. к. ребенок дошкольного возраста - это не ученик, которому можно объяснить правила спряжения, склонения и пр. [1].

Основные задачи развития речи в детском саду:

• Воспитание звуковой культуры речи;

• Обогащение и активизация словаря;

• Формирование грамматического строя речи;

• Развитие связной речи [4].

Важной и необходимой работой по подготовке детей к школе является работа по обучению детей грамоте. Это предполагает систематическое ознакомление детей с элементами языка и приобщение их к языковой действительности, формирование у них четких представлений об особенностях звуков речи, о звуковом и слоговом составе слова. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам как:

1. Развитый речевой слух;

2. Четкая артикуляция звуков родного языка (обеспечивает правильное проговаривание);

3. Знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой;

4. Выработка гибкости и точности руки, глазомера, чувство ритма и пр. [5].

Основой обучения детей грамоте является работа не с буквами, а со звуками человеческой речи. «Сознательно читать и писать может тот, кто понял звуко-слоговое строение слова» утверждал К.Д. Ушинский. Обучаясь, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника очень сложны. Крайне важно создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая бы способствовала возникновению у ребенка желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные дети раскрываются. «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что, надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать -

вот, что необходимо ребенку» говорил Джанни Родари. Игра для ребенка дошкольного возраста - основной вид деятельности [2].

Речевые игры способствуют выполнению важных задач:

• Психологически готовят детей к речевому общению;

• Обеспечивают многократное повторение речевого материала;

• Тренируют детей в выборе нужного речевого материала;

• Побуждают к общению детей друг с другом [3].

Речевые игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи, и т. д. [3].

Речь ребенка формируется поэтапно. На каждом возрастном этапе решаются свои задачи. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку [4].

Благодаря разнообразию речевых игр и упражнений у дошкольника формируется:

• Четкость произношения каждого слова;

• Грамотность;

• Ясность;

• Умение правильно формулировать свою мысль;

• Развитие монологической и диалогической речи;

• Умение общения с окружающими [2].

Игра становится формой общения, сотрудничества, сотворчества взрослого и ребенка, той формой обучении, которая не требует дополнительных стимулов. К.Д. Ушинский считал, что обучение грамоте может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Поэтому мною широко используются на занятиях игровые приемы и дидактические игры, и упражнения для того, чтобы легче заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание. Это обеспечивает успех совместных занятий, делает их увлекательными и желанными, достигается максимальный развивающий эффект, способствует улучшению речевой деятельности [5].

Систематическое использование речевых игр в коррекционной работе и при подготовке детей к обучению грамоте дает возможность более успешно выполнять основные задачи коррекционно-образовательной программы. Речевое развитие детей и качество коррекционной работы гораздо эффективнее там, где включаются речевые игры и упражнения т.к. игровая деятельность вызывает у ребенка желание заниматься, обучаться, познавать новое [1].

Речевые игры можно использовать на всех этапах работы с детьми: в процессе развития артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, охватывая разные стороны речевого развития - лексическую, грамматическую, связную, на разных этапах занятия и видах работы: индивидуальной, подгрупповой, фронтальной [2].

Я считаю, что исходным принципом обучения грамоте детей является «добуквенный», чисто звуковой период обучения. Данный период занимает много сил и времени, но именно от пропедевтики зависит успешность дальнейшего формирования навыков чтения и письма. Поэтому подготовительным играм отводится также достаточное внимание [4].

Условно игры по речевому развитию и подготовке детей к обучению грамоте можно распределить по следующим направлениям:

1. Подготовительные игры на развитие:

- слухового внимания;

- речевого слуха;

- фонематического слуха;

- артикуляционной моторики;

- физиологического дыхания;

- речевого дыхания;

- голоса [3].

2. Игры на формирование правильного звукопроизношения:

- звуковой анализ;

- знакомство со звуками;

- автоматизация звуков;

- дифференциация звуков [3].

3. Игры на формирование грамматического строя речи: слово:

- существительные;

- прилагательные;

- глаголы;

- числительные;

- местоимения;

- наречия;

- сложные слова (образование); предложение:

- простые предложения;

- простые распространенные;

- предлоги в предложениях;

- сложные предложения; формирование связной речи:

- диалоги;

- пересказы;

- рассказы [3].

4. Работа над буквой;

5. Пальчиковая гимнастика;

6. Психогимнастика;

7. Физкультминутки [2].

При отборе речевого материала желательно опираться на следующие принципы:

1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых игр научно обоснованными и практически опробованными методиками.

2. Принцип системности - решение поставленных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.

3. Принцип результативности и гарантированности - гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня психического развития детей [3].

В результате использование речевых логопедических игр и упражнений, в разнообразных видах деятельности детей и формах проведения коррекционной работы, способствует оптимизации обучения, выработке правильного произношения и развитию речи, формирует у ребенка потребность в овладении речью и является эффективным средством подготовки детей к обучению грамоте [4]. Список использованной литературы:

1. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. СПб.: Речь, 1999. 120 с.

2. Васильева С.А. Логопедические игры для дошкольников. М.: Наука, 1999. 96 с.

3. Махов С.Н. Дошкольная логопедическая служба. М.: Луч, 2006. 158 с.

4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. М.: Луч, 2003. 112 с.

5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ИнтелТек, 1994. 137 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. М.: Мир, 2006. 148 с.

© Тюряпина Н.Ф., 2019

УДК 37.07

О.В. Шаталова

канд. филол. наук, зам.директора Гимназии №1,

г. Стерлитамак, РФ E-mail: gimn1-2007@mail.ru

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ БАЗОВОЙ ОПОРНОЙ ШКОЛЫ РАН

Аннотация

Вопросы качественного обновления гимназической системы в связи с изменением статуса Гимназии №1 как базовая опорной школы Российской академии наук рассмотрены в статье. С 1 сентября 2019 года лучшие 110 российских школ в 32 регионах России поменяют качественный уровень. Цель этого амбициозного - в лучшем понимании слова - проекта РАН и Министерства просвещения связана с воспитанием интереса школьников, прежде всего, к математическим и естественным наукам.

Ключевые слова:

Российская академия наук (РАН), модель базовой опорной школы РАН, профили обучения, эмоциональный интеллект, проектная деятельность

Ожидается, что организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских учёных. «Базовые школы РАН» - совместный проект Российской академии наук и Министерства просвещения (список школ, соответстующих параметрам обучения будущих учёных, утверждён на заседании Комиссии РАН по научно-организационной поддержке базовых школ РАН 31.05.2019, протокол №1). С инициативой создания в регионах базовых школ РАН к Президенту РФ В.В. Путину обратился Президент Российской академии наук А.М. Сергеев, а Минпросвещения России поддержало эту инициативу.

Ежегодно России нужно примерно 10 тыс. тех, кто приходит в науку. Цель создания указанных школ - максимально благоприятные условия для выявления и обучения талантливых детей, их ориентация на успешную карьеру в области науки и высоких технологий, что, несомненно, послужит развитию интеллектуального потенциала и города, и региона, и страны в целом. Так, наша Гимназия через отборочные испытания ждёт школьников всей Южно-Башкортостанской агломерации.

РАН рассматривает шесть моделей своих базовых школ: профильная школа, школа с углублённым изучением отдельных предметов на всех уровнях обучения, школа-лаборатория, школа при университете (научной организации), школа-ресурсный (сетевой) центр, смешанная модель. Имея более чем 30-летний опыт многопрофильного обучения (обучение по 4-5 профилям), 33-летний «стаж» углублённого обучения английскому языку во 2-11 классах; наработанные связи с БашГУ и Академией наук Республики Башкортостан в сфере организации Российской научно-практической конференции «Ломоносовские чтения», где ежегодно встречается более 1тыс. юных исследователей; учитывая наш огромный интерес к современным лабораториям - путь был определён всей логикой развития Гимназии: ничего не ломая, будем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.