Научная статья на тему 'Использование игровой коррекции в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи'

Использование игровой коррекции в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1118
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ КОРРЕКЦИЯ / РЕЧЕВЫЕ ПРАЗДНИКИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова М.А.

В современном образовании актуальным становятся не только определенная сумма знаний, умений и навыков дошкольников, их правильная речь, но и развитие их творческого потенциала, проявление активности в получении знаний, воспитание любознательности, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать. Речевые праздники и развлечения один из актуальных видов работы в дошкольных учреждениях с детьми, имеющими нарушения речи. Они базируются на основных принципах программы по обучению и воспитанию детей с общим и фонетикофонематическим недоразвитием речи в ДОУ. Это одна из интересных форм логопедического воздействия на ребенка с использованием игровой коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Utilization of play correction in speech therapy of children with articulation disorders

In modern education of importance is not only the total amount of knowledge and skills of preschool children, but also development of their creative potential, activity in acquiring knowledge, development of inquisitiveness and ability to compare and analyze. Speech festivals and entertainments is one of the important methods of work with preschool children with articulation disorders. They are based on the main principles of the education and care program for children with phonetic and phonematic speech disorders used in preschool educational institutions. This is one of the interesting forms of speech therapy, using play correction.

Текст научной работы на тему «Использование игровой коррекции в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Смирнова М. А. учитель-логопед Детский сад №31 Североморск, Россия

Использование игровой коррекции в логопедической работе с детьми, имеющими

нарушения речи

Аннотация: В современном образовании актуальным становятся не только определенная сумма знаний, умений и навыков дошкольников, их правильная речь, но и развитие их творческого потенциала, проявление активности в получении знаний, воспитание любознательности, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Речевые праздники и развлечения - один из актуальных видов работы в дошкольных учреждениях с детьми, имеющими нарушения речи. Они базируются на основных принципах программы по обучению и воспитанию детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ДОУ. Это одна из интересных форм логопедического воздействия на ребенка с использованием игровой коррекции.

В современном образовании актуальным становятся не только определенная сумма знаний, умений и навыков дошкольников, их правильная речь, но и развитие их творческого потенциала, проявление активности в получении знаний, воспитание любознательности, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Игра-это исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых, отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.1

Речевые праздники и развлечения - один из актуальных видов работы в дошкольных учреждениях с детьми, имеющими нарушения речи. Они базируются на основных принципах программы по обучению и воспитанию детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ДОУ.2 Это одна из интересных форм логопедического воздействия на ребенка с использованием игровой коррекции, эмоциональной стимуляции.

В процессе логопедических праздников и развлечений особенно эффективна дифференцированная помощь детям с нарушениями в развитии, затруднениями в общении, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости.

Сохраняя атрибутику игры, делается акцент на общеобразовательные и корреккционно-воспитательные цели (развитие наблюдательности, внимания, мышления, воспитание правильного отношения детей к коллективу, желание участвовать в общем деле). Подбирая конкурсные задания необходимо учитывать уровень речевых и психических возможностей детей. Роль педагога остается значительной на протяжении всего праздника.3

Привлечь неустойчивое внимание дошкольников к занятиям можно только заинтересовав их, т.е. сделать обучение занимательным. Ведущим видом деятельности является игра. Оценив уровень умственного развития детей с речевой патологией, составляется перечень игр, которые вызывают у них наибольший интерес и дают возможность успешно проводить коррекционную работу.

Для детей занятие - это игра, а для взрослого способ обучения, передачи ребенку знаний, умений и навыков, их закрепления. Действия, выполняемые в игре, всегда имеют результат.

В дидактических играх обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Здесь очень уместны слова А.С. Макаренко «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра»4. Активируя мышление, игра воздействует на эмоции детей. Ребенок испытывает радость от удачно найденных решений, быстро и правильно выполненных заданий. Многие игры способствуют пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, связной речи, умения правильно выражать свои мысли.

По мере накопления игрового материала (программного) можно закреплять его в форме речевых развлечений.

Речевой праздник - это торжество, объединяющее детей общностью переживаний, эмоциональностью. Структура развлечения разрабатывается с учетом знаний детей, чередуя игры, задания, музыкальные паузы, чтобы у ребят не пропал интерес.

Речевые праздники можно проводить в начале года (например, в виде речевого развлечения «Давайте познакомимся», «Пойми меня»), в середине года (по мере постановки дефектных звуков: «Путешествие в страну Лапландию, Рычандию» и т.д.), в конце года: «Я-эрудит», «Поле чудес», «Праздник правильной речи».

К речевому празднику могут привлекаться все участники коррекционно-воспитательного процесса: родители, воспитатели, музыкальные руководители.

Воспитательное значение речевых праздников и развлечений очень велико. Они способствуют развитию активности, самостоятельности, уверенности в своих силах. Исчезают препятствия, мешающие ребенку активно проявлять себя в коллективе, исчезают неуверенность и нерешительность. Ребенок добивается поставленной цели, действует вместе с товарищами.

Выполнение условий игры и соблюдение правил требуют от ребенка сосредоточенного внимания, наблюдательности, запоминания и воспроизведения. Это приближает игру к обучению. Очень нравятся детям ребусы и кроссворды, которые помогают им в игровой форме усваивать звуковой анализ.5

Игры включаются во все части развлечения и придерживаются основных задач: диагностических, познавательных, развлекательных, коррекционных. Для развлечений подходят разные игры (спортивные - соревновательного характера; дидактические; познавательные; психологические; игры-шутки).

Игры соревновательного характера:

• «Кто быстрее соберет целое из частей»

• «Кто больше назовет...»

• «Кто больше запомнит предметов и назовет их»

• «Кто выразительнее произнесет чистоговорку, скороговорку»

Игры на формирование связной речи:

• Волшебный стул»

• «Конкурс чтецов»

• «Расскажи о своей маме (о себе)»

• «Передай доброту»

• «Продолжи предложение»

• «Пословицы, поговорки, скороговорки»

• «На что похожа буква»

• «Кто больше?»

• «Собери бусы»

• «Слова перепутались»

Игры на формирование произвольного внимания:

• «Найди буквы», «Назови предметы»

• «Подчеркни А, зачеркни О»

• «Найди различия»

• «Я - слово, вы - много слов»

• «Что перепутал художник?»

• «Помоги почтальону Тишке»

«Речевые праздники - хорошее средство для закрепления и применения „ „б полученных знаний и умений, самоутверждения детей».

1 Крупская Н. К. Педагогические сочинения, т.6. М., 1959. С. 344.

2Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, М., 1993.

Пидкасиситый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии, М., 1996. Макаренко А. С. Сочинения, т. 5. М., 1958. С. 272

5 Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми, М., 1981.

6 ЛапковскаяВ. П., Володькова Н. П. Речевые развлечения в детском саду, М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.