Смирнова М. А. учитель-логопед Детский сад №31 Североморск, Россия
Использование игровой коррекции в логопедической работе с детьми, имеющими
нарушения речи
Аннотация: В современном образовании актуальным становятся не только определенная сумма знаний, умений и навыков дошкольников, их правильная речь, но и развитие их творческого потенциала, проявление активности в получении знаний, воспитание любознательности, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Речевые праздники и развлечения - один из актуальных видов работы в дошкольных учреждениях с детьми, имеющими нарушения речи. Они базируются на основных принципах программы по обучению и воспитанию детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ДОУ. Это одна из интересных форм логопедического воздействия на ребенка с использованием игровой коррекции.
В современном образовании актуальным становятся не только определенная сумма знаний, умений и навыков дошкольников, их правильная речь, но и развитие их творческого потенциала, проявление активности в получении знаний, воспитание любознательности, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Игра-это исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых, отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.1
Речевые праздники и развлечения - один из актуальных видов работы в дошкольных учреждениях с детьми, имеющими нарушения речи. Они базируются на основных принципах программы по обучению и воспитанию детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ДОУ.2 Это одна из интересных форм логопедического воздействия на ребенка с использованием игровой коррекции, эмоциональной стимуляции.
В процессе логопедических праздников и развлечений особенно эффективна дифференцированная помощь детям с нарушениями в развитии, затруднениями в общении, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости.
Сохраняя атрибутику игры, делается акцент на общеобразовательные и корреккционно-воспитательные цели (развитие наблюдательности, внимания, мышления, воспитание правильного отношения детей к коллективу, желание участвовать в общем деле). Подбирая конкурсные задания необходимо учитывать уровень речевых и психических возможностей детей. Роль педагога остается значительной на протяжении всего праздника.3
Привлечь неустойчивое внимание дошкольников к занятиям можно только заинтересовав их, т.е. сделать обучение занимательным. Ведущим видом деятельности является игра. Оценив уровень умственного развития детей с речевой патологией, составляется перечень игр, которые вызывают у них наибольший интерес и дают возможность успешно проводить коррекционную работу.
Для детей занятие - это игра, а для взрослого способ обучения, передачи ребенку знаний, умений и навыков, их закрепления. Действия, выполняемые в игре, всегда имеют результат.
В дидактических играх обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Здесь очень уместны слова А.С. Макаренко «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра»4. Активируя мышление, игра воздействует на эмоции детей. Ребенок испытывает радость от удачно найденных решений, быстро и правильно выполненных заданий. Многие игры способствуют пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, связной речи, умения правильно выражать свои мысли.
По мере накопления игрового материала (программного) можно закреплять его в форме речевых развлечений.
Речевой праздник - это торжество, объединяющее детей общностью переживаний, эмоциональностью. Структура развлечения разрабатывается с учетом знаний детей, чередуя игры, задания, музыкальные паузы, чтобы у ребят не пропал интерес.
Речевые праздники можно проводить в начале года (например, в виде речевого развлечения «Давайте познакомимся», «Пойми меня»), в середине года (по мере постановки дефектных звуков: «Путешествие в страну Лапландию, Рычандию» и т.д.), в конце года: «Я-эрудит», «Поле чудес», «Праздник правильной речи».
К речевому празднику могут привлекаться все участники коррекционно-воспитательного процесса: родители, воспитатели, музыкальные руководители.
Воспитательное значение речевых праздников и развлечений очень велико. Они способствуют развитию активности, самостоятельности, уверенности в своих силах. Исчезают препятствия, мешающие ребенку активно проявлять себя в коллективе, исчезают неуверенность и нерешительность. Ребенок добивается поставленной цели, действует вместе с товарищами.
Выполнение условий игры и соблюдение правил требуют от ребенка сосредоточенного внимания, наблюдательности, запоминания и воспроизведения. Это приближает игру к обучению. Очень нравятся детям ребусы и кроссворды, которые помогают им в игровой форме усваивать звуковой анализ.5
Игры включаются во все части развлечения и придерживаются основных задач: диагностических, познавательных, развлекательных, коррекционных. Для развлечений подходят разные игры (спортивные - соревновательного характера; дидактические; познавательные; психологические; игры-шутки).
Игры соревновательного характера:
• «Кто быстрее соберет целое из частей»
• «Кто больше назовет...»
• «Кто больше запомнит предметов и назовет их»
• «Кто выразительнее произнесет чистоговорку, скороговорку»
Игры на формирование связной речи:
• Волшебный стул»
• «Конкурс чтецов»
• «Расскажи о своей маме (о себе)»
• «Передай доброту»
• «Продолжи предложение»
• «Пословицы, поговорки, скороговорки»
• «На что похожа буква»
• «Кто больше?»
• «Собери бусы»
• «Слова перепутались»
Игры на формирование произвольного внимания:
• «Найди буквы», «Назови предметы»
• «Подчеркни А, зачеркни О»
• «Найди различия»
• «Я - слово, вы - много слов»
• «Что перепутал художник?»
• «Помоги почтальону Тишке»
«Речевые праздники - хорошее средство для закрепления и применения „ „б полученных знаний и умений, самоутверждения детей».
1 Крупская Н. К. Педагогические сочинения, т.6. М., 1959. С. 344.
2Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, М., 1993.
Пидкасиситый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии, М., 1996. Макаренко А. С. Сочинения, т. 5. М., 1958. С. 272
5 Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми, М., 1981.
6 ЛапковскаяВ. П., Володькова Н. П. Речевые развлечения в детском саду, М., 2008.