Научная статья на тему 'Использование психотехники для формирования профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности продавцов-консультантов'

Использование психотехники для формирования профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности продавцов-консультантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДАВЕЦ / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / SALES ASSISTANT / STRESS FACTORS / COMMUNICATIVE SPHERE / PROFESSIONAL SUITABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Татьяна Николаевна, Федотова Ирина Викторовна, Некрасова Марина Михайловна, Зуев Александр Васильевич

Актуальность. Современный продавец принадлежит к одной их наиболее массовых профессий, подвергающихся в процессе трудовой деятельности воздействию ряда неблагоприятных профессиональных и психо-социальных стресс-факторов. Целью исследования явилось на основании сравнительного изучения коммуникативной сферы продавцов-консультантов и студентов колледжа бытового обслуживания разработка программы формирования качеств, повышающих профпригодность. Материал и методы. В исследовании принимали участие продавцы-консультанты мебельного магазина и студенты колледжа бытового сервиса. Проанализированы результаты сравнительной психодиагностики показателей коммуникативной сферы двух групп испытуемых, для чего применялся комплекс методик: опросники «Коммуникативные и организаторские склонности» и «Изучение способности к эмпатии», тест на оценку самоконтроля в общении. Результаты исследования подвергались качественному анализу и математико-статистической обработке. Результаты и их обсуждение. Выявлены различия показателей коммуникативных склонностей и уровня эмпатийных тенденций между группами испытуемых. Для студентов колледжа бытового сервиса была разработана и апробирована программа психологической помощи «Успешное общение». Выводы. Реализация авторской программы способствовала оптимизации показателей коммуникативной сферы и формированию навыков делового общения у студентов колледжа, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева Татьяна Николаевна, Федотова Ирина Викторовна, Некрасова Марина Михайловна, Зуев Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of psychotechnics for the formation of professional behavior necessary for the successful work of sales staff

Relevance. A modern-day sales assistant is one of the most common professions exposed to a number of hostile occupational and psychosocial stress factors in the course of labor activity. The aim of the study was to develop a programme that helps to create qualities enhancing occupational competency on the basis of a comparative study of the communicative sphere of sales assistants and students of a housekeeping college. Material and methods. Sales assistants of a furniture store and students of a housekeeping college took part in the research. The results of comparative psychodiagnostics of a communicative sphere’s markers were analyzed for two test groups; a complex of methods was used: the questionnaires «Communicative and organizational aptitude» and «Study of emphatic ability», a test on self-control evaluation in communication. The results of the research were subjected to qualitative analysis and mathematical statistical processing. Results and discussion. Differences of communicative skills’ markers and a level of emphatic tendencies between the test groups were found. For the housekeeping college students the programme of psychological help «Successful communication» was developed and tested. Conclusion. Realization of the programme contributed to optimization of communicative skills’ markers and formation of business communication habits of housekeeping college students, essential for successful professional occupation.

Текст научной работы на тему «Использование психотехники для формирования профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности продавцов-консультантов»

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК: 159.98 Код специальности ВАК: 14.02.01

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОТЕХНИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ, НЕОБХОДИМЫХ

ДЛЯ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДАВЦОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ

Т. Н. Васильева, И. В. Федотова, М. М. Некрасова, А. В. Зуев,

ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии»

Васильева Татьяна Николаевна - e-mail: [email protected]

Дата поступления 26.02.2018

Актуальность. Современный продавец принадлежит к одной их наиболее массовых профессий, подвергающихся в процессе трудовой деятельности воздействию ряда неблагоприятных профессиональных и психо-социальных стресс-факторов. Целью исследования на основании сравнительного изучения коммуникативной сферы продавцов-консультантов и студентов колледжа бытового обслуживания явилась разработка программы формирования качеств, повышающих профпригодность. Материалы и методы. В исследовании принимали участие продавцы-консультанты мебельного магазина и студенты колледжа бытового сервиса. Проанализированы результаты сравнительной психодиагностики показателей коммуникативной сферы двух групп испытуемых, для чего применялся комплекс методик: опросники «Коммуникативные и организаторские склонности» и «Изучение способности к эмпатии», тест на оценку самоконтроля в общении. Результаты исследования подвергались качественному анализу и математико-статистической обработке. Результаты и их обсуждение. Выявлены различия показателей коммуникативных склонностей и уровня эмпатийных тенденций между группами испытуемых. Для студентов колледжа бытового сервиса была разработана и апробирована программа психологической помощи «Успешное общение». Выводы. Реализация авторской программы способствовала оптимизации показателей коммуникативной сферы и формированию навыков делового общения у студентов колледжа, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: продавец; стресс-факторы; коммуникативная сфера;

профессиональная пригодность.

Relevance. A modern-day sales assistant is one of the most common professions exposed to a number of hostile occupational and psychosocial stress factors in the course of labor activity. Purpose of the study was to develop a programme that helps to create qualities enhancing occupational competency on the basis of a comparative study of the communicative sphere of sales assistants and students of a housekeeping college. Materials and methods. Sales assistants of a furniture store and students of a housekeeping college took part in the research. The results of comparative psychodiagnostics of a communicative sphere's markers were analyzed for two test groups; a complex of methods was used: the questionnaires «Communicative and organizational aptitude» and «Study of emphatic ability», a test on self-control evaluation in communication. The results of the research were subjected to qualitative analysis and mathematical statistical processing. Results and discussion. Differences of communicative skills' markers and a level of emphatic tendencies between the test groups were found. For the housekeeping college students the programme of psychological help «Successful communication» was developed and tested. Conclusion. Realization of the programme contributed to optimization of communicative skills' markers and formation of business communication habits of housekeeping college students, essential for successful professional occupation.

Key words: sales assistant; stress factors; communicative sphere; professional suitability.

В настоящее время в России профессия «продавец», как правило «женская», является одной из самых массовых на рынке труда (вторая по распространенности после профессии водителя) и несмотря на это продолжает характеризоваться сниженным социальным статусом [1]. Результаты исследования условий труда свидетельствуют, что профессиональная деятельность основных категорий работников торговли (менеджер, продавец, кассир, бухгалтер и др.) сопряжена с влиянием неблагоприятных микроклиматических условий, освещенности, неравномерной рабочей нагрузки в течение дня, недели, месяца, сезонов года, негативных факторов, связанных со статико-динамическим, физическим и психоэмоциональным напряжением [2]. В зависимости от специализации магазинов на продавцов могут воздействовать и другие неблагоприятные факторы: вредные вещества от многочисленных товаров различных химических групп, электромагнитные излучения и шум от работающей для демонстрации элек-

тронной аппаратуры - обогреватели, микроволновые печи, холодильники, телевизоры, компьютерная техника и др. С длительным воздействием этих факторов связывают высокую частоту жалоб продавцов на утомляемость, плохой аппетит, бессонницу, головные боли, сердцебиения, раздражительность [3]. У них повышен риск развития варикозной болезни нижних конечностей; заболеваний желудочно-кишечного тракта. При опросе 87% респондентов из этой профессиональной группы отметили частые простудные заболевания, 17% страдают гипертонической болезнью и 16% имеют проблемы со зрением [4].

Работа продавца сопровождается также воздействием ряда неблагоприятных социально-психологических стресс-факторов. Ему приходится терпеливо выслушивать многочисленные жалобы посетителей на некачественную продукцию, высокие цены и низкие зарплаты; не отвечать на грубые выпады и оскорбительные реплики нервных, бестактных покупателей, адресующих прямые обвинения системе

А1

торговли и ее работникам [5, 6]. Профессиональная деятельность современного работника торговли может сопровождаться информационными перегрузками, связанными с использованием информационных и коммуникационных систем, применением в работе компьютерных технологий, медиасредств, мобильных средств общения и др., способных снижать адаптационные возможности организма и приводить к развитию психосоматических заболеваний [7].

Функциональная модель деятельности «идеального» продавца включает: определение товароведных характеристик товаров, приемку их по количеству и качеству; осуществление расчетных операций, помощь в выборе товаров, консультирование покупателей о товароведных характеристиках и цене товаров и др. [8]. Продавец считается самым важным работником магазина, так как от того, насколько эффективно он работает, напрямую зависит объем продаж. Для этого ему нужно постоянно быть в курсе всех новинок, досконально знать свой товар, уметь его преподнести и продать.

Важнейшей характеристикой профессионализма продавца является опыт работы, от которого зависит формирование профессионально важных качеств - коммуникабельность, развитый самоконтроль, клиентоориентиро-ванность, стрессоустойчивость, эмпатия, гибкость мышления, навыки делового общения и практической психологии [5, 6, 9-14]. Спецификой деятельности продавца-консультанта является включенность в систему разнообразных связей с представителями различных социальных слоев, поэтому навыки делового общения - это важнейшая составляющая его профессионализма [5, 6, 8, 11-20].

Показатели коммуникативной компетентности таким образом можно рассматривать как важный прогностический критерий для оценки успешности профессиональной деятельности продавца.

Цель исследования: на основании изучения показателей коммуникативной сферы продавцов-консультантов и студентов колледжа бытового обслуживания (будущих продавцов) определить критерии оценки профессионализма современного продавца и разработать алгоритм их применения для формирования качеств, повышающих профпригодность.

Материалы и методы

В исследовании, состоящем из двух этапов, принимали участие 20 продавцов-консультантов магазина «Мебельный центр БУМ» в Нижнем Новгороде и 20 студентов

ТАБЛИЦА 1.

Результаты сравнительной психодиагностики отдельных показателей коммуникативной сферы групп испытуемых (в баллах)

(будущих продавцов) Нижегородского колледжа бытового сервиса.

Для психодиагностики показателей коммуникативной сферы испытуемых применялся комплекс методик: опросник КОС (коммуникативные и организаторские склонности), опросник «Изучение способности к эмпатии» (А. Ме-грабян, Н. Эпштейн), тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер).

Второй этап исследования заключался в разработке и апробации программы, направленной на формирование навыков коммуникативной компетентности у студентов колледжа. Оценка эффективности авторской программы проводилась на основе результатов сравнительной психодиагностики показателей коммуникативной сферы до и после её проведения с помощью методик: тест на оценку самоконтроля в общении; диагностика коммуникативной социальной компетентности (факторы КСК); «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, Н. Эп-штейн); «Мотивация достижения и боязнь неудачи» (А. А. Реан). В соответствии с целью исследования для интерпретации результатов сравнительной психодиагностики оценивались величины: Кк - коэффициент коммуникативных склонностей (КОС); из девяти факторов методики КСК оценивалась динамика факторов - «Общительность» (фактор А), «Зависимость от группы» (фактор М) и «Склонность к асоциальному поведению» (фактор П), уровни эмоционального отклика; 3 варианта мотивации - «Боязнь неудачи», «Мотив стремления к успеху» и «Мотив не выражен». Правдивость ответов оценивалась по фактору «Ложь», уровень его не превышал 12 баллов, что свидетельствует об адекватности ответов.

Результаты исследования обрабатывались с использованием обычных приемов вариационной статистики по программе Statistica 6.0.

Результаты и их обсуждение

Результаты сравнительной психодиагностики показателей коммуникативной сферы трех групп испытуемых представлены в таблице 1, из которой видно, что у продавцов по сравнению со студентами уровни показателей коммуникативных склонностей выше (р=0,0004). Данное различие может объясняться тем, что продавцы в большей степени владеют навыками профессионального общения с коллегами и клиентами в процессе своей работы. Студенты колледжа, находящиеся на стадии профессионального обучения, нуждаются в формировании этих качеств.

Продавцы-консультанты мебельного магазина демонстрируют более высокий уровень самоконтроля общения по сравнению со студентами колледжа (р=0,002). Разработчики теста обозначают величину показателя в 7-10 баллов как высокий коммуникативный контроль. Следовательно, продавцы-консультанты мебельного магазина отличаются широким спектром поведенческих ролей, гибко реагируя на изменение ситуации (поведенческий аспект) и предвидя то впечатление (рефлекция), которое они производят на окружающих. И наоборот, испытуемые с уровнем данного показателя в 4-6 баллов показывают средний уровень коммуникативного контроля, т. е. они демонстрируют одновременно и искренность, и несдержанность в своих эмоциональных проявлениях.

Изучаемые показатели Группы испытуемых

продавцы-консультанты студенты колледжа

Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)

Коммуникативные склонности 5,3±0,17 2,9+0,4*

Организаторские склонности 4,5±0,1 4,5+0,38

Тест на оценку самоконтроля в общении

Уровень коммуникативного контроля в общении 8,0+0,94 4,7+0,43*

«Изучение способности к эмпатии»

Уровень эмпатийныхтенденций 51,2+4,5 20,3+0,7*

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Продавцы-консультанты в отличие от студентов колледжа характеризуются высоким уровнем эмпатийных тенденций (р=0,0007), что можно объяснить профессиональной мотивацией продавца, так как его зарплата зависит от эффективности продаж. Наличие навыков делового общения вместе с развитым уровнем эмпатии у продавцов-консультантов, являясь профессионально важными качествами, позволяет им, используя вербальные и невербальные средства, прогнозировать поведение клиентов. Работники со средним (нормальным) уровнем эмпатии в межличностных отношениях (эта величина колеблется в пределах 37-62 балла) хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, они более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям.

Таким образом, результаты психодиагностики некоторых показателей коммуникативной сферы показали, что продавцы-консультанты отличаются от студентов техникума бытового обслуживания более высокими величинами показателей коммуникативных склонностей, уровнем коммуникативного контроля в общении и эмпатийных тенденций. Указанные параметры коммуникативной сферы целесообразно рассматривать как критерии профессиональной пригодности и профессионализма современного продавца.

Формирование коммуникативной компетенции, клиен-тоориентированной стратегии, профессионального самосознания и стрессоустойчивости персонала большинства торговых фирм осуществляется с помощью обучения психологическим техникам. К распространенным вариантам такого обучения относят информационный блок (лекции) и тренинговый блок - мастер-классы, социально-психологические тренинги, психотерапевтические тренинги, навыковые тренинги или бизнес-тренинги (краткосрочное интерактивное обучение переговорам, продажам, самопрезентации и т. д.) [9, 14, 19, 21, 22].

Анализ полученных результатов позволил разработать проект программы «Успешное общение и профессиональная пригодность», состоящей из тренинговых упражнений и индивидуальных консультаций психолога, целью которой является формирование необходимых деловых навыков у студентов колледжа. Цикл состоял из 10 занятий длительностью 3 часа каждое (таблица 2).

Программа включает в себя элементы социально-психологического, навыкового и психотерапевтического тренингов и решает ряд задач: изучение основ клиентоо-риентированной стратегии работы; осознание механизмов и особенностей делового общения (цель, этапы, виды взаимодействия, стратегия поведения участников взаимодействия); формирование базовых коммуникативных навыков (невербальное общение, установление контакта, передача и получение информации, ведение беседы, умение слушать, работа с эмоциями - собственными и партнера по общению) и т. д.

Участие студентов в авторской программе «Успешное общение» способствовало позитивным изменениям навыков коммуникативной компетентности. Так, у испытуемых после участия в программе наблюдается увеличение уровней очень высоких и высоких коэффициентов коммуникативных склонностей (от 30,0±10,2% до 57±11,1%) и отсутствует очень низкий уровень, который определялся до проведения программы. Заключительная психодиагностика изучаемых факторов коммуникативной социальной компетентности выявила увеличение показателя «Общительность» (Фактор А, от 30±10,2% до 60±10,9%) и снижение показателей «Зависимость от группы» (Фактор М, от 40±10,9% до 30±10,2%) и «Склонность к асоциальному поведению» (Фактор П, от 30±10,2% до 20±8,9%). Произошли положительные изменения и по «Шкале эмоционального отклика» - после участия в программе у студентов низкого уровня показателя не отмечается. В процессе работы в программе у испытуемых пропал мотив «Боязнь неудачи», оптимизировалась мотивация достижения.

Полученные данные могут быть применены для дальнейших исследований по данной проблеме и служат доказательством того, что результаты апробации авторской программы показали целесообразность её использования для формирования навыков делового общения у студентов колледжа бытового сервиса. Для поддержания соответствующего уровня сформированности профессиональных навыков и стрессоустойчивости у будущих продавцов необходимо их систематическое участие в тренингах делового общения и личностного роста, гештальт-терапии и т. д.

ТАБЛИЦА 2.

Краткая тематика занятий тренинговой программы «Успешное общение»

№ занятия в цикле Название Цель занятия

1 Знакомство и самопрезентация Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе

2 Эффективное общение Формирование и развитие коммуникативных навыков, необходимых для повышения эффективности общения

3 Познание Развитие навыков вербального и невербального общения

4 Взаимодействие Формирование и развитие навыков успешного взаимодействия

5 Преодоление конфликтов Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях, развитие устойчивости по отношению к стрессу, эмпатии

6 Вчувствование Развитие эмпатии как одного из профессионально важных качеств в работе современного продавца-консультанта для продуктивного взаимодействия с клиентом

7 Мотивирование Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие

8 Психологическая самооборона (психологическое самбо) Развитие навыков психологической самообороны, обретения самоконтроля при взаимодействии в ситуации варварского нападения и манипуляции

9 Дискуссия Разрешение проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников

10 Завершение общения. Последняя встреча Развитие навыков завершения контакта. Обобщение пройденного пути, совершенствование коммуникативной культуры общения

Al

SSM

Выводы

1. К профессионально-важным качествам современного продавца с опытом работы в торговле относятся коммуникабельность, развитый самоконтроль, эмпатия, навыки делового общения.

2. Результаты сравнительной психодиагностики отдельных показателей коммуникативной сферы показали, что продавцы отличаются от студентов техникума бытового обслуживания более высокими величинами показателей коммуникативных склонностей и уровнем эмпатийных тенденций.

3. Разработанная и апробированная нами авторская программа «Успешное общение» для студентов колледжа бытового сервиса, состоящая из тренинговых упражнений, способствовала оптимизации показателей коммуникативной сферы и формированию навыков делового общения, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Что в России ждет работников массовых профессий в будущем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dk.ru/news/1G-mln-voditeley-i-prodavtsov-chto-v-rossii-zhdet-rabotnikov-massovyh-professiy-v-buduschem-237G91777 (дата обращения 9.12.2G17).

Shto v Rossiizhdet rabotnikov massovyxprofessij v budushhem [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.dk.ru/news/10-mln-voditeley-i-prodavtsov-chto-v-rossii-zhdet-rabotnikov-massovyh-professiy-v-buduschem-237091777 (data obrashheniya 9.12.2017).

2. Тимошенко О.А. Основы управления персоналом на предприятии. М.: «Альфа-Макс», 2GG4. С. б3.

Timoshenko O.A. Osnovy upravleniya personalom na predpriyatii. M.: «Al'fa-Maks», 2004. S. 63.

3. Скепьян Н.А. Профессиональные заболевания: диагностика, лечение, профилактика. Справочник. Минск: Беларусь, 2GG3. С. Юб.

Skep'yan N.A. Professional'nye zabolevaniya: diagnostika, lechenie, profilak-tika. Spravochnik. Minsk: Belarus', 2003. S. 106.

4. Профессиональные заболевания работников торговой сферы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mirrorref.ru/ref_polatyyfsotrotr.html (дата обращения 15.G1.2G1S).

Professional'nye zabolevaniya rabotnikov torgovoj sfery: [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://mirrorref.ru/ref_polatyyfsotrotr.html (data obrashheniya 15.01.2018).

5. Балашова Т.Б. Особенности формирования мотивов профессионального роста продавцов-консультантов [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2G15. Т. 18. С. 66-7G. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2G15/951б5.htm, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: G9.G1.2G1S).

Balashova T.B. Osobennosti formirovaniya motivov professional'nogo rosta prodavcov-konsyl'tantov [E'lektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij e'lektronnyj zhyrnal «Koncept». 2015. Т. 18. S. 66-70. Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2015/95165.htm, svobodnyj.- Zagl. s e'krana (data obrashheniya 09.01.2018).

6. Долгова В.И., Балашова Т.Б. Связь эффективной профессиональной деятельности продавцов-консультантов с индивидуально личностными особенностями. Научно-методический журнал «Концепт». 2G16. Т. 7. С. 66-7G. Т. 7.

Dolgova V.l., Balashova T.B. Svyaz'e'ffektivnojprofessional'noj deyatel'nosti prodavcov-konsyl'tantov s individual'no lishnostnymi osobennostyami. Nauch-no-metodicheskij e'lektronnyj zhyrnal «Koncept». 2016. Т. 7. S. 66-70.

7. Денисов Э.И. Гигиенические аспекты цифровой экономики / Российская гигиена - развивая традиции, устремляемся в будущее: мат-лы XII Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей (Москва, 17-18 ноября 2G17 г.) / под ред. д. м. н., проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН, проф. В.Н. Ракитского, д. м. н., проф. Н.В. Шестопалова. Т. 2. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К'», 2G17. C. 5G9-512.

Denisov E'.l. Gigitnichtskie aspekty zifrovoj e'konomiki / Rossijskaya gigiena -razvivaya tradizii, ustremlyaemsya v bydushhee: Mat-ly XII Vseros. s'ezda gigienis-tov i sanitarnyx vrachej (Moskva, 17-18 noyabrya 2017 g.)/nod red. d. m. n., prof.

A.Yu. Popovoj, akad. RAN, prof. V.N. Rakitskogo, d. m. n., prof. N.V. Shestopalova. Т. 2. М.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkovi 1С», 2017. S. 509-512.

8. Яковлева А.А. Профессиограмма продавца-консультанта [Электронный ресурс] // Интерактивный портал Государственной службы занятости населения города Севастополя. Режим доступа: http://sevtrud.ru/professiograms/ detail/5276569a-f1b4-4143-bc06-11be341e2df4, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения 15.01.2017).

Yakovleva A.A. Professiogramma prodavca-konsyl'tant [E'lektronnyj resurs]// Interaktivnyj portal Gosudarstvennoj sluzhby zanyatosti naseleniya goroda Sev-astopolya /Rezhim dostupa: http://sevtrud.ru/professiograms/detail/5276569a-f1b4-4143-bc06-11be341e2df4, svobodnyj.-Zagl. s e'krana (data obrashheniya 15.01.2018).

9. Скавинская Е.Н. Философия продаж: учебное пособие. Томск: Эль Контент, 2014. 116 с.

Skavinskaya E.N. Filosofiya prodazh: uchebnoe posobie. Tomsk.■ E'l' Kontent, 2014. 116 s.

10. Всемирнова Ю.В. Ролевые особенности менеджеров по продажам с разными уровнем профессиональной успешности. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». 2013. № 45. С. 45-53.

Vsemirnova Yu.V. Rolevye osobennosti menedzherov po prodazham s raznym urovnem professional'noj uspeshnosti. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gos-udarstvennogo universiteta. Seriya «Psixologiya». 2013. № 45. S. 45-53.

11. Корниенко А.В. Личность как фактор профессиональной успешности менеджеров по продажам. Мир культуры, науки, образования. 2014. № 3. С. 35-38.

Kornienko A.V. Lichnost' kak faktor professional'noj uspeshnosti. Mir kul'tury, nauki, obrazovaniya. 2-14. № 3. S. 35-38.

12. Толстенева А.А., Галкина Е.Н. Этапы формирования коммуникативных умений специалистов сферы обслуживания. Известия высших учебных заведений поволжский регион (гуманитарные науки). 2013. № 1 (25). С. 157-164.

Tolsteneva A.A., Galkina E.N. E'tapy formirovaniya kommynikativnyx umenij specialistov sfery obsluzhivaniya. Izvestiya vyschix uchebnyx zavedenij povolzhs-kij region (gumanitarnye nauki). 2013. № 1 (25). S. 157-164.

13. Цаплина Т.А. Профессиональное самосознание продавца. Вестник Сам-ГУ. 2013. № 77. С. 226-228.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Caplina T.A. Professional'noe samosoznanie prodavca. Vestnik SamGU. 2013. № 77. S. 226-228.

14. Езова С.А. Коммуникативная компетенция. Научные и технические библиотеки. 2014. № 4. С. 100-107.

Ezova S.A. Kommukativnaya kompetenciya. Nauchnye i texnicheskie bibliote-ki. 2014. № 4. S. 100-107.

15. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2013. 576 с.

Il'in E.P. Psihologiya obshcheniya i mezhlichnostnyh otnoshenij. SPb.: Piter, 2013. 576 s.

16. Абдуллаева М.М. К вопросу о психологических критериях оценки профессиональной компетентности. Вестник МГЛУ. 2013. № 7 (667). С. 19-33.

Abdullaeva M.M. K voprosu o psilogicheskish kriteriyash jcenki professional'noj kompetentnosti. Vestnik MGLU. 2013. № 7 (667). S. 19-33.

17. Андросова И.В. Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера. Молодой ученый. 2015. № 9. С. 498-500. — URL https://moluch.ru/ archive/89/18365/ (дата обращения: 09.12.2017).

Androsova I.V. Struktura i model' kommukativnoj kompetentnosti menedzhera. Molodoj uchenyj. 2015. № 9. S. 498-500. URL https://moluch.ru/ archive/89/18365/(data obrashcheniya: 09.12.2017).

18. Власкина И.В. Корреляции профессионально важных качеств и эффективности профессиональной деятельности работников сферы «Человек - Человек». Образование и наука. 2013. № 3. С. 75-87.

Vlaskina I.V. Korrelyaziya professional'no vazhnyh kachestv i e'ffektivnosti professional'noj deyatel'nosti rabotnikov sfery «Chelovek - Chelovek». Obra-zovanie i nauka. 2013. № 3. S. 75-87.

19. Галкина Е.Н., Толстенева А.А. Формирование коммуникативных умений у будущих специалистов сферы обслуживания: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2012. 114с.

Galkina E.N., Tolstentva A.A. Formirovanit kommynikativnyh umenij u bu-dushchih spezhialistov sfery obsluzhivaniya: monografiya. N.Novgorod: NGPU, 2012. 114 s.

20. Жохова Д.И. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей продавцов-консультантов с клиентоориентированной стратегией про-

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

фессиональной деятельности. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 49 (1). С. 86-90.

Zhohova D.I. VZaimosvyaz' individual'no-psihologicheskich osobennostej prodavcov-konsyl'tantov s klientoorientirovannoj strategiej professional'noj deyatel'nosti. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy practicheskogo primeneniya. 2016. № 49 (1). S. 86-90.

21. Галкина Е.Н. Профессиональный тренинг как метод проведения занятия, способствующий формированию коммуникативной культуры специалистов сферы обслуживания //Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2014. № 4 (25). С. 122-125.

Galkina Е.Ы. Professional'nyj иетпд как metod provedeniya zanyatiya, sposobstvuyushchij formirovaniyu kommynikativnoj ки1Чигу spezhialistov sfery obsluzhivaniya//Nauchnaya disskusiya: voprosy pedagogiki /' psiholo-дп. М.: Izd. «Меzhdunarodnyj се^г паи1а /' obrazovaniya», 2014. № 4 (25). S. 122-125.

22. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. М.: Академический проект, Трикста, 2006. 112 с.

Suhovershina YU.V., Tihomirova Е.Р., Skoromnaya YU.T Тгеппд (рго-fessional'nogo) obshcheniya. М.: Akademicheskiy ргоек^ Triksta, 2006. 112 и. \

УДК: 314.44

Код специальности ВАК: 14.02.01; 14.02.04; 03.03.01

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПОГОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИИ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Р.С. Рахманов1, С.А. Разгулин1, Ю.Г. Пискарев1, С.И. Жаргалов2,

1ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Н. Новгород, 2Медико-санитарная часть войсковой части 51410, г. Махачкала

Дата поступления 22.08.2018

Рахманов Рофаиль Салыхович - e-maií: raf53@maií.ru

Введение. Известно, что погодно-климатические условия, в которых осуществляют свою деятельность военнослужащие, могут оказывать негативное влияние на их здоровье. Цель работы: оценить погодно-климатическиеусловия наСеверномКавказекакфакторриска дляздоровьявоеннослужащих. Материалы и методы. По данным, полученным из Дагестанского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, провели оценку погодно-климатических условий на двух высотах над уровнем моря: 1040 м (район н.п. Ахты) и 1661 м (район н. п. Хунзах). Рассчитали интегральный показатель условий охлаждения организма, позволяющий определить риск обморожения открытых областей тела человека; индекс холодного ветра, который позволял определять возможный риск нарушения теплообмена организма с внешней средой: перегревания или охлаждения. С учетом относительной влажности воздуха определили эффективные температуры. Результаты. По показателям температур (средняя, минимальная) и скоростей движения воздуха (средняя, максимальная) на открытой территории в различных сочетаниях на Северном Кавказе установили месяцы года, когда формировались условия для перегревания или охлаждения организма. Риск обморожения оценивался от умеренного до критического. Негативные эффекты потенцировала влажность воздуха. Риск возрастал с увеличением высоты над уровнем моря. Условия служебной деятельности военнослужащих не всегда позволяют регламентировать режимы труда и отдыха по времени непрерывного пребывания на холоде и продолжительности обогрева в целях нормализации теплового состояния человека. Это может приводить не только к обморожениям, но и к холодовым травмам. Заключение. Риски здоровью военнослужащих, осуществляющих свою деятельность на открытой территории, обусловливают обеспечение обмундированием в холодный и жаркий сезоны, режима несения службы осуществление питьевого режима в жаркий период года.

Ключевые слова: погодно-климатические условия, Северный Кавказ, открытая территория, высота над уровнем моря, риск здоровью.

Introduction. It is known that the weather and climate conditions in which military personnel operate, can have a negative impact on their health. Goal of the work - assess the weather and climate conditions in the North Caucasus as a risk factor for the health of servicemen. Materials and methods. According to the data received from the Dagestan Center for Hydrometeorology and Environmental Monitoring, weather and climate conditions at two altitudes above sea level were estimated: 1,040 m (the region of the settlement of Akhty) and 1,661 m (the region of the n. H. Khunzakh). We calculated the integral index of the cooling conditions of the organism, which makes it possible to determine the risk of frostbite in the open areas of the human body; the index of cold wind, which allowed to determine the possible risk of violation of heat exchange of the organism with the external environment: overheating or cooling. Taking into account the relative humidity of the air, the effective temperatures were determined. Results. In terms of temperature (mean, minimum) and air velocity (average, maximum) in various combinations in the open area of the North Caucasus, the months of the year were established, when conditions for hyper- or hypothermia of the organism were formed. The risk of frostbite was ranked from moderate to severe. The air humidity potentiated negative effects. The risk severity increased together with altitude above sea level. The conditions of servicemen employment activities do not always allow managing the work-rest patterns according to the duration of continuous staying in the cold and warming time in order to normalize the body thermal status. This can lead not only to frostbite but also to cold injuries. Conclusion. The health risks of servicemen operating in the open area determine the provision of uniforms during the cold and hot seasons, the line of duty, the implementation of the water-intake regime in the hot season.

Key words: weather and climate conditions, North Caucasus, open area, altitude, health risk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.