Уже давно доказано, что дети добиваются большей успеваемости, социального успеха, становятся уравновешенными и эмоционально устойчивыми, когда родители принимают активное участие в школьной жизни своей детей. Участие родителей показывает ребенку, что родители искренне заинтересованы в их развитии и что внеклассная работа является ценным занятием. Привлечение родителей позволяет не только посмотреть на ребенка с разных позиций, но и помочь в понимании его индивидуальных особенностей, в формировании ценных жизненных ориентаций.
Ребята уже привыкли преодолевать границы (своего дома, или, выезжая на экскурсию), границы школы не кажутся такими закрытыми, тем более, что Санкт-Петербург - город ресурсный, предоставляет возможности для людей с ОВЗ. Мы учим, несмотря на ограничение подвижности, проявлять настойчивость в решении жизненно важных вопросов и не бояться коммуникации с незнакомыми им людьми.
Работая в такой последовательности, удалось достичь положительного результата. Ребята стали более самостоятельны, появилась потребность узнавать новое, стали ещё более активными пользователями интернета.
В процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо искать инновационные методы и приёмы обучения и воспитания, которые повысят эффективность обучения и воспитания и сразу облегчат жизнь ребят в современном обществе.
А. А. Возжаева, Ю. Г. Корженевская, Ю. В. Ульянова, С. В. Борисова, М. В. Волощук, Р. Ф. Богданова
Использование проектной деятельности в работе по профилактике курения в школе-интернате VIII вида
Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. От образовательного учреждения требуется не только дать обучающимся знания по конкретным дисциплинам, но и научить применять их в повседневной жизни. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций, что делает актуальным внедрение в практику работы ком-петентностного подхода [3].
Метод проектов - один из способов реализации компетентност-ного подхода в образовании. В настоящей статье мы представим
97
опыт использования метода проекта в профилактике курения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Курение является одной из распространённых и массовых вредных привычек, наносящей урон как отдельному человеку, так и обществу в целом. В курение вовлечены практически все слои населения, и, что наиболее опасно, дети и подростки. Во всех учебных заведениях работа по профилактике курения среди учащихся занимает большое место. Исследователи выделяют ряд существенных трудностей, которые снижают успешность работы по профилактике курения:
1. Высказывание «Курение опасно для здоровья» и принцип противопоставления, где курение рассматривается с позиции его отрицательного влияния на здоровье и выбора альтернативного поведения ЗОЖ, нерезультативно, так как ребята повсюду видят людей с сигаретой: дома, на улице, в общественных местах, т. е. имеется противоречие между словами и поведением взрослых, которые сами подают детям негативный пример. Опрос, проводимый среди учащихся нашей школы, показал, что для 75 % воспитанников важно мнение о курении их родителей, и при этом в 100 % семей курит один из родителей, в 75 % - старший брат или сестра.
2. Требуется использование комплекса средств, включающих, наряду с общепедагогическими методами обучения, нестандартные формы предъявления информации.
3. При проведении подобных занятий важно, чтобы учащиеся сами выступали в роли носителей информации. Подростки всегда воспринимают сверстников с большим доверием.
В Приморской специальной коррекционной школе-интернате ведется работа по профилактике курения и пропаганде здорового образа жизни:
- декада ЗОЖ;
- конкурсы рисунков, плакатов;
- встречи с врачом-наркологом;
- анкетирование, тестирование обучающихся;
- дни здоровья, походы, различные спортивные соревнования и т. д.
Но несмотря на проводимые мероприятия, процент курящих детей существенно не снижается. Мониторинг, проводимый в школе, показывает, что наибольшее число курильщиков наблюдается в первой четверти после летних каникул, далее идет небольшое снижение процента курящих воспитанников, но существенных результатов проводимой работы мы не наблюдаем. Причем, большинство курильщиков - это старшеклассники, у которых уровень знаний о вреде курения достаточно высокий.
98
В ноябре 2013 г. в нашей школе был проведен круглый стол «Курение и школа», на котором поднимались вопросы профилактики курения и поиска новых методов работы в этом направлении. Педагогический коллектив школы, учитывая трудности, которые возникают в работе по профилактике курения, а также возрастные и индивидуальные особенности обучающихся школы-интерната, решил в 2013-2014 учебном году организовать работу по профилактике курения с использованием проектной деятельности детей.
Метод проектов является действенным средством активизации деятельности учащихся. Данный метод развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности, способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде [1].
Целью нашего проекта «Школа без никотина. Дыши легко!» было формирование у учащихся стойкой негативной установки по отношению к курению. В проекте были задействованы учащиеся 5-9 классов. В ходе реализации проекта каждый класс выбрал проектное задание, которое соответствовало его интересам и возможностям.
Проектное задание 5 класса представляло собой опытноэкспериментальную деятельность. Учащиеся вместе со своими педагогами проводили эксперимент, целью которого было выявить влияние никотина на семена фасоли. Они проращивали две группы семян: первую поливали обычной водой, вторую - водой, содержащей никотин. Очевидно, что вторая группа семян, а в последующем уже и растений, была менее жизнеспособной, развивалась она намного медленнее и хуже, чем семена и растения из первой группы. Ребята на наглядном примере убедились, как пагубно влияет табачный дым на развитие живых организмов.
Проектом учащихся 6 класса был социологический телефонный опрос «Отношение к пассивному курению». При выполнении данного проектного задания главное заключалось не в сборе всех результатов и их обработке (что, конечно, тоже очень важно), а в том, что подростки сами в ходе опроса узнавали реальную ситуацию с курением, отношение людей к этому вопросу, что, в свою очередь, влияло на точку зрения детей (среди опрашиваемых было всего два человека, которые курили, и они понимают, что их привычка мешает окружающим людям). Кроме того, участие в таком опросе оказалось для подростков полезным тренингом по формированию навыков общения, умения устанавливать контакты с незнакомыми людьми, тренингом уверенности в себе.
В рамках проекта учащиеся 7 класса провели социальную акцию «Не давайте детям сигареты!». В ходе бесед с учащимися пе-
99
дагоги выяснили, что основной источник получения сигарет ребятами - это «добрые люди», которые покупают сигареты по просьбе детей, либо угощают их. И на вопрос: «Как вы думаете, купили ли бы эти люди сигареты своим детям?», 100 % учащихся ответили: «Нет». Поэтому по согласованию с администрацией города и КДН и ЗП было разрешено развесить подготовленные ребятами листовки с призывом «Не давайте детям сигареты!» на остановках города, досках объявлений и магазинах.
Проектом 8 класса стала творческая мастерская «Рекламное агентство». Данный проект имел подготовительный этап, где учащиеся и воспитатели анализировали, какая была реклама табачных изделий, на какую аудиторию были рассчитаны рекламные ролики, как изменилась реклама после принятия закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Конечным результатом данного проектного задания стала созданная ребятами антиреклама табачной продукции.
Как известно, неэффективно говорить о вреде курения без предложения альтернативы, поэтому проектом 9 класса стало исследование организации досуга ребят дома и в школе и представление альтернативы курению. Учащиеся 9 класса проводили анкетирование учащихся 5-9 классов «Досуг в школе и дома», анализировали полученные данные. Затем они подбирали фотографии, делали новые фотографии об организации свободного времени детей в нашей школе. И в ходе этой работы они решили провести мастер-класс по изготовлению из папье-маше плана города Приморска для краеведческого музея. Этот класс очень любит заниматься папье-маше, и поэтому они представили свое любимое дело как одну из альтернатив пустому времяпрепровождению с сигаретой.
Последним этапом школьного проекта «Школа без никотина. Дыши легко!» стало проведение общешкольной конференции, на которой каждый класс представил отчет - презентацию о проделанной работе, показал свои результаты, поделился опытом. Также на конференции была получена обратная связь, понравилось ли ребятам участвовать в такой деятельности. 98 % учащихся позитивно отнеслись к участию в проектах класса.
Для педагогов школы-интерната организация профилактической работы по борьбе с курением с помощью метода проектов стала интересным опытом применения этой педагогической технологии.
Список литературы
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.,
2006.
2. Андреева Т.И., Красовский К.С. Курение и дети: что может сделать школа. - Киев, 2003.
100
3. Малофеев Н.Н. Единая концепция СФГОС для детей с ограниченными
возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев,
О.С. Никольская, О.И. Кукушкина и др. Дефектология. - № 1. - 2010.
4. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании. - Новосибирск, 2005.
5. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. - М., 1998.
С. А. Воронина
Развивающая среда М. Монтессори - основа для развития
эмоций младших школьников с умственной отсталостью
Л.С. Выготский высказывал мысль о тесном взаимодействии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер: «У ребенка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и именно эта характеристика важна для своеобразия понимания его психики».
Эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети склонны к лишенным тонких оттенков эмоциям. Эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и резким изменениям. У большинства умственно отсталых младших школьников эмоциональные реакции инертны, затянуты, часто имеют эгоцентрический характер. Эмоции не всегда оказываются адекватны внешним воздействиям. Младшие школьники с умственной отсталостью слабо контролируют свои эмоциональные проявления.
Особенностью эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций, наиболее поздно развивающихся в постнатальном онтогенезе. В своих эмоциональных переживаниях, так же как и в мыслительной деятельности, дети не могут отделить главное от второстепенного, в связи с чем они могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события. Актуальными для них являются лишь непосредственные переживания, они не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий, как и в мышлении характерна тугоподвижность, слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций. Познавательные эмоции у этих детей обычно не развиты, часто наблюдается неадекватность эмоциональных реакций, неспособность подавлять свои непосредственные влечения. При олигофрении с трудом формируются абстрактные понятия добра и
101