Научная статья на тему 'Статистическое исследование как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике'

Статистическое исследование как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясникова Татьяна Сергеевна

Статистическое исследование – один из видов исследовательской деятельности, в которой с успехом могут участвовать школьники. Залогом интереса к работе, описываемой автором данной статьи, является ее практический характер и актуальность темы исследования для подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистическое исследование как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике»

 Статистическое исследование как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике

Мясникова Татьяна Сергеевна

Статистическое исследование как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике

Статистическое исследование - один из видов исследовательской деятельности, в которой с успехом могут участвовать школьники. Залогом интереса к работе, описываемой автором данной статьи, является ее практический характер и актуальность темы исследования для подростков.

Исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире - наиболее эффективный и доступный способ формирования учебной мотивации. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов - учителя и ученика - по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом1.

Самым благоприятным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый возраст. В это время, по словам Л.С. Выготского, «происходит подъем воображения и глубокое его преображение»2. Главное для подростка на данном этапе - уяснить для себя:

• что делать;

• для чего делать;

• для кого делать;

• как делать;

• как рассказать о том, что делали.

В этом ему должен помочь учитель - научный руководитель исследовательской работы. Исследовательская деятельность должна быть основана на базовом материале программы средней школы, направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний и умений; способствовать формированию научного мировоззрения, развитию логического мышления.

В своей работе мне пришлось столкнуться с тем, что учащиеся лучше воспринимают теоретический материал, связанный с повседневной практикой. Поэтому на уроке математики в 7-м классе в рамках знакомства с темой «Статистика» я предложила учащимся провести статистическое исследование. Так как в это время в школе проводилась акция, направленная на пропаганду здорового образа жизни, у ребят возникла идея выяснить, насколько актуальна проблема подросткового курения

Мясникова

Татьяна Сергеевна,

учитель математики высшей категории МОУ «Вавожская СОШ», победитель конкурса лучших учителей РФ (2007 г.)

в рамках национального проекта «Образование», с. Вавож Вавожского района Удмуртии

Леонтович А.В. Учебно-

исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. -1999. - № 10,-С.152-158; Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. - 2003. -№4.-С. 18-23.

2

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

Практика организации исследовательской деятельности

Опыт регионов

в нашей школе. И даже в качестве названия работы был взят один из лозунгов, звучавших в ходе проведения мероприятия -«Жить или курить?»

Цель исследовательской работы заключалась в том, чтобы доказать, что курение представляет серьезную угрозу здоровью. Для проведения исследования необходимо было провести анкетирование среди учащихся 5-11-х классов. Ввиду возможности неискренних ответов был организован анонимный опрос. При обсуждении плана предстоящей исследовательской работы у учащихся возник ряд вопросов. Большинство подростков хотя бы раз пробовали курить, но только небольшая их часть становятся заядлыми курильщиками. Почему? Каким образом связаны курение и хронические заболевания?

На основании таких вопросов учащиеся составили следующую анкету:

1. Курят ли родители (указать, папа, мама или оба родителя)?

2. Курят ли брат или сестра?

3. Пробовал ли ты сам?

4. Куришь ли ты сейчас?

5. Сколько месяцев или лет ты куришь?

6. Тебе нравится курить?

7. Как ты думаешь, почему люди курят?

8. В каком возрасте чаще начинают курить?

9. Имеются ли у тебя какие-либо хронические заболевания?

В процессе обсуждения были выдвинуты и другие вопросы, но как несущественные они были отвергнуты после обсуждения.

В течение недели по составленному вопроснику было опрошено 336 учеников 5-11-х классов. Затем мы обработали результаты и произвели подсчет ответов. Для этого были составлены таблицы в программе Microsoft Office Excel и построены графики. В этой работе нам помогли старшеклассники, освоившие данную программу.

При подсчете результатов учащиеся вносили данные по каждой анкете сразу во все таблицы, отображенные на экране монитора. Это позволяло избежать повторного подсчета по одной и той же анкете.

Особенных проблем при подсчете не возникло. Однако у исследователей появились сомнения в верности некоторых результатов опроса. По полученным данным 98 респондентов (29,2 %) имеют хронические заболевания, и из них только 25 -из курящих семей. Получается, что курение родителей незначительно повлияло на здоровье их детей? Но после обсуждения возникшей проблемы пришли к выводу о том, что, вероятнее всего, опрошенные просто скрыли наличие хронических болезней, так как подросткам свойственно отрицать неприятные для них факты.

Вызвало некоторую растерянность и названное участниками опроса большое разнообразие причин (в общей слож-

Статистическое исследование как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике

Мясникова Татьяна Сергеевна

ности 28), по которым они курят. Некоторый порядок удалось навести, выделив наиболее часто встречающиеся ответы и разделив их на три группы по сходству. Первая группа ответов объединила респондентов, ошибочно считающих, что курение помогает улучшить здоровье и находиться в тонусе. Во второй группе объединены те, кто считают себя слабохарактерными, а в третьей - стремящиеся завоевать авторитет таким легким, но опасным для здоровья способом. Итак, учащиеся курят, по следующим причинам, приведенным в таблице 1:

Таблица 1. Причины подросткового курения

1-я группа 2-я группа 3-я группа

• Снимают стресс • Сохраняют фигуру • Им нравится получать это своеобразное «лекарство» от проблем • Получают от этого удовольствие • Им нечем заняться • Попадают под чужое влияние • Появилась зависимость от сигарет • Много нервничают • Из-за плохого душевного состояния • Их очень обидели • Нет силы воли • Хочется отвлечься от реальности • Хотят быть «крутыми» • Чтобы побаивались • Для повышения собственного престижа • Не хотят выделяться из компании • Чтобы казаться взрослее

Таблица 2. Статистика опыта курения среди подростков

Пробовали курить Курят Нравится

164 38 20

Для наглядности данные таблицы можно перевести в диаграмму:

20

164

Имея перед собой такую картину, учащиеся легко выдвинули следующие предположения:

• многие учащиеся пробовали курить, но только незначительная их часть стала постоянными курильщиками;

• большей части постоянных курильщиков курение не нравится.

Сопоставляя эти данные с результатами первого опроса, исследователи сделали вывод, что большинство заядлых курильщиков готовы отказаться от курения, но не могут этого сделать из-за отсутствия силы воли.

Практика организации исследовательской деятельности

Опыт регионов

При анализе данных, полученных по первому и второму вопросу, возникла идея добавить в анкету следующий вопрос: «Чей пример повлиял на ваше решение попробовать курить?», так как пробуют курить учащиеся и из семей, где нет курящих. По результатам анкеты их набралось почти 46%.

Среди учащихся, считающих, что курение полезно, существует мнение, что оно является средством от излишней полноты. Это заблуждение возникло под влиянием кино и телевидения, где стройные фотомодели постоянно держат сигарету в руке. Но ученики не задумываются о том, что похудение в данном случае может быть вызвано тем, что у человека начинается болезнь, причиной которой стали никотин и табачный дым.

Далее ребята на основе имеющегося материала сделали следующий вывод: «Курение, скорее всего, влияет на здоровье курильщиков, но страх болезни по причине этой пагубной привычки не известен учащимся. Практически везде они видят только внешнюю сторону курения, его престижность и становятся жертвами моды на него. В фильмах и телепередачах, которые смотрят ученики, никто не говорит об опасности курения. Там даже спортсмены держат в руках сигарету!

Из опрошенных 164 учащихся, пробовавших курить, продолжили опыт только 38 человек. Но при этом только двадцати из них нравится курить. Но почему же остальные восемнадцать не бросят курить, если им это не нравится? И снова слабость характера. Они готовы идти на конфликт со взрослыми, чтобы только не покинуть свою компанию курящих друзей. Часто многие из этих друзей готовы тоже бросить курение.

Получается замкнутый круг. Многие бросили бы курить, но они думают, что не нравится курение только им, и это признак слабости. Но слабость не в этом, а в неспособности бросить то, что не нравится и вредит здоровью».

В итоге было принято решение вынести результаты исследования на всеобщее обсуждение - возможно, кого-то из ребят это подтолкнет к тому, чтобы расстаться с вредной привычкой.

С этой целью была организована защита исследовательской работы в классе, а затем на конференции научного общества учащихся школы. По результатам защиты работа была выдвинута на республиканский конкурс, где ее отметили за оригинальность проведенного исследования.

В процессе подготовки к выступлению значительное внимание уделялось выработке умения формулировать свои мысли и эмоционально излагать их. При этом учащиеся готовились к ответам на возможные вопросы. В результате защита работы прошла практически без замечаний и ошибок.

Статистическое исследование как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике

Мясникова Татьяна Сергеевна I Тт"

^ХГТ

В последующем данная работа нашла практическое применение в двух направлениях:

1. Стала образцом для проведения статистических исследований среди учащихся школы, например, исследования на тему «Во что нам обходятся мобильные телефоны?»

2. Материалы исследования использовались для проведения классных часов на тему «О вреде курения» и при проведении акций «Заздоровый образжизни».

Уже в ходе первой защиты исследовательской работы были обнаружены недостатки составленной анкеты и интерпретации полученных данных. Они были в значительной мере устранены в процессе подготовки к следующему выступлению. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.