Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНКУРСНЫХ СОСТЯЗАНИЯХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНКУРСНЫХ СОСТЯЗАНИЯХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / ОЛИМПИАДА / КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ / РОЛЕВАЯ ИГРА / PROJECT-BASED LEARNING / METHOD OF PROJECTS / PROJECT-BASED TECHNOLOGY / ACTIVE TEACHING METHOD / FOREIGN LANGUAGE / NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / OLYMPIAD / COMPETITION TASK / ROLE PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темяникова Элеонора Борисовна

Метод проектов широко используется в современной методике преподавания иностранных языков, так как отражает важный переход от традиционных методов преподавания, когда студент выступает исключительно объектом обучения, к новым интерактивным методам, при которых студент является не только объектом, но и субъектом обучения, активно добывающим знания из различных источников. Обучение в процессе практического исследования завершается созданием некого конечного продукта, что является неотъемлемой характеристикой проектной технологии. Несмотря на достаточно большое количество работ, посвящённых использованию проектной деятельности в процессе регулярной учебы, работ, посвящённых использованию проектов в качестве конкурсных олимпиадных заданий, очень мало. Целью данного исследования является выявление характерных черт метода проектов, позволяющее доказать необходимость и эффективность использования данного метода при организации конкурсных состязаний разного уровня. Для изучения проблемы автор проанализировала наиболее значимые работы в данной области и работы, опубликованные в профессиональных журналах за последние три года, освещающие текущее использование проектной технологии при обучении иностранному языку. В статье представлено теоретическое обоснование потенциала проекта как конкурсного задания и сделан анализ практического применения проектного метода при организации Международных олимпиад курсантов образовательных организаций высшего образования по иностранному языку в 2018 и 2019 годах. Полученные результаты позволили доказать, что основные характеристики данного дидактического подхода (прагматическая направленность, проблемный характер, социальная ориентированность) делают его эффективным при оценке уровня сформированности профессиональной языковой компетенции студентов как в процессе регулярной учебы, так и в ситуации олимпиадных состязаний. Сделанные автором выводы способствуют развитию теории проектной деятельности применительно к изучению иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темяникова Элеонора Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-BASED LEARNING IN FOREIGN LANGUAGE COMPETITION FORMAT

Project-based learning technique is widely used in modern foreign language teaching. It indicates an important move from traditional teaching methods, when a student receives ready-made knowledge, towards new active learning methods, when a student is eager to gain new knowledge from different sources on their own. Acquiring new information goes along with its practical application, which results in some educational product. Though there is a considerable number of research papers on project-based learning in regular educational process, the number of works focused on using projects as foreign language olympiad tasks is rather small. The aim of this study is to analyze specific features of project-based learning and to prove that this method is effective in assessing students’ competence within foreign language competition format. To do the research the author turned to the most valuable works in the field area and the recent publications in professional journals for the last three years. The article includes theoretical evidence of project-based learning potential as a competition task and the description of its practical application in International Foreign Language Olympiads between higher military schools in 2018 and 2019. The research findings enable the author to prove that the main specific features of project-based learning such as communicative-pragmatic component, task-oriented challenge and its social nature make this teaching technique a very effective tool to assess students’ professional foreign language competence not only within regular studies but in foreign language competitions as well. These findings contribute to further development of project-based learning theory for purposes of teaching English as a foreign language.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНКУРСНЫХ СОСТЯЗАНИЯХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/26PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Темяникова Э.Б. Использование проектной деятельности в конкурсных состязаниях при обучении иностранному языку // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Temyanikova E.B. (2020). Project-based learning in foreign language competition format. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN320.pdf (in Russian)

УДК 372.881.1 ГРНТИ 14.35.09

Темяникова Элеонора Борисовна

ФГКВОУ ВО «Московское высшее общевойсковое командное орденов Жукова, Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённое училище» Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия

Доцент

Кандидат филологических наук E-mail: temyanikova_eleo@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9768-2137 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=823075 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/K-6987-2015

Использование проектной деятельности в конкурсных состязаниях при обучении иностранному языку

Аннотация. Метод проектов широко используется в современной методике преподавания иностранных языков, так как отражает важный переход от традиционных методов преподавания, когда студент выступает исключительно объектом обучения, к новым интерактивным методам, при которых студент является не только объектом, но и субъектом обучения, активно добывающим знания из различных источников. Обучение в процессе практического исследования завершается созданием некого конечного продукта, что является неотъемлемой характеристикой проектной технологии. Несмотря на достаточно большое количество работ, посвящённых использованию проектной деятельности в процессе регулярной учебы, работ, посвящённых использованию проектов в качестве конкурсных олимпиадных заданий, очень мало. Целью данного исследования является выявление характерных черт метода проектов, позволяющее доказать необходимость и эффективность использования данного метода при организации конкурсных состязаний разного уровня. Для изучения проблемы автор проанализировала наиболее значимые работы в данной области и работы, опубликованные в профессиональных журналах за последние три года, освещающие текущее использование проектной технологии при обучении иностранному языку. В статье представлено теоретическое обоснование потенциала проекта как конкурсного задания и сделан анализ практического применения проектного метода при организации Международных олимпиад курсантов образовательных организаций высшего образования по иностранному языку в 2018 и 2019 годах. Полученные результаты позволили доказать, что основные характеристики данного дидактического подхода (прагматическая направленность, проблемный характер, социальная ориентированность) делают его эффективным при оценке уровня сформированности профессиональной языковой компетенции студентов как в процессе

https:// mir-nauki. com

регулярной учебы, так и в ситуации олимпиадных состязаний. Сделанные автором выводы способствуют развитию теории проектной деятельности применительно к изучению иностранных языков.

Ключевые слова: проектная деятельность; метод проектов; проектная технология; интерактивный метод обучения; иностранный язык; неязыковой вуз; олимпиада; конкурсное задание; ролевая игра

Метод проектов широко вошёл в практику отечественной педагогики в начале 90-х гг. XX века и нашёл отражение в работах многих российских методистов исследователей. Основоположниками метода проектов признаны американские учёные Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик [1], которые считали, что процесс познания должен проходить через практический опыт обучаемого, который он приобретает в ходе выполнения значимых для него экспериментов, или проектов. Применение этого метода рассматривается как поворотный пункт перехода от традиционных методов обучения, когда студент выступает исключительно объектом обучения и потребителем готового знания, поставляемого преподавателем, к новым интерактивным методам обучения, когда роли обучаемого и преподавателя коренным образом изменяются. В настоящее время студент является не только объектом обучения, но и его субъектом, активно добывающим знания из различных доступных источников. Преподаватель, помимо функций обеспечения знаниями и контроля их усвоения, стал выполнять роль фасилитатора и модератера частично самостоятельного процесса обучения, роль проводника в огромном потоке текущей информации [2]. Изменившиеся таким образом функции участников образовательного процесса отражают объективную реальность современной образовательной среды.

Учитывая возникшую потребность в активном практико-ориентированном обучении, педагоги обратились к методологическому изучению проектов и возможностей их применения на разных ступенях обучения. Общий обзор изучения проблемной области с анализом практики применения и трудностей реализации проектов дан Дж.У. Томасом [3]. Другой исследователь Т. Хатчинсон излагает основные положения проектной деятельности, определения и условия её выполнения [4]. Практические примеры проектов для изучения английского языка как иностранного даны в работах Д.Л. Фрайд-Буc и А. Кавлу [5; 6]. Н.А. Газова разработала методику организации учебной коммуникативно-проектной деятельности на английском языке для формирования профессиональной компетентности студентов [7]. Психолого-педагогические аспекты проектной деятельности изложены в работе И.А. Зимней [8].

На фоне достаточно большого числа работ, посвящённых анализу основных характеристик проектной деятельности в ходе регулярного обучения, количество работ, анализирующих возможность использования проектов в конкурсных состязаниях и олимпиадах, несравнимо мало [9; 10]. Данный факт вызывает некое удивление, потому что многие педагоги отмечают удобство использования метода проектов на этапе завершения работы над темой. Результат проектной деятельности представлен неким финальным образовательным продуктом, позволяющим обучаемым продемонстрировать широкий спектр приобретённых компетенций, от общих учебных до узкоспециальных [11]. Компетентность современной профессиональной языковой личности, сформированная благодаря использованию в том числе проектной технологии в обучении, позволяет успешно справляться с коммуникативно-практическими задачами в рамках своей специальности [12]. Конкурсные

Страница 2 из 9

Введение

Актуальность

26PDMN320

состязания и предметные олимпиады также нацелены на демонстрацию студентами и школьниками приобретённых умений и навыков. Эти виды внеурочной учебной деятельности могут выступать эффективными альтернативными способами оценки достижений обучаемых [13]. Поэтому анализ проектной деятельности с точки зрения её потенциала как конкурсного олимпиадного задания требует пристального внимания в силу перспективности и эффективности самого метода проектов.

Целью данного исследования является выявление характерных черт метода проектов, позволяющее доказать необходимость использования технологии проектов при организации конкурсных состязаний разного уровня. Анализ будет проведен на примере вариантов проектной деятельности при обучении иностранному языку в неязыковом учебном заведении высшей профессиональной школы. Однако, можно предположить, что полученные наблюдения применимы и к другим ступеням обучения.

Методология

Для определения понятия «метод проектов», обобщения существенных характеристик проектной деятельности и рассмотрения применимости проектов в качестве одного из вариантов олимпиадных заданий, нацеленных на демонстрацию достигнутого уровня развития компетенций, автор проанализировала наиболее значимые работы в проблемной области. Помимо основополагающих трудов анализировались работы, опубликованные в профессиональных журналах за последние три года, освещающие современное использование метода проектов при обучении иностранному языку и практику организации предметных олимпиад в разных областях знаний.

Основные результаты

Педагогический словарь определяет метод проектов как систему обучения, в которой «знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [14, с. 79]. Следовательно, процесс овладения знанием неотделим от процесса практического использования этого знания в жизни. Применительно к проекту на иностранном языке авторы Нового словаря методических терминов подчеркивают, что проект, являясь «самостоятельно планируемым и реализуемым на иностранном языке видом деятельности», дает возможность использовать накопленные знания о языке в продуктивной речи в ситуации, максимально приближенной к ситуации реального общения [15, c. 226].

Отличительные черты проектных заданий, позволяющие выявлять сильнейших участников олимпиад. Неотъемлемой характеристикой любого проекта является значимость его целей и содержания для обучаемых, которые понимают, что они делают и почему. Прагматическая направленность проектов особенно важна в профессиональной школе. Поэтому проектная деятельность эффективна при изучении предметов специальности. Как правило, привлекаются профессиональные знания, выходящие за рамки одного предмета, тем самым развивая и укрепляя межпредметные связи, погружая студента в реальный контекст его будущей профессиональной деятельности [16]. Уровень мотивированности студентов при изучении иностранного языка будущей специальности English for Specific Purposes (ESP) намного превышает уровень мотивированности при изучении иностранного языка для общих целей English for General Purposes (EGP) [17; 18]. Организуя олимпиады и конкурсные состязания по иностранному языку, целесообразно использовать фактор заинтересованности студентов и предлагать конкурсные проекты, которые имеют практико-ориентированный характер, при выполнении которых студенты могут использовать знания из области своей

будущей специальности и могут представить результат проектной деятельности на изучаемом языке.

Второй существенной характеристикой проектной деятельности является проблемный характер поставленной задачи. Недостаточно найти и воспроизвести готовое знание, необходимо решить проблему, опираясь на результат поиска или творческую инициативу, в зависимости от типа проекта. В этом плане проектная деятельность схожа с проблемным обучением, когда «преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки» [19, с. 218-219]. Ценность такого подхода состоит в формировании и развитии у студентов системного критического мышления, творческих способностей и навыков эффективной коммуникации. Проблемный характер проекта как конкурсного задания на олимпиаде позволяет участникам активировать аналитические способности, так как решение большинства задач связано с обработкой некого количества информации. Поиск решения проблемы позволяет проявить творческое начало. Кроме того, успех конкурсного проекта зависит от эффективной коммуникации, слаженной работы всех участников проекта. Проектное олимпиадное задание по иностранному языку предполагает решение проблемной ситуации после критической обработки некого объёма аутентичной информации на иностранном языке и представление результата проекта - конкретного продукта учебной деятельности -средствами иностранного языка.

Следующим неотъемлемым качеством проекта, важным для успешного включения его в формат олимпиады, является социально-ориентированный характер деятельности. И в проекте, в и олимпиаде, как правило, участвуют группы людей, роли которых чётко распределены. С дидактической точки зрения подобная организация проекта способствует реализации дифференцированного подхода в обучении, учёту индивидуальных способностей и возможностей каждого участника проекта. Создается комфортная образовательная среда, в которой не только прирожденные лидеры берут на себя инициативу внутри команды, но и студенты интровертного типа тоже не остаются в стороне и вносят свой вклад в общее дело. Все участники проекта несут ответственность за результат собственного обучения и за успех проекта в целом [20]. С точки зрения овладения иностранным языком групповое выполнение проектов в качестве олимпиадных заданий позволяет активировать разнообразные пласты лексического запаса и грамматических конструкций. Если для решения практической проблемной задачи из определённого профессионального поля требуется знание профессиональной лексики, то для взаимодействия членов команды или участников проекта между собой требуется так называемый Functional English, т. е. умение попросить/предложить помощь, объяснить, уточнить, получить/запросить разрешение и т. п. Успешная реализация подобных функций требует фоновых знаний о межкультурной коммуникации и является показателем развития межкультурной компетенции, что, как правило, оценивается одним из критериев олимпиадных заданий.

Типы проектов. В отечественной педагогике наиболее полное и системное описание метода проектов предложила Е.С. Полат [21; 22]. Она определяет проектную деятельность как «совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта» [22, с. 67]. Давая классификацию проектов, Е.С. Полат группирует проекты по следующим критериям:

• по виду деятельности: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные проекты;

• по предметно-содержательной области: монопроекты и межпредметные проекты;

• по характеру контактов: внутренние и международные проекты;

• по количеству участников: личностные, парные и групповые проекты;

• по продолжительности проведения: краткосрочные, средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочные (до года).

Что касается последовательности работы над проектом, то в проектной методике эту последовательность кратко формулируют как «пять П»: проблема, планирование, поиск (информации), продукт, презентация [23].

Практика применения проектной деятельности при организации олимпиад. Примером успешного использования проекта в качестве конкурсного задания на олимпиаде по иностранному языку может служить ролевая игра «За столом переговоров», которая составила IV тур Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования по иностранному языку в 2018 году1. Согласно классификации Е.С. Полат, по виду деятельности эта ролевая игра была смешанным проектом, в котором присутствовали элементы исследовательского, практико-ориентированного и ролево-игрового проектов. В рамках подготовки к олимпиаде курсанты самостоятельно изучали аутентичную текстовую, аудио, и видео информацию о регионах современных военных конфликтов, о причинах конфликтов, о международных усилиях по восстановлению мира, укреплению безопасности, противодействию международной преступности и терроризму. Как понятно из названия ролевой игры, курсанты знакомились с правилами организации и проведения международных переговоров, с процедурой обеспечения гуманитарных и спасательных операций, так как по условиям игры результатом проведённой встречи было создание гуманитарного коридора, организованного союзными войсками с целью спасения мирного населения. Учитывая современную геополитическую ситуацию, подобная гипотетическая тренировка имеет практико-ориентированный характер и может пригодиться в реальной военной службе. Помимо прагматической ценности данного проекта, погружающего курсантов в контекст их будущей профессии, очевиден и проблемный характер поставленной задачи. Организация гуманитарного коридора требует учёта многих переменных факторов, влияющих на объём привлекаемых сил и средств со стороны всех задействованных подразделений. По предметно-содержательному критерию данный проект можно классифицировать как межпредметный потому, что для его успешной реализации потребовались знания из области военной тактики, международного права, военной техники и правильное использование английского языка специальности, так как весь процесс переговоров проходил на иностранном языке. По характеру контактов это был международный проект, так как договаривающиеся стороны были представлены курсантами-военнослужащими разных вузов и разных стран. По количеству участников ролевая игра представляла собой групповой проект, все участники которого имели чётко обозначенные роли и задачи. Социально-ориентированный характер данного проекта определялся спецификой военной специальности и званиями курсантов согласно военной иерархии. Так как основной целью задания была проверка уровня сформированности речевых навыков на иностранном языке, более высокие звания «присваивались» курсантам, испытывающим меньше языковых трудностей, что позволяло им проявлять большую инициативу в обсуждении и принятии решений. Что касается продолжительности проекта, то данную ролевую игру можно назвать проектом средней продолжительности. Период подготовки и проведения занял четыре месяца, в течение которых курсанты определили проблемные области для изучения, спланировали этапы подготовки проекта и зоны

1URL: http://inter-olimp.mil. ru/Olimpiada-2Q18/Re glamenty/In-yaz.

https:// mir-nauki. com

индивидуальной ответственности, собрали необходимую информацию, провели неоднократные тренинги переговоров в рамках тематики олимпиады, отработали навыки и эффективные стратегии ведения переговоров. Имея за плечами подобную подготовку, им удалось быстро сориентироваться в деталях олимпиадного задания и презентовать для обсуждения обоснованный план построения гуманитарного коридора. Рассматривая встречные предложения, участники переговоров вырабатывали совместные безопасные решения. При анализе проекта жюри оценивало полноту изложения плана действий, аргументированность принятых решений, грамотность речи, качество коммуникации внутри команды и взаимодействие с командой партнеров. Необходимо отметить, что в ходе подготовки проекта курсанты использовали методы самостоятельного мониторинга в виде аудио и видеозаписей, листов самооценки, отчётов разной степени детализации. Такая рефлексия собственной деятельности чрезвычайно полезна для осознания и исправления слабых мест и ошибок, для дальнейшего личностного и профессионального роста. Таким образом, ролевая игра «За столом переговоров», имея все характерные черты проектного задания, успешно доказывает возможность использования метода проектов как эффективного инструмента оценки сформированности профессиональных и универсальных компетенций не только в процессе регулярной учебной деятельности, но и в конкурсных олимпиадных состязаниях.

Еще одним примером успешного использования группового проекта в качестве олимпиадного задания может служить деловая игра «...жить на земле, как люди», которая составила IV тур Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования по иностранному языку в 2019 году2. Участники проекта провели большую исследовательскую работу, выступили с сообщениями-презентациями, раскрывающими учебные вопросы «учебного занятия» по теме «Международное гуманитарное право». Используя приобретённые знания, курсанты решали конкретные правовые проблемы в рамках тематики олимпиады.

Рассматривая конкурсные состязания, в которых использовались групповые проектные задания, автор фокусировалась на олимпиадах для студентов неязыковых вузов. Кроме того, за рамками анализа остались олимпиады, нацеленные на выявление личного первенства, например, олимпиады, по результатам которых происходит зачисление в вузы. Данный факт можно считать «ограничением» данного исследования.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, проектная деятельность является эффективным методом активного самоконтролируемого обучения, при котором главным движущим стимулом является не контроль со стороны преподавателя, а интерес самих обучаемых. Этот метод дает простор для творческого подхода, для привлечения различных синхронных и асинхронных образовательных ресурсов. Высокий уровень мотивации отличает как участников проектной деятельности, так и участников олимпиадных состязаний.

Во-вторых, метод проектов обеспечивает усвоение материала с позиции практико-ориентированного, контекстного подхода, когда успех обучения определяется тесной связью решаемых задач с реальной профессиональной деятельностью. Проблемный характер решаемых задач помогает формировать навыки аналитического мышления и привлекать к процессу не только отдельных обучаемых , но и группы студентов, давая им неоценимый опыт работы в команде, когда, работая над отдельными аспектами одной большой проблемы,

2 URL: http://inter-olimp.mil.ru/folder/159397.

Заключение

обучаемые чувствуют персональную ответственность за успех всего проекта. Проблемность и практико-ориентированность, характерные для проектов, отличают и самые интересные олимпиадные задания.

В-третьих, несмотря на существующее мнение, что проектная работа не предполагает соревновательности, проведенный анализ характерных черт метода проектов и наложение его результатов на опыт организации олимпиад доказали, что метод проектов не просто применим к условиям конкурсной деятельности, но и в высшей степени эффективен. Данный вывод автора можно рассматривать как развитие теории проектной деятельности применительно к изучению иностранных языков. Многокомпонентный характер проекта делает процесс его оценивания довольно сложным, поэтому вопрос выработки объективных подходов судейства при использовании проектов в формате олимпиад может стать объектом дальнейшего исследования этой перспективной образовательной технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 6. С. 52-62.

2. Dole, S., Bloom, L., & Kowalske, K. Transforming Pedagogy: Changing Perspectives from Teacher-Centered to Learner-Centered // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2016. № 10 (1). 15 p.

3. Thomas, J.W. A Review of Research on Project-Based Learning - San Rafael, CA: The Autodesk. 2000. 45 p.

4. Hutchinson T. Introduction to Project Work. Oxford University Press. 1991. 23p.

5. Diana L. Fried-Booth. Project Work. // Resource Books for Teachers / еd. by Alan Maley. Oxford University Press. 2002. 127 p.

6. Kavlu A. Implementation of Project Based Learning (PBL) in EFL (English as a Foreign Language) Classrooms in Fezalar Educational Institutions (Iraq) // International Journal of Social Sciences & Educational Studies. 2017. Vol.4. № 2. pp. 67-79.

7. Газова Н.А. Учебная коммуникативно-проектная деятельность на английском языке как средство формирования профессиональной компетентности специалиста в условиях неязыкового вуза: автореф. дисс. ... канд. педагогич. Наук // Н.А. Газова. Петрозаводск: Карел. гос. пед. ун-т, 2007. 24 с.

8. Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1999. №3. С. 9-15.

9. Келдибекова А.О. Формирование навыков проектной деятельности школьников при подготовке к математическим олимпиадам // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 6-2 (72). С. 86-90.

10. Зеленина Т.И., Буторина Н.В. Многоязычная олимпиада младших школьников «Юный полиглот - 2017» (в проектном сетевом взаимодействии) // Педагогическое образование в России. 2017. №12. С. 153-157.

11. Фролова О.А., Лопатинская В.В., Рубанникова И.А. Проектная технология обучения как способ формирования иноязычной профессиональной компетенции

https:// mir-nauki. com

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21. 22.

23.

// Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1. https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Столярова Е.В., Федотова М.Г. Профессиональная языковая личность специалистов в сфере управления персоналом и обучение иностранному языку для специальных целей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. №5 (182). С. 127-133.

Bolshakova E. Olympiad in the English language as a form of alternative language assessment // Journal of Language and Education. 2015. Vol. 1. № 2. pp. 6-12.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия. 2000. 176 с.

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Издательство ИКАР. 2009. 448 с.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа.1991. 207 с.

Gaffas Z.M. Student's Perceptions of the Impact of EGP and ESP Courses on their English Language Development: Voices from Saudi Arabia // Journal of English for Academic Purposes. 2019. № 42. pp. 100797-100806.

Zohrabi M. Trends in ESP and EGP // Journal of Language Teaching and Research. 2015. Vol.6. №3. pp. 679-684.

Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: БРЭ. 2002. 527 c.

Щекочихина Е.В. Эффективность использования проектной методики в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Казанский педагогический журнал. 2019. № 4 (135). С. 35-39.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия. 2002. 272 с.

Орлова Л.Г., Корнилова Е.С. Использование проектного метода при обучении иностранному языку // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. № 8 (Том 13). С. 43-47.

Temyanikova Eleonora Borisovna

Moscow higher combined arms command school, Moscow, Russia

E-mail: temyanikova_eleo@mail.ru

Project-based learning in foreign language competition format

Abstract. Project-based learning technique is widely used in modern foreign language teaching. It indicates an important move from traditional teaching methods, when a student receives ready-made knowledge, towards new active learning methods, when a student is eager to gain new knowledge from different sources on their own. Acquiring new information goes along with its practical application, which results in some educational product. Though there is a considerable number of research papers on project-based learning in regular educational process, the number of works focused on using projects as foreign language olympiad tasks is rather small. The aim of this study is to analyze specific features of project-based learning and to prove that this method is effective in assessing students' competence within foreign language competition format. To do the research the author turned to the most valuable works in the field area and the recent publications in professional journals for the last three years. The article includes theoretical evidence of project-based learning potential as a competition task and the description of its practical application in International Foreign Language Olympiads between higher military schools in 2018 and 2019. The research findings enable the author to prove that the main specific features of project-based learning such as communicative-pragmatic component, task-oriented challenge and its social nature make this teaching technique a very effective tool to assess students' professional foreign language competence not only within regular studies but in foreign language competitions as well. These findings contribute to further development of project-based learning theory for purposes of teaching English as a foreign language.

Keywords: project-based learning; method of projects; project-based technology; active teaching method; foreign language; non-linguistic higher educational institution; olympiad; competition task; role play

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.