ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Спасибо вам, мои друзья!
Спасибо за любовь, за верность!
Вы помогали мне всегда При трудностях неимоверных.
Пискунова Екатерина
Улыбки ваши мне помогают жить.
Клянусь, я дружбой буду дорожить!
И это, верно, подарок судьбы,
Что в дни печали со мною - вы!
Левина Анастасия С любовью другу я письмо пишу.
Желаю в день ненастный наслажденья, Поверь, я очень-очень дорожу Сладостью приятного общенья.
Клопкова Евгения
На руинах небесных созвездий,
На глашатых старушки-судьбы,
В завещанье космической бездны Нарисовано слово: «Дружи!»
Лазарева Анастасия
Вдруг ты уйдешь - не будет света.
Весь мир покроет пустота...
Представь: зовешь - и нет ответа,
Нет, и не будет никогда.
Но, друг, у нас есть в жизни вечность,
Она одна для нас с тобой,
Где звезд холодных бесконечность Мою судьбу сплела с твоей судьбой!
Азарнова Наталия
Желаю другу счастья, во все лицо - улыбку,
Желаю вскоре встретить вторую половинку!
Хочу, чтоб были счастливы, интеллигенты и дружны! Счастья, радости, верной и крепкой любви!
Тарасов Андрей
Литература
1. Воспитание автора и читателя // Лицейское и гимназическое образование. Серия «Педагогические советы». 2007. - №1.
2. Мастер-класс «Основы литературного творчества» // Лицейское и гимназическое образование. Серия «Педагогические советы. - 2008. - №1.
3. Кошелев В.А. Последняя «лицейская годовщина» Пушкина // Литература в школе. - 2010. - №6.
4. Коленчикова Н.В. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» -Литература в школе, №1. - 2007.
5. Воскобойников В.П. Когда Пушкин был маленьким. Уроки литературы. Приложение к журналу //Литература в школе. - 2011. - №6.
Р.И. Султанов
J Ч
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ
истории как средство развития творческих способностей обучающихся
Как создать на уроке учебную деятельность развивающего типа, отвечающую требованиям ФГОС СПО?
Аннотация. В работе представлен опыт преподавателя колледжа по использованию на уроках продуктивных задач по истории России, способствующих развитию творческого мышления обучающихся.
Ключевые слова: продуктивные задачи, развитие исторического мышления, активизация учебной деятельности, дифференцированное обучение, учебная деятельность развивающего типа.
Как показывают международные исследования, российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт [1,3].
Все эти недостатки отражаются и на качестве преподавания истории в школе и колледже. Обучение истории пока не на той высоте, которая отвечала бы современным требованиям. Несмотря на то, что в
настоящее время усилилось внимание к изучению истории нашего общества, качество знаний, которые получают обучающиеся, оставляет желать лучшего. Причины этого явления различны. Одной из важнейших причин низкого качества знаний у современной молодежи, по-нашему, является недостаточная работа по развитию творческой деятельности обучающихся на занятиях по истории и обществознанию. Без творческого применения знаний и способов деятельности нет их полного и качественного усвоения (что сегодня особо актуально), следовательно, и достижения необходимого уровня развития мышления [1,2, 3].
36
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Процесс творчества рассматривается нами как продуктивный процесс личностного роста и психического развития, обеспечивающий возможности открытия окружающего мира и самовыражения личности: актуализацию жизненного и исторического опыта как потребности в поиске и порождении личностных проблем, возможности развёртывания исследовательской активности, направленной на использование знаний в нестандартных ситуациях, поиске и открытии нового; выражении нового как решения проблемы в форме результата исторического мышления. В результате решения продуктивных задач создаётся система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения; система внутренних мотивов переориентирует процесс решения репродуктивных учебных задач за счёт создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимоотношений.
Достижение желаемого уровня исторического мышления возможно при решении познавательных, в частности, продуктивных задач. В процессе изучения исторического события, явления или факта при наличии определенной установки на его осмысление можно задать студентам колледжа задачи репродуктивного или продуктивного содержания. Задача репродуктивного содержания - это задача, требующая от обучающихся воспроизведения готовых знаний. Такой метод поиска ответа не требует от обучающегося активной мыслительной операции, он опирается только на свою память. В преподавании как школьного, так и колледжного курса истории репродуктивный метод сегодня широко используется. Однако в условиях развивающего обучения, как показывает наш опыт, более результативным является использование задач продуктивного содержания. Являясь познавательным вопросом более высокого типа в сравнении с репродуктивным, он требует определенную степень подготовленности студента. Решение продуктивной задачи побуждает обучающегося, наряду с воспроизведением готовых знаний, к поиску новых причин, выводов и обобщений.
Нами составлены продуктивные задачи по истории России, которые призваны способствовать развитию творческого мышления обучающихся на уроках. Опыт показывает, что их удачно можно использовать и для дифференцированного обучения студентов, так как по сложности они разноуровневые. Продуктивные задачи активизируют учебную деятельность обучающихся, побуждают у них интерес к предмету, толкают их к попытке решения поставленных преподавателем задач, что очень важно в условиях современной системы образования. Ниже приведем несколько продуктивных задач из книги «300 задач по истории России», составленных автором [4].
Задача 1
Во второй половине XI века в Новгороде произошло такое событие. Когда вместо убитого епископа Стефана прибыл святитель Федор, горожане пришли на площадь. Вдруг на площади появился волхв и стал призывать народ выступить против Федора. Между епископом и волхвом начался спор. Спор привел к мятежу. Тогда епископ поднял крест и закричал: «Кто верит жрецу, пусть идет за ним, а кто истинно верует -
пусть к кресту идет!» Новгородцы оказались на стороне жреца, а прибывший князь с дружинниками отошли к епископу Федору. Мятеж мог закончиться страшной резней между противниками. Однако один поступок князя предотвратил большое кровопролитие. Что за поступок совершил князь?
Задача 2
В конце мезолита (XII-V тысячелетия до н.э.) на земле начался глобальный экологический кризис. Древние люди оказались на грани голодной смерти. Первая причина кризиса - естественная - быстрое отступление ледника привело к катастрофическому сокращению численности крупных животных. Назовите вторую причину, которая ускорила исчезновение мамонтов и сократила численность северных оленей и бизонов.
Задача 3
В 1382 году Тохтамыш двинулся на Русь. Князь суздальский и нижегородский поспешил выразить хану свою преданность, а Олег Рязанский показал татарскому войску путь на Москву (чтобы оно не забрело в его земли). Дмитрий Донской небольшой ратью бежал из Москвы в Кострому. Оставленная без войска и единого воеводы Москва оборонялась три дня, была взята хитростью и сожжена. Только от меча в Кремле погибло 24 тыс. человек; церковные сокровища, княжеская казна, накопленные городом богатства были разграблены, иконы и книги уничтожены. Объясните, почему Дмитрий Донской не организовал отпор Тохтамышу? А ведь два года назад, в 1380 году, ему, великому князю Московскому, удалось разгромить не менее страшного врага Мамая.
Задача 4
В 1471 году, во время похода в Новгород, Иван III взял с собой дьяка, который мог читать древние летописи. Почему?
Задача 5
Историк П. Милюков писал, что «Россия есть та же Европа». Однако многие историки считают, что Россия не относится к Европе. По этому поводу А.С. Пушкин писал: «Мы не участвовали ни в одном из значимых для Европы событий». Какие события имел в виду великий поэт?
Задача 6
В 1601-1603 гг. в России свирепствовал «великий голод». В течение 2,5 лет только в Москве похоронили 127 тысяч человек. А голодный народ продолжал «штурмовать» крупные города, такие, как Смоленск, Новгород, Псков... Объясните, почему люди, спасаясь от голода, шли в крупные города?
Задача 7
Известно, что Борис Годунов не употреблял спиртные напитки. Как вы думаете, курил ли табак русский царь?
Задача 8
В XVII веке русским купцам торговать с европейскими странами было очень выгодно. На Западе цены на драгоценные металлы упали, а на продукты сельского хозяйства росли. Объясните, почему в Европе упала цена на золото и серебро?
Задача 9
Соловецкий монастырь не принял реформы Никона, и монахи восстали. Восстание продолжалось 8 лет (1668-1676). Известно, что религиозные каноны запрещают использовать оружие священнослужителям. Объясните, как удалось монахам столь длительное время оказывать сопротивление царскому войску?
Задача 10
В 1698 году Петр I ввел налог на бороду. Богатые купцы за сохранение бороды платили 100 рублей в год, дворяне и
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011
37
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
чиновники - 60 рублей, городские жители - 30 рублей. Приезжая в город, бородатые крестьяне платили 1 копейку, выезжая из города платили такую же сумму. Кто был освобожден от налога на бороду?
Задача 11
В опричнину (1565-1572), несмотря на тяжелейшее социально-экономическое и политическое положение, «народ безмолвствовал». А в 1648 году, когда правительство повысило налог на соль, начался бунт. В чем причина?
Задача 12
Дату смерти царя Федора Алексеевича - 27 апреля 1682 года - некоторые историки считают днем дворцового переворота. Объясните, почему?
Ответы:
1. Князь зарубил жреца мечом. Напуганный случившимся народ вмиг разошелся.
2. Вторая причина - историческая. Изобретение лука и стрелы позволило древнему человеку охотиться более успешно. Усовершенствованное орудие охоты привело к быстрому истреблению крупных животных, что могло служить причиной голодной смерти человека эпохи мезолита.
3. Тохтамышу удалось покончить с мятежами в Орде, что позволило восстановить могущество государства и собрать крупное войско. Необходимо иметь в виду еще и то, что Мамай не был ханом, а был только темником. Тохтамыш же был настоящим ханом, Дмитрий не мог не подчиняться джучиду.
4. Дьяк, основываясь на древние летописи (например, «Повесть временных лет»), обосновывал право великого князя Ивана III владеть русскими землями.
5. Ренессанс, Гуманизм, Просвещение.
6. Царь Борис Годунов запретил повышать цену на хлеб в крупных городах. Кроме того, казна обеспечивала нуждающихся зерном, были организованы общественные работы (например, строительные) для бедствующих.
7. Борис Годунов не курил. Известно, что табак в России начали курить в конце XVI века. Царь Борис вел беспощадную борьбу против курильщиков: в начале XVII века их казнили, имущество конфисковали.
8. Цены на драгоценные металлы на западе упали благодаря колонизации Американского континента.
9. Монахам Соловецкого монастыря держать оборону помогли остатки восставших разинцев. После разгрома основных частей крестьянской армии под предводительством С.Т. Разина небольшой группе восставших удалось добраться до берегов Белого моря, где находился Соловецкий монастырь. В ходе восьмилетнего противостояния правительственным войскам 1,5 тысячи монахов и почти все разинцы погибли.
10. Лица духовного звания налог на бороду не платили.
11. В период опричнины народ безмолвствовал по следующей причине: опричнина направлена была, в первую очередь, против «верхов», а «низы» смотрели на них как на врагов. А указы XVII века больно затрагивали интересы посадских людей.
12. В этот день на престол, в обход совершеннолетнего старшего брата, царевича Ивана Алексеевича, был возведен не достигший 10 лет Петр.
Продуктивные задания - это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.
Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные - ещё и на метапредметные. Порядок решения продуктивной задачи можно представить в виде следующего алгоритма:
1. Осмыслить задачу (что надо сделать?), например: «В завоеванных странах Наполеон Бонапарт отменил крепостные порядки. Это вызвало симпатию крестьян французам. Он стремился отменить крепостное право и в России. Такая социальная политика, возможно, превратила бы русских крестьян в союзников Наполеона. Однако Бонапарт не посмел освободить русских крестьян. Почему?». Обучающиеся должны найти ответ на вопрос, ответа которого учебники не дают.
2. Найти нужную информацию. Предлагается работать с информацией, предоставленной в учебниках. Поощряется использование любого дополнительного учебного материала по данному вопросу.
3. Преобразовать информацию в соответствии с задачей (найти причину, выделить главное, дать оценку...). Обучающиеся должны вспомнить социально-экономические последствия крепостного права в России, причины крестьянских восстаний и т.д.
4. Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что., потому что, во-первых., во-вторых. и т.д. Предоставляется слово студентам, формулирующим ответ пока по своему варианту. Ставятся наводящие вопросы: «Как вы думаете, как приняли бы русские крестьяне указ об освобождении их от крепостной зависимости, подписанный Наполеоном?» и т.п.
5. Дать полный ответ, не рассчитывая на наводящие вопросы учителя. Выслушиваются и оцениваются полные ответы студентов, подчеркивается верный ответ.
При работе над продуктивными задачами необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Самостоятельного оценивания.
Обучающийся должен оценить ситуацию сам, не прибегая к помощи преподавателя, одновременно отказываясь от авторской концепции.
2. Связи с повседневным опытом.
Постараться связать задачу с повседневным опытом студента через жизненную ситуацию, отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций.
3. Перехода от воспроизводящего типа деятельности к поисковому.
Перенести акцент с воспроизведения информации на поиск, анализ, структурирование, обобщение, предъявление информации.
Репродуктивные задания позволяют усвоить предметное содержание. В жизни мы часто сталкиваемся со случаями, которые не описаны в учебнике. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.
4. Организации групповой работы.
Дать задание паре или группе, распределив роли участников. При решении продуктивных задач приоритетной становится групповая работа, так как побуждение ребёнка к сотрудничеству со взрослыми и со сверстниками и вместе с тем побуждение к максимальной мобилизации и актуали-
38
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
зации личного опыта даёт возможность решить продуктивную задачу группе учащихся, задачу, которую не под силу решить одному ребёнку. А преподавателю при этом нужно быть хорошим режиссёром и организатором групп, потому что удачно сформированная группа - половина успеха в решении продуктивной задачи.
Литература
1. Сиденко А.С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию. // Эксперимент и инновации в школе. -2011. - №2.
2. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1.
3. Сиденко Е.А. О проведении Всероссийской научно-практической конференции «Проектно - исследовательская деятельность как средство становления профессиональной компетентности студента системы СПО» // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - №3.
4. Султанов РИ. 300 задач по истории России. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 120 с.
Г. М. Белова
J Ч
ТЕМА «ГОСУДАРСТВО»
В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 9 КЛАСС
Как в течение одного урока систематизировать ______и конкретизировать знания по теме «Государство»?_^
Аннотация. Автор обращает внимание на возможность в течение одного урока систематизировать и конкретизировать знания по одной из сложнейших тем, изучаемых в курсе «Обществознание», теме «Государство», предлагает сосредоточить внимание на основных понятиях этой темы, их признаках и особенностях, сформировать примерную структуру (план) подачи этого материала.
Ключевые слова: государство, признаки государства, гражданство, суверенитет, функции государства, критерии развития, эволюция государства.
С изучения темы «Государство» фактически начинается курс «Обществознание» в 9 классе. Цель изучения этой темы: развитие гражданской позиции учащихся в период социального взросления человека, формирование нравственности и правовой культуры.
При изучении этой темы решаются вопросы социализации и адаптации учащихся в социуме, формируется их правовое поле, позитивная мотивация к законам РФ и многое другое. В эту тему входит много существенных вопросов, но самое главное - выявить приоритетные направления. Я считаю, что приоритетными вопросами при рассмотрении темы «Государство» является следующее: что такое государство, когда и почему оно возникло, характерные черты государства, функции государства, критерии развития государства, эволюция государства.
В изучении этой темы очень важен личный социальный опыт, когда вопросы теории подтверждаются примерами. Это является наиболее актуальным при изучении блока, касающегося внутренних и внешних функций государства, а также критериев его развития.
Изучение этой темы активизирует учебное взаимодействие с родителями.
Родители выступают в роли консультантов по ряду вопросов, например, по вопросам критериев развития государства и его эволюции.
При изучении темы «Государство» в 9 классе можно использовать следующие методические материалы [4].
Государство - это политическая организация страны, при которой существует определенная форма правления.
Государство появляется на определенном этапе исторического развития, как аппарат принуждения господствующих классов.
Учащимся предлагается в течение урока заполнить следующую таблицу.
В первой колонке записываются теоретические вопросы, освещенные учителем в ходе урока, во второй колонке учащиеся сами приводят соответствующие примеры из истории по блокам «теории возникновения государства», «признаки государства», в третьей колонке они приводят примеры из личного социального опыта по блокам «функции государства», «критерии развития государства» и «эволюция государства».
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011
39