Научная статья на тему 'Использование проблемных ситуаций на уроке иностранного языка как средство формирования творческой личности обучаемого'

Использование проблемных ситуаций на уроке иностранного языка как средство формирования творческой личности обучаемого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ЛОГИЧЕСКИЙ СТРОЙ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК / УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ / СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / THOUGHT FORMATION / PEDAGOGICAL TASK / LOGICAL STRUCTURE / INDEPENDENT SEARCH / ACQUISITION OF KNOWLEDGE / COURSE OF ACTION / TEACHING EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Е.В.

Рассматривается вопрос формирования творческого мышления в процессе обучения. Затронуты такие понятия, как «творческое мышление» и «проблемная ситуация», а также показана взаимозависимость данных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC SITUATIONS AT THE FOREIGN LANGUAGE CLASSES AS A MEANS OF FORMING STUDENTS CREATIVE PERSONALITY

The article deals with the problem of creative thought formation at the lessons. The definitions of «creative thought» and «problem situation» are given in the article. The interrelation between «creative thought» and «problem situation» is considered.

Текст научной работы на тему «Использование проблемных ситуаций на уроке иностранного языка как средство формирования творческой личности обучаемого»

Решетневские чтения. 2017

УДК 800.2:378.14

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМОГО

Е. В. Моисеенко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: alyonaf1977@mail.ru

Рассматривается вопрос формирования творческого мышления в процессе обучения. Затронуты такие понятия, как «творческое мышление» и «проблемная ситуация», а также показана взаимозависимость данных понятий.

Ключевые слова: мышление, педагогическая задача, логический строй, самостоятельный поиск, усвоение знаний, способы действия, эффективность обучения.

PROBLEMATIC SITUATIONS AT THE FOREIGN LANGUAGE CLASSES AS A MEANS OF FORMING STUDENTS CREATIVE PERSONALITY

E. V. Moiseenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: alyonaf1977@mail.ru

The article deals with the problem of creative thought formation at the lessons. The definitions of «creative thought» and «problem situation» are given in the article. The interrelation between «creative thought» and «problem situation» is considered.

Keywords: thought formation, pedagogical task, logical structure, independent search, acquisition of knowledge, course of action, teaching effectiveness.

Принципиальное значение для решения теории и практики проблемного обучения имеют выводы, полученные при изучении внутренних закономерностей мышления как процесса. В экспериментальных психологических исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. И. Анцыцеровой, А. М. Матюшкиной, Ю. Н. Ку-люткина, О. К. Тихомирова и многих других содержатся предпосылки для решения важной педагогической задачи воспитания мышления, способного открывать новое. Мышление определяется как процесс, который составляет непрерывное взаимодействие человека с объектом познания. «Объект в процессе мышления включается во всё новые связи и в силу этого выступает во всё новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях, из объекта, таким образом, как бы вычерпывается всё новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нём выявляются всё новые свойства» [1].

Процессы мышления включают анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Наиболее ярко продуктивные процессы мышления выступают при постановке и решении человеком различных проблем, выдвигаемых жизнью: экономических, социальных, юридических, бытовых, научных и т. д. Правомерность этого положения подтверждается тем, что про-блемность - неотъемлемая черта познания, так как наличие проблем, проблемных ситуаций обусловлено

всеобщей взаимосвязью и взаимообусловленностью явлений в мире. Мышление же, являясь опосредованным познанием, берёт своё начало в проблемности познания.

С. Л. Рубинштейн отмечал, «что в наиболее чистом и ярко выраженном виде мышление выступает именно там, где оно само доходит до знаний, открывает их» [2]. Следовательно, организация самостоятельного поиска учащихся в процессе обучения создает оптимальные условия и для усвоения новых знаний, и для развития мышления. Эти положения оказывают большое влияние на развитие идей проблемного обучения. Одной из задач высшей школы является максимальное развитие творческих способностей обучаемых, воспитания у них самостоятельного, творческого мышления. Развитие же творческих способностей учащихся может осуществляться лишь в творческой деятельности, специально организуемой преподавателем в процессе обучения. Положение о соответствии внешних и внутренних условий психического развития личности помогает понять, почему одно и то же педагогическое воздействие (внешнее условие), например объяснение преподавателя на практических занятиях, даёт в процессе обучения столь различные результаты. Дело в том, что внутренние условия развития каждого человека очень индивидуальны. Таким образом, чтобы получить адекватные результаты, педагог должен позаботиться

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

о создании соответствующих внутренних условий мышления у всех учащихся.

В качестве внутренних условий выделяется соответствующая продвинутость мышления и его логический строй, формирующийся в процессе освоения некоторой элементарной системы знаний и служащей необходимой предпосылкой для усвоения системы знаний более высокого порядка. Создавая и учитывая все эти внутренние условия мышления, педагог может не только сообщать учащимся знания, но и формировать их мышление, которое развивается лишь в том случае, когда процесс обучения строится с учетом закономерностей психического развития обучаемого. А без формирования у учащегося мышления «не произойдет и усвоения им знаний, которым его обучают, потому что само усвоение знаний невозможно без анализа, обобщения знаний»[3]. Отсюда вытекает важный для практики обучения вывод: педагог, поставивший перед собой задачу не только сообщать учащимся знания, но и максимально развивать их, должен строить процесс усвоения знаний в соответствии с закономерностями процесса мышления. «Возможность усвоения и использования человеком предъявляемых ему извне знаний - понятийных обобщений и способов действия или операций - зависит от того, настолько в процессе собственного его мышления созданы внутренние условия для их усвоения и использования». Знания и готовые способности решения задач могут стать средствами дальнейшего движения мысли лишь в том случае, если преподаватель организует собственную работу мысли учащихся.

Даже в тех случаях, когда учащимся сообщаются готовые обобщения и способы действия, необходимо подумать о создании внутренних условий для их продуктивного использования. Тем более необходимо создать эти внутренние условия тогда, когда учащиеся должны сами находить новые приёмы, новые способы действия, «открывать» новые знания.

Как должен педагог построить процесс обучения, чтобы обучаемые заинтересовались изучаемым материалом, активно включились в работу? Каким образом создать у них внутренние условия мышления для усвоения нового?

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определённую познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала. Проблемная ситуация («ситуация затруднения», «конфликтная ситуация») рассматривается как одно из главных условий возникновения познавательной потребности, так как она помогает учащимся осознать тему занятия, организуемого педагогом. Главное преимущество такого занятия, в отличие от

простого словесного разъяснения, заключается в том, что проблема не ставится извне, а возникает у студентов в процессе их работы. А это ведёт к тому, что мотивы обучаемых совпадают с целью решения проблемы. Возникшая на основании собственной деятельности студента проблема обладает большой побуждающей силой, что способствует «принятию» её учащимся. Деятельность обучаемых, подчиняясь достижению этой цели (решению возникшей проблемы), приобретает активный, целенаправленный характер [5].

Для повышения эффективности обучения преподаватель не должен стремиться облегчить учащимся усвоение новых знаний путём прямого раскрытия существенных признаков изучаемого материала, а активизировать их мыслительную деятельность, стимулировать у них умение самостоятельно преодолевать возникшие трудности, так как при такой системе обучения они выходят за пределы непосредственно сообщаемых знаний, а главное овладевают всеми приёмами анализа и синтеза, что и лежит в основе развивающего обучения [6]. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию подлинного продуктивного мышления.

Библиографические ссылки

1. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.

3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. С. 232.

4. Серавин А. И. Исследование творчества. СПб. : Копи-Парк, 2005. 206 с.

5. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987 224с.

6. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.

References

1. Rubinshteyn S. L. O myshlenii i putyakh ego issledovaniya (To thinking and its research methodologies). M., 1958.

2. Rubinshteyn, S. L. Bytie i soznanie (Being and consciousness). M., 1957.

3. Rubinshteyn S. L. Problemy obshchey psikhologii. (Issue of general psychology). Izd. 2-e. M., 1976. Р. 232.

4. Seravin A. I. Issledovanie tvorchestva. (Research of creativity). SPb. : Kopi-Park, 2005. 206 р.

5. Fridman L. M. Pedagogicheskiy opyt glazami psikhologa (Pedagogical experience with psychologist's eyes). M., 1987. 224 р.

6. Yakimanskaya I. S. Razvivayushchee obuchenie. (Developing training). M., 1979.

© Моисеенко Е. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.