Научная статья на тему 'Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе проблемного обучения'

Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе проблемного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
666
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PROBLEM SITUATION / CREATIVE THINKING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова Ирина Владимировна, Забугина Наталия Левоновна

В статье раскрыты теоретические основы проблемного обучения и обобщен опыт творчески работающих педагогов по созданию и применению проблемных ситуаций в работе с детьми для развития творческого потенциала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL CHILDREN’S INTELLECT ACTIVATION IN THE PROBLEM-BASED EDUCATION

The article evolutes theoretical bases of the problem-based learning and generalizes experience of the creative teachers, regarding formation and application of the problem situations in the work with children aimed to develop their creative potential.

Текст научной работы на тему «Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе проблемного обучения»

УДК 37.025 Цветкова Ирина Владимировна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии

Краснодарского государственного университета

культуры и искусств

dom-hors@mail.ru

Забугина Наталия Левоновна

воспитатель детского сада № 130, г. Краснодар dom-hors@mail.ru

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Tsvetkova Irina Vladimirovna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Education Science and Psychology Department, Krasnodar State University of Arts and Humanities

dom-hors@mail.ru

Zabugina Natalia Levonovna

kindergarten teacher, kindergarten № 130 dom-hors@mail.ru

PRESCHOOL CHILDREN’S INTELLECT ACTIVATION IN THE PROBLEM-BASED EDUCATION

Аннотация:

В статье раскрыты теоретические основы проблемного обучения и обобщен опыт творчески работающих педагогов по созданию и применению проблемных ситуаций в работе с детьми для развития творческого потенциала личности.

Ключевые слова:

проблемная ситуация, творческое мышление, педагогический процесс.

Summary:

The article evolutes theoretical bases of the problem-based learning and generalizes experience of the creative teachers, regarding formation and application of the problem situations in the work with children aimed to develop their creative potential.

Keywords:

problem situation, creative thinking, educational process.

Современный период модернизации образовательной системы характеризуется качественными изменениями в сфере дошкольного образования, что ведет за собой переориентацию образования на личностное развитие ребенка, в том числе и развитие его интеллекта, способностей самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, умения и навыков мышления. Все эти преобразования требуют от педагога гуманистически ориентированной деятельности, направленной на раскрытие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, его одаренности, что предполагает выявление и развитие его творческого потенциала.

Подготовка творческой личности во все времена была задачей государственного значения. Анализ современного учебного процесса и сформированных ныне целей образования дает основания нам утверждать, что основной приоритет сегодня отдается развитию личности ребенка. И в Законе Российской федерации «Об образовании» это положение сформулировано так: «...выявить и обеспечить развитие способностей; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности, овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни...» [1].

Сенситивным периодом в творческом развитии личности является дошкольный и младший школьный возраст, в связи с чем на базе дошкольного учреждения № 130 г. Краснодара было проведено исследование по развитию творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения. Основой нашей теоретической базы послужила разработанная известным психологом А.М. Матюшкиным [2, с. 29-33] «Концепция творческой одаренности», в которой четко определены основные структурные компоненты творческого потенциала, помогающие определить основные направления в работе педагогов, уделяющих внимание творческому развитию личности ребенка. Знакомство с «Концепцией» способствовало формированию у педагогов научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и развития одаренности.

Для практического применения методов проблемного обучения в развитии творческого потенциала особенно важно положение С.Л. Рубинштейна, в котором говориться о мышлении как о продуктивном процессе, которое не может быть сведено к функционированию уже готовых знаний, оно может приводить к новым знаниям. В связи с чем он выдвинул требование о необходимости исследовать его активный, творческий процесс. Задача изучения мыслительного процесса, способствующего не только творческому усвоению знаний, но и «воспитанию под-

линного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления», была поставлена в советской психологии [3, с. 142].

Новая дидактическая система проблемного обучения, направленная на развитие самостоятельного творческого мышления ребенка, на воспитание творческой личности [4, с. 6], была сформирована благодаря исследованию процессов мышления и их закономерности и особенно его творческой стороны. Для совершенствования процесса обучения учениками С.Л. Рубинштейна были систематизированы результаты многих психологических исследований мышления.

Роли проблемного обучения в развитии творческого потенциала личности посвящено много работ, в частности, таких известных ученых, как А.М. Матюшкин [5, с. 30], В.Т. Кудрявцев [6], Н.Б. Шумакова [7] и др. Они теоретически обосновали возможность применения проблемного обучения в работе с дошкольниками.

В своей работе «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» [8, с. 47-72] А.М. Матюшкин раскрывает важнейшие психологические закономерности мышления и пути использования этих закономерностей для совершенствования теории и практики проблемного обучения. Им были разработаны общие правила создания проблемных ситуаций в обучении и определена их последовательность в поиске неизвестного.

Исследованные психологами возрастные особенности группы детей 5-7 лет позволили нам сделать выводы о том, что примерно в этом возрасте основным структурным компонентом творческого развития детей становится проблемность, что обеспечивает постоянную открытость ребенка новому. Это приводит к стремлению ребенка ставить собственные новые вопросы и проблемы, что выражается в поиске несоответствий и противоречий. Ведь неслучайно детей в этом возрасте называют «почемучками».

В работе по исследованию развития творческого потенциала мы, прежде всего, делали упор на возрастные особенности детей дошкольного возраста, учитывая теорию амплификации (обогащения детского развития) А.В. Запорожца, которая предполагает развитие ребенка в условиях оптимального использования специфических видов деятельности и расширение их возможностей, прежде всего в дошкольных сферах жизнедеятельности, а не в раннем обучении по программам, предназначенным для освоения в школе.

На базе ДОУ № 130 была проведена теоретическая подготовка педагогов дошкольного учреждения по вопросам использования методов проблемного обучения в развитии творческого потенциала личности. Знакомство педагогов началось с психологической структурой проблемной ситуации как начальным моментом мышления и источником творческого мышления, а также особое внимание уделялось методам и способам создания проблемных ситуаций. После чего началась практическая работа по формированию опыта проблемного обучения в условиях ДОУ. Педагогам пришлось преодолевать стереотип воспроизводящей деятельности в процессе обучения детей.

Важно знакомить педагогов с результатами исследования творческих процессов мышления, именно тогда эффективным будет использование методов проблемного обучения. В работе с детьми мы часто обрекаем ребенка на воспроизводящую деятельность (запомни и перескажи), забывая о том, что основная функция мышления, как свидетельствуют результаты этих исследовании, заключается в раскрытии неизвестного и нового. Мы не должны забывать о том, что ребенок по своей природе творец, и продуктивность мыслительных процессов свойственна и детям дошкольного возраста. Они способны открывать новые знания, и, что самое важное, творческое начало в ребенке может развиваться лишь в творческой деятельности, что тоже говорит о свойствах мышления как о продуктивном мыслительном процессе.

Применение проблемного обучения имеет огромное значение в педагогической практике, так как отвечает основной цели образования - развитию творческого потенциала личности детей и подростков и своевременному выявление одаренности.

В основу проблемного обучения входят вопросы и задания, которые предлагают детям. Они чаще составляются таким образом, чтобы побуждать детей к сравнению, устанавливая сходства и различия, вскрывая противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. В сравнение происходит познание окружающего мира, выделяются в предмете новые качества, свойства, дети по-новому начинают смотреть на то, что ранее казалось обычным, хорошо знакомым. Подобные вопросы меняют прежние представления, перестраивая их на новый лад.

Побуждение детей к поиску ответов в воображаемом плане активизирует их мышление. Так, на прогулке в зимний период воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы на улице было знойное лето?

Ошибки, сделанные воспитателем, допустимы - ребенок должен их заметить и поправить. Это способствует воспитанию у детей интереса к чужому мнению. Важно не забывать и о шутках, они активизируют мысль, озадачивая и побуждая детей к размышлению. В работе с недостаточно усидчивыми и работоспособными детьми такие приемы будут особенно ценны:

они мобилизуют их внимание и волевые усилия. При знакомстве с малоизвестными объектами познания у ребенка возникает интерес, побуждающий их задавать вопросы, строить догадки и предположения.

Чтобы применять проблемное обучение в работе с дошкольниками необходимо создавать для ребенка такие условия, которые стимулируют подлинное творческое мышление и пробуждают потребность, в решении проблем, используя ранее усвоенные знания и умения. Создание проблемных ситуаций - это и есть то условие, которое составляет необходимую закономерность творческого мышления и его начальный момент.

Основными компонентами проблемной ситуации, выделенными психологами, являются: столкновение с неизвестным - это может быть усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; потребность в познании, которая побуждает детей к интеллектуальной деятельности; достигнутый уровень знаний и прошлый опыт, а также интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Для создания проблемной ситуации может послужить конкретный пример. Педагог просит детей прочитать «про себя» слово, написанное на доске. Это слово ЗАМОК, после чего предлагается детям нарисовать предмет, который, по их мнению, обозначает это слово. Как правило, часть детей рисует замок, а другая - замок. Готовые рисунки с изображением нарисованных предметов вывешиваются на доску. Дети демонстрируют свои рисунки, но все, что они видят, вызывает у них удивление и недоумение. Возникает спор о том, кто же нарисовал правильно и каждый пытается доказать свою правоту. После выдержанной паузы, педагог задает детям вопрос: «Как вы думаете, почему вы нарисовали два таких разных предмета? Ведь на доске было написано только одно слово!» Ответы разные. Далее детям предлагается проверить, как получилось так, что в одном слове спрятались два слова.

Анализ этого примера раскрывает нам первый компонент проблемной ситуации, выступающий в качестве неизвестного нового знания о том, что от места ударения в слове зависит смысл. В традиционной форме запоминание и закрепление новых знаний, которые даются в готовом виде, происходит с помощью многократных повторений и упражнений. Поэтому, чтобы у ребенка возникло желание открывать для себя новые знания, необходимо правильно, проблемно организовать новую тему, где ему придется столкнуться с противоречиями.

Ценность противоречия в познании заключается в том, что оно воздействует на эмоции, пробуждает потребность в познании нового. Работа мысли начинается с момента возникновения эмоции, которая сталкивается с противоречием, осознавая возникшие противоречия, каждый включается в поиск неизвестного. Принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, дети, выдвигая различные гипотезы, самостоятельно открывают новые для себя знание, делая из фактов выводы и обобщения. Эффективность усвоения знаний зависит и от степени сложности выполняемого задания, так как слишком трудное и слишком легкое задание не способствует возникновению проблемной ситуации, надо учитывать возможность ребенка в способности анализировать условия поставленного задания. Еще не менее важным компонентом психологической структуры проблемной ситуации должны быть и интеллектуальные возможности ребенка, позволяющие открывать ему новое при столкновении с заданиями, с которыми он не может справиться, но при этом у него достаточно знаний, сформированных ранее, для того чтобы самостоятельно анализировать (понимание) содержания и условия выполнения задания. Проблемная ситуация не может существовать вне личности так же, как «процесс открытия, ведь процесс усвоения знаний осуществляется не мышлением самим по себе, а думающей личностью с присущими ей интересами и способностями, потребностями, определяющими мотивами поведения». В эффективности проблемного обучения для творческого развития приходится убеждаться, после множества вопросов и проблем, которые ставят перед нами дети.

В своей работе мы постарались не только раскрыть теоретические основы проблемного обучения, но и обобщить опыт творчески работающих педагогов по созданию и применению проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста. Однако предстоит достаточно долгий и кропотливый труд в работе с педагогами, так как еще значительная часть не может перестроиться и не стремится создавать условия, которые бы обеспечили творческое усвоение материала. Основная причина создавшейся ситуации - в отсутствии научно-методических пособий, помогающих педагогам познать внутренние закономерности мышления как продуктивный творческий процесс искания и открытия нового.

Ссылки:

1. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1996. № 2. С. 2-60.

2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.

3. Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

4. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное

воспитание. 1998. № 10.

5. Матюшкин А.М. Указ. соч.

6. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991.

7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.; Воронеж, 2004.

8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

References (transliterated):

1. O vnesenii izmeneniy i dopolneniy v Zakon Rossiyskoy federatsii «Ob obrazovanii» // Byulleten' Gosudarstvennogo komiteta Rossiyskoy Federatsii po vysshemu obrazovaniyu. 1996. № 2. P. 2-60.

2. Matyushkin A.M. Kontseptsiya tvorcheskoy odarennosti // Voprosy psikhologii. 1989. № 6.

3. Rubinshteyn SL. O myshlenii i putyakh ego issledovaniya. M., 1958.

4. Kudryavtsev V.T. Innovatsionnoe doshkol'noe obrazovanie: opyt, problemy i strategiya razvitiya // Doshkol'noe vospitanie. 1998. № 10.

5. Matyushkin A.M. Op. cit.

6. Kudryavtsev V.T. Problemnoe obuchenie: istoki, sushchnost', perspektivy. M., 1991.

7. Shumakova N.B. Obuchenie i razvitie odarennykh detey. M.; Voronezh, 2004.

8. Matyushkin A.M. Problemnie situatsii v myshlenii i obuchenii. M., 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.