Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ КГМУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ КГМУ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
32
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Тихоненков С.Н., Лебедев А.Ю., Дубровин Г.М.

Статья посвящена вопросу использования проблемно-ситуативного обучения на кафедре «травматология и ортопедия» КГМУ. Особое внимание уделяется специфике создания реальных клинических ситуационных задач, как форме активизации практической деятельности обучающихся. Разработаны примеры клинических ситуационных задач, способствующих развитию клинического мышления и профессиональной компетенции. Авторы делают вывод о том, что в условиях сложившейся ситуации использование проблемно-ситуативного обучения на кафедре «травматология и ортопедия» является не только целесообразным, но и необходимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Тихоненков С.Н., Лебедев А.Ю., Дубровин Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING PROBLEM-SITUATIONAL LEARNING AT THE DEPARTMENT OF TRAUMATOLOGY AND ORTHOPEDICS OF KSMU

The article is devoted to the use of problem-situational training at the Department of Traumatology and Orthopedics of KSMU. Particular attention is paid to the specifics of creating real clinical situational tasks, as a form of enhancing the practical activities of students. Examples of clinical situational tasks have been developed that contribute to the development of clinical thinking and professional competence. The authors conclude that in the current situation, the use of problem-situational training at the Department of Traumatology and Orthopedics is not only appropriate, but also necessary.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ КГМУ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 2500-3585

DOI: 10.21626/j-chr/2022-4(33)/4 Педагогические науки

УДК: 378.147:616-001

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ КГМУ

© Тихоненков С.Н., Лебедев А.Ю., Дубровин Г.М.

31

Тихоненков С.Н. — кандидат медицинских наук, доцент кафедры травматологии и ортопедии ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России

Лебедев А.Ю. — кандидат медицинских наук, доцент кафедры травматологии и ортопедии ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России E-mail: lebedevayu@kursksmu.net

Дубровин Г.М. — доктор медицинских наук, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России

Адрес: 305041, Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросу использования проблемно-ситуативного обучения на кафедре «травматология и ортопедия» КГМУ. Особое внимание уделяется специфике создания реальных клинических ситуационных задач, как форме активизации практической деятельности обучающихся. Разработаны примеры клинических ситуационных задач, способствующих развитию клинического мышления и профессиональной компетенции. Авторы делают вывод о том, что в условиях сложившейся ситуации использование проблемно-ситуативного обучения на кафедре «травматология и ортопедия» является не только целесообразным, но и необходимым.

Ключевые слова: проблемно-ситуативное обучение; клинические ситуационные задачи; технологии обучения.

32

В сегодняшних современных условиях из наиболее актуальных вопросов в педагогической практике является активизация познавательной деятельности обучающихся. Как результат, непрерывно происходит поиск путей для реализации новых способов совместной работы преподавателя и студентов. В нынешних реалиях заинтересованность педагогов нацелена на внедрение нового методологического фундамента и реализацию инновационных образовательных технологий. Задача высшего медицинского образования сводится к тому, чтобы любой начинающий врач обладал фундаментальными знаниями, практическими навыками и умениями. Внедрение и поиск новых методологических подходов в систему высшего медицинского образования позволит повысить эффективность и качество будущих специалистов. Безусловно, учебный процесс подвергнется большой организационной перестройки из-за внедрения новых технологий обучения.

Особенности преподавания травматологии и ортопедии достаточно ответственны, учитывая продолжающуюся дифференциацию медицинских дисциплин, а также неуклонное увеличение количества и качества информации, связанной с прогрессом многих сфер жизни, в частности современной науки и техники. Всё это приводит к постоянному и значительному возрастанию сведений, подлежащих усвоению студентами.

В соответствии с программой преподавания травматологии и ортопедии на кафедре травматологии и ортопедии соответствующими задачами являются:

1. Обучение клинической симптоматологии — наиболее распространённой патологии опорно-двигательного аппарата и современным методам их диагностики.

2. Изучение характера и особенностей лечения травматической патологии.

3. Изучение этапа оказания первой врачебной помощи при травматической патологии.

4. Изучение угрожающих жизни критических состояний у травматологических больных.

5. Обучение основным специализированным особенностям и методам лечения пациентов, страдающих ортопедическими заболеваниями.

6. Освоение основных практических навыков, необходимых при обследовании и лечении ортопедо-травматологических больных. Для этого требуется развитие и внедрение новых принципов современных технологий обучения студентов.

Складывающаяся ситуация потребовала поиска и выбора новых методологических подходов, которые призваны обеспечивать должный уровень профессиональной компетентности будущих специалистов. В результате этого на кафедре появилась необходимость использования новых технологий обучения дисциплины. Данную технологию представляет собой проблемно-ситуативное обучение. Сущность проблемно-ситуативного обучения связана самостоятельным извлечением знаний и умений. На кафедре травматологии и ортопедии мы применяем проблемно-ситуативное обучение с использованием клинических проблемных ситуаций по травматологии и ортопедии. Целью данного вида обучения является формирование у студентов профессиональной компетенции, развитие клинического мышления. Необходимо отметить, что отличительными особенностями технологии проблемно-ситуативного обучения является: описание реальной клинической ситуации. Технология проблемно-ситуативного обучения позволяет применять теоретические знания студентов в решении клинических и практических задач, способствует развитию у них клинического мышления. При составлении ситуационных задач в основе лежит реальная клиническая ситуация, к ней прилагается фото больного с видимой патологией, данные лабораторных и инструментальных методов исследования.

Пример ситуационной задачи. Мужчина 29 лет, грузчик, упал на отведенную левую руку. Почувствовал боль в левом плечевом суставе, усиливающуюся при

попытке движения рукой. Самостоятельно обратился в травматологический пункт. Общее состояние удовлетворительное, сопутствующих заболеваний не выявлено. Локальный статус: левое плечо в положении вынужденного отведения. Активные движения невозможны, пассивные резко болезненные, определяется пружинящее сопротивление. Под акромионом определяется западение. Нарушение чувствительности не выявлено, пульс на лучевой артерии отчетливый. Внешний вид пациента на фотографии.

Задание

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. С какими повреждениями надо провести дифференциальную диагностику.

3. Какие дополнительные исследования позволят подтвердить Ваш диагноз.

4. Опишите рентгенограмму.

5. Сформулируйте клинический диагноз.

6. Составьте план лечения с подробным описанием метода лечения.

7. План и периоды реабилитации, прогноз для трудоспособности.

Клинические ситуационные задачи позволяют вырабатывать методику постановки

клинического диагноза и методы оказания врачебной помощи, начиная от помощи на месте происшествия до окончательной специализированной помощи. При решении таких задач, у студентов формируется клиническое мышление, осуществляется связь теории с практикой, закрепляются и совершенствуются понятия о методах диагностики и лечения повреждений опорно-двигательной системы, определенно повышается интерес учащихся к изучению дисциплины «травматология и ортопедия». При регулярном использовании таких клинических ситуационных задач на практических занятиях у студентов создаются условия, побуждающие к принятию и к применению самостоятельных решений, знаний и умений в экстренных жизненных ситуациях, к умению дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Формирование системно-логического мышления, активизация познавательной деятельности студентов, развитие интереса к изучению травматологии и ортопедии является важной и необходимой составной частью образовательного процесса на кафедре травматологии и ортопедии. Владение технологией проблемно-ситуативного обучения и её применение способствует реализации основной задачи, стоящей перед коллективом кафедры, обеспечению качественного профессионального изучения дисциплины «травматология и ортопедия» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения.

Таким образом, данная практика способствует развитию клинического и практического мышления у студентов. Обучение студентов, в частности использование банка клинических ситуационных задач, служат одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов. Этим доказывается неоспоримая необходимость наиболее расширенного использования на кафедре травматологии

33

и ортопедии данной эффективной технологии образования. ВЫВОДЫ

1. Проблемно-ситуативное обучение и его внедрение на кафедре травматологии и ортопедии способствует качественной реализации учебного процесса, развитию клинического мышления и профессиональной компетенции обучающихся.

2. Проблемно-ситуативное обучение позволяет сделать возможным повышение удовлетворенности студентов в персонализации учебного процесса в вопросе о приобретении знаний и умений.

3. Введение в практику новой технологии образования рационально, так как благодаря этому становится возможным обеспечение каждого студента способностью к созданию индивидуального образовательного направления для будущего профессионального роста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубровин, Г.М. Управление инновационными процессами обеспечения качества обучения и воспитания в условиях медицинского вуза / Г.М. Дубровин, В.К. Павлов // сб. материалов Всерос. науч.-прак. конф. с международным участием (Курск, КГМУ 20 - 21 мая 2008 г.). - Том I. Курск : КГМУ. - С. 267-268.

2. Романцов, М.Г. Российское национальное медицинское образование на этапе его реформирования / М.Г. Романцов, И.Ю. Мельникова, О.В. Шамшева // Медицинское

34 образование и профессиональное развитие. — 2014. — № 1. — С. 32-41.

3. Свистунов, А.А. Непрерывное медицинское образование для улучшения качества медицинской помощи / А.А. Свистунов, Г.Э. Улумбекова, З.З. Балкизов // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2014. — № 1. — C. 21-31.

Получена: 24.11.2022 г. Принята к публикации: 19.12.2022 г.

USING PROBLEM-SITUATIONAL LEARNING AT THE DEPARTMENT OF TRAUMATOLOGY AND ORTHOPEDICS OF KSMU

© Sergey N. Tikhonenkov, Alexander Yu. Lebedev, Grigory M. Dubrovin

Sergey N. Tikhonenkov — Candidate in Medical Sciences, Assosiate Professor, Department of the Traumatology and Orthopedics, Kursk State Medical University

Alexander Yu. Lebedev — Candidate in Medical Sciences, Assosiate Professor, Department of the Traumatology and Orthopedics, Kursk State Medical University E-mail: lebedevayu@kursksmu.net

Grigory M. Dubrovin — PhD in Medicine, Head of the Traumatology and Orthopedics, Kursk State Medical University

Address: 305041, K. Marx str., 3, Kursk, Russian Federation

ABSTRACT

The article is devoted to the use of problem-situational training at the Department of Traumatology and Orthopedics of KSMU. Particular attention is paid to the specifics of creating real clinical situational tasks, as a form of enhancing the practical activities of students. Examples of clinical situational tasks have been developed that contribute to the development 35

of clinical thinking and professional competence. The authors conclude that in the current situation, the use of problem-situational training at the Department of Traumatology and Orthopedics is not only appropriate, but also necessary.

Keywords: problem-situational training; clinical situational tasks; teaching technologies.

REFERENCES

1. Dubrovin G.M., Pavlov V.K., «Upravlenie innovacionnymi processami obespecheniya kachestva obucheniya i vospitaniya v usloviyah medicinskogo vuza» Sbornik materialov Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Kursk, KGMU 20

- 21 maya 2008 g). Tom I. Kursk : KSMU. - S.276-268.

2. Romancov M.G., Mel'nikova I.YU., SHamsheva O.V Rossijskoe nacional'noe medicinskoe obrazovanie na etape ego reformirovaniya // Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie.

- 2014. - № 1. - S. 32-41.

3. Svistunov, A. A., Ulumbekova G.E., Balkizov Z.Z. Nepreryvnoe medicinskoe obrazovanie dlya uluchsheniya kachestva medicinskoj pomoshchi // Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. - 2014. - № 1. - C. 21-31.

Received: 24.11.2022 Accepted: 19.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.