вационных центров (университетских комплексов) на базе интеграции науки, образования и бизнеса, обеспечивающих качественную и масштабную многоуровневую подготовку инновационно-ориентированных специалистов на основе единого процесса генерации, распространения и применения новых знаний в образовательной, научно-технической и инновационной сферах.
Деятельность образовательных учреждений оценивается востребованностью его выпускников на рынке труда. Для их успешного трудоустройства необходимо на всех этапах формирования специалиста ориентироваться на запросы рынка труда, то есть тех работодателей, на удовлетворение потребности которых в кадрах ориентирован многоуровневый образовательный комплекс.
Список литературы:
1. Закон РФ «Об Образовании». - М., 1992.
2. Образование как открытая система // Педагогика открытости и диалога культур / Под ред. Певзнера М.Н., Букетова В.О. - M., 2000. - С. 11-13.
3. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. - 1996. - № 9. - C. 3-8.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2005. - С. 3-17.
5. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических вузов и педагогических коллеждей / Под ред. П.И. Пидка-систого - М.: РПА, 1995.
6. Проценко Т.Г. Инновационный вуз в субфедеральном образовательном пространстве. - Новосибирск: Наука, 2006. - 412 с.
7. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 29.
8. Хуторской A.B. Виртуальное образование и русский космизм // EIDOS-LIST. - 1999. - Вып. 1 (5).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© Катюкова О.В.*
Средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Надым
Данная статья посвящена проблеме организации внутриклассной дифференциации и индивидуализации процесса обучения младших
* Учитель начальных классов.
школьников. Педагогом определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.
Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Наличие индивидуальных психофизиологических различий в развитии учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного обучения. Именно индивидуально-дифференцированное обучение способно создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности.
Автор статьи предлагает ответы на вопросы: как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.
Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т.д. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны.
Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке ока -зывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос и т.д. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием.
Поэтому была поставлена задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Эту практическую задачу можно решить через реализацию дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам [9, с. 26-27].
Взяв курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, передо мной совершенно очевидно встали наитруднейшие вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми наиболее важны.
В первом классе совместно с психологом проводится диагностика готовности детей к обучению по следующим параметрам:
- речевое развитие;
- развитие мелкой моторики;
- память;
- внимание.
На основании результатов обследования учащиеся распределяются в 3 группы:
1 группа - высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.
2 группа - достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении и изучении нового.
3 группа - характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
Изучение ребёнка - процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников 2 класса мы выбрали иной план наблюдений:
- усвоение учебного материала;
- учебно-познавательная мотивация;
- тревожность учебная и межличностная;
- самооценка;
- уровень развития мыслительных операций;
- уровень объема и распределения внимания;
- память;
- уровень работоспособности.
Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения [5, с. 60-62].
Своевременная диагностика успехов ученика позволяет гибко менять состав групп. Учет допущенных ошибок позволяет организовывать своевременную и адресную работу по их исправлению и предупреждению аналогичных. Это создает возможность строить процесс обучения на оптимальном уровне трудности.
Эту задачу успешно решает УМК Образовательной системы «Школа 2100». Традиционным для учебников этой системы является принцип ми-нимакса. Согласно этому принципу, учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить, и избыточные задания, которые ученики могут выполнить (максимум). В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики (минимум). Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, который ученики могут и должны усвоить [6, с. 36-38]. Это
даёт возможность дифференцировать учебный материал, разрабатывать систему заданий различного уровня трудности и объёма, разрабатывать системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.
В зависимости от целей и задач урока дифференцированная работа может применяться на различных его этапах.
При изучении нового сначала актуализируем уже имеющиеся знания и умения, затем создаем проблемную ситуацию, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого считаю целесообразным организовывать работу в группах по 4-5 человек. Каждая группа предлагает свой способ разрешения проблемы. Далее дети 1-ой группы обобщают главное, делают выводы и приступают к самостоятельной работе, которая состоит из обязательных и дополнительных заданий.
Для остальных детей проводим второе объяснение по учебнику, используя имеющиеся иллюстрации и делая необходимые записи на доске или пользуясь записями учебника. При этом затрачивается меньше времени, т.к. обращаем внимание детей только на главные выводы. После этого предлагаем выполнить самостоятельную работу ещё какой-то группе детей. Затем все дети выполняют обязательные задания самостоятельно. Методика объяснения и подготовки детей к самостоятельной работе видна на схеме.
Рис. 1. Методика объяснения и подготовки детей к самостоятельной работе
На этапе закрепления и применения знаний и умений основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь более всего содержится возможностей для учёта особенностей учащихся.
Готовим несколько вариантов заданий. Обучающиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант заранее предназначаем определённой группе
учеников. Отдельным группам обучающихся, при необходимости, даём разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок.
Рассмотрим конкретные примеры индивидуализации самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Таблица 1
Сравни выражения: 4 + 4 + 4 * 4 х 5 8 + 8 + 8 * 8 х 2 1 уровень 16 + 16+ 16 * 16 х 3 32 + 32 * 32 х 3
Сравни выражения: 36 х 3 * 36 + 3 17 х 4 * 17 + 17 + 17 2 уровень а + а +а * а х 4 у х 5 * у + у + у + у +у
Сравни выражения: а + а +а * а х 4 у х 5 * у + у + у + у +у 3 уровень с х 8 +с * с х 2 +с х 2 + с х 3 к х 6 * к х 9 - к - к х 2
Учащиеся, выполняющие задание первого уровня, имеют возможность проверить свою работу, заменив умножение сложением. Карточка второго уровня сложности после тренировочного упражнения подводит учащихся к выводу в обобщенном виде. Задание третьего уровня требует установления связи между компонентами знаний (смысл умножения, свойства сложения).
Пристального внимания заслуживает дифференциация и индивидуализация домашнего задания, так как ребёнок выполняет его без непосредственного руководства учителя, поэтому необходимо создать условия для успешного его выполнения.
Как показывают наблюдения, домашняя работа обучающихся протекает особо эффективно лишь тогда, когда организована оперативная помощь со стороны учителя, не сковывающая инициативу и самостоятельность учеников, но предупреждающая у нихнеудовлетворённость [4, с. 31-33].
Суть такой помощи сводится к изменению характера инструкции для самостоятельной работы, т.е. в домашнее задание включаем подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит к решению основного задания. Это может быть образец решения, теоретическая справка, рисунок, чертёж и т.д.
За результатами работы на всех этапах урока очень важно осуществлять постоянный контроль, иначе предлагаемые ребятам дифференцированные задания будут носить формальный характер.
Проблема дифференцированного контроля знаний - одна из наиболее сложных. Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребёнка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была «справедливой» в глазах ребёнка.
Организация процесса обучения в условиях внутриклассной дифференциации, при условии систематического контроля за результатами обу-
чения и развитием каждого ученика, позволяет формировать у обучающихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня знаний, умений и навыков [7, с. 46-47].
Список литературы:
1. Гроот Р. Дифференциация в образовании / Директор. - 1994. - V 5.
2. ГузикН.П. Учить учиться. - М., 1981.
3. Дифференциация как система: в 2 ч. - М., 1992.
4. Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по математике // Начальная школа. - 1990. - № 1.
5. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.
6. Образовательная система «Школа 2100»: сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2003.
7. СелевкоГ.К. Дифференциацияобучения. - Ярославль, 1995.
8. Унт Ише. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.
9. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками // Начальная школа. -2004. - № 5.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ШКОЛА-ВУЗ КАК УСЛОВИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
© Кириллова И.М.*
Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, г. Приозерск
Национальная доктрина образования Российской Федерации в качестве одной из основных целей и задач образования выдвигает обеспечение разностороннего и своевременного развития детей, их творческих способностей. И сегодня каждая школа должна формировать у учащихся не только академические знания, но, прежде всего, способность трудиться, умения жить и адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Развитие техники и информационных технологий, современная организация труда, способность работать в команде, принимать решения требуют от работников более широких умений и компетенций, чем раньше. Причем в настоящее время растет востребованность умений, которые мо-
* Председатель комитета образования.