СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)
Дата публикации: 01.03.2022 Publication date: 01.03.2022
DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_40 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_40
УДК 796.05:37.022 UDC 796.05:37.022
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В.В. Козин, Л.П. Пягай
ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омск, Россия
Аннотация. Целью работы является рассмотрение возможности применения специфики ситуационного подхода в спортивных играх при формировании модулей дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Мы предполагаем, что ситуационный подход в спортивных играх, заключающийся в формировании наглядно-информационных образов спортсменов с учетом структуры игровой ситуации, позволит интегрировать представления о специфике для разных видов спорта ситуаций, выделив область знаний, количественные и качественные характеристики способов реализации двигательных приемов в образовательном процессе студентов вузов. Ключевые слова: ситуация, спорт, интеграция, элективный курс.
USING PRINCIPLES OF THE SITUATIONAL APPROACH IN SPORTS GAMES WHEN FORMING PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ELECTIVE COURSE V.V. Kozin, L.P. Pyagaj
Omsk State Agrarian University, Omsk, Russia
Annotation. The purpose of this study was to examine a possibility to implement the specificity of the situational approach in sports games when forming discipline modules "Physical culture and sports elective course". We assume that the situational approach in sports games, which consists of forming visual and informational images of athletes, taking into account the game situation structure, would allow integrating views on the specificity for different sports situations by underlying a field of knowledge, qualitative and quantitative features of ways to implement motor moves in the educational process of students. Key words: situation, sports, integration, elective course.
Введение. Спортивные игры имеют специфическую особенность, которая характеризуется сложностью структуры соревновательной деятельности в связи с вероятностным характером развития событий.
В условиях многообразия игровых ситуаций спортсмен должен уметь прогнозировать ход развивающихся событий на площадке с помощью ситуационных представлений. То есть, объективная регуляция тактико-технических приемов спортсменов-игровиков возможна лишь в условиях предварительного представления той или иной игровой ситуации на основе восприятия реальности [1].
Сформированные ситуационные представления, составляющие основу психомоторных особенностей, являются когнитивно-моторным звеном спортсмена (сенсо-моторные, перцептивные, интеллектуальные, нейродинамические составляющие) и во многом определяют успешность реализации задач не только в спортивных играх [2], но и в образовательном процессе [3].
На наш взгляд, ситуационный подход в спортивных играх, заключающийся в формировании наглядно-информационных образов спортсменов с учетом структуры игровой ситуации, позволит интегрировать представления о специфике для разных видов спорта ситуаций, выделив область зна-
ний, количественные и качественные характеристики способов реализации двигательных приемов в образовательном процессе студентов вузов.
Методы и организация исследования. Анализ научно-методической литературы.
Результаты исследования и их обсуждение. Основная цель в командно-игровых видах спорта состоит в том, чтобы доставить игровой снаряд (мяч, шайба) в определенную область площадки соперников и стремиться к минимизации атак со стороны противодействующей команды. Это определяет единицу состязания - блок действия типа «защита-нападение», которая включает действия по разведке, дезинформации, конспирации [4].
Любое тактико-техническое действие подразумевает собой целенаправленное выполнение двигательных действий, характеризующимися осознанностью, в отношении к целевой предназначенности. Реализация и коррекция двигательных действий осуществляется в соответствии с уровнем интегральной подготовленности спортсмена. С позиции спортивной офтальмоэргономики выполнение тактико-технических действий можно представить в виде некой структуры, состоящей из подготовки к выполнению двигательного действия, ее непосредственной реализацией и оценкой игрового эпизода, включая оценку собственных действий
[5].
Реализация спортсменом тактико-технических действий в процессе игровой деятельности осуществляется с помощью перцептивно-интеллектуальных и эмоционально волевых процессов, связанных с потребностью принимать решения в максимально-короткий промежуток времени. Выполнение тактико-технических действий включает в себя операции по восприятию игровой ситуации, её мыслительной обработкой и выбором адекватного решения для реализации задуманного.
Ввиду этого, восприятие ситуации и её анализ составляют основу игрового мышления спортсменов в командно-игровых видах спорта. По результатам анализа игрового
МОБЕКК КЗиББ ОБ ВЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (1)
эпизода, в сознании спортсмена формируется модель двигательной реакции в ответ на игровые обстоятельства с учетом сбивающих факторов, вызванной потребностью выходом из сложившейся ситуации с максимальной выгодой для своей команды. При этом варианты решений формируются из предыдущего тактического опыта, который включает в себя основы знаний тактико-технического поведения [6].
Охарактеризовав переход от текущей ситуации к прогнозируемой на примере деятельности спортсмена в командно-игровых видах спорта, следует выделить, что спортсмен-игровик, принимая во внимание окружающую действительность в момент своей активной деятельности, учитывая все особенности игрового момента, использует прием прогнозирования. Оценив настоящую ситуацию, субъект мысленно предсказывает вероятностные действия соперников, партнеров по команде и на основе образной модели, сформированной в его сознании, спортсмен выстраивает индивидуальные двигательные действия, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.
В связи с этим процессы восприятия, обработки информации и прогнозирования дальнейших действий составляют основу тактического мышления, проявляющиеся в виде исполнения задуманных тактико-технических действий. Тактическое мышление, по нашему мнению, играет главенствующую роль в процессе игры, так как именно мышление определяет ход развития дальнейших событий и во многом определяет результат противостояний в соревновательной деятельности. Следовательно, при подготовке спортивных команд в разделах тактико-технической подготовки возникает потребность поиска путей по совершенствованию когнитивных функций спортсменов, способствующих развитию тактического мышления.
В современном подходе к подготовке спортивных команд совершенствование тактико-технических навыков невозможно
представить без видеоанализа соревновательной деятельности, который подвергает глубокому разбору индивидуальные и командные действия, связанные с выявлением собственных или чужих ошибок, удачных индивидуальных или групповых действий. Это позволяет сформировать у игроков представления о структуре игровой (соревновательной) деятельности. Таким образом, на основе восприятия формируются ситуационные представления. С помощью данного подхода, в сознании спортсменов-игровиков формируются более идеальные модели поведения сообразно той или иной игровой ситуации [7].
Поскольку спортсмен оценивает ситуацию с позиции «третьего» лица, то и наглядно-образная модель будет перенесена в его память именно с этой позиции, то есть с позиции «зрителя». В процессе игровой деятельности спортсмен оценивает ситуацию с позиции «первого» лица, то соответственно, эти образы будут значительно отличаться, что не исключает возможности рассогласованности двигательных действий спровоцированным отсутствием знаний (опыта) о решении двигательной задачи с активной позиции.
В связи с этим возникает потребность поиска путей повышения функционального состояния центральной нервной системы, так как ее уровень во многом определяет общий уровень состояния спортсмена и, как следствие, спортивного результата. Спортсмены с развитыми когнитивными функциями отличаются более высокими тактико-техническими показателями [8].
Важно, чтобы каждый член команды, включая тренерский персонал, оценивали игровые эпизоды идентично. Например, добиваясь единого понимания как применять тактико-технические действия к категории игровых эпизодов, появляется возможность сформировать определенную «философию игры» (ведение игры с позиции силы, активная оборона и т.д.).
МОБЕ^ КЗШБ ОБ ВЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (1)
Подобным образом в спортивных играх на успех команды оказывает влияние уровень взаимоотношений: «спортсмен-тренер», «спортсмен-спортсмен», «спортсмен-команда», так как общие логические представления в данных моделях составляют основу внутреннего взаимопонимания [9]. Данные положения вполне приемлемы и в процессе физического воспитания, особенно со студентами вузов, которые способны выстраивать коммуникативные взаимодействия.
Учет нейродинамических и когнитивных структур имеют высокую значимость для интеграции специфики спортивных игр в образовательный процесс студентов вузов. Объективная информация о психофизиологических особенностях занимающихся позволяет преподавателям формировать своеобразные модули и индивидуальные образовательные траектории. Аналогичный принцип присутствует и в командно-игровых видах спорта. Он имеет высокую практическую значимость уже на этапе начальной специализации, когда тренеры распределяют спортсменов по наиболее подходящим для них позициям, амплуа.
Обучающиеся вузов массово вовлекаются в физкультурно-спортивную деятельность. В соответствии с требованиями к условиям реализации программы бакалавриата, дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата - элективных дисциплин в объеме не менее 328 академических часов. Дисциплины по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном образовательной организацией [10].
Элективный - означает избирательный (от лат. е1ейш - избранный).
В отличие от факультатива, элективные курсы являются обязательной частью программы обучения в вузе. Если секции, кружки и факультативы обучающиеся посещают по желанию, то на элективные курсы предполагается обязательное посещение [11].
Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту» направлена на обеспечение возможности каждому студенту выбрать вид физкультурно-спортив-ной деятельности. Однако в доступной нам научно-методической литературе нет четких рекомендаций о содержании, обязательном количестве и видах спорта, необходимых для реализации образовательного стандарта подготовки бакалавров.
Анализ исследований [12] показал, что основными задачами элективных курсов являются качественное обучение техническим движениям, параллельное совершенствование физической подготовленности и укрепление здоровья обучающихся. В то же время наблюдается проблема низкого уровня физической и технической подготовленности студентов для выполнения контрольных нормативов [13].
По нашему мнению, современные требования к физическому воспитанию студентов диктуют необходимость поиска новых путей повышения качества двигательной деятельности, которые необходимы для поддержания физического развития и физической подготовленности обучающихся.
В вузах в качестве одной из таких целей выступает обязательная реализация общекультурных и универсальных компетенций. А именно - способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности обучающихся. В данном аспекте специфика тренировочного процесса и соревновательной деятельности в спортивных играх предполагает наличие вполне определенной системы знаний, умений и навыков. Ситуационный подход в данном случае предполагает, что в итоге изучения дисциплины, обучающийся будет понимать принципы и закономерности воспитания и совершенствования физических качеств в совокупности двигательной активности и условий, в которых она реализуется. На основе полученных знаний студент сможет поддерживать и совершенствовать основные физические качества в
МОБЕКК КБЦЕБ ОБ БЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (1)
процессе занятий физическими упражнениями в избранном виде спорта, а также приобретет практические навыки специальной подготовки.
В соответствии с учебными планами процесс физического воспитания студентов вузов осуществляется в объеме 4 академических часов в неделю. Перед преподавателем стоит задача качественного обучения двигательным действиям и совершенствования физической подготовленности с одновременным укреплением здоровья.
На основании анализа научно-методической литературы и результатов исследований входного контроля физической подготовленности студентов 1 курса нами были предложены физкультурно-спортивные модули.
Каждый модуль представлен разновидностями спортивных игр, которые объединены в соответствии со следующей классификацией:
Модуль 1 - бесконтактные спортивные игры (настольный теннис, бадминтон, волейбол).
Модуль 2 - контактные спортивные игры (баскетбол, футбол, гандбол).
Модуль 3 - спортивные игры в воде (водное поло, водный баскетбол).
Таким образом через содержание модулей в план практических занятий по разделам учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» интегрирован активный досуг и интеллектуальная, двигательная активность занимающихся (табл.).
Данный план практических занятий планируется к реализации в учебных группах студентов следующих факультетов:
- агрохимии, почвоведения, экологии, природообустройства и водопользования;
- землеустроительного;
- технического сервиса в агропромышленном комплексе;
- агротехнологического.
СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ
MODERN ISSUES OF
БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)
Таблица
План практических занятий по разделам учебной дисциплины «Элективные курсы по фи_зической культуре и спорту»_
№ Содержание разделов Процентное соотношение (%)
1 курс
1.1 Формирование техники и тактики в спортивных играх 10
1.2 Общая и специальная физическая подготовка, формирование здорового образа жизни 10
1.3 Методико-практические занятия 6
1.4 Контрольно-оценочные учебные мероприятия 4
2 курс
2.1 Закрепление техники и тактики в спортивных играх 10
2.2 Общая и специальная физическая подготовка 10
2.3 Методико-практические занятия 6
2.4 Контрольно-оценочные учебные мероприятия 4
3 курс
3.1 Совершенствование техники и тактики в спортивных играх 15
3.2 Общая и специальная физическая подготовка 15
3.3 Методико-практические занятия 4
3.4 Контрольно-оценочные учебные мероприятия 6
Знание основных признаков данной структуры, а именно состава и соотношение факторов, обусловливающих уровень физической подготовленности студентов, позволяет на объективной основе определять ведущие средства, их взаимосвязь и соотношение в процессе занятий.
Заключение. Ситуационный подход в спортивных играх подразумевает, что для эффективной реализации игровых приемов в сознании спортсмена должен присутствовать наглядно-информационный образ (ситуационное представление), выражающийся в виде четкой структуры его будущего поведения применительно к игровой ситуации. Это позволяет всем участникам процесса конкретизировать способы решения двигательных задач для достижения определенного результата.
Таким образом сформированные ситуационные представления, составляющие основу психомоторных особенностей, являются когнитивно-моторным звеном занимающегося и во многом определяют успешность реализации задач не только в спортивных играх, но и в образовательном процессе.
Учитывая, что большинство студентов имеют недостаточный уровень развития физических качеств, технической и тем более тактической подготовленности в связи с отсутствием опыта участия в соревнованиях по спортивным играм, мы видим большой потенциал использования ситуационного подхода при интеграции специфики разных видов спорта в элективные курсы по физической культуре и спорту студентов вузов с выделением области знаний (в рамках трех модулей), а также количественных и качественных характеристик двигательных действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яхонтов Е.Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» / Е.Р. Яхонтов // Научно-педагогические школы университета: научные труды: ежегодник. -2016. - С. 26-36.
2. Пухов А.М. Пластичность центральной нервной системы при занятиях спортом / А.М. Пухов, С.А. Иванов, С.А. Моисеев, Е.А. Михайлова, Р.М. Городничев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - № 4(17). - С. 33-37.
3. Казначеев С.В. Опыт преподавания физической культуры в нефизкультурном вузе / С.В. Казначеев, О.В. Лопатина, Ж.Ю. Боголюбова // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технического университета: сб. материалов Международной научно-методической конференции, 3-7 февраля 2014 г. В 3 ч.Новосибирск: СГГА. - 2014. - Ч. 3. - С. 165-169.
4. Козин В.В. Комплексное тестирование подготовленности юных баскетболистов к преодолению противодействий защитников / В.В. Козин // Омский научный вестник. - 2012. - № 1 (105). - С. 177-180.
5. Тамбовский А.Н. Теоретические и прикладные основы спортивной офтальмоэргономики / А.Н. Тамбовский // Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М. - 2003. - 48 с.
6. Ань Ц. Технико-тактическая деятельность спортсмена с позиции спортивной офтальмоэр-гономики / Ц. Ань // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5(147). -С. 188-192.
7. Колумбет А.Н. Квалиметрическая оценка технико-тактических действий баскетболистов / А.Н. Колумбет, Д.С. Ельцов, Н.Ю. Максимович // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях: II Междунар. электрон. науч. конф. (7 февр. 2006 г.) - Харьков, Белгород, Красноярск. - 2006.- С. 111-114.
8. Чайников П.Н. Когнитивные функции спортсменов игровых видов спорта: клиническое значение и особенности диагностики / П.Н. Чайников В.Г. Черкасова, С.В. Муравьев, А.М. Кулеш, Н.В. Соломатина // Спорт и спортивная медицина. - 2018. - С. 244-249.
9. Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности у футболистов разного возраста / А.Р. Залалетди-нов, Н.А. Ярыгина // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Серия:
MODERN ISSUES OF BIOMEDICINE 2022, Vol. 6 (1)
Педагогика, психология. - 2015. - № 4(23). -С. 88-90.
10. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.1999, № 1025.
11.Венгерова Н.Н. Условия реализации элективного курса по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова // Электронный научный журнал. - 2015. - № 3 (3). - С. 152-155.
12. Акимова Е.Ю. Развитие мотивации к двигательной активности через формирование интереса к избранным видам спорта / Е.Ю. Акимова // Карельский научный журнал. - 2018. -Т. 7. -№ 1(22). - С. 9-11.
13.Козина Ж.Л. Структура комплексной подготовленности студенток технического вуза разных спортивных специализаций / Ж.Л. Козина, Л.Н. Барыбина, Н.Н. Кондак, В.В. Лысенко // Физическое воспитание студентов. - 2010. -№ 6. - С. 33-36.
REFERENCES
1. Yakhontov E.R. Theoretical justification of implementing the term "situational technique" in the scientific and methodological field of sports games / E.R. Yakhontov // Scientific and Pedagogical Schools of the University: Scientific Works: a yearbook. - 2016. - P. 26-36.
2. Pukhov A.M. The central nervous system plasticity when engaging in sports / A.M. Pukhov, S.A. Ivanov, S.A. Moiseev, E.A. Mikhajlova, R.M. Gorodnichev // Science and Sports: Modern Tendencies. - 2017. - № 4(17). - P. 33-37.
3. Kaznacheev S.V. Experience of teaching physical culture in a non-physical-culture university / S.V. Kaznacheev, O.V. Lopatina, Zh.Yu. Bogolyu-bova // Relevant Issues of Education. Modern Tendencies of Forming an Educational Environment in Technical University: materials of the International Scientific and Practical Conference, February 3-7, 2014. Novosibirsk. In 3 parts. - Novosibirsk: SSGA. - 2014. - Part. 3. - P. 165-169.
4. Kozin V.V. Comprehensive testing of young basketball players' fitness to overcome defenders' actions / V.V. Kozin // Omsk Scientific Bulletin. -2012. - № 1(105). - P. 177-180.
5. Tambovskij A.N. Theoretical and applied basics of ophthalmic ergonomics in sports / A.N. Tambov-skij // Dissertation abstract for a degree of the Doctor of Pedagogical Sciences. - М. - 2003. - 48 p.
6. An' Ts. Technical and tactical activity of an athlete from the point of ophthalmic ergonomics in
sports / Ts. An' // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. - 2017. - № 5(147). -P. 188-192.
7. Kolumbet A.N. Qualimetric evaluation of technical and tactical actions of basketball players / A.N. Kolumbet, D.S. El'tsov, N.Yu. Maksimovich // Issues and Prospects of Developing Sports Games and Martial Arts at Universities: the Second International Electronic Scientific Conference (February 7th, 2006). - Kharkiv, Belgorod, Krasnoyarsk. -2006. - P. 111-114.
8. Chajnikov P.N. Cognitive functions of athletes in game sports: clinical value and diagnosing features / P.M. Chajnikov, V.G. Cherkasova, S.V. Mu-rav'ov, A.M. Kulesh, N.V. Solomatina // Sports and Sports Medicine. - 2018. - P. 244-249.
9. Zalaletdinov A.R. Psychological and pedagogical support of sports activity in soccer players of different age / A.R. Zalaletdinov, N.A. Yarygina // Scientific Direction of the Tol'yatti State University.
MODERN ISSUES OF BIOMEDICINE 2022, Vol. 6 (1)
Series: Pedagogy, Psychology. - 2015. - № 4(23). - P. 88-90.
10.0rder of the Ministry of Education of Russia "On organizing the process of physical education in educational institutions of primary, secondary and high education" from 01.12.1999, № 1025.
11.Vengerova N.N. Conditions of implementing a physical culture elective course in high school / N.N. Vengerova // Electronic Scientific Journal. -2015. - № 3(3). - P. 152-155.
12.Akimova E.Yu. Developing motivation for motor activity by forming interest to chosen sports / E.Yu. Akimova // Karel Scientific Journal. - 2018. -Vol. 7. - № 1(22). - P. 9-11.
13.Kozina Zh.L. Structure of the comprehensive training of female students of different sports specializations in the technical university / Zh.L. Kozina, L.N. Barybina, N.N. Kondak, V.V. Lysenko // Physical Education of Students. -2010. - № 6. - P. 33-36.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Вадим Витальевич Козин - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта экономического факультета ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», Омск, e-mail: cousi@mail.ru.
Лариса Павловна Пягай - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта экономического факультета ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», Омск.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Vadim Vital'evich Kozin - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports of the Faculty of Economics, Omsk State Agrarian University, Omsk, e-mail: cousi@mail.ru.
Larisa Pavlovna Pyagaj - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports of the Faculty of Economics, Omsk State Agrarian University, Omsk.
Для цитирования: Козин В.В. Использование принципов ситуационного подхода в спортивных играх при формировании элективных курсов по физической культуре и спорту / В.В. Козин, Л.П. Пягай // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 1. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_40
For citation: Kozin V.V. Using principles of the situational approach in sports games when forming physical culture and sports elective course / V.V. Kozin, L.P. Pyagaj // Modern Issues of Biomedicine. - 2022. - Vol. 6. - № 1. DOI: 10.51871/2588-0500 2022 06 01 40