Научная статья на тему 'Использование принципов педагогики коллективной творческой жизни при оценке уровня сформированности общекультурных компетенций студентов технического вуза'

Использование принципов педагогики коллективной творческой жизни при оценке уровня сформированности общекультурных компетенций студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ. / PEDAGOGY OF COLLECTIVE CREATIVE LIFE / INTERCULTURAL COMPETENCE / COMPETENT / THE RESULT OF THE PEDAGOGICAL PROCESS / ASSESSMENT OF THE LEVEL OF COMPETENCE.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулк Елена Борисовна

В статье рассматривается использование принципов «Педагогики коллективной творческой жизни», предложенной И.П.Ивановым в образовательном процессе современного ВУЗа. Исследование посвящено разработке критериев оценки и способов диагностирования уровня сформированности общекультурных компетенций студентов, в частности, умения устанавливать взаимодействие с другими субъектами своей профессиональной деятельности. Предложен пакет методик для мониторинга формирования этих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулк Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE PRINCIPLES OF PEDAGOGY COLLECTIVE CREATIVE LIFE WHEN ASSESSING THE LEVEL OF FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The article considers the principles of «Pedagogy of collective creative life», proposed I.P.IVANOV in the educational process of a modern University. The research is dedicated to the development of evaluation criteria and methods of diagnosing the level of intercultural competence of students, in particular, the ability to establish the interaction with other actors in their professional activities. Proposed a package of methodologies for monitoring the development of these competencies.

Текст научной работы на тему «Использование принципов педагогики коллективной творческой жизни при оценке уровня сформированности общекультурных компетенций студентов технического вуза»

УДК 378.147

Е.Б. Гулк

использование принципов педагогики коллективной творческой жизни при оценке уровня сформированности общекультурных компетенций студентов технического вуза

ГУЛК Елена Борисовна — старший преподаватель кафедры инженерной педагогики и психологии Института гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается использование принципов педагогики коллективной творческой жизни, предложенной И.П. Ивановым, в образовательном процессе современного вуза. Исследование посвящено разработке критериев оценки и способов диагностирования уровня сформированности общекультурных компетенций студентов, в частности умения устанавливать взаимодействие с другими субъектами своей профессиональной деятельности. Предложен пакет методик для мониторинга формирования этих компетенций.

Ключевые слова

ПЕДАГОГИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ; ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ; КОМПЕТЕНТНОСТЬ; РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА; ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

Современные стандарты высшего образования предъявляют к будущему специалисту требования по формированию не только профессиональных, но и общекультурных компетенций, которые необходимы для любой профессиональной деятельности, так как связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи с использованием информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе [1, с. 9]. Следовательно, перед системой профессионального образования стоят задачи по развитию личностных качеств (общекультурных компетенций) будущих специалистов, а значит, и учебный процесс должен строиться на основе понимания закономерностей и условий, в которых эти качества могут развиться. Их формирование в образовательном процессе должно носить не стихийный (как часто происходит в современной высшей

школе), а целенаправленный характер. Если же исходить из того, что обучение — это общение между обучающим и обучающимися, общение, в процессе и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности [2, с. 84], то неоспоримой становится важность воспитательных отношений, складывающихся в этом общении.

Это прекрасно понимал И.П. Иванов, замечательный ученый, автор концепции «педагогики коллективной творческой жизни». В работе, посвященной подготовке студентов — будущих педагогов, он отмечал, что каждое личностное качество (и его компоненты) проявляется и развивается в определенных действиях, которые можно назвать развивающими [3, с. 172]. И.П. Иванов сформулировал принципы формирования, развития и саморазвития личностных качеств (компетенций) студентов: целенаправленное развитие воспитательных отношений товарищества (в единстве отношений товарищеского творческого обучения

и творческого содружества преподавателей и студентов) и преодоление пережитков воспитательных отношений чрезмерной опеки и «свободного воспитания» [3, с. 172].

Им были выделены этапы этого процесса:

• передача (открытая и незаметная, прямая и опосредованная) преподавателями накопленного опыта;

• овладение этим опытом студентами;

• создание ими вместе с преподавателями и под их руководством нового опыта, например активности и самостоятельности в учебной работе и в общественной жизни;

• соединение этого опыта с прежним;

• обмен соединенным опытом, накопление традиций активности и самостоятельности, преодоление пассивности и несамостоятельности в разных видах учебно-воспитательной работы [Там же. С. 165].

Однако реализация этого алгоритма в условиях традиционной педагогики чрезмерной опеки (только заботы воспитателей о воспитанниках), по мнению И.П. Иванова, приводит к несоответствию результатов целям воспитания [Там же].

Необходимо изменение организации образовательного процесса в высшей школе. Построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода предполагает:

• постановку образовательных целей в контексте развития у студента способности самостоятельно решать проблемы в сфере профессиональной деятельности;

• отбор содержания профессиональной подготовки в образовательном процессе, который опирается на целостное представление о совокупности учебно-профессиональных задач;

• организацию образовательного процесса, которая направлена на создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем профессиональной деятельности;

• оценку достигнутых результатов, которая предполагает альтернативу проверке нормированных содержательных единиц — оценку компетентности студента [4, с. 10].

Следовательно, одной из задач, стоящих перед педагогами, является разработка механизмов диагностирования уровня сформиро-

ванности общекультурных компетенций и мониторинга их развития в процессе обучения.

В обобщенном понимании результаты обучения рассматриваются как изменения, преобразования субъектов, достигнутые в педагогическом процессе [5, с. 70]. Результаты педагогического процесса как взаимодействия субъектов могут быть проанализированы с разных позиций и определены как субъективные и объективные. Последние доступны для фиксации (диагностирования) и очевидны для окружающих. Наиболее сложными для фиксации являются преобразования внутреннего мира человека [Там же. С. 71], модели его поведения, т. е. изменения, связанные с развитием общекультурных компетенций. Все это делает проведение исследований в области измерения (оценки) результатов обучения по формированию общекультурных компетенций актуальными.

Целью нашего исследования стала разработка критериев оценки и методик диагностирования уровня сформированности компетентности в умении устанавливать взаимодействие с другими субъектами своей профессиональной деятельности у студентов технического вуза.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ современных подходов к оценке результатов педагогического процесса.

2. Подбор и разработка диагностических методик по определению основных моделей поведения студента в группе, самооценки его умения взаимодействовать с другими субъектами учебного процесса.

3. Разработка профессиональных задач для фиксации роста компетентности студентов, учитывающих заданные условия деятельности, специфику инструментов, особенности взаимодействия с партнерами.

Для того чтобы диагностические методики и задачи, предназначенные для оценки компетенции, были валидными, надежными и объективными, они должны быть:

• составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;

• сформулированы на языке, доступном пониманию обучающегося, претендующего на обладание данной компетентностью;

• избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;

• многоуровневыми, т. е. предполагающими оценку общего подхода к решению, выбор необходимой стратегии, квалификацию в использовании конкретного гносеологического и поведенческого инструментария;

• «модульными», т. е. предусматривающими возможность, сохраняя общий контекст задачи, менять некоторые из ее условий [1, с. 33].

Для оценки уровня сформированности компетентности нами были предложены следующие критерии: наличие определенных качеств личности, необходимых для реализации данного умения; успешность процесса и результатов профессиональной деятельности (реальной или смоделированной); принятие будущим специалистом целей, задач и ценностей, которые задаются профессиональной ролью.

Применительно к умению устанавливать взаимодействие с другими субъектами своей профессиональной деятельности эти критерии могут быть сформулированы следующим образом:

• будущий специалист должен обладать коммуникативными навыками, выбирать модели поведения, способствующие его эффективному взаимодействию с учебной группой;

• решать задачи по определению эффективных механизмов деятельности в предложенных ситуациях общения;

• иметь ценностно-целевые установки, направленные на уважение, принятие личности другого человека, желание вступать в кооперацию с коллегами, участвовать в работе коллектива.

Для оценки результатов формирования данной компетентности использовались следующие методики:

• методика «^-сортировка», разработанная В. Стефансоном и направленная на определение основных тенденций поведения человека в учебной группе;

• оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского);

• тест оценки коммуникативных умений;

• диагностическая анкета;

• разработанный пакет профессиональных задач для оценки умения взаимодействовать с другими субъектами профессиональной деятельности;

• тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева.

Таким образом, на современном этапе требуется трансформация всех компонентов системы обучения в высшей школе. Принципы компе-тентностного подхода должны реализовываться не только в использовании интерактивных технологий и форм обучения, но и при рассмотрении результатов этого обучения. Поэтому задача разработки конкретных методик диагностики уровня развития общекультурных компетнций и апробация их в учебном процессе технического вуза является одной из приоритетных в современной дидактике высшей школы. И здесь принципы творческого содружества, социальной активности, демократизации, воспитательной заботы, «разумной опеки», предложенные И.П. Ивановым, очень актуальны.

список литературы

1. Козырев В.А., Радионова Н.Ф. Компетентно-стный подход в педагогическом образовании: мо-ногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

2. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Нар. образование, 2001.

3. Иванов И.П. Пути воспитания и самовоспитания студентов — будущих педагогов // Собр. педагог. тр. В 2 т. Т. 2. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013.

4. Бордовский Г.А. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

5. Тряпицина А.П. Педагогика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2013.

E.B. Gulk

using the principles of pedagogy collective creative life when assessing the level of formation of intercultural competence of students of a technical university

GULK Elena B. — St. Petersburg State Polytechnical University.

Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia

e-mail: [email protected]

Abstract

The article considers the principles of Pedagogy of collective creative life, proposed I.P. Ivanov in the educational process of a modern University. The research is dedicated to the development of evaluation criteria and methods of diagnosing the level of intercultural competence of students, in particular, the ability to establish the interaction with other actors in their professional activities. Proposed a package of methodologies for monitoring the development of these competencies.

Keywords

PEDAGOGY OF COLLECTIVE CREATIVE LIFE; INTERCULTURAL COMPETENCE; COMPETENT; THE RESULT OF THE PEDAGOGICAL PROCESS; ASSESSMENT OF THE LEVEL OF COMPETENCE.

references

1. Kozyrev VA., Radionova N.F. Kompetentnostnyy podkhod v pedagogicheskom obrazovanii. St. Petersburg, RGPU im. A.I. Gertsena Publ., 2004. (In Russ.)

2. Dyachenko V.K. Novaya didaktika. Moscow, Narodnoye obrazovaniye Publ., 2001. (In Russ.)

3. Ivanov I.P. Puti vospitaniya i samovospitaniya studentov — budushchikh pedagogov. Sobraniye pedago-gicheskikh trudov. In 2 vol. Of vol. 2. St. Petersburg, Polytechn. Univ. Publ., 2013. (In Russ.)

4. Bordovskiy G.A. Razrabotka programm podgotovki professorsko-prepodavatelskogo sostava kproyektirovaniyu obrazovatelnogo protsessa v kontekste kompetentnostno-go podkhoda. St. Petersburg, RGPU im. A.I. Gertsena Publ., 2010. (In Russ.)

5. Tryapitsina A.P. Pedagogika. St. Petersburg, Piter Publ., 2013. (In Russ.)

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.