УДК 332.133.6:005.591.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
МЕНЕДЖЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
С.С. Бахтина
Предложена концептуальная модель применения принципов компетентност-ного менеджмента в управлении инновационным развитием региональных экономических систем в условиях принципиально новой индустриализации, основанной на смещении ее центра из сферы производства в сферу НИОКР. Предлагаемая модель позволит осуществлять мониторинг уровня компетентности вовлекаемых субъектов инновационного процесса при отборе, мотивации, прогнозировании результативности, а также при оценке эффективности их деятельности на всех уровнях с целью снижения рисков, развития качественных кооперационных и международных связей и повышения эффективности инноваций, создаваемых или осваиваемых в регионе.
Ключевые слова: инновационное развитие региона, компетентностный менеджмент.
Россия пока отстаёт от развитых стран по уровню внедрения инноваций, хотя за последнее время в стране удалось выстроить достаточно сложную систему их поддержки. Фактически в России созданы практически все возможные институты поддержки и развития инновационной деятельности, успешно действующие в мировой практике. Так, отечественная инновационная система представлена множеством различных участников инновационного процесса, среди которых:
- государственные институты развития (12);
- инновационные территориальные кластеры (24);
- компании, реализующие проектно-изыскательные работы (60);
- технологические платформы (37).
Кроме того, сформирована обширная инновационная инфраструктура, как на уровне отдельных регионов, так и на уровне всей страны (табл.1).
Таблица 1
Объекты инновационной инфраструктуры Российской Федерации
Объекты инновационной инфраструктуры России Количество
в России в Орловской области
1 2 3
1. Гарантийный фонд (фонд поручительств) 8 -
2. Другие объекты финансовой инфраструктуры 7 -
3. Бизнес-инкубатор 194 1
4. Другие объекты производственно-технологической инфраструктуры 10 -
5. Инжиниринговые центры 22 -
Окончание табл.1
1 2 3
6. Сертификационный центр 16 -
7. Технопарк, научный парк, академпарк 174 1
8. Центры коллективного пользования 71 -
9. Другие объекты информационной и экспертно-консалтинговой инфраструктуры 29 -
10. Консалтинговые организации 2 -
11. Научно-образовательные центры 3 -
12. Центры субконтрактации 2 1
13. Центры кластерного развития 11 -
14. Центры научно-технической информации 14 -
15. Центры поддержки малого и среднего предпринимательства 15 -
16. Центры трансфера технологий 112 -
17. Наукоград 14 -
18. ОЭЗ 18 -
19. Информационные центры 1 -
20. Фонды (центры) поддержки малого и среднего предпринимательства 3 -
Однако результативность работы созданной инновационной системы (табл.1) пока остается низкой, потому что доля России на мировом рынке высоких технологий по-прежнему не очень значительна. Доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8-9%, в то время как в странах-лидерах - около 15%. Результаты российских инноваций всё ещё обладают низкой конкурентоспособностью: доля России в общем мировом экспорте высокотехнологичных товаров составляет 0,4%, несмотря на позитивную динамику (в 2010 году этот показатель составлял 0,21%). При этом в итоговом Глобальном инновационном рейтинге-2016 Россия заняла 43 место, улучшив позиции на 5 строк относительно 2015 года.
Как показывают результаты анализа инновационной активности региональных экономических систем за последние несколько лет, регионы России характеризуются неравномерностью развития различных аспектов инновационных процессов и влияющих на них факторов [1]. Формула успеха быстрорастущих регионов - акцент на стимулирование инновационной деятельности и повышение качества инновационной политики [1]. Однако как представлено в докладе ОЭСР «Инновационный императив -вклад в производительность, рост и благосостояние» [2], перечень политических мер для развития инноваций продолжителен и выходит за рамки политических мер в области исследований и технологий (рис.1).
На первом месте среди основных компонентов качественной инновационной политики выделяется наличие квалифицированных кадров, способных разрабатывать новые идеи и технологии и выводить их на рынок. Человеческий капитал имеет фундаментальное значение для обеспе-
чения экономического роста и инноваций, поскольку опытные люди создают и используют знания. Роль человеческого капитала в инновационном развитии определяется следующими положениями:
- высококвалифицированный персонал стимулирует внедрение инноваций посредством генерирования новых знаний, принятия и адаптации существующих технологий и идей, а также развития способности адаптироваться к изменениям и изучать новые вещи;
- группы высококвалифицированных людей могут стимулировать инвестиции в такие факторы, как капитальное оборудование, которые вносят вклад в инновационный процесс;
- группы высококвалифицированных людей также могут генерировать создание «внешних эффектов», таких как повышение уровня накопления человеческого капитала [3].
Рис.1. Четыре составляющие качественной инновационной политики
согласно доклада ОЭСР
На наш взгляд, компонент первой составляющей качественной инновационной политики - наличие квалифицированных кадров - должен быть принципиально расширен. Речь должна идти не просто о наличии квалифицированных кадров, а о формировании необходимой компетентности всех участников инновационного процесса. Принципиальным при этом является оценка и учет как компетентности отдельного специалиста и организации-участника инновационной системы, так и компетентности пользователей инноваций при отборе, мотивации и прогнозировании результативности деятельности соответствующих субъектов инновационного процесса.
В этой связи представляется возможным применение основных положений и принципов компетентностного менеджмента при управлении
инновационным развитием региональных экономических систем на всех этапах разработки и реализации инновационного процесса. Необходимость использования компетентностного подхода обусловлена и современными условиями формирования экономики, основанной на знаниях. Эволюционный анализ моделей управления инновационными процессами позволяет сделать вывод, что с развитием технологии и экономики неуклонно увеличивается разнообразие вовлекаемых в инновационные процессы субъектов и объемы знаний. Это в свою очередь обуславливает необходимость постоянного мониторинга уровня компетентности вовлекаемых субъектов инновационного процесса с целью снижения рисков, развития качественных кооперационных и международных связей и повышения эффективности и результативности инноваций, создаваемых или осваиваемых в регионе.
Впервые проблема исследования компетенций возникла в конце 60-х годов ХХ века в США, когда сложилось представление о том, что неудовлетворительная профессиональная деятельность специалистов в различных областях экономики связана с некомпетентностью их преподавателей [4]. В настоящее время принципы компетентностного менеджмента получили свое распространение преимущественно в сфере образования и в управлении персоналом. Однако некоторые правительства начинают внедрять компетенции, ориентированные на разработку инновационных решений, в системы управления эффективностью. Проведенный анализ показал, что до сих пор при оценке эффективности и результативности деятельности ни одного объекта инновационной инфраструктуры, ни одной территории в России не применялся подход оценки компетентности участников инновационных процессов, как действующих, так и вновь создаваемых. Так, например, при ежегодной оценке уровня инновационного развития региона среди основных субиндексов [1], характеризующих «качество» участников инновационной системы, используются только:
- образовательный потенциал населения;
- кадры науки;
- инновационная активность организаций.
При этом, в частности, в отличие от общественного сектора НИОКР инновационная активность предприятий не может быть активизирована «по указанию». Для этого требуется нечто большее, чем финансирование, а именно: наличие базовых условий для создания инноваций, их позиционирование и продвижение, расширение горизонтов стратегического планирования, вовлечённость субъектов национальной инновационной системы в международные сети, и, безусловно, обладание соответствующей компетентностью.
Также при отборе участников для реализации совместных проектов в инновационной сфере на всех уровнях (федеральном, региональном, корпоративном) применяются критерии, скорее характеризующие имеющиеся условия и потенциальные возможности партнера, а не наличие у него необходимого уровня компетентности в определенной сфере.
В этой связи в табл.2 представлена предлагаемая концепция компе-тентностного подхода к управлению инновационным развитием региональных экономических систем.
Таблица 2
Концепция компетентностного подхода к управлению инновационным развитием региональных экономических систем
Элемент концепции Содержание
1. Цели Повышение эффективности управления инновационной деятельностью в регионе на основе внедрения принципов компетентностного менеджмента в условиях принципиально новой индустриализации, основанной на смещении ее центра из сферы производства в сферу НИОКР
2. Задачи - развитие навыков, необходимых для среды, богатой технологиями. Помимо предметно-специального опыта, сюда относятся творческие способности, критическое мышление, предприимчивость и информационное взаимодействие; - создание среды, позволяющей людям выбирать и приобретать соответствующие навыки и поддерживающей оптимальное использование этих навыков на работе; - решение вопросов, связанных с несоответствиями компетенций, представляющих собой препятствие для роста инновационных фирм; - облегчение развития связей и сетей среди исследователей и новаторов из разных стран.
3. Сферы применения При отборе, мотивации и прогнозировании результативности деятельности, а также при оценке эффективности деятельности соответствующих субъектов инновационного процесса на всех уровнях.
4. Принципы 1. Принцип соответствия требованиям рынка - ориентация на важнейшие общественные потребности при оценке уровня компетентности с учетом федерального перечня приоритетных направлений исследований и критических технологий. 2. Принцип мотивации - создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний по результатам оценки уровня компетентности субъектов инновационной деятельности. 3. Принцип интегративности - тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки, как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации на компетентностной основе. 4. Принцип открытости - обеспечение эффективности, прозрачности и простоты участия специалистов с высоким уровнем компетентности в любых инновационных проектах соответствующей отрасли. 5. Принцип стандартизации - ориентация при оценке компетентности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты.
Применение концепции разумной специализации при управлении инновационным развитием территории
1. Формирование четких приоритетов отраслевой специализации региона
2. Учет региональной специфики ближайших регионов
3. Создание условий для развития выбранных отраслей
Колтетентностный подход при оценке: технологической, научной и экономической спеииализаиии региона.
Анализ ресурсов, компетенций и технологий в других регионах.
Стимулирование инноваций в регионе и активизации структурных изменений с учет ом уровня компетентност и участ н иков
Г
Высокий уровень компетентност и руководителя и участников Проектного офиса
Бизнес,
/
Мвждународн ое сотрудничество по преодолению глобальных вызовов, построенное на принципах компетентностного мен еджмен та
Технологии еская колтет ентностъ:
интерес к исследоват ельско й деятельности — ориентация на результат
Инновации, инициируемые п ользователем
N
J
Население — пользователи знаний и технологий
-zCFz
Передовые методы обучения, I ориентированные на развитие I | компетенций для инновационной \
t ^лнлш/п; I
;;
Развитие компетенций, необходимых для среды, богатой технологиями
| Технологии экономики знаний, позволяющие, с одной стороны, управлять индивидуа1ънылш компетенциями каждого человека, с дру гой-У использовать все возможности коллективной работы в глобальной сети
Рис.2. Модель использования принципов компетентностного менеджмента в управлении инновационным развитием региональных экономических систем
Компетентностный подход ориентирован на сближение науки и практики. Компетентностная модель должна использоваться при реализации нескольких функций: отбора, оценки, стимулирования и развития участников регионального инновационного процесса. Но одна из важнейших ее задач - прогнозировать эффективность деятельности потенциальных партнеров и исполнителей. Однако действующая модель реализации компетентностного подхода в образовании, например, сводится в основном к оценке соответствия выпускников модели компетенции. Кроме того, существенной проблемой, препятствующей становлению взаимодействия предприятий, является «информационный вакуум»: компании практически не имеют информации о потенциальных (производственных, сбытовых, инновационных) возможностях и потребностях заинтересованных фирм. В результате возникает парадоксальная ситуация: даже будучи заинтересованными в сотрудничестве, организации продолжают работать изолированно друг от друга [5]. То есть отсутствует отрытая информация о тех компетенциях потенциальных партнеров, которые могут быть использованы при реализации совместных проектов в инновационной сфере.
В этой связи, на наш взгляд, важным является не просто мониторинг соответствия разработанной модели компетенций, а ориентация на результат и подбор механизма мотивации в соответствии с компетентностью субъектов инновационного процесса.
На рис.2 представлена систематизированная модель использования принципов компетентностного менеджмента в управлении инновационным развитием региональных экономических систем.
Особую важность в условиях принципиально новой индустриализации, основанной на смещение ее центра из сферы производства в сферу НИОКР, имеет понятие технологической компетентности. Определено, что помимо ключевых исследовательских компетенций, исследователи должны обладать навыками, которые применяются в различных рабочих ситуациях: коммуникационные, деловые и управленческие навыки. Помимо конкретных компетенций, высшее образование должно также развивать у студентов творческое, критическое мышление и навыки общения, необходимые для формирования экономики, основанной на знаниях. Таким образом, ключевую роль в реализации компетентностного подхода к управлению инновационным развитием региона должен выполнять ведущий региональный университет.
За счет фокусирования на уникальных компетенциях и ресурсах региона, а также учета различных траекторий его развития политика разумной специализации приведет к появлению новых точек роста и усилит курс на стабильное развитие национальной экономики. Использование принципов компетентностного менеджмента в управлении инновационным развитием региональных экономических систем позволит обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, интеграцию
исследовательских и образовательных процессов, повышение требований к качеству работ; расширение международного сотрудничества, расширение научной конкуренции и исключение дублирования работ. Компетентност-ный подход позволит также обеспечить контроль за преференциями отдельным компаниям, которые оказывают существенное искажающее влияние на состояние конкурентной среды и могут ограничить мотивации компаний к реализации инновационной стратегии развития.
Список литературы
1. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 3. / под ред. Л.М. Гохберга. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015. 248 с.
2. OECD (2015), The Innovation Imperative: Contributing to Productivity, Growth and Well-Being, OECD Publishing, Paris. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264239814-en
3. Инновационная стратегия ОЭСР. Готовимся к новым достижениям. ОЭСР, 2010.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Пер. с анг. М.: Когито-Центр, 2002.
5. Измалкова С.А. Развитие эффективных механизмов взаимодействия промышленности, науки и образования в инновационной среде / С.А. Измалкова. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 1-1. С. 716-723.
Бахтина Светлана Сергеевна, канд. экон. наук, доц., ESSvetic@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
USE PRINCIPLES OF COMPETENCE MENEDZHENTA THE MANAGEMENT
OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS
S.S. Bakhtin
A conceptual model of the application of the competency management principles in the management of innovative development of regional economic systems in a fundamentally new industrialization, based on the displacement of its center of production of the sphere to the sphere of research and development. The proposed model will allow for the level of competence monitoring involved subjects of the innovation process in the selection, motivation, performance forecasting, as well as to assess the effectiveness of their activities at all levels to reduce the risk of development of high-quality cooperation and international relations and increase the efficiency of innovation, created and mastered in the region .
Keywords: innovative development of the region, competence management.
Bakhtin Svetlana Sergeevna, candidate. econ. sciences, Associate Professor, ESSvet-ic@yandex.ru, Russia, eagle, Orel State University of name I.S. Turgenev