Научная статья на тему 'Использование приемов методики Монтессори в условиях инклюзивного обучения детей с расстройствами аутичекого спектра на начальном этапе изучения английского языка'

Использование приемов методики Монтессори в условиях инклюзивного обучения детей с расстройствами аутичекого спектра на начальном этапе изучения английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА(РАС) / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / МЕТОД МОНТЕССОРИ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОВОСПРИЯТИЕ / CHILD ON AUTISM SPECTRUM DISORDER (ASD) / INCLUSIVE EDUCATION / PEDAGOGICAL TECHNIQUES / MONTESSORI METHOD / SELF-EDUCATION / SELF-DEVELOPMENT / SELF-CONTROL / SELF-REGULATION / SUBJECT-PRACTICAL ACTIVITY / MENTALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пархоменко Мария Михайловна

Каждому от природы дано быть умным и успешным человеком. Современные федеральные и региональные законы об образовании на государственном уровне закрепляют данные требования современного общества к образовательной системе Российской Федерации. В данной статье рассматривается работа с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС) на начальном этапе изучения иностранного языка с частичным применением метода Монтессори, основанном на наблюдении за ребенком в естественных условиях. Приведены примеры использования данной методики при обучении первичным языковым коммуникациям иностранного языка у детей с РАС. Создание условий коррекционной работы обеспечивает успешность познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пархоменко Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MONTESSORI TECHNIQUES IN INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS AT THE INITIAL STAGE OF LEARNING ENGLISH

Everyone by nature is given to be a smart and successful person. Modern Federal and Regional laws on education fix these requirements of modern society to the educational system at the state level in Russian Federation. This article discusses the work with children on autism spectrum disorders (ASD) at the initial stage of learning a foreign language with partial application of the Montessori Method, based on the observation of the child in natural conditions. Examples of this technique in teaching primary language communications of a foreign language to children on ASD are given. The creation of conditions for correctional work ensures the success of cognitive and subject-practical activities of students on ASD.

Текст научной работы на тему «Использование приемов методики Монтессори в условиях инклюзивного обучения детей с расстройствами аутичекого спектра на начальном этапе изучения английского языка»

стратегиями. Кроме того, в процесс обучения обязательно включаются ситуации связанные с их будущей профессиональной деятельностью (изучается деятельность тур операторов, тур агентов и составляются диалоги, в которых используется данная информация; студенты учатся правильно общаться с гостями отеля на иностранном языке). Изучаются следующие темы: «Careers in Tourism», «Destinations», «Hotel facilities», «Tour operators», «Dealing with guests», «Travel agencies», «Hotel reservations», «Seeing the sights», «Getting around», «Eating out», «Traditions», «Special interest tours»;

- принцип образовательной рефлексии - студент осознаёт план преодоления лексических трудностей путём словообразовательной деятельности. В результате он добивается не только понимания текста по специальности, но и способов достижения этого понимания.

Выводы. Основным достоинством данной методики формирования ключевых компетенций на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в спортивном ВУЗе является создание дополнительных мотивационных стимулов, обеспечивающих повышенную заинтересованность студентов. Хотя интерес студентов к изучению иностранного языка часто обусловлен нетрадиционной формой представления информации и насыщенностью разнообразными средствами воздействия на восприятие (использование IT, SMART - доски, образовательной программы Sonako, интересные учебники и карточки). Инновационная оснащенность Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма позволяет его постоянно поддерживать на достаточно высоком уровне. Например, дают возможность проводить видеовстречи со студентами и преподавателями других Вузов и стран (университет Хаджеттен, Анкара, Турция; университет Центрального Ланкашира, Великобритания).

Обучение иностранному языку делится на следующие разделы: General English, Professional English и Business English. Именно это деление позволяет гармонично формировать все ключевые компетенции специалиста по туризму, сервису и гостиничному делу.

Однако, при обучении иностранному языку в спортивном ВУЗе на факультете туризма и сервиса часто нарушается принцип доступности. Необходимо учитывать ограниченные возможности восприятия и запоминания, особенно на фоне больших учебных нагрузок (в среднем 4 пары в день).

Сегодня требуются качественные изменения в системе подготовки специалистов в сфере туризма, сервиса и гостиничного дела. Она должна включать не только профессиональную компетентность (профессиональные знания и умения), но и коммуникативную компетентность, межкультурную, лингвистическую, регулятивную. Так как именно это позволит им общаться письменно и устно с носителями конкретного языка.

Литература:

1. Березина Н.В. Лингафон, компьютер, аудио- и видеоаппаратура на уроках английского языка в начальной школе. // Начальная школа. - 2013. - № 4. - с. 53-57.

2. Гарипова А.Н., Айтуганова Ж.И., Павицкая З.И. Современные проблемы формирования профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка спортивного вуза // Наука и спорт: современные тенденции. Научно-теоретический журнал. - Казань: 2018. - № 4 (Том 21), с. 145-152.

3. Шафикова А.В., Теганюк В.В. Коммуникативный подход к обучению «иностранному языку второму» (французскому) будущих специалистов индустрии гостеприимства // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 59. - Часть 4. - С. 365 - 368.

Педагогика

УДК 37.013

учитель английского языка Пархоменко Мария Михайловна

МБОУ Гимназия 1 (г.о. Краснознаменска)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕКОГО СПЕКТРА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Каждому от природы дано быть умным и успешным человеком. Современные федеральные и региональные законы об образовании на государственном уровне закрепляют данные требования современного общества к образовательной системе Российской Федерации. В данной статье рассматривается работа с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС) на начальном этапе изучения иностранного языка с частичным применением метода Монтессори, основанном на наблюдении за ребенком в естественных условиях. Приведены примеры использования данной методики при обучении первичным языковым коммуникациям иностранного языка у детей с РАС. Создание условий коррекционной работы обеспечивает успешность познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с РАС.

Ключевые слова: ребенок с расстройством аутического спектра(РАС), инклюзивное образование, педагогические методики, метод Монтессори, самовоспитание, саморазвитие, самоконтроль, саморегуляция, предметно-практическая деятельность, мировосприятие.

Annotation. Everyone by nature is given to be a smart and successful person. Modern Federal and Regional laws on education fix these requirements of modern society to the educational system at the state level in Russian Federation. This article discusses the work with children on autism spectrum disorders (ASD) at the initial stage of learning a foreign language with partial application of the Montessori Method, based on the observation of the child in natural conditions. Examples of this technique in teaching primary language communications of a foreign language to children on ASD are given. The creation of conditions for correctional work ensures the success of cognitive and subject-practical activities of students on ASD.

Keywords: child on autism spectrum disorder (ASD), inclusive education, pedagogical techniques, Montessori Method, self-education, self-development, self-control, self-regulation, subject-practical activity, mentality.

Введение. Каждому ребенку природа дает возможность быть сообразительным и успешным человеком. Задача взрослых - помогать ребенку осознать и реализовать свои возможности, научить маленького человека самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой каждый захочет и сможет

проявить свои индивидуальные способности, каждому будет дано развиваться и обучаться в собственном ритме. Такая точка зрения как нельзя точно описывает современную образовательную инклюзивную среду. Современные федеральные и региональные законы об образовании на государственном уровне закрепляют данные требования современного общества к образовательной системе Российской Федерации.

Самовоспитание и саморазвитие ребенка является уникальной системой. Особое внимание в ней уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств восприятия окружающего мира (зрения, слуха и т.д.) и моторики. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается тем, что ему интересно. В этой системе развития нет единых требований и программ обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт, наоборот, предполагает, что во время пребывания в образовательной организации ребенок овладеет универсальными учебными действиями и приобретет компетенции, необходимые для успешного существования в современном обществе. В результате, задача современного учителя: создать такие комфортные условия для каждого из своих учеников, с учетом его личных физических, психических и моральных потребностей, чтобы тот почувствовал свою значимость в обществе и смог применить полученные компетенции в различных жизненных ситуациях. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное. В современной инклюзивной школе можно в одном классе встретить детей с различными уровнями и особенностями развития.

Изложение основного материала статьи. В данной статье хотелось бы рассмотреть работу с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС) с частичным применением метода Монтессори на начальном этапе изучения иностранного языка.

В первую очередь, необходимо понять в чем заключаются особенности развития детей с РАС и выделить варианты проявления заболевания. Дети с РАС - это не нарушение, не задержка, а искажение развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом.

Легкие варианты (при синдроме Аспергера и «мягких» вариантах раннего детского аутизма) характеризуются явными трудностями коммуникации, неспособностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями. Такие дети, хоть и тяжело, но могут адаптироваться в дружественно настроенном коллективе инклюзивного класса.

Наиболее тяжелые варианты проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания чувств других людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями. Учитывая все это, целесообразным можно считать постепенный переход от домашнего (в привычной для ребенка обстановке), к индивидуальному (наедине с учителем в классе), затем частичное (работа в группах, посещение некоторых уроков) и, наконец, инклюзивное образование (работа со всеми в классе по индивидуальному плану).

Работа по диагностике РАС у детей проводится членами психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а не только педагогическими работниками. Вследствие заключения ПМПК, исходя из современных педагогических методик, учитель должен подобрать наиболее подходящую в рамках инклюзивного образования с учетом особенностей учащихся и рекомендаций психологов и медиков. При попадании в школу, дети с РАС зачастую могут испытывать эмоциональный дискомфорт, тяжелый психологический стресс от нового учителя, большого количества незнакомых мест, людей и обилия информации, которую они «должны усвоить». В противном случае полученный эмоциональный стресс может усугубить течение РАС, а в тяжёлых случаях- привести к деградации.

В таких случаях, на начальном этапе изучения английского языка может быть применим метод Монтессори, основанный на наблюдении за ребенком в естественных, привычных ему условиях и принятии таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому». В Монтессори - материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок имеет возможность выявить свои ошибки самостоятельно, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Ребенок самостоятельно выбирает зону и конкретный материал, с которым хочет работать в данный момент. В условиях обучения на начальном этапе, ребенок с РАС предпочитает работать один, за отдельным столом, или в изолированной от окружающего шума комнате. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. Требовать «уложиться в срок», отложить заинтересовавший материал и приступить к другому, нужно в крайне доброжелательной и позитивной форме, чтобы избежать вспышек неадекватной реакции на неуспех. В случае категоричного отказа ребенка, оставить его наедине с заинтересовавшим заданием, приведя остальным учащимся в классе объективное объяснение, почему так поступает учитель.

На начальном этапе изучения иностранного языка в школе необходимо обучить азам произношения и чтения, а также сопоставления значения слов на иностранном языке со значением на родном. Задача Монтессори - учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори - учителя. Учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо. Если сегодня по какой-то причине ребенок не хочет заниматься запоминанием слов (наглядные карточки или мини-модели предметов), а его заинтересовали объёмные модели букв английского алфавита, не препятствуйте его интересам. Возможно, пресытившись буквами, ребенок вернется к рассматриванию вышеуказанных предметов, а задача учителя несколько раз негромко произнести названия этих предметов на русском и английском, таким образом используя особенности восприятия информации детей с РАС в образовательных целях.

Постановка фонетических звуков английского языка- непростая, но необходимая задача. Дети с РАС при лицевом контакте чаще всего концентрируются не на глазах оппонента, а на нижней части лица. В таком случае, педагог может воспользоваться логопедическим зеркалом, чтобы ребенок мог сопоставить правильность артикуляционных повторений за учителем. Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить

свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, то реакция ребенка на нее может выражаться крайне негативно. В таком случае, задача педагога «сгладить» негативное впечатление и убедить наглядно, что ничего страшного не произошло, и нарушенный порядок восстанавливается. Задача взрослого: не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. Ведь ребенок попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни.

Но стоит помнить, что Монтессори - педагогика, особенно хорошо развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание «творческому» правому полушарию, которое, в отличие от левого, позволяет осознать целостную картину мира. Монтессори - материалы способствуют «поляризации внимания», направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности. В случае с обучением детей с РАС, развитие когнитивных способностей усложняется в несколько раз.

В книгах Монтессори отмечено, что вышеперечисленные правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Именно этот нюанс методики привлекает при работе с детьми с РАС. В первую очередь, маленький человек учится использовать окружающие предметы в личных целях, анализирует их свойства и свои действия. Для ребенка с РАС концентрация на неодушевленном предмете или действие с ним менее эмоционально, чем общение с другими детьми.

В последствии, когда первичные навыки и знания ребенком проработаны, проанализированы, закреплены и доведены до автоматизма, можно «подключать» работу в паре, команде или коллективе. Таким образом избегая стресса нахождения в незнакомом коллективе, адекватного восприятия чужих эмоций и проявления своих собственных в привычной для окружающих форме. Можно сказать, что предметные навыки, получаемые детьми с РАС являются базовой, а межличностные отношения- высшей.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что правильно организованная работа позволяет формировать у обучающихся с РАС здоровые стереотипы, облегчающие взаимодействие педагога с ребёнком и способствующие оптимизации процесса достижения планируемых результатов адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Создание условий коррекционной работы, а именно, рационально подобранная мебель, оптимальное её расположение, оптимальное расположение педагога и ребёнка по отношению друг к другу, четко продуманная схема действий, соблюдение ритма занятия, чередование выполнения заданий с развлечениями, доступность заданий, вербальная составляющая занятия, использование наглядных средств обучения, доверительная атмосфера, положительный эмоциональный настрой педагога, эмоциональная поддержка ребёнка, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, обеспечивает успешность познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с расстройствами аутического спектра. Изучение иностранного языка-непростая, но необходимая задача в наше время. Задача учителя- на начальном этапе изучения этого предмета- создать положительную реакцию на предмет, продуктивную динамику и гибкую личностно-ориентированную систему получения знаний для каждого участника инклюзивного пространства в классе.

Литература:

1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М. Теревинф, 2006

2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение 2 / Дефектология. - 1988. - С. 10-15.

3. Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / Психология аномального развития ребенка, ред. Лебединский В.В., Бардышевская М.К. - М.: ЧеРо. - 2002. - С. 486-492.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд. моск. ун-та, 1985. - 167 с.

5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.

6. Монтессори М. Дети - другие. - М. 2004.

7. Монтессори М. Разум ребенка. Москва. 1997. - 176 с.

8. Никольская О.С. Особенности психического развития детей с аутизмом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах №18 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/osobennosti-psihicheskogo-razvitija-detej-s-146

9. Сумнительный К.Е. В поисках человечности. // Дельфис №4, 2005.

10. Сумнительный К.Е. Проблемы и пути адаптации педагогической системы М. Монтессори на фоне интеграции России постперестроечного периода в европейское пространство// Известия Волгоградского государственного университета. 2006. №1

Педагогика

УДК: 372

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Сардана Филипповна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент группы ППДО-18 Мохначевская Татьяна Александровна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена психологическим аспектам обучения английскому языку детей дошкольного возраста. Авторы обосновали, что именно старший дошкольный возраст сензитивен к эффективному обучению английскому языку посредством игровой деятельности. Игровая деятельность выступает средой развития детей дошкольного возраста. Также использование мультимедийных технологий при обучении способствует эффективности усвоения детьми иностранного языка.

Ключевые слова: дошкольный возраст, игра, личностно-ориентированный подход, мультимедийные технологии, сензитивный период, речь.

Annоtation. The article is devoted to the psychological aspects of teaching English language to children of preschool age. The authors substantiated that it is the older preschool age that is sensitive to effective teaching of the English language through play activities. Play activity is an environment for the development of preschool children. Also, the use of multimedia technologies in learning contributes to the effectiveness of the acquisition of a foreign language by children.

Keywords: preschool age, game, student-centered approach, multimedia technologies, sensitive period, speech.

Введение. Дошкольный возраст - это период расцвета познавательного развития, формирование оценки и самооценки, развитие познавательной, волевой, эмоциональной саморегуляции. В дошкольном возрасте формируются основы будущей личности: формируется стабильная структура мотивов, зарождаются новейшие социальные потребности, потребность в признании ровесников, появляется новый тип мотивации, основа произвольного поведения [8].

Использование современных мультимедийных технологий при обучении детей английскому языку в старшей группе детского сада способствуют эффективному усвоению иностранной речи. Изучению особенностей обучения иностранному языку детей дошкольного возраста проявляли особое внимание Л.В. Артемова, Б.А. Бенедиктов, А.И. Богуш, Т.М. Воронина, И.В. Вронская, О.А. Дмитриева, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Н. Никитенко, и др [2].

Целесообразность использования мультимедийных технологий в формировании познавательных способностей старших дошкольников доказывают работы отечественных и зарубежных исследователей С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.

По мнению Протасовой Е.Н., примерно к 5 годам достаточно хорошо освоена система родного языка, и, как следствие, отношение к новому языку у ребенка уже сознательное. Современные реалии свидетельствуют, что раннее обучение иностранному языку способствует созданию возможности вызвать интерес к языковому и культурному многообразию и богатству мира, уважение к языкам и культуре других народов.

Согласно точки зрения Зимней И.А., иностранный язык, как и родной, обеспечивает социальные, интеллектуальные и личностные функции человека [5].

В период функциональных преобразований в дошкольной педагогике, введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), поиска путей действенного обучения детей, интерес экспертов и практиков обращено к игре, высочайшая сензитивность данного возрастного периода определяет огромные потенциальные возможности многопланового становления ребенка [7].

В трудах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Мухиной В.С. акцент поставлен на том, что при обучении детей дошкольного возраста необходимо опираться на особенности, качества и свойства, которые уже являются созревшими чертами личности ребенка [8].

Изложение основного материала статьи. Использование мультимедийных технологий в педагогическом процессе ДОУ - это одна из самых актуальных проблем современной отечественной дошкольной педагогики. Особенность внедрения компьютерных технологий в процесс обучения дошкольников в нашей стране состоит в том, что изначально компьютерные технологии используются в семье, дальше в дошкольном учреждении - как одно из условий коллективного воспитания [1].

Применение компьютерных технологий как способа становления и воспитания творческих возможностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы детей позволяют расширить возможности педагога, создают базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам [4].

Гохлернер М.М., Генрих В.Е. считают, что уровень развития лингвистических возможностей непосредственно зависит от уровня эрудиции и образованности человека, его единой культуры. Ушинский К.Д. утверждал, что «ребенок может научиться в несколько месяцев говорить на иностранном языке, потому что в это время у него сензитивный период». И, на самом деле, с учётом абсолютно всех исследований в сфере педагогики и лингвистики, можно выделить, то что обучения иностранному языку отодвигается к наиболее раннему возрасту, в сопоставлении с предыдущими поколениями. Это имеет и несколько положительных сторон, связанных как с психическими и возрастными особенностями раннего возраста, так и дальнейшим развитием ребёнка. По этой причине в дошкольных образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.