УДК 378.147
В. В . Катун ова
Ыспользование предварительного контроля в рамках, изучения курса. «Основы психогенетики» в вузе
3 данной статье приводится опыт использования предварительного контроля знаний в рамках преподавания дисциплины высшего профессионального образования и возможности применения его результатов
Ключевые слова: предварительный контроль, основы психогенетики, тестирование, высшее образование, контроль знаний
V. V. Katunova
yhe use oft pZefaminaZy contZoQ in the course "JundamentaQs oft psyckogenetic in high school
&x.peZience oft use oft pZeCiminaZy contZoC oft knowledge is given in this aZticCe within teaching oft discipline oft higher education and possibility oft application oft its ZesuCts
Keywords: pZeCiminaZy conttoC,psychogenetics bases, testing, the higher education, conttoC oft knowledge
роблема контроля знании, умений // и навыков учащихся является одной
(у из наиболее актуальных и ведущих
для педагогов и психологов в сфере образования. В ставших уже классическими работах Б.Г. Ананьева, С.И. Архангельского, Н.Г. Дайри, И. А. Зимней, Т.А. Ильиной, Г.И. Батуриной, И.И. Кулибабы, Н.Ф. Талызиной и других специалистов.
Качественная подготовка будущего специалиста в высшей школе невозможна без соблюдения принципов научно обоснованного, тщательно спланированного и рационально организованного контроля процесса и результатов учебно-познавательной деятельности студентов.
Переход высшей школы на новую модель обучения студентов, предполагающую практическую реализацию дидактической модели рейтинговой системы контроля знаний студентов вуза, определяет принципиальную важность объективного выявления уровня их знаний для изначального дифференцированного подхода к уровню сложности и интенсивности их обучения.
Контроль знаний является одним из наиболее важных элементов управления учебным процессом в системе высшего профессионального образования, способствующим повышению эффективности учебно-познавательной деятельности студентов. Контроль знаний студентов позволяет определить объем, уровень и качество усвоения учебного материала, выявить успехи в учении и пробелы в знаниях для кор-
ректировки в процессе обучения, совершенствования его содержания, используемых методов и средств [3], а также оказать необходимую педагогическую поддержку и добиться поставленных целей обучения.
Правильность организации контроля во многом влияет на эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста, создавая благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся, активизации их самостоятельной работы [2]; а также способствует воспитательным аспектам педагогического процесса.
Методы контроля знаний — это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижениях учебно-познавательной деятельности студентов, а также общей эффективности работы педагога [6]. Они призваны определить результативность учения и преподавания на всех этапах учебного процесса. Наиболее часто в учебном процессе используются текущий, промежуточный и итоговый контроль, основанием для выделения которых являются особенности дидактических задач на разных этапах обучения. Все эти виды контроля в определенной степени отражают логику и задачи учебного процесса [10].
Предварительный контроль, в отличие от этих форм, в высшей школе используется значительно реже, несмотря на то, что он служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Контроль, предваряющий усвоение нового опы-
та, позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала [10]. Предварительный контроль, как правило, имеет констатирующие и диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков студентов к началу обучения в рамках конкретной дисциплины. Помимо этого, контроль на начальном этапе обучения имеет и прогностическое значение. Полученные индивидуальные результаты студентов позволяют педагогу предположить возможный уровень педагогического воздействия на них и возможные результаты этого воздействия. Предварительный контроль позволяет преподавателю также выбирать наиболее эффективные методы и формы работы, а также адаптировать материал курса и учебный процесс к особенностям данного контингента студентов.
Профессиональная направленность контроля обуславливается целевой подготовкой специалиста, поэтому повышается мотивация познавательной деятельности студента, что положительно сказывается на его подготовке как будущего квалифицированного специалиста [9].
«Основы психогенетики» как учебная дисииплина входит в состав базовой части профессионального цикла высшего профессионального образования по направлению обучения 030300.62 «Психология». Специфика этой учебной дисциплины в структуре высшего профессионального образования такова, что для ее эффективного изучения студенту необходимо владеть определенными знаниями в области общей биологии и генетики. Этот уровень в системе школьного образования дается в рамках изучения курса общей биологии. Но к периоду изучения основ психогенетики в вузе студентами большая часть полученных знаний утрачивается, забывается. К тому необходимо учесть и тот факт, что успешность обучения в школе у всех нынешних студентов также была различна. Некоторые студенты психологических факультетов приходят в вузы получать уже второе или даже третье высшее образование, за плечами других
— педагогические или медицинские колледжи, училища. Соответственно, курс психогенетики ими может быть уже пройден ранее, но опять же с разной степенью успешности.
В силу достаточно высокой степени абстрактности своего понятийного аппарата, психогенетика является для многих студентов трудной дисциплиной. В процессе обучения психогенетике студентам с разным начальным уровнем знаний в области генетики и биологии в целом материал может казаться легким или же, напротив, очень сложным для изучения. Соответственно, и полученные по итогам курса оценки по сущности очень различаются, поскольку одни и те же знания в ходе изучения дисципли-
ны накладываются на различные системно-научные когнитивные базисы студентов. При этом индивидуальный педагогический подход к каждому студенту в процессе потокового обучения в вузе представляется достаточно сложным или же просто невозможным. Поэтому наиболее логичным выходом в такой ситуации нам представляется дифференциация группы (потока) по нескольким уровням предварительно полученных знаний в области генетики.
Знания в области генетики и общей биологии, имеющиеся у студентов на предварительном этапе изучения основ психогенетики, могут быть получены из различных источников:
1) школьный курс общей биологии. Включает в себя изучение таких разделов, как: молекулярная генетика; классическая генетика; основы геномики; основы генетики человека; эволюционная генетика; генетика популяций; основы селекции. В школьном курсе формируется общая понятийная среда изучения дисциплины, даются основные закономерности и научные достижения в области генетики.
2) общесоциалъная информационная среда. Получение специальных знаний в области генетики может быть связано со значительной распространенностью в современном обществе интереса к вопросам генетики человека, в том числе генетики пола, основ селекции, медицинской генетики. Этими житейскими знаниями могут обладать люди, которые в своем жизненном опыте сталкивались с генетическими отклонениями или заболеваниями, проявляли направленный интерес к отдельным вопросам данной науки в рамках становления материнства/отцовства, составления генеалогических деревьев, знакомства с научно-образовательными программами, в рамках животноводства, растениеводства, содержания домашних животных и т.д.
3) специальные учебные курсы или программы. Генетика в боле широкой и специализированной, по сравнению со школьной, форме часто изучается в колледжах, училищах и вузах педагогической, биологической, медицинской и спортивной направленности. В программы этих учебных заведений наряду с углубленным изучением «школьных» разделов генетики, геномики и эволюции могут включаться в различных вариантах и сочетаниях такие разделы генетики, как популяционная, молекулярная генетика, генная инженерия, медицинская и спортивная генетика, экологическая и физиологическая генетика, генетика развития, генетическая генеалогия, репродуктивная и психиатрическая генетика. На юридических факультетах и отделениях вузов в программу обучения обычно включаются судебно-медицинская и криминалистическая генетика.
Соответственно, уровень полученных знаний, степень погружения в специфику той или иной темы для всех студентов, подошедших к
изучению основ психогенетики, является различным. Проанализировав уровень знаний студентов на этапе, предваряющем изучение данного курса, преподаватель может организовать свою работу так, чтобы получить более качественные результаты обучения. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале цикла обучения, преподаватель может внести коррективы в тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой (потоком), намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся. По итогам предварительного контроля возможно объединение студентов по уровню знаний в однородные группы для дифференциации обучения, выбора соответствующей программы и темпов обучения. Таким образом, обучение в рамках одного студенческого потока (группы) становится более индивидуализированным, что соответственно ведет к более глубокому усвоению материала курса.
Таким образом, нашей основной задачей на первоначальном этапе дидактического процесса при изучении основ психогенетики является создание достаточно простой и в то же время в немалой степени объективной системы дифференциации студентов по уровню имеющихся предварительных знаний в области общей генетики.
Опыт разработки варианта предварительною контроля. Наиболее удобной формой проведения предварительного контроля, с нашей точки зрения, является тестовая проверка
— как наиболее быстрая и простая для подготовки и проведения при достаточно ограниченном по времени учебном процессе изучения дисциплины. Особенно это актуально при обучении по заочной форме, для больших по численности групп студентов. Тест является достаточно эффективных средством контроля знаний, умений и навыков и уровня развития студентов [1, 7]. Полученные на начальном этапе данные можно подвергнуть статистическому анализу и на этой основе дать качественную характеристику дальнейшей успеваемости студентов по данной дисциплине.
Предварительная проверка знаний может проводиться на первых занятиях в рамках курса (стартовый контроль), а также в начале изучения отдельных тем (актуализация знаний) — что применимо для студентов дневной формы обучения. В рамках обучения студентов по дисциплине «Основы психогенетики» в Нижегородском институте менеджмента и бизнеса (НИМБ) предварительный контроль выполняет важные диагностические и прогностические задачи.
Тест входного контроля обычно предъявляется студентам для прохождения на первом занятии курса — для очного отделения, и в начале общей вводной лекции — для студентов заочного отделения.
Для выявления начального объема и специфики знаний студентов в курсе психогенетики нами был разработан и применяется уровневый тест входного контроля.
Данный тест содержит 40 вопросов, соотнесенных по трем уровням сложности:
- 1 уровень включает 10 наиболее простых вопросов на выявление общих знаний, отражающих общую осведомленность студента по данному предмету.
Например, такие вопросы, как:
1.1. В организме человека генетическую информацию несут: 1) только половые клетки; 2) все клетки; 3) только неполовые клетки; 4) клетки мозга; 5) клетки нервной ткани.
1.2. Генеалогия — это метод исследования: 1) близнецов; 2) генетического кода человека; 3) семей; 4) эволюции человека; 5) установления отцовства /.материнства.
1.3. Человек обладает набором из ____ хромо-
сом: 1) 46; 2) 47; 3) 44; 4) 45; 5) 48.
1.4. Сочетание хромосом ХУ условно обозначает: 1) женский пол человека; 2)мужской пол человека; 3) генетическое заболевание; 4) мутацию; 5) весь набор генов человека.
Допускается, что вследствие «примитивности» вопросов ответы на них могут быть «угаданы» студентами. Успешное прохождение «легкого» уровня теста способствует созданию ситуации успеха и тем самым стимулирует мотивацию студентов.
- 2 'уровень включает 15 вопросов более высокой сложности — на выявление знаний школьного курса общей биологии и химии.
Например, вопросы:
2.1. РНК — это: 1) рибонуклеиновая кислота;
2) дизоксирибонуклеиновая кислота; 3) нуклеиновая кислота наряду с ДНК кодирующая часть информации; 4) белок; 5) продукт распада ДНК.
2.2. Гомологичными называются хромосомы: 1) половые; 2) аутосомные; 3) не образовавшие пары; 4) аномальные; 5) образующие пару.
2.3. Рецессивность — это: 1) участие только одного аллеля в определении фенотипических при -знаков у гетерозиготной особи; 2) отсутствие фенотипического проявления одного аллеля у гетерозиготной особи; 3) крайняя выраженность признака у всех представителей рода; 4) одна из форм наследственной передачи, при которой при -знак является подавляющим все остальные; 5) вид генетической патологии.
2.4. Точечные мутации, связанные с изменением нуклеотидной последовательности ДНК одного гена, называются: 1) генными; 2) геномными; 3) хромосомными; 4) генеративными; 5) соматическими; 6)эндогенными.
- 3 уровень содержит 15 вопросов на выявление специальных знаний в области общей и психологической генетики. Эти вопросы носят специфический научный характер и на достаточно примитивном уровне отражают тематику
разделов психогенетики, которые планируется изучать в дальнейшем курсе.
Это могут быть такие вопросы, как:
3.1. Метод разлученных близнецов заклю-чается:1) в сопоставлении детей в семьях, где матери и отцы являются монозиготными близнецами; 2) в оценке внутрипарного сходства исследуемого признака у близнецов, разлученных в детстве; 3) целенаправленном разведении близнецов про разным семьям с целью их дальнейшего наблюдения; 4) оценка внутрипарного сходства монозиготных близнецов разлученных в детстве; 5) оценка внутрипарного сходства дизиготных близнецов разлученных в детстве.
3.2. Сдвиг рамки считывания это: 1) .мутации которые приводят к выпадению или вставке одного или более нуклеотидов; 2) нарушение на
фазе трансляции; 3) нарушение на фазе транс -крипции; 4) событие, приводящее к мутации; 5) нарушение процесса оплодотворения клетки.
3.3. Явлению инверсии фрагмента хромосомы соответствует схема: 1) А Б В ГДЕ ^ А Б ВГД; 2)АБВГД^АБВБВГД; 3)АБВГДЕ ^АБДГВЕ; 4) А Б В Г Д ^ К Л М Г Д; 5)КЛМ НО^АБВНО.
3.4. Какое заболевание передается путем наследования, сцепленного с полом: 1) дальтонизм; 2) синдром Прадера — Вилли; 3) синдром Энгелъмана; 4) синдром Дауна; 5) депрессивное расстройство.
Принцип оценки успешности выполнения теста строится по следующей схеме (табл. 1).
Таким образом, число баллов, полученных студентом за выполнение этого теста, может быть от 1 до 85.
Таблица 1
Оценка успешности выполнения входного теста по дисциплине «Основы психогенетики»
Уровень теста Оценка правильного вопроса и максимальная оценка за уровень Качественная оценка
1 (10 вопросов) 1 балл, максимально - 10 баллов уровень житейских знаний
2(15 вопросов) 2 балла, максимально - 30 баллов уровень школьных знаний
3(15 вопросов) 3 балла, максимально - 45 баллов уровень специальных знаний
Студент, выполнив верно большую часть заданий первого и второго уровня, покажет достаточно благоприятный результат — как с позиции диагностических, так и прогностических задач. Студент, выполнивший менее 10 заданий
1 и 2 уровней теста, покажет низкий результат с этих же позиций. В таком случае может быть рекомендовано повторение школьного курса об-
щей биологии и генетики или выполнение дополнительных самостоятельных заданий в ходе изучения психогенетики в данном курсе — для освоения базового материала и более успешного освоения специального материала курса. Студент, успешно выполнивший задания 1 и 2 уровня и часть заданий 3 уровня теста, покажет тем самым высокий результат, свидетельствующий о
группы студентов по уровню баллов,
набраных за тест входного контороля, % от общего числа
Ш 1 группа (1-20 баллов) 2 группа (21-40 баллов)
И 3 группа (41-85 баллов)
Рис. 1. Статистическое распределение студентов психологического факультета НИМБ по уровню баллов, набранных за тест входного контроля по дисциплине «Основы психогенетики», в% от общего числа (N=129)
наличии у него специальных знаний в области психогенетики. По мере успешности дальнейшего обучения такие студенты могут быть освобождены от изучения отдельных тем, сосредоточив свое внимание на других разделах курса, или же наоборот, могут получить задания
По результатам выполнения теста входного контроля студенты делятся на три группы:
1 группа — студенты, набравшие от 1 до 20 баллов;
2 группа — студенты, набравшие от 20 до 40 баллов;
3 группа — студенты, набравшие от 40 до 85 баллов.
Как показывает накопленная статистика, менее 5% студентов достигают уровня в 60 баллов и выше за данный тест. Это преимущественно выпускники медицинских училищ. Основная масса студентов психологического факультета показывает результаты от 20 до 40 балов (рис. 1)-
Согласно имеющемуся у нас опыту, при проведения предварительного контроля важно не сводить ранговую оценку к стандартной пятибалльной, так как последняя часто воспринимается студентами как итоговая _ не диагностическая, а констатирующая. Это значительно снижает уровень внутренней мотивации студентов уже на данном этапе их учебной деятельности, что недопустимо с педагогической точки зрения [5]. Выполняя функцию руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, безоценочный дифференцирующий контроль выступает скорее как способ подготовки студентов к восприятию нового материала, выявления уровня их готовности к усвоению, систематизации, анализу, и, конечно же, пониманию новых знаний и умений.
Конечно, метод предварительного контроля еще не выявляет всей глубины и полноты знаний, умений и навыков студентов. Но его основное предназначение состоит не в этом. На основе полученных данных преподаватель может планировать повторение и строить изучение нового материала.
Многообразие педагогических форм организации занятий — как лекционных, так и практических — позволяет проводить их по одной и той же теме с разной степенью сложности преподнесения материала, или же с разной степенью использования методов активного и интерактив-
ного обучения [8]. Использование уровневого подхода к процессу обучения эффективно и при организации самостоятельной работы студентов
— как аудиторной, так и вневузовской. С этой позиции рациональным педагогическим шагом может быть предварительная разработка заданий для самостоятельной работы студентов в рамках отдельных тем или всего курса в разных вариантах сложности.
Так, предварительное деление студентов на группы по итогам предварительного контроля учитывается нами при организации практических (семинарских) занятий, выдаче заданий промежуточного контроля и выставлении итоговой оценки.
Заключение. Согласно образовательным дидактическим принципам [4, 10], процедура предварительного контроля должна быть подчинена требованиям объективности (предъявление единых требований ко всем студентам, справедливая оценка знаний каждого), обоснованности и систематичности — при оценке уровня имеющихся знаний, индивидуального и дифференцированного подхода к оценке знаний, что дает педагогу возможность полно и адекватно выявить и оценить знания обучаемых. Как нам кажется, именно уровневый тест входного контроля может помочь построить эффективную систему объективной оценки индивидуального уровня студентов в период погружения в дисциплину «Основы психогенетики». Эта форма предварительной проверки также позволяет педагогу анализировать индивидуальную динамику уровня знаний студента, тем самым осуществляя более корректный с педагогических позиций подход к выставлению итоговой оценки.
Подобный метод проведения предварительного контроля может быть использован при обучении не только психогенетике. Он представляется весьма актуальным для преподавания многих дисциплин высшего профессионального образования, базирующихся на школьных знаниях студентов: «Анатомия центральной
нервной системы», «Концепции современного естествознания», «Основы истории», «Основы высшей математики», «Русский язык» и других. Также этот метод может быть использован в системе высшего профессионального образования при проверке остаточных знаний студентов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов, B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний / B.C. Аванесов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 135 с.
2. Александрова, М.А. Педагогический контроль в процессе воспитания: методические рекомендации / М.А. Александрова,
Н.А. Алексеева, Е.Н. Степанов. - М.: Сфера, 2008. - 160 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения: Экспериментальное педагогическое исследование / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
4. Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение / И.Н. Гулидов. - М.: Форум, 2005. - 240 с.
5. Крылова, М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза II Перспективы науки и образования, 2013, №3. - С. 86-95.
6. Лобашев, В.Д. Социально-психологические аспекты контроля знаний II Образование в современной школе, 2006. - №3.
- C. 30-39.
7. Ожерельева T.A. Развитие методов тестирования II Перспективы науки и образования, 2013. - №6. - С. 20-25.
8. Славгородская Е.Л. Активные средства организации учебно-професиональной деятельности студентов II Перспективы науки и образования, 2013. - №3. - С.96-105.
9. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 400 с.
10. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе / Н.Ф. Талызина. - М.: Знание, 1985. - 96 с.
REFERENCES
1. Avanesov V.S. Nauchnye problemy testovogo kontrolia znanii [Scientific problems of test control of knowledge]. Moscow, Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 1994. 135 p.
2. Aleksandrova M.A. Pedagogicheskii kontrol' vprotsesse vospitaniia: metodicheskie rekomendatsii [Pedagogical control in the process of education: methodical recommendations]. Moscow, Sfera, 2008. 160 p.
3. Amonashvili Sh.A. Vospitatel'naia i obrazovatel'naia funktsii otsenki obucheniia: Eksperimental'noe pedagogicheskoe issledovanie [Upbringing and educational functions of training evaluation: Experimental pedagogical research]. Moscow, Pedagogika, 1984. 296p.
4. Gulidov I.N. Pedagogicheskii kontrol' i ego obespechenie [Pedagogical control and assurance]. Moscow, Forum, 2005. 240 p.
5. Krylova M.N. Motivation of educational activity of students. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp.86-95 (in Russian).
Lobashev V.D. Social-psychological aspects of the control of knowledge. Obrazovanie v sovremennoi shkole - Education in modern school, 2006, no.3, pp.30-39 (in Russian).
Ozherel'eva T.A. Development oftest methods. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.6, pp.20-25 (in Russian).
Slavgorodskaia E.L. Active means of the organization of training and professional activity of students. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp.96-105 (in Russian).
Smirnov S.D. Pedagogika i psikhologiia vysshego obrazovaniia: ot deiatel'nosti k lichnosti [Pedagogics and psychology of higher education: from activity to the person]. Moscow, Akademiia, 2010. 400 p.
10. Talyzina N.F. Teoreticheskie osnovy kontrolia v uchebnom protsesse [’tteoretical bases of control in the educational process].
Moscow, Znanie, 1985. 96 p.
Информация об авторе Information about the author
Катунова Валерия Валерьевна Katunova Valeriia Valer'evna
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Кандидат биологических наук, доцент кафедры PhD in biology, Accossiate Professor of the Department
социальной педагогики и психологии of Social Pedagogy and Psychology
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса Nizhny Novgorod Institute of Management and Business E-mail: katunova@mail.ru E-mail: katunova@mail.ru