Научная статья на тему 'Сходства и различия смысложизненных ориентацийи интеллектуального развития монозиготных близнецов'

Сходства и различия смысложизненных ориентацийи интеллектуального развития монозиготных близнецов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
496
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сходства и различия смысложизненных ориентацийи интеллектуального развития монозиготных близнецов»

www.pro.rsu.ru

МОЛОДЫЕУЧЕНЫЕ

Крылова А.В.

Сходства и различия смысложизненных ориентаций и интеллектуального развития монозиготных близнецов*

Одной из самых сложных проблем в психологии является проблема соотношения социальной и биологической детерминации психического. В настоящее время становится очевидным, что психическое развитие обусловлено как биологическим, так и социальным воздействием, в котором реализуется жизненная траектория человека. Но вопрос о степени детерминации внешнего и внутреннего в разных психологических школах и направлениях решается по-разному. Психические процессы и состояния не отвечают на вопрос о степени детерминации того или иного психического проявления внешними или внутренними факторами. В связи с этим чрезвычайный интерес для психологии представляют те виды диагностики, которые ориентированы на решение данной конкретной проблемы. Одним из таких методов является близнецовый метод, который интересен нам тем, что характеризуется сравнением психологических и иных качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основанный на предпосылке, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство, предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. Особый интерес представляет метод разлученных близнецов. В этом методе проводится внутрипарное сравнение близнецов, разлученных в раннем возрасте. Если монозиготные близнецы были разлучены подобным образом и росли в разных условиях, то все их сходство должно быть определено их генной идентичностью, а различия - влиянием средовых факторов. Считается, что такие близнецы в будущем выбирают похожие смысложизненные стратегии. Однако, существуют данные о том, что близнецы, наоборот, хотят быть разными и непохожими друг на друга. В настоящее время в психологии возникают противоречия относительно достоверности информации о том, что монозиготные близнецы имеют достаточно большую степень сходства смысложизненных ориентаций и фактами о том, что их смысложизненные стратегии достаточно различны [3, 9]. Это противоречие и определяет цель настоящего исследования - выявить степень сходства и различий смысложизненных ориентаций и интеллектуальных предпочтений монозиготных близнецов.

Материалы представлены научным руководителем - деканом факультета психологии ЮФУ, доктором психологических наук, профессором И.В. Абакумовой.

*

Выбор ценностно-смысловой сферы личности, ее компонентов как предмета исследования связан с тем, что именно особенности ценностно-смысловой сферы говорят о направленности личности, ее базовых интересах, отношениях, ценностях и потребностях, которые являются стержнем человека [1, 5].

В исследовании принимали участие монозиготные близнецы в количестве 20 пар, дизиготные близнецы в количестве 20 пар в возрасте от 11 до 22 лет. Использовались следующие методики: САМОАЛ, тест СЖО, тест Равена, тест Кеттелла [2, 4, 6, 7].

В ходе проведенного исследования, выяснилось, что монозиготные близнецы демонстрируют более высокий уровень внутрипарного сходства прежде всего по тестам интеллекта (процентная разница 2,32% и 5, 21% по тестам Равена и Кеттелла соответственно), что подтверждает теории, согласно которым показатель интеллекта (Ю) преимущественно обусловлен влиянием наследственности (Г.Айзенк и др.). Сходство смысложизненной картины монозиготных близнецов выше, чем у контрольной группы дизиготных близнецов. Различные компоненты смысложизненных ориента-ций имеют разный уровень корреляций. Монозиготные близнецы демонстрируют более высокий уровень внутрипарного сходства практически по всем показателям смысложизненных ориентаций, по сравнению с контрольной группой дизиготных близнецов. Наиболее значимые отклонения показателей наблюдаются по шкале "Цели в жизни" теста СЖО, характеризующей наличие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленности и временную перспективу. Следовательно, можно сделать вывод о преимущественном влиянии наследственности на данную составляющую смысложизненной картины личности. У контрольной группы дизиготных близнецов наблюдается большее сходство, чем у монозиготных близнецов по шкале "Процесс" теста СЖО (отражает ощущение жизни как эмоционально насыщенной) Следовательно, можно сделать вывод о том, что данная составляющая смысложизненной картины личности наименее всего зависима от влияния наследственного фактора. Монозиготные близнецы также демонстрируют более высокий уровень внутрипарного сходства по показателям стремления к самоактуализации теста САМОАЛ.

Подводя итоги проделанной работы, можно уверенно утверждать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась - сходство смысложизненной картины монозиготных близнецов, которая определяет такие особенности, как общая направленность личности, ценностные ориентации, систему отношений человека с миром и окружающими людьми, особенности самоотношения, выше, чем у контрольной группы дизиготных близнецов. Также было выявлено, что у монозиготных близнецов уровень сходства по особенностям интеллектуальных предпочтений выше, чем у дизиготных близнецов. Было показано, какие компоненты смысложизненной картины личности преимущественно детерминированы наследственным фактором, а какие не зависят от него.

В связи с возросшим интересом к проблемам ценностно-смысловой сферы личности возникла необходимость объективного изучения этого социального

WWW.PRO.RSU.RU

феномена. Ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным. Исследования проблемы ценностно-смысловой сферы личности, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностно-смысловые ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности [1, 5, 10, 11]. Именно поэтому так важны исследования, посвященные смысложизненным ориентациям личности.

Данные, полученные в исследовании могут быть использованы в работе психологов и педагогов, работающих с близнецами.

Литература

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003. 480 с.

2. Абакумова И.В., Крутелева Л.Ю. Диагностика индивидуальных особенностей смысловой сферы студента // Методические указания для студентов факультета психологии, Ростов н /Д, 2005.

3. Айзенк Г.Ю. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел / Г.Ю.Айзенк; Пер. В.В.Гуриновича. Мн.:Харвест, 2003. 912 с.

4. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2000.

6. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: «СМЫСЛ», 1992. 18 с.

7. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: «СМЫСЛ», 1992. 16 с.

8. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко ЕЛ. Психогенетика. М., 1999.

9. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика. 1988. 329 с.

10. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1982.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник.М.: Прогресс 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.