Научная статья на тему 'Близнецы и их использование в исследованиях интеллекта и умственных способностей'

Близнецы и их использование в исследованиях интеллекта и умственных способностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3650
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЗНЕЦЫ / ОДНОЯЙЦЕВЫЕ (ОБ) / ДВУЯЙЦЕВЫЕ (ДБ) / МОНОЗИГОТНЫЕ (МЗ) И ДИЗИГОТНЕ (ДЗ) БЛИЗНЕЦЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магомедова Манади Ахмеднабиевна

В статье представлен материал по изучению близнецов в психологии поведения и психогенетике, и некоторые методы, используемые в психологии для работы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Близнецы и их использование в исследованиях интеллекта и умственных способностей»

20

• ••

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

мосознания и ее место в общей теории этноса//Сов. этнография. 1974. №1. С. 19, №5. 10. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М. : Наука. 240 с.

Статья поступила в редакцию 10.11.2008 г.

УДК 591.51

БЛИЗНЕЦЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

© 2008 Магомедова М.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье представлен материал по изучению близнецов в психологии поведения и психогенетике, и некоторые методы, используемые в психологии для работы с ними.

The material in the study of twins in behavioural psychology and psychogenetics and some methods, which can be used during working with them are presented in the article.

Ключевые слова: близнецы, однояйцевые (ОБ), двуяйцевые (ДБ), монозиготные (М3) и дизиготне (ДЗ) близнецы.

Keywords: twins, uninuclear (UN), fraternal (FT), monozygote (MZ) and dizygote (DZ) twins.

Рождение близнецов в семье всегда было радостным и загадочным событием. Близнецы необычны для всех уже тем, что они появляются на свет вместе в один и тот же день. Их схожесть или же различие между собой, рождение двух, трех, а иногда и большего числа детей близнецов одновременно явление не столь частое, но и не редкое и вызывает большой интерес не только у ученых, но и у многих людей. «Ничего не кажется столь интересным, как сходство и различие близнецов», - писал еще более 100 лет назад Ч. Дарвин. Природа создала именно тот материал, использование, которого не противоречит ни этическим, ни моральным принципам общества.

Использование близнецового метода позволило ученым подойти вплотную к изучению влияния биологиче-

ских (генетических) и социальных факторов на организм человека, то есть к решению проблемы взаимодействия наследственности и окружающей среды.

Наличие различий между двуяйцевыми (ДБ) и однояйцевыми (ОБ) близнецами позволяет судить о характере изменений: обусловлены ли они изменениями наследственного материала или же связаны с факторами среды.

До 1924 г. исследователи не делали различий между монозиготными (М3) и дизиготными (ДЗ) близнецами. И только в 1924 г. в трудах Сименса мы видим научный подход в изучении близнецов [15]. Его заслугой является предложение им использования в исследованиях близнецов школьников, благодаря чему стало возможным изучение генетики

Психолого-педагогические науки •••

нормальной изменчивости. Также он разработал надёжный метод диагностики зиготности посредством применения большего числа критериев, что позволило изучать не только М3, но и ДЗ близнецов.

Особую группу среди М3 составляют необычные типы близнецов [17]: двухголовые (как правило, нежизнеспособные), каспофаги («сиамские близнецы»). Родившиеся в 1811 г. в Сиаме (ныне Таиланд) сиамские близнецы Чанг и Энг прожили 63 года. Они были женаты на близнецах; Чанг произвёл на свет 10, а Энг 12 детей. От бронхита умер Чанг, а спустя 2 часа умер и Энг. Их связывала тканевая перемычка шириной около 10 см. Позднее было установлено, что эта перемычка состояла из печёночной ткани и связывала две печени. Любая хирургическая попытка разделить братьев в то время вряд ли была бы успешной. В настоящее время разъединяют и более сложные связи между близнецами.

С появлением методов измерения интеллекта первые исследователи в этой области попытались определить, влияют лиив какой мере среда и наследственность на нормальную изменчивость. Большое влияние на исследования по изучению человека до и после Первой мировой войны оказывали работы по евгенике [10, 12]. Например, на многих учёных произвела большое впечатление идея Гальтона о том, что интеллект можно измерить и что статистическое сравнение близких родственников поможет разрешить старую проблему взаимодействия природы и воспитания в становлении интеллекта.

В работах 1933-1945 гг. внимание уделялось близнецам прежде всего в области медицины [16]. К сожалению, были и такие исследователи, которые согласились встать на службу фашистской идеологии. Так, например, занимавшийся изучением близнецов Фершуер, сформулировав понятие о «нордической расовой на-

21

следственное™», требовал сохранить чистоту этой якобы наиболее одарённой «высшей» расы. Ему принадлежат позорные строки, что «в национальном государстве немцем может быть только тот, в чьих жилах течёт немецкая или родственная кровь, или тот, кто принадлежит к той же расе, а борьба с загрязнением расы евреями становится важнейшей задачей. Не удивительно, что он поддержал «Закон об охране немецкой крови». Еще более ужасными стали работы последователя Фер-шуера фашистского преступника врача Йозефа Менгеля. В Освенциме он вёл «изучение рас», экспериментируя над живыми близнецами. Он лично разыскивал пары близнецов в концентрационных лагерях среди узников. Одних он заражал тифом и подробно фиксировал, как у каждого из пары близнецов протекала болезнь. Других использовал для опытов по стерилизации, которые чаще всего заканчивались смертью. Тех, кто не выдерживал экспериментов, этот недочеловек собственноручно убивал.

После 1945 года изучение близнецов в Германии (ГДР и ФРГ) было на некоторое время остановлено. Но в таких странах, как США, Англия, Италия, Франция, Бельгия, Швеция, Дания, Япония, Индия, Канада, достаточно широко идет изучение человека с использованием близнецового метода [16].

В исследованиях близнецов большое значение имеет составление выборки близнецовых пар. Это достаточно трудоёмкий процесс, особенно если учесть, что число близнецов в семьях встречается гораздо реже, чем одиночных детей. При подборе для работы близнецовых пар можно воспользоваться советом Сименса, который еще в 1924 году показал, что близнецовые выборки статистически приемлемого объема можно найти в школах. При этом можно использовать разные

22

• ••

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

виды тестов. Представим некоторые из них:

1. Для изучения личностных особенностей детей младшего школьного возраста применялся тест, разработанный Р. Б. Кеттеллом и Р. В. Коаном [11]. В нем, имеются два текста адаптированного модифицированного варианта детского личностного вопросника Кеттелла для мальчиков и для девочек. Каждый из них содержит по 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых, установлена в ряде факторно - для изучения личностных особенностей младших школьников аналитических исследований.

Согласно Кэттеллу, фактор экст-раверсии-интраверсии обусловливают пять первичных факторов: A1 Q2 (показатели желательности общения) и E, F, H (показатели способности реализовать эту потребность).

Уровень тревожности определяется шестью первичными факторами. Из них факторы C и Q3 описывают контроль над эмоциями и поведением, а факторы H, L, O и Q4 - отрицательные эмоциональные переживания.

Каждый испытуемый из близнецовой пары тестируется отдельно. При этом вопросы предъявляются ему в устной форме, а экспериментатор фиксирует ответы письменно.

2. Для изучения типологии старшеклассников использовался известный вопросник Г. Айзенка (14), устанавливающий степень экстравертированно-сти-интравертированности и невротизма. Испытуемому предлагается ряд вопросов. Если он отвечает утвердительно на данный вопрос (согласен), то ставит в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+», если не согласен, то знак «-». И так по всем вопросам.

3. Самооценка близнецов старшего школьного возраста определялась посредством вопросника по выявлению уровня самооценки [6]. Работа

выполняется индивидуально и письменно. Испытуемый по каждому суждению подбирает одно из пяти подходящих ему положений. Близнецам младшего школьного возраста предлагались две схематически изображённые лестницы. На одной из них испытуемый должен «поставить» себя и второго близнеца на нижнюю, среднюю или верхнюю ступень, в зависимости от того, кто из них лучше учится. На второй лестнице - у кого лучше поведение.

4. Определение устойчивости и переключение внимания у близнецов младшего и старшего школьного возраста осуществлялось по методике «корректурная проба» [8]. Суть задания разъяснялась по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, найдите буквы (например, «К» и «А») и зачеркните их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Опыт продолжается 10 минут, через каждую минуту подается команда «Черта!», таким образом определяется устойчивость внимания. Для определения переключения внимания используется такой же бланк «корректурной пробы». Испытуемый также построчно отыскивает буквы, но в одной строке он эти буквы подчеркивает, а в другой - зачеркивает, и так далее продолжается. Опыт длится также 10 минут.

5. Для исследования объёма кратковременной памяти [8] каждому испытуемому отдельно диктуют 10 несвязных по смыслу слов. Прослушав их, он записывает, что запомнил (вариант для старшеклассников). При исследовании младшего школьника испытуемый воспроизводит вслух те слова, которые он запомнил, а экспериментатор фиксирует их письменно. Данная процедура повторяется несколько раз, пока не будут воспроизведены все 10 слов.

Психолого-педагогические науки •••

6. Теппинг-тест или методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина [9] проводится на листе бумаги (203x283), разделенном на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника. По сигналу экспериментатора оба близнеца начинают проставлять точки в каждом прямоугольнике бланка. В течение 5 секунд им необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного прямоугольника на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки (для левшей порядок работы по направлению, обратному часовой стрелке). По истечении 5 секунд работы на шестом прямоугольнике экспериментатор подает команду «Стоп!».

7. Эмоционально-личностные характеристики человека (или цветовой тест Люшера) [9] выявляются индивидуально с каждым близнецом. При этом испытуемому предъявляется 8 цветных квадратиков (4 из которых представлены основными цветами: синий, зеленый, красный, желтый и 4 дополнительными: фиолетовый, коричневый, серый и черный цвета), которые он должен ранжировать по предпочтению. Эту работу проводят дважды, с интервалом 2-3 минуты.

8. Изучение личности с помощью психометрического теста [11] (точность диагностики достигает 85%) осуществляется также индивидуально с каждым близнецом, которому дается следующая инструкция: «Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выбери из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это - Я! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под номером №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке Ва-

23

шего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».

9. Исследование взаимоотношений близнецов между собой и родителями организуется посредством специально созданного вопросника, рассматривающего следующие параметры отношений: предпочтение одинаковой одежды, полное взаимное доверие, желание сидеть за одной партой, совместные занятия в свободное время, одинаковое отношение родителей к близнецам.

В качестве тестирования интеллекта самым доступным материалом являются школьные оценки. Их можно считать хорошим индикатором, поскольку обычно они показывают довольно высокую корреляцию с результатами определения IQ. Кроме того, школьные оценки обладают, возможно, даже большей валидностью, так как учителя наблюдают за учениками в течение длительного времени [7]. Многие исследования выявляют сходства в школьных оценках учащихся, их родителей, сестер и братьев. Однако эти данные можно интерпретировать иначе. Родители, которые сами хорошо успевали в школе, могут помочь своим детям - либо прямо давая советы при выполнении домашних заданий, либо косвенно, обеспечивая большие возможности для тренировки познавательных способностей [4].

Используя близнецов в качестве объекта исследования, учёные рассчитывают получить результаты, позволяющие различить влияние среды и наследственности на организм. Так, например, в Германии была изучена разница в школьных оценках 60 М3 и 41 ДЗ близнецовых пар [5]. Различий между М3 близнецами оказалось вдвое меньше, чем между ДЗ. Это говорит о существенной генетической компоненте в определении школьных успехов. Однако даже на этом, не слишком сложном уровне анализа справедливость такого объяснения ставится под вопрос други-

24

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

ми данными. Например, в работе, выполненной в Финляндии [7], различия в школьных успехах между М3 и ДЗ близнецами были выявлены только для девочек.

В исследованиях такого рода в первую очередь всегда необходимо учитывать, что очень сходные пары чаще встречаются среди М3 близнецов, чем среди ДЗ. Но нельзя считать малочисленной и группу М3 пар, партнеры в которых различаются. Такие данные показывают, что генетические факторы не могут быть целиком ответственны за обнаруживаемую в популяции изменчивость [11].

Довольно интересные результаты по изучению интеллекта получены Н. С. Кантонистовой [2]. Ею были изучены внутрипарные различия по интеллектуальным способностям у 57 М3 и 61 ДЗ пары близнецов. В качестве теста, оценивающего интеллект, был использован метод Векслера (13), адаптированный А. Ю. Панасю-ком [3]. Результаты свидетельствуют о наличии определённых внутрипарных совпадений по оценке субтестов у М3 близнецом по сравнению с ДЗ парами. Автор считает, что полученные данные говорят о заметном влиянии генотипа на развитие интеллекта. Исследования по влиянию генотипа и среды в детерминации интеллекта у детей разного возраста показала чёткую картину падения роли генотипа и возрастания роли среды. В возрасте 14-16 лет можно говорить о незначительном влиянии генотипа. Вероятно, это связано с тем, что с годами роль экзогенных факторов увеличивается. Объем интеллектуальных признаков, детерминируемых генотипом, от 58,3% в возрасте 7-10 лет, 66,6% в группе детей 11-13 лет, падает до 2,5% в группе

Примечания

• ••

близнецов 14-16 лет. Судя по темпам падения роли генотипа в определении отдельных признаков интеллекта, можно полагать, что у взрослых эта роль практически исчезает. А если это так, то вызывает сомнение утверждение о влиянии на интеллект наследственности.

В близнецовых исследованиях большое значение играет учёт «внутрипарной ситуации» [1], которая складывается вследствии внутрипарной замкнутости, ограничения контактов близнецов с окружающими, что во многом предопределяет сходство проявлений в интеллекте, рассматриваемых некоторыми учёными как выражение генетических различий интеллекта индивидов. Уже доказано, что уровень интеллектуальности очень лабилен и зависит от многих факторов среды. Сравнение близнецов с одиночнорожденными показывает, что развитие близнецов в пре- и постнатальном состоянии протекает в сложных условиях. Кроме того, установлено влияние веса новорожденных на уровень интеллекта, заметно понижающегося при неблагоприятных условиях внутриутробного развития. Как известно, вес партнеров М3 пары всегда меньше, чем ДЗ близнецов или одиночнорожденных детей.

Вышеизложенное позводит нас к выводу, что с помощью близнецовых исследований можно получить достаточно убедительные доказательства о решающем значении в развитии интеллекта именно средовых, социальных факторов. При этом влияние наследственности не отвергается, так как генотип играет существенную роль в формировании интеллекта на ранних стадиях онтогенеза (до 14-16 лет), а далее возрастает роль средовых факторов.

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Изд. : МГУ. 1990. 367 с. 2. Вопросы практической психодиагностики. Л. 1984. 3. Генетические проблемы социальной психологии. //Под редакцией Кологминской. М.: Просвещение. 1985. С. 148-161. 4.

Психолого-педагогические науки

• ••

25

Дубинин Н.П., Канди И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М. : Мир. 1982. 364 с. 5. Лильин Е.Т., Гофман-Кадошников П.Б. Близнецы, наследственность, среда//3нание. Сер. Биология. 1975. №11. С. 30, 41, 44. 6. Ковалев С.В. Подготовка старшекласников к семейной жизни. Тесты, опросники, ролевые игры. М. : Педагогика, 1991. 144 с. 7. Методика психодиагностики//Под ред. В. А. Марищук. М. : Просвещение, 1990. 156 с. 8. Практикум по общей психологии//Под ред. А. И. Щербакова и др. М. : Просвещение. 1990. 288 с. 9. Практическая психодиагностика//Изд. дом. «Бахрах». Самара, 1998. 528 с. 10. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск. 1985. С. 30, 79, 83. 11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : Владос, 1996. 529 с. 12. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека//Под. ред. И. В. Равич-Щербо. М. : Педагогика, 1988. 336 с. 13. Спрингер Сали Дейс. Левый мозг, правый мозг: Асимметрии мозга//Под. ред. И. В. Викторова. М. : Мир. 1983. 256 с. 14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1997. 736 с. 15. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. М. : Мир. 1990. Т. 1-3. 16. Фридрих В. Близнецы. М.: Прогресс. 1985. 216 с. 17. Шевченко В.А., Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека. М. : Владос, 2002. С. 19-23.

Статья поступила в редакцию 03.12.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.