Использование потенциала туристско-экскурсионной деятельности в обучении студентов направления «География»
Сегодня перед высшим образованием стоят определенные задачи, касающиеся организации учебной работы. Их решение представляется возможным за счет практического использования разнообразных форм организации учебно-познавательной деятельности, направленной на развитие культуры мышления студентов, их творческих способностей. При подготовке студентов направления «География» (профиль подготовки «Рекреационная география и туризм») важной задачей остается качественное обучение специалистов, способных создать конкуренцию на рынке труда в сфере ту-ристско-экскурсионной деятельности. В данной статье предпринята попытка выявить и обосновать использование форм туристско-экскурсионной деятельности в подготовке студентов этого направления.
В существующих образовательных программах турист-ско-экскурсионные мероприятия не представлены, хотя ФГОС разных уровней предусматривают такую деятельность. Вопросы подготовки туристских кадров поднимаются в научных трудах Л. В. Баумгартана, Н. И. Кулаковой, Т. Р. Лыковой, Н. В. Мартишиной [2-7], именно там формулируется содержание и организация туристской деятельности, а также их теоретическое обоснование.
Применение форм туристско-экскурсионной деятельности в современном образовании в области туризма позволяет решать следующие задачи:
- обеспечение фундаментальной научной, профессиональной и практической подготовки в данной области;
- получение студентами знаний и умений образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями;
- совершенствование научной и профессиональной подготовки кадров для сферы туризма [7; 8].
Внедрение туристского компонента в образование, организация преподавателем туристических поездок по объектам культуры или учреждениям, проведение учебного занятия на базе объекта посещения, напрямую связанного с конкретной темой в рамках освоения дисциплины, положительно вли-
Кулакова Н. И. Использование потенциала туристско-экскурсионной деятельности в обучении студентов направления «География» // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 4. — С. 72-79. — Р01 10.24411/23074264-2019-10408.
КУЛАКОВА Наталия Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии и туризма Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Рязань
Аннотация
В центре внимания статьи — эксперимент, проведенный в РГУ имени С. А. Есенина, для выявления влияния туристско-экскур-сионных мероприятий на качество подготовки студентов направления «География» (профиль подготовки — «Рекреационная реография и туризм»). Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что использование потенциала туристско-экс-курсионной деятельности в учебном процессе является необходимым условием профессиональной подготовки будущего специалиста индустрии туризма
Ключевые слова:
подготовка кадров для сферы туризма, рекреационная география, туризм, турист-ско-экскурсионная деятельность, качество профессиональной подготовки
яют на профессиональную подготовку студентов. Такие занятия способствуют формированию у них углубленных представлений об изучаемом предмете, общих представлений о деятельности организаций, на территориях которых проводятся учебные занятия, приобретению навыков по организации туристско-экскурсионной деятельности [1; 4, с.161-169].
Формами туристско-экскурсионных мероприятий в вузе являются экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, конференции, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, музеи, семинары, туристские лагеря. Такое многообразие форм позволяет комплексно воздействовать на характер обучения и воспитания студентов, их выбор профессиональной специализации. При этом следует выделить пять наиболее важных элементов в рамках подготовки студентов направления «География» (профиль подготовки «Рекреационная реография и туризм»). По мнению автора статьи, именно они составляют основное ядро содержания туристско-экскурсионной деятельности, так как позволяют освоить главные виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники в процессе обучения по данному направлению: научно-исследовательская, проектная, производственная, организационно-управленческая, педагогическая [5].
Рассмотрим, как используется потенциал туристско-экскурсионной деятельности на примере дисциплин, входящих в учебный план кафедры экономической и социальной географии и туризма РГУ имени С. А. Есенина, в рамках подготовки студентов направления подготовки «География» (профиль подготовки — «Рекреационная география и туризм»).
Мотивацией к проведению эксперимента стал предварительный опрос студентов данного направления, а также анализ учебных планов и рабочих программ преподавателей кафедры для выявления, в какой мере используется потенциал туристско-экскурсионной деятельности в ходе подготовки студентов. Была разработана анкета, в которой студентам предлагалось оценить, в какой мере используется потенциал туристско-экскурсионной деятельности в рамках учебной подготовки (табл. 1). В анкетировании принимали участие 56 человек, обучающихся по данному направлению.
В результате проведенного опроса выяснилось:
- 95% опрошенных считают, что при подготовке студентов данного направления необходимо применять формы туристско-экскурсионной деятельности, 5% дали отрицательный ответ;
- 70% опрошенных считают, что преподаватель использует в подготовке такие формы, как экскурсия, туристский поход, музейный практикум, 25% — что преподаватель не использует такие формы, 5% затруднились с ответом;
- 65% опрошенных считают, что туристско-экскурсионные мероприятия проводятся неравномерно, в основном в ходе практики, 35% — что такие мероприятия проводятся равномерно в течение учебного года;
- 85% опрошенных считают, что нужно увеличить количество занятий в форме экскурсий, туристских походов, музейных практикумов, конференций, 10% считают, что в этом нет необходимости, 5% затруднились с ответом.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Таблица 1
Оценка использования потенциала туристско-экскурсионной деятельности в ходе обучения
№ Вопросы анкеты Варианты ответов
1 Считаете ли вы необходимым применять в процессе обучения такие формы туристско-экскурсионной деятельности, как экскурсии, туристские походы, музейные практикумы, конференции? Да Нет Затрудняюсь ответить
2 Использует ли преподаватель в подготовке такие формы, как экскурсия, туристский поход, музейный практикум? Да Нет Затрудняюсь ответить
3 Равномерно ли распределяется в течение года проведение туристско-экс-курсионных мероприятий? Да Нет Затрудняюсь ответить
4 Как вы считаете, нужно ли увеличить количество занятий в форме экскурсий, туристских походов, музейных практикумов, конференций? Да Нет Затрудняюсь ответить
Таким образом, было выяснено, что преподаватели кафедры экономической и социальной географии и туризма РГУ имени С. А. Есенина используют формы туристско-экскурсионной деятельности в ходе подготовки студентов, но ограниченно, в основном в рамках туристско-экс-курсионной практики по окончанию семестра. Автор статьи полагает, что этого недостаточно, и предлагает использовать потенциал туристско-экс-курсионной деятельности в течение всего учебного года.
В процессе работы над статьей автором была проанализирована учебная дисциплина «Туризм в Рязанской области», нацеленная на изучение особенностей туристско-рекреационных ресурсов Рязанской области, знакомство с социально-экономическими факторами развития туризма в регионе, выявление географических особенностей различных видов туризма в районах области.
Освоение дисциплины «Туризм в Рязанской области» способствует формированию у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. По мнению автора статьи, для успешного формирования данных компетенций необходимо целенаправленно и систематично включать в учебный процесс туристско-экскурсионные мероприятия. В связи с этим автором было предложено при изучении каждого раздела дисциплины «Туризм в Рязанской области» проводить по два туристско-экскурсионных мероприятия, выбор которых был обусловлен целью изучаемой дисциплины, компетенциями, которыми должен овладеть студент, изучаемыми темами разделов (табл. 2).
Туристско-экскурсионные мероприятия могут проводиться:
- за счет часов обязательных (аудиторных) учебных занятий учебных дисциплин;
- за счет часов обязательных учебных занятий учебных практик;
- за счет часов внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы;
- во внеучебное (свободное от основной учебной нагрузки) время.
В рамках эксперимента туристко-экскурсионные мероприятия проводились преподавателям за счет часов самостоятельной работы.
Исследование проходило в три этапа в период 2016/2017 и 2017/2018 учебных годов на базе кафедры социальной экономической географии
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Таблица 2
Рекомендуемые формы туристско-экскурсионной деятельности в процессе изучения дисциплины
«Туризм в Рязанской области»
№ раздела Раздел учебной дисциплины Содержание раздела Рекомендуемые формы туристско-экскурсионной деятельности
Административно-территориальное деление Рязанской области. Особенности экономико-географического Введение. Объ- положения, их влияние на отраслевую и территориальную ект, предмет структуру хозяйства. 1 и методы кур- Туризм как вид рекреационной деятельности. Рекреаци-са. Туристское онное и туристское районообразование и районирование. законодатель- Положение Рязанской области в сети рекреационных ство районов России. Федеральное и региональное законодательство, регламентирующее развитие туризма в Рязанской области Виртуальная экскурсия «По территории Рязанской области» Обзорная экскурсия по городу «Люби и знай свой край родной»
Понятие о туристско-рекреационных ресурсах. Методы _ оценивания природных ресурсов для целей туризма. т Природные „ г г н г >V IV Туристический поход Оценка климатических и гидрологических ресурсов рекреационные п _ , ^ * или виртуальная экс-Рязанской области. 2 ресурсы Рязан- „ , _ . курсия по природным Оценка особенностей рельефа и органического мира скои области _ _ , „^ объектам Рязанской Рязанской области. Система ООПТ Рязанской области и их оценка П . области и развитие туризма. Природные факторы, ограничивающие развитие туризма в Рязанской области
Сущность, классификация и этапы оценивания культур- П ' ^ г л. Практическое музейное „ но-исторических рекреационных ресурсов. География ^ , Культурно- ^ п -с/ занятие на базе Рязан- памятников культуры Рязанской области (театры, музеи, исторические , > » г > ского художественного усадьбы, религиозные сооружения, древние поселения 3 рекреационные 7 музея — одного из эле-„ и др.) и их оценка для целей туризма. 1 ресурсы Рязан- т ^' _ . , ^ ментов культурном Традиционные ремесла Рязанской области. Фестивали, 1 ской области исторических ресурсов туристские слеты, проводимые в Рязанской области. ^ * региона Понятие о культурном ландшафте ^
Экономико-географическое положение Рязанской обла- _ сти. Особенности народонаселения и уровень экономи-Социально- г. „ .. ческого развития Рязанской области. Уровень развития экономические ^ _ г г ф транспортной сети, транспортная доступность. 4 факторы раз Уровень развития туристской индустрии (сеть размеще-вития туризма _ ' - ния, питания, развлечения туристов) в Рязанской области. в Рязанской области Туристские фирмы, работающие на внутреннем и внешнем рынке туристских услуг. География спроса и предложения на отдых в Рязанской области. Тематическая экскурсия по объектам размещения и питания туристов в Рязани Тематическая экскурсия-встреча с представителями туристических фирм Рязани
5 География видов туризма Рязанской области. Региональные различия Объекты лечебно-оздоровительного туризма. Районы и центры познавательного туризма. ООПТ Рязанской области и экологический туризм. Религиозные сооружения и туризм. Спортивный и самодеятельный туризм в Рязанской области — основные районы проведения походов. Главные туристские маршруты Рязанской области в различных видах туризма. Проблемы и перспективы развития туризма в Рязанской области Тематическая экскурсия по маршруту познавательного туризма Виртуальная экскурсия по природным объектам Рязанской области
6 Зачет
Студенческая конференция
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
и туризма Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. В эксперименте участвовали 17 студентов, возрастной диапазон — от 19 лет до 21 года.
Цель эксперимента: обоснование необходимости использования форм туристско-экскурсионной деятельности и выявление их влияния на подготовку студентов направления «География» (профиль подготовки — «Рекреационная реография и туризм»).
На первом этапе исследования (сентябрь — декабрь 2016 г.) проводился анализ научно-методической литературы, подбирались и отрабатывались основные методики исследования, уточнялись организация и процедура исследования, осуществлялся теоретический анализ педагогической и психологической деятельности. Также изучалось практическое состояние организации форм туристско-экскурсионной деятельности на примере конкретного вуза и кафедры, разрабатывалась модель применения форм туристско-экскурсионной деятельности в рамках дисциплины «Туризм в Рязанской области».
На втором этапе исследования (январь 2017 г. — май 2018 г.) проводился основной педагогический эксперимент. Студенты контрольной группы (7 человек) изучали дисциплину «Туризм в Рязанской области» без использования форм туристско-экскурсионной деятельности, в то время как в ходе подготовки студентов экспериментальной группы (10 человек) эти формы активно использовались. В рамках данного этапа происходила проверка результативности педагогической деятельности после применения форм туристско-экскурсионной деятельности, осуществлялась обработка результатов эксперимента.
На третьем этапе исследования (июнь — декабрь 2018 г.) систематизировались и обобщались экспериментальные данные, проводился качественный и количественный анализ полученных результатов, формулировались основные выводы и рекомендательные меры по коррекции образовательного процесса.
Для изучения влияния потенциала туристско-экскурсионной деятельности на повышение качества подготовки студентов был применен многоаспектный подход. Основной сбор информации — педагогическое и психологическое тестирование, наблюдение на занятиях. Выбор этих методов диагностики был обусловлен возможностью проведения массового контроля, экономичностью временных затрат, объективностью получаемых результатов.
В рамках эксперимента автор ограничился выявлением влияния тури-стско-экскурсионных мероприятий на образовательную и эмоциональную составляющие подготовки студента.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
- составить конспект смогли 80% студентов экспериментальной группы и 60% студентов контрольной группы;
- с заданием проанализировать картографический материал и сделать выводы справились 90% студентов экспериментальной группы и 80% студентов контрольной группы;
- определить особенности ЭГП региона удалось 95% студентов экспериментальной группы и 65% студентов контрольной группы;
- составить схему культурно-исторического потенциала региона смогли 100% студентов экспериментальной группы и 90% студентов контрольной группы.
Данные по освоению студентами профессиональных компетенций (ПК) представлены на диаграмме (рис 1.).
Диаграмма иллюстрирует, что с построением таблицы смогли справиться 100% студентов экспериментальной группы и 85% студентов контрольной группы. С задачей описания региона справились 85% студентов экспериментальной группы и 55% студентов контрольной группы.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что использование форм турист-ско-экскурсионной деятельности в учебном процессе влияет на уровень овладения компетенциями. Согласно полученным статистическим данным, студенты экспериментальной группы лучше и качественнее овладевают всеми необходимыми компетенциями по сравнению со студентами контрольной группы.
Что касается успеваемости, к концу изучения дисциплины «Туризм в Рязанской области» в экспериментальной группе сдали зачет с первого раза восемь человек из десяти, в то время как в контрольной группе — три человека из семи (рис. 2).
Также было проанализировано количество студенческих публикаций в группах, принимавших участие в исследовании, на период начала эксперимента и по его завершении (рис. 3).
Данные диаграммы свидетельствуют о том, что изначально число ежегодных студенческих
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
100 90
fio 70 60 50 40 30 20 10 О
Рис. 1. Результаты выполнения студентами творческих заданий
Ж
I о '
эхсперимснтальная группа кинтролънан группа Рис. 2. Результаты успеваемости студентов
s
0 2*68
ta «ШЦрвЛив rívnnj U 9к£пг|»<|»*нт£лмип Ipffliu
Рис. 3. Среднее количество ежегодных публикаций студентов, ед.
таблица описание проект региона
■ экспериментальная Ш контрольная
группа группа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Таблица 3
Необходимость использования форм туристско-экскурсионной деятельности в процессе обучения
№ Оценка занятий в форме туристско-экскурсионной деятельности по сравнению с обычными занятиями Варианты ответов
1 Дают возможность связать теорию и практику в процессе изучения дисциплины Решительно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Решительно не согласен
1 Позволяют усилить интерес к изучению дисциплины Решительно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Решительно не согласен
3 Влияют на качество подготовки студента Решительно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Решительно не согласен
4 Позволяют закрепить, углубить и расширить ранее полученные знания Решительно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Решительно не согласен
5 Углубляют профессиональную направленность занятия Решительно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Решительно не согласен
6 Формируют дополнительные возможности при изучении смежных дисциплин Решительно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Решительно не согласен
публикаций как в экспериментальной, так и в контрольной группе одинаково. На конец эксперимента этот показатель вырос в обеих группах, однако в экспериментальной группе — почти в 3 раза, в то время как в контрольной группе — в 1,5 раза. Можно предположить, что рост данного показателя в экспериментальной группе обусловлен введением в процесс обучения туристско-экскурсионных мероприятий. Участие студентов в экскурсиях, музейных занятиях, конференциях способствует расширению их кругозора, росту интереса к получаемой профессии, активизации творческих способностей.
По завершении эксперимента среди студентов экспериментальной группы был проведен опрос о целесообразности проведения занятий с использованием форм туристско-экскурсионной деятельности. Была разработана анкета, в которой предлагалось оценить необходимость занятий, проводимых с использованием форм туристско-экскурсионной деятельности, а также их недостатки или преимущества по сравнению с обычными занятиями по шести сравнительным признакам (табл. 3).
Результаты опроса выявили следующее:
1. С утверждением, что занятия в формах туристско-экскурсионной деятельности дают возможность связать теорию и практику в процессе изучения дисциплины, согласны 94% студентов, 6% затруднились с ответом.
2. С тем, что занятия с использованием форм туристско-экскурсион-ной деятельности позволяют усилить интерес к изучению дисциплины по сравнению с обычными занятиями, решительно согласны 55% опрошенных, согласны — 42%, не согласны — 3%.
3. С тем, что занятия в формах туристско-экскурсионной деятельности влияют на качество подготовки будущего специалиста, решительно согласны 75% опрошенных, согласны — 15%, затруднились дать ответ — 10%.
4. С тем, что занятия с использованием форм туристско-экскурсионной деятельности позволяют закрепить, углубить и расширить ранее полученные знания, решительно согласны 77% опрошенных.
5. С тем, что использование форм туристско-экскурсионной деятельности делает занятие более профессионально направленным, решительно согласны 92% опрошенных, не согласны — 8%.
6. С тем, что занятия с применением форм туристско-экскурсионной деятельности формируют дополнительные возможности при изучении смежных дисциплин, согласны 85% опрошенных.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что использование форм туристско-экскурсионной деятельности в учебном процессе является необходимым условием профессиональной подготовки будущего специалиста индустрии туризма. Следует отметить, что более широкое применение туристско-экскурсионных мероприятий потребует написания образовательных программ для определения их места в ОПОП, в том числе за счет каких часов учебного плана они будут проводиться.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Литература
1. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 955 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/70734806 (дата обращения — 29.09.2019).
2. Баумгартен Л. В. Стандарты качества проведения экскурсий. — М.: Инфра-М, 2015. — 96 с.
3. Кулакова Н. И. Формирование профессионализма будущего менеджера индустрии туризма на примере изучения дисциплины «Технология и организация туристской деятельности» направление подготовки «География» // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. — 2019. - № 1 (82). — С. 272-277.
4. Кулакова Н. И. Интеграция экскурсионной работы в учебный процесс как фактор повышения качества образования в высшем учебном заведении // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1 (49). — С. 161-169.
5. Кулакова Н. И., Ганина Т. В. Технология и организация экскурсионных услуг / Под ред. Н. И. Кулаковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 127 с.
6. Лыкова Т. Р. Патриотическое воспитание в процессе культурно-познавательного туризма // Культура и образование. — 2014. — № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2362 (дата обращения — 11.10.2019).
7. Мартишина Н. В. Креативность и стандартизация: развитие творческой личности педагога и педагогического творчества в контексте требований профессионального стандарта // Образование и общество. — 2018. — № 5 (112). — С. 107-113.
8. Шилина О. А. Характеристика ресурсов культурно-познавательного туризма в Центральной России // Актуальные проблемы развития туризма: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — М.: Рос. гос. ун-т физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 2019. — С. 360-364.