Научная статья на тему 'Использование потенциала туристско-экскурсионной деятельности в обучении студентов направления «География»'

Использование потенциала туристско-экскурсионной деятельности в обучении студентов направления «География» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка кадров для сферы туризма / рекреационная география / туризм / туристско-экскурсионная деятельность / качество профессиональной подготовки / training for tourism / recreational geography / tourism / tourist and excursion activities / quality of professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулакова Наталия Ивановна

В центре внимания статьи — эксперимент, проведенный в РГУ имени С. А. Есенина, для выявления влияния туристско-экскурсионных мероприятий на качество подготовки студентов направления «География» (профиль подготовки — «Рекреационная реография и туризм»). Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что использование потенциала туристско-экскурсионной деятельности в учебном процессе является необходимым условием профессиональной подготовки будущего специалиста индустрии туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the Potential of Tourist and Excursion Activities in Teaching Students-Geographies

The article indicates the importance of the use of tourist and excursion material on the example of the Ryazan region. The stages of the experiment are shown, the results of the study undertaken by the author to develop the content of the training program for tourism managers are presented.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала туристско-экскурсионной деятельности в обучении студентов направления «География»»

Использование потенциала туристско-экскурсионной деятельности в обучении студентов направления «География»

Сегодня перед высшим образованием стоят определенные задачи, касающиеся организации учебной работы. Их решение представляется возможным за счет практического использования разнообразных форм организации учебно-познавательной деятельности, направленной на развитие культуры мышления студентов, их творческих способностей. При подготовке студентов направления «География» (профиль подготовки «Рекреационная география и туризм») важной задачей остается качественное обучение специалистов, способных создать конкуренцию на рынке труда в сфере ту-ристско-экскурсионной деятельности. В данной статье предпринята попытка выявить и обосновать использование форм туристско-экскурсионной деятельности в подготовке студентов этого направления.

В существующих образовательных программах турист-ско-экскурсионные мероприятия не представлены, хотя ФГОС разных уровней предусматривают такую деятельность. Вопросы подготовки туристских кадров поднимаются в научных трудах Л. В. Баумгартана, Н. И. Кулаковой, Т. Р. Лыковой, Н. В. Мартишиной [2-7], именно там формулируется содержание и организация туристской деятельности, а также их теоретическое обоснование.

Применение форм туристско-экскурсионной деятельности в современном образовании в области туризма позволяет решать следующие задачи:

- обеспечение фундаментальной научной, профессиональной и практической подготовки в данной области;

- получение студентами знаний и умений образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями;

- совершенствование научной и профессиональной подготовки кадров для сферы туризма [7; 8].

Внедрение туристского компонента в образование, организация преподавателем туристических поездок по объектам культуры или учреждениям, проведение учебного занятия на базе объекта посещения, напрямую связанного с конкретной темой в рамках освоения дисциплины, положительно вли-

Кулакова Н. И. Использование потенциала туристско-экскурсионной деятельности в обучении студентов направления «География» // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 4. — С. 72-79. — Р01 10.24411/23074264-2019-10408.

КУЛАКОВА Наталия Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии и туризма Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Рязань

Аннотация

В центре внимания статьи — эксперимент, проведенный в РГУ имени С. А. Есенина, для выявления влияния туристско-экскур-сионных мероприятий на качество подготовки студентов направления «География» (профиль подготовки — «Рекреационная реография и туризм»). Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что использование потенциала туристско-экс-курсионной деятельности в учебном процессе является необходимым условием профессиональной подготовки будущего специалиста индустрии туризма

Ключевые слова:

подготовка кадров для сферы туризма, рекреационная география, туризм, турист-ско-экскурсионная деятельность, качество профессиональной подготовки

яют на профессиональную подготовку студентов. Такие занятия способствуют формированию у них углубленных представлений об изучаемом предмете, общих представлений о деятельности организаций, на территориях которых проводятся учебные занятия, приобретению навыков по организации туристско-экскурсионной деятельности [1; 4, с.161-169].

Формами туристско-экскурсионных мероприятий в вузе являются экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, конференции, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, музеи, семинары, туристские лагеря. Такое многообразие форм позволяет комплексно воздействовать на характер обучения и воспитания студентов, их выбор профессиональной специализации. При этом следует выделить пять наиболее важных элементов в рамках подготовки студентов направления «География» (профиль подготовки «Рекреационная реография и туризм»). По мнению автора статьи, именно они составляют основное ядро содержания туристско-экскурсионной деятельности, так как позволяют освоить главные виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники в процессе обучения по данному направлению: научно-исследовательская, проектная, производственная, организационно-управленческая, педагогическая [5].

Рассмотрим, как используется потенциал туристско-экскурсионной деятельности на примере дисциплин, входящих в учебный план кафедры экономической и социальной географии и туризма РГУ имени С. А. Есенина, в рамках подготовки студентов направления подготовки «География» (профиль подготовки — «Рекреационная география и туризм»).

Мотивацией к проведению эксперимента стал предварительный опрос студентов данного направления, а также анализ учебных планов и рабочих программ преподавателей кафедры для выявления, в какой мере используется потенциал туристско-экскурсионной деятельности в ходе подготовки студентов. Была разработана анкета, в которой студентам предлагалось оценить, в какой мере используется потенциал туристско-экскурсионной деятельности в рамках учебной подготовки (табл. 1). В анкетировании принимали участие 56 человек, обучающихся по данному направлению.

В результате проведенного опроса выяснилось:

- 95% опрошенных считают, что при подготовке студентов данного направления необходимо применять формы туристско-экскурсионной деятельности, 5% дали отрицательный ответ;

- 70% опрошенных считают, что преподаватель использует в подготовке такие формы, как экскурсия, туристский поход, музейный практикум, 25% — что преподаватель не использует такие формы, 5% затруднились с ответом;

- 65% опрошенных считают, что туристско-экскурсионные мероприятия проводятся неравномерно, в основном в ходе практики, 35% — что такие мероприятия проводятся равномерно в течение учебного года;

- 85% опрошенных считают, что нужно увеличить количество занятий в форме экскурсий, туристских походов, музейных практикумов, конференций, 10% считают, что в этом нет необходимости, 5% затруднились с ответом.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таблица 1

Оценка использования потенциала туристско-экскурсионной деятельности в ходе обучения

№ Вопросы анкеты Варианты ответов

1 Считаете ли вы необходимым применять в процессе обучения такие формы туристско-экскурсионной деятельности, как экскурсии, туристские походы, музейные практикумы, конференции? Да Нет Затрудняюсь ответить

2 Использует ли преподаватель в подготовке такие формы, как экскурсия, туристский поход, музейный практикум? Да Нет Затрудняюсь ответить

3 Равномерно ли распределяется в течение года проведение туристско-экс-курсионных мероприятий? Да Нет Затрудняюсь ответить

4 Как вы считаете, нужно ли увеличить количество занятий в форме экскурсий, туристских походов, музейных практикумов, конференций? Да Нет Затрудняюсь ответить

Таким образом, было выяснено, что преподаватели кафедры экономической и социальной географии и туризма РГУ имени С. А. Есенина используют формы туристско-экскурсионной деятельности в ходе подготовки студентов, но ограниченно, в основном в рамках туристско-экс-курсионной практики по окончанию семестра. Автор статьи полагает, что этого недостаточно, и предлагает использовать потенциал туристско-экс-курсионной деятельности в течение всего учебного года.

В процессе работы над статьей автором была проанализирована учебная дисциплина «Туризм в Рязанской области», нацеленная на изучение особенностей туристско-рекреационных ресурсов Рязанской области, знакомство с социально-экономическими факторами развития туризма в регионе, выявление географических особенностей различных видов туризма в районах области.

Освоение дисциплины «Туризм в Рязанской области» способствует формированию у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. По мнению автора статьи, для успешного формирования данных компетенций необходимо целенаправленно и систематично включать в учебный процесс туристско-экскурсионные мероприятия. В связи с этим автором было предложено при изучении каждого раздела дисциплины «Туризм в Рязанской области» проводить по два туристско-экскурсионных мероприятия, выбор которых был обусловлен целью изучаемой дисциплины, компетенциями, которыми должен овладеть студент, изучаемыми темами разделов (табл. 2).

Туристско-экскурсионные мероприятия могут проводиться:

- за счет часов обязательных (аудиторных) учебных занятий учебных дисциплин;

- за счет часов обязательных учебных занятий учебных практик;

- за счет часов внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы;

- во внеучебное (свободное от основной учебной нагрузки) время.

В рамках эксперимента туристко-экскурсионные мероприятия проводились преподавателям за счет часов самостоятельной работы.

Исследование проходило в три этапа в период 2016/2017 и 2017/2018 учебных годов на базе кафедры социальной экономической географии

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таблица 2

Рекомендуемые формы туристско-экскурсионной деятельности в процессе изучения дисциплины

«Туризм в Рязанской области»

№ раздела Раздел учебной дисциплины Содержание раздела Рекомендуемые формы туристско-экскурсионной деятельности

Административно-территориальное деление Рязанской области. Особенности экономико-географического Введение. Объ- положения, их влияние на отраслевую и территориальную ект, предмет структуру хозяйства. 1 и методы кур- Туризм как вид рекреационной деятельности. Рекреаци-са. Туристское онное и туристское районообразование и районирование. законодатель- Положение Рязанской области в сети рекреационных ство районов России. Федеральное и региональное законодательство, регламентирующее развитие туризма в Рязанской области Виртуальная экскурсия «По территории Рязанской области» Обзорная экскурсия по городу «Люби и знай свой край родной»

Понятие о туристско-рекреационных ресурсах. Методы _ оценивания природных ресурсов для целей туризма. т Природные „ г г н г >V IV Туристический поход Оценка климатических и гидрологических ресурсов рекреационные п _ , ^ * или виртуальная экс-Рязанской области. 2 ресурсы Рязан- „ , _ . курсия по природным Оценка особенностей рельефа и органического мира скои области _ _ , „^ объектам Рязанской Рязанской области. Система ООПТ Рязанской области и их оценка П . области и развитие туризма. Природные факторы, ограничивающие развитие туризма в Рязанской области

Сущность, классификация и этапы оценивания культур- П ' ^ г л. Практическое музейное „ но-исторических рекреационных ресурсов. География ^ , Культурно- ^ п -с/ занятие на базе Рязан- памятников культуры Рязанской области (театры, музеи, исторические , > » г > ского художественного усадьбы, религиозные сооружения, древние поселения 3 рекреационные 7 музея — одного из эле-„ и др.) и их оценка для целей туризма. 1 ресурсы Рязан- т ^' _ . , ^ ментов культурном Традиционные ремесла Рязанской области. Фестивали, 1 ской области исторических ресурсов туристские слеты, проводимые в Рязанской области. ^ * региона Понятие о культурном ландшафте ^

Экономико-географическое положение Рязанской обла- _ сти. Особенности народонаселения и уровень экономи-Социально- г. „ .. ческого развития Рязанской области. Уровень развития экономические ^ _ г г ф транспортной сети, транспортная доступность. 4 факторы раз Уровень развития туристской индустрии (сеть размеще-вития туризма _ ' - ния, питания, развлечения туристов) в Рязанской области. в Рязанской области Туристские фирмы, работающие на внутреннем и внешнем рынке туристских услуг. География спроса и предложения на отдых в Рязанской области. Тематическая экскурсия по объектам размещения и питания туристов в Рязани Тематическая экскурсия-встреча с представителями туристических фирм Рязани

5 География видов туризма Рязанской области. Региональные различия Объекты лечебно-оздоровительного туризма. Районы и центры познавательного туризма. ООПТ Рязанской области и экологический туризм. Религиозные сооружения и туризм. Спортивный и самодеятельный туризм в Рязанской области — основные районы проведения походов. Главные туристские маршруты Рязанской области в различных видах туризма. Проблемы и перспективы развития туризма в Рязанской области Тематическая экскурсия по маршруту познавательного туризма Виртуальная экскурсия по природным объектам Рязанской области

6 Зачет

Студенческая конференция

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

и туризма Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. В эксперименте участвовали 17 студентов, возрастной диапазон — от 19 лет до 21 года.

Цель эксперимента: обоснование необходимости использования форм туристско-экскурсионной деятельности и выявление их влияния на подготовку студентов направления «География» (профиль подготовки — «Рекреационная реография и туризм»).

На первом этапе исследования (сентябрь — декабрь 2016 г.) проводился анализ научно-методической литературы, подбирались и отрабатывались основные методики исследования, уточнялись организация и процедура исследования, осуществлялся теоретический анализ педагогической и психологической деятельности. Также изучалось практическое состояние организации форм туристско-экскурсионной деятельности на примере конкретного вуза и кафедры, разрабатывалась модель применения форм туристско-экскурсионной деятельности в рамках дисциплины «Туризм в Рязанской области».

На втором этапе исследования (январь 2017 г. — май 2018 г.) проводился основной педагогический эксперимент. Студенты контрольной группы (7 человек) изучали дисциплину «Туризм в Рязанской области» без использования форм туристско-экскурсионной деятельности, в то время как в ходе подготовки студентов экспериментальной группы (10 человек) эти формы активно использовались. В рамках данного этапа происходила проверка результативности педагогической деятельности после применения форм туристско-экскурсионной деятельности, осуществлялась обработка результатов эксперимента.

На третьем этапе исследования (июнь — декабрь 2018 г.) систематизировались и обобщались экспериментальные данные, проводился качественный и количественный анализ полученных результатов, формулировались основные выводы и рекомендательные меры по коррекции образовательного процесса.

Для изучения влияния потенциала туристско-экскурсионной деятельности на повышение качества подготовки студентов был применен многоаспектный подход. Основной сбор информации — педагогическое и психологическое тестирование, наблюдение на занятиях. Выбор этих методов диагностики был обусловлен возможностью проведения массового контроля, экономичностью временных затрат, объективностью получаемых результатов.

В рамках эксперимента автор ограничился выявлением влияния тури-стско-экскурсионных мероприятий на образовательную и эмоциональную составляющие подготовки студента.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

- составить конспект смогли 80% студентов экспериментальной группы и 60% студентов контрольной группы;

- с заданием проанализировать картографический материал и сделать выводы справились 90% студентов экспериментальной группы и 80% студентов контрольной группы;

- определить особенности ЭГП региона удалось 95% студентов экспериментальной группы и 65% студентов контрольной группы;

- составить схему культурно-исторического потенциала региона смогли 100% студентов экспериментальной группы и 90% студентов контрольной группы.

Данные по освоению студентами профессиональных компетенций (ПК) представлены на диаграмме (рис 1.).

Диаграмма иллюстрирует, что с построением таблицы смогли справиться 100% студентов экспериментальной группы и 85% студентов контрольной группы. С задачей описания региона справились 85% студентов экспериментальной группы и 55% студентов контрольной группы.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что использование форм турист-ско-экскурсионной деятельности в учебном процессе влияет на уровень овладения компетенциями. Согласно полученным статистическим данным, студенты экспериментальной группы лучше и качественнее овладевают всеми необходимыми компетенциями по сравнению со студентами контрольной группы.

Что касается успеваемости, к концу изучения дисциплины «Туризм в Рязанской области» в экспериментальной группе сдали зачет с первого раза восемь человек из десяти, в то время как в контрольной группе — три человека из семи (рис. 2).

Также было проанализировано количество студенческих публикаций в группах, принимавших участие в исследовании, на период начала эксперимента и по его завершении (рис. 3).

Данные диаграммы свидетельствуют о том, что изначально число ежегодных студенческих

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

100 90

fio 70 60 50 40 30 20 10 О

Рис. 1. Результаты выполнения студентами творческих заданий

Ж

I о '

эхсперимснтальная группа кинтролънан группа Рис. 2. Результаты успеваемости студентов

s

0 2*68

ta «ШЦрвЛив rívnnj U 9к£пг|»<|»*нт£лмип Ipffliu

Рис. 3. Среднее количество ежегодных публикаций студентов, ед.

таблица описание проект региона

■ экспериментальная Ш контрольная

группа группа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таблица 3

Необходимость использования форм туристско-экскурсионной деятельности в процессе обучения

№ Оценка занятий в форме туристско-экскурсионной деятельности по сравнению с обычными занятиями Варианты ответов

1 Дают возможность связать теорию и практику в процессе изучения дисциплины Решительно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Решительно не согласен

1 Позволяют усилить интерес к изучению дисциплины Решительно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Решительно не согласен

3 Влияют на качество подготовки студента Решительно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Решительно не согласен

4 Позволяют закрепить, углубить и расширить ранее полученные знания Решительно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Решительно не согласен

5 Углубляют профессиональную направленность занятия Решительно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Решительно не согласен

6 Формируют дополнительные возможности при изучении смежных дисциплин Решительно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Решительно не согласен

публикаций как в экспериментальной, так и в контрольной группе одинаково. На конец эксперимента этот показатель вырос в обеих группах, однако в экспериментальной группе — почти в 3 раза, в то время как в контрольной группе — в 1,5 раза. Можно предположить, что рост данного показателя в экспериментальной группе обусловлен введением в процесс обучения туристско-экскурсионных мероприятий. Участие студентов в экскурсиях, музейных занятиях, конференциях способствует расширению их кругозора, росту интереса к получаемой профессии, активизации творческих способностей.

По завершении эксперимента среди студентов экспериментальной группы был проведен опрос о целесообразности проведения занятий с использованием форм туристско-экскурсионной деятельности. Была разработана анкета, в которой предлагалось оценить необходимость занятий, проводимых с использованием форм туристско-экскурсионной деятельности, а также их недостатки или преимущества по сравнению с обычными занятиями по шести сравнительным признакам (табл. 3).

Результаты опроса выявили следующее:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. С утверждением, что занятия в формах туристско-экскурсионной деятельности дают возможность связать теорию и практику в процессе изучения дисциплины, согласны 94% студентов, 6% затруднились с ответом.

2. С тем, что занятия с использованием форм туристско-экскурсион-ной деятельности позволяют усилить интерес к изучению дисциплины по сравнению с обычными занятиями, решительно согласны 55% опрошенных, согласны — 42%, не согласны — 3%.

3. С тем, что занятия в формах туристско-экскурсионной деятельности влияют на качество подготовки будущего специалиста, решительно согласны 75% опрошенных, согласны — 15%, затруднились дать ответ — 10%.

4. С тем, что занятия с использованием форм туристско-экскурсионной деятельности позволяют закрепить, углубить и расширить ранее полученные знания, решительно согласны 77% опрошенных.

5. С тем, что использование форм туристско-экскурсионной деятельности делает занятие более профессионально направленным, решительно согласны 92% опрошенных, не согласны — 8%.

6. С тем, что занятия с применением форм туристско-экскурсионной деятельности формируют дополнительные возможности при изучении смежных дисциплин, согласны 85% опрошенных.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что использование форм туристско-экскурсионной деятельности в учебном процессе является необходимым условием профессиональной подготовки будущего специалиста индустрии туризма. Следует отметить, что более широкое применение туристско-экскурсионных мероприятий потребует написания образовательных программ для определения их места в ОПОП, в том числе за счет каких часов учебного плана они будут проводиться.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 955 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/70734806 (дата обращения — 29.09.2019).

2. Баумгартен Л. В. Стандарты качества проведения экскурсий. — М.: Инфра-М, 2015. — 96 с.

3. Кулакова Н. И. Формирование профессионализма будущего менеджера индустрии туризма на примере изучения дисциплины «Технология и организация туристской деятельности» направление подготовки «География» // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. — 2019. - № 1 (82). — С. 272-277.

4. Кулакова Н. И. Интеграция экскурсионной работы в учебный процесс как фактор повышения качества образования в высшем учебном заведении // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1 (49). — С. 161-169.

5. Кулакова Н. И., Ганина Т. В. Технология и организация экскурсионных услуг / Под ред. Н. И. Кулаковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 127 с.

6. Лыкова Т. Р. Патриотическое воспитание в процессе культурно-познавательного туризма // Культура и образование. — 2014. — № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2362 (дата обращения — 11.10.2019).

7. Мартишина Н. В. Креативность и стандартизация: развитие творческой личности педагога и педагогического творчества в контексте требований профессионального стандарта // Образование и общество. — 2018. — № 5 (112). — С. 107-113.

8. Шилина О. А. Характеристика ресурсов культурно-познавательного туризма в Центральной России // Актуальные проблемы развития туризма: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — М.: Рос. гос. ун-т физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 2019. — С. 360-364.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.