Научная статья на тему 'Использование потенциала сферы культуры для социально-экономического развития региона'

Использование потенциала сферы культуры для социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
515
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА / INSTITUTIONS OF CULTURAL AND LEISURE TYPE / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFECTIVENESS EVALUATION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ / PUBLIC PRODUCT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шатиров В.А., Беляев Е.В.

В статье излагаются основные задачи и варианты решений вопросов по оценке влияния в современном мире элементов развития отрасли культуры, через экономические и социальные индикаторы, на социально-экономическую деятельность региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шатиров В.А., Беляев Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE SPHERE POTENTIAL USE FOR REGION SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

In the article the main problems and solution variants on evaluation of culture development element influence on region social and economic activity through economic and social indicators are carried out.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала сферы культуры для социально-экономического развития региона»

УДК 658:677.71

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В.А. Шатиров, Е.В. Беляев

Ивановский государственный политехнический университет

В статье излагаются основные задачи и варианты решений вопросов по оценке влияния в современном мире элементов развития отрасли культуры, через экономические и социальные индикаторы, на социально-экономическую деятельность региона.

Ключевые слова: социокультурная деятельность, учреждения культурно-досугового типа, глобализация, массовая культура, оценка эффективности, общественный продукт.

Анализ ситуации в сфере культуры и уточнение стратегии её развития позволяют выявить точки роста социально-экономического потенциала региона.

За годы реализации Программы «Культура России» (2000-2014 годы), вследствие изменений в федеральном законодательстве, развитии рыночно ориентированной российской экономики в социальной сфере, произошли изменения, имеющие непосредственное отношение к сфере культуры, которые можно сформулировать следующими тезисами:

- изменилось понимание роли культуры в социально-экономическом развитии страны в целом и отдельных территорий в частности. Под культурой стали понимать определенный уровень развития общества и человека, выражающийся в различных формах организации деятельности людей, в качестве создаваемых материальных и духовных ценностей. В этом смысле, культура рассматривается как сфера деятельности людей - работников этой сферы, принимающих непосредственное участие в производстве общественного продукта и национального дохода.

Это означает, что развитие экономики создает не только предпосылки и условия для развития культуры, но также само развитие экономики, в определенной степени,

зависит от культуры. Из этого следует, что уровень культуры, в основе которого лежат творческие способности ее участников, работа исполнителей, материально-вещественные и финансовые ресурсы, которыми располагают институты культуры, выступают опосредованными факторами производства валового внутреннего продукта региона и национального дохода. Обеспечивая производство духовных ценностей, культура выступает в качестве фактора развития творческих способностей людей. В силу этого, она играет такую же роль в экономике страны, как и образование. На основе ее развития происходят активизация человеческих сил и культурных ресурсов, повышение квалификации производителей материальных и духовных благ, совершенствование навыков труда.

Экономика, в широком ее понимании, является частью культуры, как и всего, что создано людьми, их физическим и умственным трудом. Иными словами, культура стала рассматриваться в современном обществе как один из базовых регуляторов, определяющих социально-экономическое развитие региона;

- изменилась нормативная правовая база и сфера полномочий регионов как субъектов Российской Федерации;

- изменилось управление в сфере культуры; оно стало более сложным, отдельным и специальным видом деятельности. Появились менеджмент и маркетинг в сфере культуры, программно-целевой метод управления, стратегический менеджмент и социокультурное программирование;

- возросла роль прикладных исследований, как необходимого компонента для выстраивания стратегии развития отрасли, в том числе, в части прогнозирования развития услуг в сфере культуры;

- изменились принципы финансирования отрасли (бюджетирование, ориентированное на результат), создана многоканальная система финансирования сферы культуры за счет республиканского, федерального бюджетов, привлеченных средств международных фондов, увеличения собственных доходов учреждений культуры и спонсорских средств;

- начался процесс формирования новой инфраструктуры отрасли, способной обеспечить выполнение целей и задач государственной политики в сфере культуры в условиях продолжающихся реформ в экономике и социальной сфере.

По итогам проведенного анализа действующей ситуации в Ивановской области, авторами определены основные внешние и внутренние факторы, влияющие как на развитие сферы культуры региона, так и на социально-экономическую ситуацию:

Внешние:

- демографическая динамика;

- соотношение роста заработной платы к росту цен;

- стоимость потребительской корзины и номенклатура ее составляющих;

- бюджет отрасли культура в консолидированном бюджете Ивановской области;

- действующая система оплаты труда, при которой мотивация работника бюджетной сферы крайне низка;

- недооценка сферы культуры как фактора социально-экономического развития региона органами местного самоуправления и, как следствие, отсутствие мероприятий по сохранению и развитию культуры и культурного туризма в числе приоритетов социально-экономического развития территорий;

- недостаточная развитость форм внебюджетного финансирования (спонсорство, меценатство, благотворительность);

- нестабильность действующего законодательства в условиях реформ;

- недостаточное развитие такого ресурса, как имидж территории Ивановской области: «Центр текстильного шопинг-туризма» и части маршрута «Золотое кольцо России»;

- слабое вовлечение культуры в экономические схемы туристического бизнеса и технологии создания знаков территории (имидж и бренд);

- отсутствие туристической инфраструктуры, специализированной под культурную специфику территорий и особенности туристического потока;

Внутренние:

- недостаток высококвалифицированных руководителей и специалистов в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях культуры;

- преобладание административного типа управления культурными ресурсами в муниципальных образованиях;

- отсутствие опыта работы, а также квалифицированных кадров для работы в режиме «управления изменениями», то есть процессными технологиями;

- ограниченность использования имеющихся ресурсов в муниципальных образованиях (как правило, недооценивается роль пространственно-территориальных и технологических ресурсов в развитии территорий);

- несоответствие инфраструктуры и материально-технической базы сферы культуры ресурсному потенциалу сферы культуры;

- сравнительная бедность спектра мероприятий, проводимых на районном уровне и уровне отдельных поселений;

- низкое качество крупных зрелищных мероприятий;

- слабое развитие проектной деятельности в муниципальных учреждениях культуры;

- низкая степень информатизации сферы культуры на уровне муниципальных образований.

На наш взгляд, внедрение программно-целевого метода управления сферой культуры и дальнейшее изменение структуры управления отраслью в регионе будут способствовать внедрению планирования бюджета, ориентированного на результат.

Исходя из основополагающих стратегических документов по развитию сферы культуры в регионе, предлагаются следующие показатели

непосредственного и конечного результатов по достижению

стратегических целей. Индикаторы эффективности решения задач, в соответствии с областной целевой программой «Развитие сферы культуры в Ивановской области на период до 2018 года», а также структура позиций по формированию бюджета, ориентированного на результат по следующим направлениям, целям и задачам.

Миссия отрасли культурных учреждений определена, в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Ивановской области [1], как фактор социально-экономического

развития региона, в условиях духовного возрождения его населения и развития потенциала личности в целях построения гражданского общества.

Цели, задачи и результаты деятельности учреждений культуры и ис-

кусства по сохранению и развитию культуры с целью вовлечения ее в социально-экономическое развитие определены тем, что Ивановская область обладает уникальным материальным и нематериальным (духовным) историко-культурным наследием, сохранение которого является гарантом единства, социальной сплоченности и формирования благоприятной социокультурной среды, использование которой (как показывает опыт развитых стран) способно привести регион к процветанию.

При определении стратегических целей развития культуры учитывалась необходимость их соотношения с одной из главных задач социально-экономического развития Ивановской области - созданием условий для улучшения социального и

психологического климата и

благосостояния жителей территории.

В соответствии с этими аксиомами, нами предлагаются следующие стратегические цели:

- обеспечение конституционного права граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;

- обеспечение конституционного права граждан на получение своевременной и качественной информации, включая информацию, связанную с развитием культурного разнообразия в Ивановской области, как отличительного признака культуры региона;

- сохранение и пополнение архивного фонда региона, как составной части историко-культурного, информационного и интеллектуального достояния народов Российской Федерации с целью обеспечения потребностей граждан в получении необходимой ретроспективной информации.

Все три указанные стратегические цели являются взаимосвязанными и взаимодополняющими. Их реализация

связана с использованием несырьевых ресурсов, которые, в условиях «недостаточной подготовки минерально-сырьевых ресурсов к освоению» [2], приобретают значимость стратегических ресурсов территории. Кроме того, в условиях отсутствия полноценной инфраструктуры, инновационного обслуживания экономики и социальной сферы, реализация указанных стратегических целей позволяет эффективно использовать имеющуюся инфраструктуру сферы культуры для достижения стратегических целей социально-экономического развития Ивановского региона.

Использование ресурсов культуры в стратегических целях соответствует общей государственной политике РФ. На совместном заседании Президиума Госсовета и Президиума Совета по культуре и искусству 23 марта 2005 г. в г. Костроме Президент РФ В.В. Путин сказал: «Хотел бы в самом начале нашей встречи подчеркнуть непреходящее значение культурного наследия. Для нашей страны это не только богатство, но и огромный ресурс, ничуть не меньший, чем золото, нефть и газ. И поэтому задача сохранения культурного наследия является общенациональной задачей» [3].

Исходя из общих принципов государственной политики в сфере культуры, показателем непосредственного результата первой стратегической цели является положительная динамика роста натуральных показателей по повышению конкурентоспособности учреждений культуры, увеличению добавленной стоимости отрасли культуры в общем объеме роста валового регионального внутреннего продукта.

В соответствии с поставленными стратегическими целями, определены основные задачи, обеспечивающие их реализацию:

Задачей номер один является сохранение недвижимых объектов историко-культурного наследия региона с целью вовлечения их в сферу социально-экономической деятельности

[3].

В качестве индикаторов

эффективности решения данной задачи предлагаются следующие:

- соблюдение сроков и стандарта качества проводимых работ;

- паспортизация объектов культурного наследия;

- разработка новых туристических маршрутов с целью вовлечения объектов культурного наследия в социально-экономическое развитие региона [2] .

Второй задачей является интеграция библиотечных

информационных ресурсов Ивановской области в Российское и международное информационное пространство. Решение данной задачи предусматривает осуществление подписки,

комплектования библиотек,

информатизацию библиотечных ресурсов с целью создания единого информационного пространства и предоставления данного ресурса (услуги) населению региона.

Индикатор эффективности решения данной задачи - рост количества пользователей библиотек Ивановской области.

В соответствии с третьей задачей, планируется вовлечение ресурсов музеев в социально-экономическую

деятельность региона, международное сотрудничество, развитие туризма. Решение данной задачи предусматривает создание постоянных экспозиций, реализацию проектов в области музейного дела и, как следствие, формирования

привлекательного имиджа Ивановской области.

Четвертая задача включает внедрение современных технологий по безопасности музейных и библиотечных

фондов. Решение данной задачи предусматривает оснащение музеев и библиотек современными техническими средствами предупреждения утраты и порчи библиотечных и музейных коллекций и предметов (Задача сформулирована в соответствии с Федеральными законами РФ «О библиотечном деле», « О музейном фонде РФ и музеях в РФ» [4]).

Индикатором эффективности

решения данной задачи является отсутствие фактов утраты и порчи библиотечных и музейных коллекций и предметов.

Пятой задачей является создание условий для развития детского творчества, художественного и музыкального образования; поддержка юных дарований. Решение данной задачи предусматривает проведение творческих и обучающих мероприятий для детей, а также выделение стипендий для одаренных детей Ивановского региона на конкурсной основе. Задача отражает основные направления реализации единой культурной политики (Сформулирована в федеральной целевой программе «Культура России 2010-2018 гг.») [1].

В качестве индикаторов

эффективности решения данной задачи предлагаются следующие:

- увеличение количества детей, участвующих в образовательных программах и проектах в области профессионального искусства;

- количество стипендиатов Министерства культуры РФ; Департаментов культуры и по делам молодежи региона; лауреатов и дипломантов различных фестивалей и конкурсов.

Шестая задача направлена на формирование благоприятной среды для социальной реализации творческой личности в целях духовного развития общества. Решение данной задачи предусматривает расходы на новые постановки, организацию гастрольной

деятельности, реализацию проектов творческих союзов, приобретение произведений искусства.

Индикаторами эффективности

решения данной задачи являются: увеличение количества обслуженного населения на стационаре и на выезде, а также количество показанных спектаклей и концертных программ.

Седьмой задачей является развитие традиционной и национальной культуры населения региона, например, в виде создания центров ремесел.

Индикаторами эффективности

решения данной задачи являются:

- рост числа населения, участвующего в творческой деятельности;

- количество реализованных проектов и программ, а также привлеченных средств на их реализацию;

- увеличение количества платных услуг, оказываемых населению (продажа сувенирных и ремесленных изделий).

В соответствии с восьмой задачей, предполагается внедрение современных технологий управления отраслью культуры, обучение инновационным процессам, реализация пилотных проектов по повышению квалификации и подготовке кадров.

Индикаторами эффективности

решения данной задачи могут выступать:

- повышение качества управления процессами в сфере культуры на всей территории Ивановской области;

- количество специалистов, прошедших переподготовку или повышение квалификации за последние 5 лет;

- увеличение числа выпускников средних профессионых учебных заведений сферы культуры, работающих по специальности или поступивших в высшие учебные заведения.

Девятая задача обозначена нами как создание условий для развития и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отрасли, с целью современной социально-культурных повышения качества

безопасности построения инфраструктуры учреждений и спектра услуг в сфере культуры.

Индикаторами эффективности

решения данной задачи определены следующие:

- расширение спектра услуг населению, повышение их качества;

- количество зданий, работающих в безаварийных условиях;

- количество объектов, сданных в эксплуатацию после проведения капитального ремонта и реконструкции.

Задача номер десять направлена на создание условий для продвижения лучших отечественных фильмов как средства духовного развития личности. Решение данной задачи предполагает прокат лучших отечественных фильмов, проведение мероприятий с участием лучших отечественных кинематографистов.

Индикаторами эффективности

решения данной задачи предлагаются следующие:

- количество обслуженного населения;

- повышение объема финансовых средств, полученных в результате выполнения указанной задачи;

- количество учреждений культуры, занимающихся кинопрокатом для населения региона с целью продвижения фильмов отечественного производства.

Создание системы индикаторов бюджета, ориентированного на результат, и достижение положительных результа-

Рукопись поступила в редакцию 11.02.2015. CULTURE SPHERE POTENTIAL USE FOR REGION SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

V. Shatirov, E. Belyaev

In the article the main problems and solution variants on evaluation of culture development element influence on region social and economic activity through economic and social indicators are carried out.

Key words: socio-cultural activity, institutions of cultural and leisure type, globalization, mass culture, effectiveness evaluation, public product.

тов в работе учреждений культуры позволяет привлекать дополнительные средства на развитие сферы культуры из регионального бюджета (бюджета развития), а также стимулировать деятельность не только государственных учреждений культуры, но и других субъектов культурной деятельности. Кроме этого, повышение занятости населения, особенно молодежи, снижает криминогенную и социальную напряженность в населённых пунктах региона и создаёт рост духовной, образовательной и профессиональной сторон личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства Ивановской области от 31.05.2013 N 203-п «Долгосрочная целевая программа Ивановской области на 2013-2018 годы» (Приложение к постановлению Правительства Ивановской области от 19.12. 2012 N 553-п).

2. Шатиров В.А. Инновационные направления развития сферы шопинг-туризма в Ивановской области как аспект экономической безопасности региона // Материалы межд. научн. техн. конф. «Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности» (Республика Беларусь, Витебск, 26-27 ноября 2014г.). - Витебск: ВТГУ. -С. 47-51.

3. Методические рекомендации Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. - М.: Изд-во МК РФ, 2006 г. - 39 с.

4. Соколов A.C. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mkmk.ru/datadocs/inf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.