Научная статья на тему 'Применение индикаторов эффективности бюджета сферы культуры в социально-экономическом развитии региона'

Применение индикаторов эффективности бюджета сферы культуры в социально-экономическом развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА / INSTITUTIONS OF CULTURAL AND LEISURE TYPE / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / PROGRAM-TARGET PLANNING / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / PERFORMANCE EVALUATION / ИНДИКАТОРЫ РОСТА / INDICATORS OF GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляев Евгений Вадимович, Шатиров Владимир Александрович

В настоящее время отсутствует полноценная инфраструктуры инновационного обслуживания экономики и социальной сферы Ивановского региона. В связи с этим имеется возможность эффективно использовать инфраструктуру сферы культуры для достижения развития Ивановского региона. В статье излагаются основные задачи и варианты программно-целевых решений, с оценкой влияния индикаторов развития отрасли культуры в современном мире на социально-экономическую деятельность региона. Предлагаемые индикаторы оценивают динамику роста натуральных показателей повышения конкурентоспособности учреждений культуры, определяют роль увеличения добавленной стоимости отрасли культуры в общем объеме роста валового регионального внутреннего продукта. Внедрение программно-целевого метода управления сферой культуры и изменение структуры управления отраслью в регионе будут способствовать оптимизации планирования бюджета сферы культуры, ориентированного на результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INDICATORS OF EFFICIENCY OF THE BUDGET OF SPHERE OF CULTURE IN SOCIAL AND ECONOMIC REGION DEVELOPMENT

Now there is no high-grade infrastructure of innovative service of economy and social sphere of the Ivanovo region. In this connection there is a possibility effectively to use an infrastructure of sphere of culture for development of the Ivanovo region. In article the primary tasks and variants of program-target decisions, with an estimation of influence of indicators of development of branch of culture in the modern world on social and economic activity of region are stated. Offered indicators estimate dynamics of growth of natural indicators of increase of competitiveness of culture establishments, define a role of increase in the added cost of branch of culture in total amount of growth of a total regional internal product. Introduction of a program-target management method by sphere of culture and change of structure of management by branch in region will promote optimization of planning of the budget of sphere of the culture, focused on result.

Текст научной работы на тему «Применение индикаторов эффективности бюджета сферы культуры в социально-экономическом развитии региона»

УДК 658:677.71

ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Е.В. Беляев, В.А. Шатиров

Ивановский государственный университет

В настоящее время отсутствует полноценная инфраструктуры инновационного обслуживания экономики и социальной сферы Ивановского региона. В связи с этим имеется возможность эффективно использовать инфраструктуру сферы культуры для достижения развития Ивановского региона. В статье излагаются основные задачи и варианты программно-целевых решений, с оценкой влияния индикаторов развития отрасли культуры в современном мире на социально-экономическую деятельность региона. Предлагаемые индикаторы оценивают динамику роста натуральных показателей повышения конкурентоспособности учреждений культуры, определяют роль увеличения добавленной стоимости отрасли культуры в общем объеме роста валового регионального внутреннего продукта. Внедрение программно-целевого метода управления сферой культуры и изменение структуры управления отраслью в регионе будут способствовать оптимизации планирования бюджета сферы культуры, ориентированного на результат.

Ключевые слова: учреждения культурно-досугового типа, программно-целевое планирование, оценка эффективности, индикаторы роста.

За годы реализации Программы «Культура России» (с 2000 по 2015 гг.), вследствие изменений в федеральном законодательстве, развитии рыночно ориентированной российской экономики в социальной сфере, произошли изменения, имеющие непосредственное отношение к сфере культуры, которые можно сформулировать следующим тезисом: культура сейчас рассматривается как сфера деятельности людей - работников этой сферы, принимающих непосредственное участие в производстве общественного продукта и национального дохода. Из этого следует, что уровень культуры, в основе которого лежат творческие способности ее участников, работа исполнителей, материально-вещественные и финансовые ресурсы, которыми располагают институты культуры, выступают опосредованными факторами производства валового внутреннего продукта и национального (вт.ч. и регионального) дохода. На основе ее развития происходят активизация человеческих сил и культурных

ресурсов, повышение квалификации производителей материальных и духовных благ, совершенствование навыков труда. Иными словами, культура стала рассматриваться в современном обществе как один из базовых регуляторов, определяющих социально-экономическое развитие региона. В качестве косвенного подтверждения этого вывода могут служить данные ТОФС государственной статистики Ивановской области за период 2005-2013 гг. по следующим сферам жизни населения: здравоохранение, доходы населения, уровень жизни, культура, туризм, образование и правонарушения.

Из динамики представленных показателей (2005-2013гг.) видно, что число случаев производственного травматизма уменьшилось в 2,3 раза, а отсюда в 1,7 раза сократились количество человеко-дней нетрудоспособности. Повысился уровень социальной защищенности престарелых и инвалидов, о чём говорит сокращение очереди в дома престарелых в

3,3 раза. Резко снизилось число впервые обратившихся больных с диагнозом заболевания: алкоголизмом (в 2,37 раза), наркоманией (в 1,42 раза) и токсикоманией (в 6,1 раза). Заболевание населения психическими расстройствами составило 31,1% в 2013г по отношению к 2005г. Повышение доходов населения (в 5,2 раза) и уровня средней заработной платы (в 3,7 раза) подняли уровень жизни граждан (рост жилой площади на 1 чел. составил 10%, а количество автомобилей на 1000 чел. выросло в 1,9 раза), что сказалось на таком важном социальном показателе как усыновление детей оставшихся без родителей (количество детей на конец 2012г. в Домах ребёнка - 146 чел. сравнялось с количеством усыновлённых и взятых родителями).

Конечно, нельзя сказать, что динамика оказания услуг культурно-досуговыми учреждениями (КДУ) в Ивановской области имеет по всем направлениям позитивный рост. Так, при росте посетителей театров на 34,4%, происходит снижение посещаемости музеев на 9,3% на 1000 чел. населения, а рост журналов в 5,4 раза сопровождается одновременным снижением посещения библиотек (34,5%) и самого их количества (в 3,1 раза), да и числа изданных на 1000 чел. книг и брошюр (13,3%). Данная статистика по библиотекам и читателям имеет аналогичный характер и по стране в целом и не является, по мнению автора, показателем снижения интереса к «печатному слову». Просто часть читателей перешла в разряд «интернет-читателей», чем обязательно должны воспользоваться библиотеки путём наращивания электронных копий книг. Рост туристического бизнеса в регионе в целом вырос в 5,4 раза, в том числе, по маршрутам России в 2,1 раза, а это указывает, что интерес к познаванию мира вживую имеет активную позитивную динамику, что, возможно, объясняет снижение посещаемости музеев. Учитывая принятые в конце 2015

года решения Правительства РФ и Министерства туризма и спорта об активизации внутренних туристических маршрутов по стране, в связи с ростом международных террористических угроз, можно ожидать ещё более высокие показатели в 2016 и следующих годах. Это позволяет говорить об интенсивном росте культурного шопинг-туризма в городах и посёлках Ивановской области [3,5].

Анализируя уровень образования в регионе по предоставленным данным, видно как сильно «просела» даже численность обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях (школах) с 106,2 тыс. чел. в 2005г до 88,7 тыс. чел. в 2013г., что является последствием демографической «ямы» в стране, поэтому количество студентов колледжей и ВУЗов также снизилась на 36,2% и 31,1% соответственно, за исследуемый период. Эта динамика, на наш взгляд, не выражает снижения интереса молодёжи к обучению, что подтверждается данными о росте числа человек, имеющих среднее специальное и высшее образование на 1000 чел. населения региона, соответственно, на 12,2% и 10,7%. Анализируя данные по уровню преступности в регионе, сразу бросается в глаза его снижение в 2,1 раза в целом, в том числе по молодежной группе 18-24 лет - в 2,0 раза, а по несовершеннолетним в 3,2 раза.

По результатам проведённого исследования об оценке влиянии учреждений культуры МО в решении проблем социальной консолидации и развитии человеческого потенциала Ивановской области, анализу действующей ситуации в Ивановской области по данным ФОТС государственной статистики были определены 2 группы наиболее существенных факторов, влияющие на повышение социально-экономического уровня региона.

1 группа - внешние факторы: рост бюджета отрасли культуры в консолидированном бюджете Ивановской области;

недооценка сферы культуры как фактора социально-экономического развития региона органами местного самоуправления в числе приоритетов социально-экономического развития МО; слабое вовлечение учреждений культуры в коммерческие схемы туристического бизнеса и технологии создания брендовых знаков территории; демографическая ситуация; соотношение роста заработной платы работников учреждений культуры к росту цен; стоимость потребительской корзины и номенклатура ее составляющих; недостаточная развитость форм внебюджетного финансирования КДУ (спонсорство, меценатство, благотворительность); недостаточное развитие такого маркетингового ресурса, как имидж территории Ивановской области («Центр культурного шопинг-туризма» и «Золотое кольцо России»).

2 группа - внутренние факторы: недостаток высококвалифицированных руководителей и специалистов в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях культуры; отсутствие опыта работы, а также квалифицированных кадров для работы в режиме «управления изменениями», то есть процессными технологиями; недооценка роли пространственно- территориальных и технологических ресурсов в развитии территорий; несоответствие инфраструктуры и материально-технической базы сферы культуры ресурсному потенциалу сферы культуры; сравнительная бедность спектра мероприятий, проводимых на районном уровне и уровне отдельных поселений; низкое качество крупных зрелищных мероприятий; слабое развитие проектной деятельности в муниципальных учреждениях культуры; низкая степень информатизации сферы культуры на уровне муниципальных образований.

На наш взгляд, внедрение программно-целевого метода управления сферой культуры и изменение структуры управления отраслью в регионе будут

способствовать внедрению планирования бюджета, ориентированного на результат. Исходя из основополагающих стратегических документов по развитию сферы культуры в регионе, предлагаются следующие показатели непосредственного и конечного результатов по достижению стратегических целей:

- индикаторы эффективности решения задач в соответствии с областной целевой программой «Развитие сферы культуры в Ивановской области на период до 2018 года»,

- структура позиций по формированию бюджета, ориентированного на результат.

Миссия отрасли определена в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Ивановской области [2], как фактора социально-экономического развития региона, обладающего уникальным материальным и нематериальным (духовным) историко-культурным наследием, сохранение которого является гарантом единства, социальной сплоченности и формирования благоприятной социо-культурной среды, использование которого (как показывает опыт развитых стран) способно привести регион к процветанию.

Реализация миссии связана с использованием несырьевых ресурсов, которые в условиях «недостаточной подготовки минерально-сырьевых ресурсов к освоению» [2] приобретают значимость стратегических ресурсов территории. Кроме того, в условиях отсутствия полноценной инфраструктуры инновационного обслуживания экономики и социальной сферы региона, имеется возможность эффективно использовать инфраструктуру сферы культуры для достижения развития Ивановского региона, что соответствует общей государственной политике РФ. Так на совместном заседании Президиума Госсовета и Президиума Совета по культуре и искусству 23 марта 2005 г. в г.Костроме Президент РФ, В.В.

Путин сказал: «Хотел бы в самом начале нашей встречи подчеркнуть непреходящее значение культурного наследия. Для нашей страны это не только богатство, но и огромный ресурс, ничуть не меньший, чем золото, нефть и газ. И поэтому задача сохранения культурного наследия является общенациональной задачей» [1]. Исходя из общих принципов государственной политики в сфере культуры, показателем непосредственного результата её функционирования, то есть социально-экономическое развитие области, является положительная динамика роста натуральных показателей по повышению конкурентоспособности учреждений культуры, увеличению добавленной стоимости отрасли культуры в общем объеме роста валового регионального внутреннего продукта.

В соответствии с этими целями в работе определены основные задачи, обеспечивающие их реализацию:

Задачей номер один является сохранение объектов недвижимости историко-культурного наследия региона с целью вовлечения их в сферу социально-экономической деятельности (задача поставлена Президентом России В.В. Путиным на Государственном Совете, 23.03.2005 в г. Костроме) [1]. В качестве индикаторов эффективности решения данной задачи предлагаются следующие:

- паспортизация объектов культурного наследия;

- разработка новых туристских маршрутов с целью вовлечения объектов культурного наследия в социально-экономическое развитие региона.

Второй задачей является интеграция библиотечных информационных ресурсов Ивановской области в Российское и международное информационное пространство. Решение данной задачи предусматривает информатизацию и компьютеризацию библиотечных ресурсов с целью предоставления данного ресурса (услуги) населению региона. Индикатор эф-

фективности решения данной задачи -рост количества пользователей библиотек Ивановской области и, как следствие, рост образовательного уровня населения.

В соответствии с третьей задачей планируется вовлечение ресурсов музеев в социально-экономическую деятельность региона через создание постоянных экспозиций и реализацию проектов в области музейного дела с целью развития туризма и международного сотрудничества.

Четвертая задача включает внедрение современных технологий по безопасности музейных и библиотечных фондов. Решение данной задачи предусматривает оснащение музеев и библиотек современными техническими средствами предупреждения утраты и порчи библиотечных и музейных коллекций и предметов (задача сформулирована в соответствии с Федеральными законами РФ «О библиотечном деле», « О музейном фонде РФ и музеях в РФ»[5]). Индикатором эффективности решения данной задачи -отсутствие фактов утраты и порчи библиотечных и музейных коллекций и предметов.

Пятой задачей является динамичный рост услуг КДУ по развитию детского творчества, художественного и музыкального образования, поддержка юных дарований. Решение данной задачи предусматривает проведение творческих и обучающих мероприятий для детей, а также выделение стипендий ДКиТ региона для одаренных детей на конкурсной основе. Индикаторами эффективности решения данной задачи предлагаются следующие:

- увеличение количества детей, участвующих в образовательных программах и проектах в области профессионального искусства, что снижает социальную напряжённость (преступность) в МО;

- рост количества стипендиатов Департаментов культуры и туризма по

делам молодежи, лауреатов и дипломантов различных фестивалей и конкурсов, что позволяет говорить о росте толерантности в области за счёт повышения её имиджа в стране.

Шестая задача направлена на культурный рост населения при социальной реализации личности в общественном поведении, образовании, здоровом образе жизни. Решение данной задачи предусматривает как расходы на новые постановки, организацию гастрольной деятельности, реализацию проектов творческих союзов, приобретение произведений искусства, так и окупаемость выступлений и повышение доходов участников. Индикаторами эффективности решения данной задачи являются: увеличение количества обслуженного населения на стационаре и выезде, количество показанных спектаклей и концертных программ, а также доходы творческих коллективов от реализации билетов.

Седьмой задачей является развитие традиционной и национальной культуры населения региона, к примеру, в виде создания центров ремесел. Индикаторами эффективности решения данной задачи являются:

- рост числа населения, участвующего в творческой деятельности;

- количество реализованных проектов и программ, а также объём привлеченных и заработанных средств при их реализации;

- увеличение платных услуг населению от продажи сувенирных и ремесленных изделий.

В соответствии с восьмой задачей предполагается внедрение современных технологий управления отраслью культуры, обучение инновационным процессам, реализация пилотных проектов по повышению квалификации и подготовке кадров. Индикаторами эффективности решения данной задачи можно предложить:

- количество специалистов, прошедших переподготовку или повышение квалификации за последние 5 лет;

- увеличение числа выпускников средних профессиональных учебных заведений сферы культуры, работающих по специальности или поступивших в высшие учебные заведения.

Девятая задача обозначена как создание условий для развития и безопасности отрасли, с целью построения современной инфраструктуры социально-культурных учреждений и повышения качества спектра услуг в сфере культуры. Индикаторами эффективности решения данной задачи определены следующие:

- расширение спектра услуг населению, с одновременным повышением их качества;

- количество зданий, работающих в безаварийных условиях;

- количество объектов, сданных в эксплуатацию после проведения капитального ремонта и реконструкции.

Задача номер десять направлена на создание условий для продвижения лучших отечественных фильмов как средства духовного развития личности. Решение данной задачи предполагает прокат лучших отечественных фильмов, проведение мероприятий с участием лучших отечественных кинематографистов. Индикаторами эффективности решения данной задачи предлагаются следующие:

- количество обслуженного населения;

- повышение объема финансовых средств, полученных в результате выполнения указанной задачи;

- количество учреждений культуры, занимающихся кинопрокатом для населения региона с целью продвижения фильмов отечественного производства.

Создание системы индикаторов бюджета сферы культуры, ориентированного на результат, достижение положительных показателей в работе учрежде-

ний культуры, позволяет рассчитывать на значительный рост социально-экономического потенциала региона в текущем периоде и на перспективу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Путин В.В. Вступительное слово на совместном заседании Президиума Госсовета и Президиума Совета по культуре и искусству 23 марта 2005 г. в г.Костроме: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/appears/2005/03/23/1842

2. Правительство Ивановской облас-ти./Постановление от 28.06.13 г. N 252-п «О прогнозе социально-экономического развития Ивановской области на 2014 год и на период до 2016 года».

3. Беляев Е.В., Беляева Т.Н. Инновационные направления развития предприятий легкой промышленности в Ивановской области. // Материалы межд. н-пр. конф. «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций», Н.-Н., Нижегород. ГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2014.С.95-101.

4.Соколов A.C. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.mkmk.ru/datadocs/inf .

5.Шатиров В.А. Инновационные направления развития сферы шопинг-туризма в Ивановской области как аспект экономической безопасности региона. // Материалы межд.научн.техн. конф. «Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности» 26-27 ноября 2014г. Республика Беларусь, Витебск. ВТГУ. С. 47-51.

Рукопись поступила в редакцию 29.06.2016.

APPLICATION OF INDICATORS OF EFFICIENCY OF THE BUDGET OF SPHERE OF CULTURE IN SOCIAL AND ECONOMIC REGION DEVELOPMENT

E. Belyaev, V. Shatyrov

Now there is no high-grade infrastructure of innovative service of economy and social sphere of the Ivanovo region. In this connection there is a possibility effectively to use an infrastructure of sphere of culture for development of the Ivanovo region. In article the primary tasks and variants of program-target decisions, with an estimation of influence of indicators of development of branch of culture in the modern world on social and economic activity of region are stated. Offered indicators estimate dynamics of growth of natural indicators of increase of competitiveness of culture establishments, define a role of increase in the added cost of branch of culture in total amount of growth of a total regional internal product. Introduction of a program-target management method by sphere of culture and change of structure of management by branch in region will promote optimization of planning of the budget of sphere of the culture, focused on result.

Key words: institutions of cultural and leisure type, program-target planning, performance evaluation, indicators of growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.