Научная статья на тему 'Использование положений международных и отечественных стандартов по безопасности и качеству для оценивания качества педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ'

Использование положений международных и отечественных стандартов по безопасности и качеству для оценивания качества педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
349
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Граб В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование положений международных и отечественных стандартов по безопасности и качеству для оценивания качества педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ»

Граб В.П.

СДС «АПИКОН», «Военный Регистр», Росаккредитации, Москва, Россия.

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВУ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, РЕАЛИЗОВАННОЙ НА БАЗЕ ИКТ

Качество - одна из сложнейших категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в своей деятельности. К понятию качества обращаются при выборе предметов для удовлетворения различных потребностей, при оценке результатов выполнения различных производственных операций, а также когда хотят характеризовать соотношение свойств, выражающих суть предмета, или соотношение предметов между собой, или соотношение между явлениями, или соотношение между предметами и явлениями.

Понятиям "качество" и "безопасность" не всегда придавалось равное значение при государственном регулировании и контроле (надзоре). На этом этапе регулирования в нормативно-технических документах акцент делался на обеспечение и повышение качества продукции, которое являлось комплексным понятием. Понятие «безопасность» при этом воспринималось как гарантируемая в обязательном порядке составляющая понятия "качество". Поэтому ни в период плановой экономики, ни в начале развития рыночной экономики - нигде в нормативно-правовых и нормативно-технических документах безопасность товаров вообще не упоминается и нормативно не регулируется. Государственные стандарты как нормативные документы содержали в качестве обязательных и потребительские требования к продукции, и требования безопасности; при этом все эти требования в совокупности характеризовали качество товара. Объяснить это можно тем, что одним из показателей развития экономики являлось повышение качества продукции, а безопасность производимой и импортируемой советским государством продукции презюмировалась (необходимость гарантий и регулирования безопасности потребительских товаров возникнет значительно позднее - с развитием предпринимательства, когда потребительский рынок заполнится недоброкачественной, а порой небезопасной для жизни и здоровья продукцией).

В связи с тем, что Закон "О техническом регулировании" коренным образом изменил всю действующую до него систему технического нормирования. Можно утверждать, что с принятием Закона о техническом регулировании завершился переход от "качества" как основного объекта государственного нормирования и контроля к "безопасности" потребительских товаров. Порядок и способы обеспечения качества и безопасности товаров изменялись в зависимости от социально-экономических преобразований в стране.

Обеспечение безопасности — одно из важнейших требований, которое должны выполнять все, везде и всегда, так как любая деятельность потенциально опасна. Безопасность связана с риском (они взаимозависимы). Безопасность характеризуется не отсутствием риска вообще, а только отсутствием недопустимого риска. Стандарты определяют допустимый риск как «оптимальный баланс между безопасностью и требованиями, которым должны удовлетворять продукция, процесс или услуга, а также такими факторами, как выгодность для пользователя, эффективность затрат, обычаи и др.».

Безопасность жизнедеятельности это:

- физиология труда и рациональные условия жизнедеятельности;

- особенности психологического состояния человека в чрезвычайных ситуациях;

- анатомо-физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов,

-среды обитания, поражающих факторов;

-характеристики чрезвычайных ситуаций, принципы организации мер по их ликвидации;

-методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов,

-правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В законах Российской Федерации, документах Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), а также государственных стандартах России (ГОСТ Р 50922-96, ГОСТ Р 51275-99 и др.) под информационной безопасностью (ИБ) понимается состояние защищенности обрабатываемых, хранимых и передаваемых данных от незаконного ознакомления, преобразования и уничтожения, а также состояние защищенности информационных ресурсов от воздействий, направленных на нарушение их работоспособности. Такое определение отражает прежде всего технологический аспект обеспечения информационной безопасности и требует дополнения применительно к сфере образования.

Стандартизация, метрология и оценка соответствия (сертификация) являются инструментами обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг. Техническое законодательство, стандартизация и оценка соответствия определяют уровень безопасности и качества продукции и, следовательно, являются важнейшими инструментами конкурентоспособности продукции.

Сегодня стандартизация является частью современной предпринимательской стратегии. Ее влияние и задачи охватывают все сферы общественной жизни. Так, стандарты на процессы и документы (управленческие, товаросопроводительные, технические) содержат те правила, которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок, а приемы технического регулирования являются инструментами обеспечения не только безопасности, конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления. Изначально стандарты тесно связаны с торговлей. Свободное перемещение товаров и услуг по всему миру без торговых барьеров - конечно же горячее желание каждого производителя и поставщика. Однако без некоего технического регулирования, учитывающего интересы всех участников рыночных отношений, неизбежны трудности совместимости продуктов, процессов, отсутствие гарантий ответственности.

Соглашения по формальной стандартизации облегчают жизнь покупателям и продавцам (товаров и услуг) во всем мире. Сегодня рынки становятся глобальными, и цепочки поставок могут пересекать границы многих стран. В деле создания более благоприятных условий для международной торговли могут помочь международные соглашения и стандарты. Роль международных стандартов в качестве технического фундамента глобального рынка особо подчеркнута в Соглашении Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле. Соглашение обязывает правительства максимально использовать международные стандарты, чтобы предупредить появление нежелательных препятствий на пути развития торговли.

Основа деятельности организации ВТО - это своеобразный многосторонний контракт. Он является самым крупным в мире договором, регулирующим торговлю практически всеми видами товаров услуг. Заключив его, государство получает гарантии, что его экспортная продукция не будет подвергаться

какой-либо дискриминации на рынках других участников в обмен на аналогичные обязательства. В настоящее время по правилам ВТО осуществляется ~ 95 % всей мировой торговли.

Основная задача ВТО - содействие беспрепятственной международной торговле, недопущение при этом злоупотреблений и отрицательных последствий. Во многих случаях устранение барьеров, препятствующих торговле. Это также означает, что отдельные предприниматели, предприятия, ведомственные организации должны быть хорошо знакомы с нормами международной торговли и уверены в том, что эти нормы не изменятся резко и без предупреждения. Иными словами, правила должны быть совершенно ясными, стандартными, а их применения последовательными.

Мировой опыт, в частности США, показывает, что эффективными организационно-методическими приемами, обеспечивающими создание конкурентоспособной и высококачественной продукции, являются такие, которые следуют принципам стандартизации и сертификации. Повышение качества продукции считается основой его конкурентоспособности и динамичного поступательного развития производства.

В настоящее время существуют следующие типы стандартов безопасности:

основополагающие, включающие в себя фундаментальные концепции, принципы и требования, относящиеся к основным аспектам безопасности. Эти стандарты применяют для широкого диапазона видов продукции, процессов и услуг;

групповые, содержащие аспекты безопасности, применимые к нескольким видам или к семейству близких видов продукции, процессов или услуг. В этих документах делают ссылки на основополагающие стандарты безопасности;

стандарты безопасности продукции, включающие в себя аспекты безопасности определенного вида или семейства продукции, процессов или услуг. В этих документах делают ссылки на основополагающие и групповые стандарты;

стандарты на продукцию, содержащие аспекты безопасности, но касающиеся не только этих вопросов. В них должны быть сделаны ссылки на основополагающие и групповые стандарты безопасности. В таблице приведены примеры международных стандартов, относящихся к перечисленным типам. Эти стандарты содержат требования к характеристикам функции безопасности.

Таблица. Стандарты безопасности (примеры)

№п/п Тип стандартов Примеры стандартов

1 Основополагающие стандарты ISO 31000 Risk management — Principles and guidelines (Менеджмент риска. Принципы и руководства); IEC/ ISO 31010 Risk management — Risk assessment techniques ( Менеджмент риска. Методы оценки риска); BS OHSAS 18001 Occupational health and safety management systems. Requirements. (Системы менеджмента безопасности труда и здоровья. Требования);

2 Групповые стандарты ISO 14121 Safety of machinery — Risk assessment (Безопасность машин. Оценка риска); ISO 15408 Information technology — Security techniques — Evaluation criteria for IT security (Информационная технология. Критерии оценки для безопасности информационной технологии)

3 Стандарты на безопасность продукции IEC 60065 Audio, video and similar electronic apparatus — Safety requirements (Аудио, видео и подобная электронная аппаратура. Требования безопасности); EN 50088 Safety of electric toys (Безопасность электрических игрушек)

Задание требований безопасности в регламентах/стандартах должно основываться на анализе риска причинения вреда людям, имуществу или окружающей среде или их сочетанию — так говорится в стандартах На рисунке схематически приведены основные риски предприятия с указанием стандартов управления рисками.

ISO 9001,

ISO 90СИ,

OMSAS 1S00II,

ATEX

Рис. Риски компании (пример) и применимые к ним стандарты

Теоретически можно выделить следующие принципы обеспечения безопасности: управленческие (адекватности, контроля, обратной связи, ответственности, рования, управления, эффективности);

организационные (защиты временем, информации, резервирования, несовместимости, подбора кадров, последовательности, эргономичности);

технические (блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, слабого звена, флегматизации, экранирования);

ориентирующие (активности оператора, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности).

плановости, стимули-

нормирования,

Остановимся подробнее на принципе классификации (категорирования). Он состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями:

- около 20% всех неблагоприятных событий связаны с отказами оборудования;

- 80% — с человеческой ошибкой, из которых 70% ошибок произошли из-за скрытых организационных слабостей (ошибки скрывались, не было реакции на них);

- около 30% связаны с индивидуальным работником.

Новые стандарты ИСО включают потребности потребителей и надзорных органов, и отражают растущий спрос на стандарты в области защиты прав потребителей, в том числе необходимость решений в области охраны здоровья, управления рисками и разработки процедур отзыва уже на этапе проектирования изделий. Данные рекомендации будут особенно полезны для малых и средних компаний, и позволят им эффективнее управлять своими программами безопасности продукции.

Виды стандартов:

ЕСО — Европейские стандарты оценки (Европейская группа оценщиков TEGoVA);

МСО — Международные стандарты оценки (имущества);

МСФО — Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS);

BASEL II — соглашение «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» Базельского комитета по банковскому надзору;

BRC — The British Retail Consortium Global standards (Стандарты Консорциума Британской торговли );

COBIT — Control Objectives for Information and Related Technology («Задачи информационных и смежных технологий» — пакет открытых документов, около 40 международных и национальных стандартов и руководств в области управления IT, аудита и IT-безопасности); COSO — Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (стандарт комитета спонсорских организаций комиссии Тредвея);

FERMA — Federation of European Risk Management Associations (стандарт Федерации европейских ассоциаций риск-менеджеров); GARP — Global Association of Risk Professionals (стандарт Ассоциации риск-профессионалов);

IFS — International Featured Standards (Международные стандарты по производству и реализации продуктов питания);

ISO/PAS 28000 — Specification for security management systems for the supply chain (Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Технические условия);

NIST SP 800-30 — Risk Management Guide for Information Technology Systems (Руководство по управлению рисками в системах информационных технологий).

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.

В Европейском Союзе требования по оценке профессиональных рисков содержатся в:

Директиве 89/391/ЕЕС (требования по введению оценки профессиональных рисков в государствахчле-нах ЕС);

индивидуальных директивах Евросоюза о безопасности труда на рабочих местах (89/654/ЕЕС, 89/655/ЕЕС, 89/656/ЕЕС, 90/269/ЕЕС, 90/270/ ЕЕС, 1999/92/ЕС и др.) и о защите работников от химических, физических и биологических рисков, канцерогенов и мутагенов (98/24/ЕС, 2000/54/ЕС,

2002/44/ЕС, 2003/10/ ЕС, 2004/40/ЕС, 2004/37/ЕС и др.) Свое особое место в сфере безопасности

занимают и АТЕХ директивы ЕС — одна для изготовителей, а другая для пользователей оборудования:

«ATEX 95 оборудование» (Директива 94/9/EC) — оборудование и защитные системы, предназначенные для применения в потенциально взрывоопасных атмосферах;

«ATEX 137 рабочее место» (Директива 1999/92/EC) — минимальные требования для улучшения без-

опасности, охраны труда и здоровья работников, подвергаемых потенциальному риску от воздействия взрывоопасной атмосферы.

Учитывая важность оценки профессиональных рисков для безопасности труда на рабочих местах, Европейское агентство по обеспечению здоровья и безопасности работников в 1996 г. опубликовало Руководство о порядке проведения оценки рисков (Guidance on risk assessment at work) и постоянно добавляет много полезных примеров для определения опасностей при оценке профессиональных рисков.

В целом также и требования европейской Директивы REACH направлены на обеспечение безопасности. Эта система основана на управлении рисками, связанными с веществами, которые содержатся в химических соединениях, а в отдельных случаях и в изделиях.

Важное место занимают стандарты системы безопасного труда (ГОСТ ССБТ). Это документы хорошо выстроенной системы, которая существует в немногих странах мира. Так безопасность технологического оборудования должна соответствовать ГОСТ 12.2.003 [1], безопасность технологических процессов

— ГОСТ 12.3.002 [2]. А если производятся, сохраняются и применяются опасные вещества, то требования к безопасности определяются по ГОСТ 12.1.007 [3]. Системы (устройства, элементы) безопасности

должны соответствовать ГОСТ 12.4.011 [4], а при пожаре и взрыве — еще и ГОСТ 12.1.004 [5].

Требования к безопасности строений/сооружений определяются по строительным нормам и правилам.

Большое значение имеют также медицинские стандарты и регламенты (GMP — надлежащая производственная практика, GLP — надлежащая лабораторная практика, GDP — надлежащая дистрибьюторская практика, GPP — надлежащая аптечная практика и др.).

Стандарты безопасности в продовольственной сфере определяются Комиссией Codex Alimentarius. Есть также регламенты безопасности в ветеринарии, растениеводстве.

Развитие космонавтики и ядерной энергетики, усложнение авиационной техники привело к тому, что изучение безопасности систем было выделено в независимую отдельную область деятельности (например, МАГАТЭ была опубликована новая структура стандартов по безопасности: GS-R-1 «Законодательная и правительственная инфраструктура для ядерной и радиационной безопасности, безопасности радиоактивных отходов и транспортировки»). Еще в 1969 г. Министерство обороны США приняло стандарт MILSTD-882 «Программа по обеспечению надежности систем, подсистем и оборудования». В нем изложены требования для всех промышленных подрядчиков по военным программам.

Важными документами являются карты безопасности материала (MSDSкарты — Material safety data sheet). MSDS-карты, как правило, содержат следующие разделы: сведения о продукте, опасные составляющие, потенциальное воздействие на здоровье (контакт с кожей, воздействие при приеме пищи, предельные дозы, раздражающее действие, возбуждающее действие, взаимно усиливающее действие в контакте с другими химическими веществами, кратковременное воздействие, долговременное воздействие,

влияние на репродуктивность, мутагенность, канцерогенность), порядок оказания первой медицинской помощи (при попадании на кожу, в глаза, желудок, при вдыхании), пожаро- и взрывоопасность (огне-опасность/горючесть — при каких условиях, способы тушения, особые инструкции по тушению огня, опасные продукты сгорания), данные по химической активности (химическая стабильность, условия химической активности, опасные продукты распада), действия в случае розлива/утечки (включая утилизацию отходов, распад/токсичность для водной флоры/фауны, грунта, воздуха), борьба с воздействием вещества и средства индивидуальной защиты (технические средства, перчатки, средства защиты органов дыхания и зрения, защитная обувь, защитная одежда), требования к хранению и работе с веществом (хранение, работа, порядок транспортировки), физические характеристики вещества, экологическая, нормативная, дополнительная информация. Такие MSDS-карты готовит производитель и передает пользователю/потребителю. Данные из MSDS-карт необходимо включить в инструкции производственные и по охране труда.

Стандарт ISO 10377:2013 «Безопасность потребительских товаров. Руководство для поставщиков» дает универсальные рекомендации и предлагает практические инструменты для идентификации, оценки, устранения или смягчения потенциальных угроз безопасности перед выпуском продукции на рынок. Его применение должно привести к сокращению случаев травматизма и повышению доверия потребителей, обеспечить ориентиры для выхода на международные рынки, дополнить существующие правила, обеспечить системный подход к безопасности продукции, единые правила игры на рынке, информировать поставщиков, сократить дорогостоящие процедуры отзыва и многое другое.

Популярный стандарт ISO/IEC 27001 на систему менеджмента информационной безопасности в настоящее время пересматривается. Новая редакция планируется к публикации в октябре 2013 года.

Стандарты на продукцию (услуги) определяют требования к группам услуг (продукции) или к единой услуге (продукту). Эти документы могут быть следующими:

1. стандарты общих технических условий, в них указывают обобщенные требования;

2. стандарты технических условий, в которых указывают требования к определенной продукции (услуге).

В стандарт общих технических условий обычно вносят такие разделы: основные параметры (разме-

ры), классификацию, требования к качеству продукции, требования промышленной безопасности, определяют упаковку, виды маркировки, средства и способы контроля, условия транспортировки, методы хранения; требования к экологичности; способы приемки продукции; требования к эксплуатации, сервисному обслуживанию и утилизации. Внесение этих разделов в стандарт не является обязательным. Все зависит от самого объекта стандартизации и требований к нему.Стандарт технических условий включает различные требования к продукции. В них определены вопросы производства, поставки, эксплуатации, потребления, утилизации и ремонта. Эти требования должна соответствовать стандарту общих технических условий. В стандарт технических условий включают определенные дополнительные требования к стандартизуемому объекту.

Стандарты на процессы работы - определяют требования к определенным работам, которые выполняют на разных стадиях производства.

Стандарты на методы контроля - указывают какие нужно применять методики для контроля, чтобы получить лучшую оценку выполнения требований к качеству продукта.

Новый стандарт ISO 10377:2013 «Безопасность потребительской продукции. Руководящие указания для поставщиков» устанавливает методы оценки и управления рисками для повышения безопасности потребительской продукции. Предполагается, что стандарт окажет существенный и положительный эффект на поставщиков, продукцию и потребителей. Стандарт ISO 10377 может использоваться как малыми и средними предприятиями (МСП), так и крупными компаниями.

Продукция станет безопаснее, если поставщики будут участвовать в ее разработке, будь то сырье, компоненты, сборочные узлы, дизайн, производство или сбыт. Создание первичного образца продукции и проверка его качества снижает вероятность возникновения дефектов во время производства. Анализ рисков выявит те риски, которые можно предупредить и те, которые должны быть включены в инструкцию по эксплуатации.

Кроме того, чем безопаснее продукция, тем ниже уровень юридической ответственности. Ограничить юридическую ответственность поможет документация на продукцию, которая дает исчерпывающую информацию о качестве изделия, дизайне, производителе и т.д. Поставщики должны быть в состоянии узнать о разработке продукции с помощью документации и проследить проектирование, оценку рисков, анализ угроз и методы испытаний вплоть до концепции товара. Необходимо также определить сроки хранения документации и какая именно документация должна хранится. Таким образом, стандарт ISO 10377 с одной стороны снижает вероятность дефектов продукции, которые могут нанести непреднамеренный вред потребителю, а с другой стороны ограничивает юридическую ответственность поставщиков.

Продукция должна прослеживаться и иметь уникальный идентификатор, который наносится, отмечается или прикрепляется в месте изготовления. Это также относится к сырью, компонентам и сборочным узлам. Поставщики должны настаивать на верном описании продукции производителями и иметь возможность отслеживать продукцию непосредственно до места происхождения и выявлять следующего прямого потребителя продукции в цепочке поставок.

Стандарт ISO 10377 также подчеркивает необходимость создания системы управления безопасности в организации, которая охватывает всю цепочку поставок.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" - ТР ТС 007/2011, разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010

Технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции, предназначенной для детей и подростков, обеспечения свободного перемещения продукции, предназначенной для детей и подростков, выпускаемой в обращения на единой таможенной территории Таможенного союза.

Если в отношении продукции, предназначенной для детей и подростков, будут приняты иные технические регламенты Таможенного союза и (или) технические регламенты Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), устанавливающие требования к продукции, предназначенной для детей и подростков, то продукция, предназначенная для детей и подростков, должна соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза и (или) технических регламентов ЕврАзЭС, действие которых на нее распространяется.

К продукции, на которую распространяется действие технического регламента, относятся:

- изделия для ухода за детьми (соски молочные, соски-пустышки, посуда, столовые приборы, санитарно-гигиенические и галантерейные изделия, щетки зубные и массажеры для десен);

- одежда, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обувь и кожгалантерейные изделия; коляски детские и велосипеды

- издательская книжная и журнальная продукция,

- школьно-письменные принадлежности.

Действие технического регламента не распространяется на:

-продукцию, разработанную и изготовленную для применения в медицинских целях;

- продукты для детского питания;

- парфюмерно-косметические товары;

- спортивные изделия и оборудование;

-учебные пособия, учебники, электронные учебные издания;

- игрушки, игры настольные печатные; мебель

- продукцию, изготовленную по индивидуальным заказам.

Технический регламент устанавливает обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции.

Статья 8 «Требования безопасности издательской (книжной и журнальной) продукции, школьнописьменных принадлежностей» технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».

Требования к шрифтовому оформление определены в приложениях к ТР.

На настоящий момент (в связи с отсутствием сформулированных положений), учебные пособия, учебники, электронные учебные издания также должны соответствовать требованиям, перечисленным в ТР ТС 007/2011 (шрифтовое оформление ,оформление текстов в зависимости от вида издания, объем текста единовременного прочтения в зависимости от возраста пользователя и в соответствии с физиологическими особенностями органов зрения детей и подростков).

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012, НД системы, ПРИКАЗ от 16 октября 2012 г. № 682, ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 июня 2012 г. N 602 являются нормативной базой сертификации, определяют требования к АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ).

Оценка качества продукции напрямую зависит от качества работы испытательных лабораторий. Факторы, определяющие правильность и надежность испытаний:

-человеческий фактор;

-помещения и окружающая среда;

-методы испытаний и оценка метод);

-оборудование;

-прослеживаемость измерений;

-отбор образцов;

-обращение с испытываемыми образцами.

Результаты контроля и испытаний служат доказательством того, насколько выполнены установленные требования к качеству продукции

Модель системы менеджмента для успешного функционирования лаборатории (ISO/CD PAS 17005) схематично представлена на рис. 2

Рис.2

Воплощение в жизнь национального проекта по подключению всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации к сети Интернет позволило учителям и школьникам получить огромные возможности приобретения новых, актуальных знаний, доступа к разнообразным медиахранилищам, библиотекам, виртуальным галереям и многому другому, необходимому для дальнейшего полноценного существования в информационном обществе. Уже сейчас на просторах мировой сети создается множество электронных образовательных ресурсов по различным областям знаний, специализированных порталов, где можно получить консультацию по любому интересующему вопросу.

Школы оснащаются компьютерной техникой, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) широко применяются в сферах образовательной деятельности, Наряду с очевидными положительными тенденциями по реализации национального проекта «Образование» возникает ряд и негативных аспектов . Современный этап жизни российского общества, связанный с Глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности.

В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально - нравственные ориентиры общественной жизни. Деформация и деструктивные изменения духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей, влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни. В связи с этим, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации.

Возможные негативные медицинские последствия, связанны с:

нарушением эргономики рабочего места пользователя, оснащенного современными средствами вычислительной техники, информатизации и коммуникации;

недопустимым временным интервалом использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации;

использованием недопустимого объема и качества аудиовизуальной информации;

несоответствием предоставляемой информации на экране компьютера (как по структуре, так и по качеству) индивидуальным возможностям личности.

Выбор показателей для оценивания качества педагогической продукции осуцествляется в соответствии с требованиями, касающимися качества любого вида педагогической продукции, включающими в себя:

- требования и потребности заказчика в связи с использованием продукции;

- назначение продукции;

- условия эксплуатации продукции;

- требования к долговечности и надежности;

- требования безопасности;

- требования, установленные регламентирующими органами и государственными стандартами;

- привлекательность или внешний вид;

- техническое обслуживание;

- характеристика рынка сбыта;

- товары, предлагаемые конкурирующими фирмами.

Необходимо рассматривать следующие аспекты безопасности [6]:

- предназначенное использование;

- возможное предсказуемое неправильное использование;

- способность к действию при ожидаемых условиях использования;

- совместимость с окружающей средой;

- эргономические факторы;

- безотказность;

- ремонтопригодность и удобство обслуживания;

- долговечность;

- возможность утилизации (включая любые необходимые инструкции);

- специальные потребности пользователей продукции, процесса или услуги, например детей, пожилых людей, групп людей с ограниченными возможностями;

- характеристики отказов;

- маркировка и информация;

Т.О именно эти перечисленные аспекты безопасности определяют показатели продукции, реализованной на базе ИКТ. Необходимо констатировать, что в настоящее время проведению оценивания качества и безопасности педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, уделяется, при разработке НД недостаточное внимание. Данное направление реализуется в основном при разработке ТУ на продукцию. Проверка выполнения требований по безопасности продукции осуществляется при проведении испытаний (в соответствии с ТУ) и сертификации, в соответствии с разработанными в органах по сертификации методиками проведения сертификации.

Следовательно, при проведении оценивания качества и безопасности педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, необходимо руководствоваться в первую очередь положениями следующих НД: BS OHSAS 18001 Occupational health and safety management systems. Requirements. (Системы менеджмента безопасности труда и здоровья. Требования); новый стандарт ISO 10377:2013 «Безопасность потребительской продукции. Руководящие указания для поставщиков»; ISO 15408 Information technology — Security techniques — Evaluation criteria for IT security (Информационная технология. Критерии оценки для безопасности информационной технологии); IEC 60065 Audio, video and similar electronic apparatus — Safety requirements (Аудио, видео и подобная электронная аппаратура. Требования безопасности); EN 50088 Safety of electric toys (Безопасность электрических игрушек).

При использовании положений международных и отечественных стандартов по безопасности и качеству для оценивания качества педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ» (для сотрудников органов сертификации и оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ) необходимо проводить анализ требований международных и отечественных стандартов по безопасности и качеству для оценивания качества педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, в том числе: СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-

03, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.7.II66-02, , СанПиН 2.4.7.1166-02, ГОСТ 7.0.3-2006, ГОСТ 7.83-2001, ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17.025-2009, ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17.021-2012 , BS

7799-1:2005, DIN V 19250, DIN V VDE 0801, IEC 61508, ANSI/ISA S84.01, Руководящие документы IEC 61511, ГОСТ Р 51898-2002, ISO 10218.

1. ГОСТ

2. ГОСТ

3. ГОСТ ности.

4. ГОСТ

5. ГОСТ

6. ГОСТ

ЛИТЕРАТУРА

12.2.003- 91. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности. 12.3.002-75 (2000). ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности. 12.1.007-76 (1999). ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопас-

12.4.011-89. ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация.

12.1.004- 91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.