Научная статья на тему 'Использование полимерных материалов в разработке женских платьев на основе метода деконструкции'

Использование полимерных материалов в разработке женских платьев на основе метода деконструкции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
440
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ / МЕТОД ДЕКОНСТРУКЦИИ / ДИЗАЙН / POLYMERIC MATERIALS / DECONSTRUCTIVISM / METHOD DECONSTRUCTION / DESIGN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Муртазина С. А.

Современные дизайнеры одежды предлагают платья нестандартных и сложных конструкций. Источником вдохновения при этом часто является стиль деконструктивизм. Для создания объема и необычных форм применяются полимерные материалы на основе синтетических волокон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern fashion designers offer dresses unusual and complex structures. Inspiration often is the style of deconstructivism. To create a volume and unusual forms of applied polymer materials on the basis of synthetic fibers.

Текст научной работы на тему «Использование полимерных материалов в разработке женских платьев на основе метода деконструкции»

УДК 677

С. А. Муртазина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАЗРАБОТКЕ ЖЕНСКИХ ПЛАТЬЕВ

НА ОСНОВЕ МЕТОДА ДЕКОНСТРУКЦИИ

Ключевые слова: полимерные материалы, деконструктивизм, метод деконструкции, дизайн.

Современные дизайнеры одежды предлагают платья нестандартных и сложных конструкций. Источником вдохновения при этом часто является стиль деконструктивизм. Для создания объема и необычных форм применяются полимерные материалы на основе синтетических волокон.

Keywords: polymeric materials, deconstructivism, method deconstruction, design.

Modern fashion designers offer dresses unusual and complex structures. Inspiration often is the style of deconstructivism. To create a volume and unusual forms of applied polymer materials on the basis of synthetic fibers.

В современной легкой текстильной промышленности платье определяется как одна из распространённых разновидностей верхней одежды, с достаточно длинными полами, укрывающими тело и верхнюю часть ног. В прошлом различались мужские и женские платья, но по мере дифференциации мужской и женской одежды, платье стало характерной чертой именно женского гардероба.

За всю историю своего существования платья претерпели множенство изменений. Прежним во все времена оставалось лишь его предназначение - максимально подчеркнуть достоинства женской фигуры, создавать неповторимый образ. При этом определенные ситуации требовали соответствующих нарядов, что привело к появлению платьев разных назначений.

Сегодня не существует строгих критериев в выборе платья. Грань между вечерними и повседневными нарядами постепенно исчезла. Необходимо отметить, что современные платья стали представлять собой некое переосмысление нарядов прошлых лет и даже столетий. В моде могут быть модели в стиле 20-х или 70-х XX века, а также детали кроя, свойственные платьям XVII или XIX столетий. Главными чертами платья нового века являются интерпретация и новые сочетания цветов и фактур.

В современной моде наблюдается полное смешение стилей. Платье может как шокировать, так и поражать своей скромностью. Главное, каждое платье должно иметь свой шарм. Наряды могут выполняться любых форм и в разных стилях. Одним из смелых и неординарных решений в разработке женского платья является использование в декорировании элементов архитектурного деконструктивизма.

При всём разнообразии индивидуальных творческих манер и стилей, приверженцы деконструктивизма базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегают к их некоторой деформации, «искажению абстракции», что придаёт их композициям динамику и остроту. Самыми характерными чертами стали такие принципы как острые углы, неровности, асимметрия, неожиданные изломанные формы, нарушенные связи смещенных горизонталей и

вертикалей, цветовые контрасты.

Деконструктивистские идеи, выраженные в архитектонической форме можно применять не только в архитектуре, но и в костюме. Многие известные дизайнеры и в этом сезоне предлагают коллекции, с явным проявлением деконструкции.

Архитектура является одним из ярчайших творческих источников при создании костюма. Каждой исторической эпохе соответствует определенный стиль, повлиявший на костюм своего времени. Архитектура учит художника гармоничному единству костюма и окружающей среды [1].

При разработке женского платья можно позаимствовать архитектурные элементы деконструкции, а также использовать сам метод деконструкции. Как и архитектурный стиль, деконструктивизм в одежде строится, в первую очередь, на сложных элементах и ломаных линиях в силуэте. Платье как будто представляет собой композицию из случайных составляющих.

Это необычный, эффектный, даже экстравагантный стиль. Он разрушает привычные представления о художественной целостности и красоте формы и цвета, предлагая взамен разбиение пространства на множество фрагментов, не подчиняющихся традиционной логике [2].

Сходство с архитектурными элементами платью придают визуально сложные и тяжелые детали, сдержанный, черный или металлический цвет. Для создания объема применяются полимерные материалы на основе синтетических волокон, которые обладают высокими

формообразующими свойствами [3].

Формовочная способность текстильных материалов с содержанием полимерных волокон обеспечивает хороший внешний вид, нужную форму изделиям и удобство в носке, износостойкость, легкость ухода при эксплуатации, т.е высокое качество швейного изделия [4].

Впервые метод деконструкции предложили японские дизайнеры, как новый подход в моделировании одежды, при котором свободно может меняться форма и посадка изделия на фигуре. Вещь могла создаваться прямо на модели, учитывая индивидуальные особенности фигуры. При этом традиционная форма одежды, например брюки,

могла использоваться по другому назначению - как кофта. Ворот у платья мог стать его подолом, рукавов не обязательно должно быть два, одного достаточно и вообще он может быть отрезан от плеча. Раньше ничего подобного в одежде не встречалось. Во многом благодаря японским дизайнерам, намеренно придающим своей одежде черты незавершенности, традиции точного кроя во второй половине XX века перестали

восприниматься как «абсолютное благо» и модельеры начали постигать искусство разрушения формы, т.е. деконструктивизм [5].

В 1981 г. в Париже впервые приняли участие в показе дизайнеры Ёджи Ямамото и Рей Кавакубо. Их коллекции вызвали шок в мире моды. Одни восприняли модели японцев как карикатуру на европейскую одежду, другие стали их горячими поклонниками, воспринимая эту одежду не как атрибут моды, а как текстильную архитектуру и произведение искусства, в котором выражена новая философия одежды. Тогда стиль коллекций японцев называли «destructuree look» (разрушительный взгляд). И лишь позднее это направление в дизайне одежды получило название «деконструктивизм» [6].

Метод деконструкции при создании коллекций используют и многие другие известные дизайнеры одежды. Бельгийские модельеры оказали сильное влияние на само восприятие и отношение к одежде. В 1987 Вальтер ван Бейрендонк, Дрис Ван Нотен, Дирк Ван Саен, Марина Йи, Дирк Биккембергс и Анн Демельмейстер в Лондоне на Неделе Моды представили свою дебютную коллекцию. Публика была поражена авангардными решениями дизайнеров, а модный мир заговорил о «бельгийском феномене».

Анн Демельмейстер в 1992 году в Париже представила женскую коллекцию в стиле деконструктивизма, где модели предстали в широких балахонах, мужских штанах и ботинках. Дизайнер экспериментирует с формой, кроем, материалом и драпировками. Основной прием кроя - асимметрия. К примеру, пиджак выполнен с одним рукавом, заворачивающийся вокруг тела, или платье с вырезом в форме неровного треугольника. Одежда из дорогих тканей специально обрабатывается для создания большего художественного эффекта, например: шерсть варится, «старится», меняет фактуру, гофрируется, натуральные ткани смешиваются с искусственными полимерами и т.д.

И архитектура, и мода представляют собой трехмерное структурное искусство, и полезные идеи можно обнаружить как в основном стиле здания, так и в его архитектурных деталях. Исследуя архитектуру можно открыть множество интересных текстур, тончайших цветовых переходов и ярких элементов дизайна, отражающих источник, но одновременно выступающих самостоятельной дизайнерской концепцией.

Почти любой архитектурный источник способен продиктовать силуэт модели и ее деталей. Примеры заимствования архитектурных элементов в дизайне костюма все чаще можно проследить на мировых подиумах. Создание необычных

современных формы в одежде сопровождается

использованием новых полимерных материалов,

способных полностью отразить смелые идеи

дизайнеров-деконструктивистов.

Таким образом, деконструктивизм на рубеже XX - XXI вв. стал отличительной чертой дизайна как в архитектуре, так и в костюме. Метод деконструкции сегодня часто применяется в проектировании одежды. Но также все чаще мировые дизайнеры используют архитектурные сооружения как предмет вдохновения при создании коллекций повседневных, вечерних или коктейльных нарядов.

Литература

1. Андросова, Э.М. Основы художественного

проектирования костюма / Э.М.Андросова. - Ч ГУ. -2005. - 176 с.

2. Исаев, В.И. Красота, дизайн, мода. Размышления о

стилях, идеях и формообразовании в современном дизайне / В.И.Исаев. - М.: ДеЛи принт, 2009. - 96 с.

3. Кумпан, Е.В. Применение формообразующих полимерных материалов в декорировании одежды / Е.В.Кумпан, Г. А. Гарифуллина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т.15. - № 14 - С. 121-122.

4. Хамматова, В.В. Формовочная способность

текстильных материалов с содержанием полимерных волокон / В.В.Хамматова // Вестник Казан. технол. унта. - 2012. - Т.15. - № 14 - С. 158-159.

5. Деконструктивизм по-японски [Электронный

ресурс]. - Режим доступа http://salonn.ru/article/85-(1екош1гакЙукт-ро-уарошк^, свободный.

6. Зелинг, Ш. Мода: Век модельеров 1900-1999 гг. / Ш.Зелинг // Пер. с нем. Ю.Бушуевой, Г.Яшиной. -Кёльн, Копетапп, 2000. - 656 с.

© С. А. Муртазина - ст. преподаватель каф. дизайна КНИТУ, sweta_albertovna@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.