ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Э.Н. Маковская, канд. пед. наук, доцент А.Х. Муталапова, старший преподаватель
Калужского филиала Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана (Россия, г. Калуга)
Аннотация. В статье рассматривается педагогическое воздействие речи преподавателя на интенсификацию процесса обучения. Обосновывается значимость эмоциональной выразительности речи преподавателя как средства создания комфортной учебной среды для формирования активности студента в учебном процессе. Использование эмоционального речевого воздействия на студента не только способствует коммуникативности урока, но и выступает полифункциональным фактором обучения и мотивации, что позволяет преподавателю влиять на развитие личности студента.
Ключевые слова: интенсификация процесса обучения, педагогическая технология, педагогическое воздействие речи, партисипативность.
Интенсификация учебно - воспитательного процесса рассматривается в педагогике как «повышение интенсивности, напряженности, производительности, действенности учебной деятельности; достигается за счет более полного использования каждой единицы ресурсного потенциала» [1]. Интенсификация процесса обучения иностранным языкам в техническом вузе особенно актуальна в настоящее время, так как невозможно представить компетентного специалиста на современном предприятии, не владеющим хотя бы одним иностранным языком. К основным целям интенсификации профессиональной подготовки в вузе можно отнести: повышение познавательной активности обучающихся; повышение результативности и эффективности учебной, научной, производственной деятельности студентов; ускоренное формирование умений и навыков самообразования, самостоятельности и самоуправления обучающихся, системного подхода к решению поставленных задач, развитие творческого потенциала будущих специалистов.
Интенсификация процесса обучения иностранным языкам происходит на основе комплексного использования, как современных интенсивных педагогиче-
ских технологий, так и традиционных форм обучения. Оптимизация управления учебно-познавательной деятельностью студентов тесно связана с повышением эффективности обучения иностранному языку, в частности, с системой психолого-педагогических воздействий. Основным среди таких воздействий является речь преподавателя, и это отчетливо обнаруживается в практической работе преподавателя иностранного языка. В его работе речь является одним из главных средств обучения и воспитания, поскольку она способствует коммуникативности урока, выступает полифункциональным фактором (обучение и мотивация), активизирующим студентов, стимулирующим их и, что важно подчеркнуть, обеспечивающим формирование социально активной личности. Являясь средством педагогической оценки, речь представляет не только ситуативное выражение позиции преподавателя и его авторитета, но и вызывает положительные изменения в мотивации, самооценке и уровне притязаний студентов, повышает их интерес к изучаемому языку, воспитывает творческое отношение к его использованию. В психологии утвердилось положение о большом значении педагогической оценки для создания благоприятного
эмоционального климата в учебной группе. Б. Г. Ананьев замечает, что в «некоторых ситуациях интеллектуального напряжения учащегося и ожидания им оценки выполненной работы отсутствие педагогической оценки оказывает более депрессирующее влияние, чем явное неодобрение учителя» [2].
Речь преподавателя воспринимается учащимися как своеобразный эталон выражения мысли и отношения человека к действительности иноязычными средствами. Именно в этом проявляется обучающая и воспитательная функции речи преподавателя, её эмоциональное воздействие стимулирует данные функции. Исследования показывают, что преподаватель, обладающий высокой культурой речи, характеризуется, как правило, следующими умениями: тонко дифференцировать экспрессивные речевые средства, использовать в своей речи образные виды выразительности, адресно применять эмоциональные особенности, присущие его личности.
При разработке методики интенсивного обучения иностранным языкам Г.А Китайгородская исходит из того, что «одним из основных правил, в соответствии с которыми преподавателем организуется межличностное взаимодействие и общение на уроке, является установление неформальных и равноправных, эмоционально насыщенных и положительных отношений между всеми участниками процесса. Эти отношения с самого начала строятся на основе взаимопомощи и доброжелательности, взаимной поддержки и одобрения, взаимного участия и интереса в условиях живого и активного общения. Тон во всем этом задает преподаватель» [3].
Экспрессивные речевые средства преподавателя усиливают значимость смыслового содержания высказываний. Они обращены непосредственно к эмо-ционально-мотивационной сфере обучающихся и, вызывая заинтересованность, обеспечивают включенность студентов в глобальное общение, необходимое для говорения на изучаемом языке. При этом эмоциональное воздействие речи преподавателя не ограничива-
ется рамками установления такой включенности в учебное общение на отдельном уроке. Роль взаимообщения значительно шире, что объясняется связью между эмоциями и познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением и др.), с одной стороны, и поведением в целом - с другой. Еще Л. С. Выготский утверждал, что «ни одна форма поведения не является столь крепкой как связанная с эмоцией, и поэтому следует заботиться об эмоциональном речевом воздействии на учащихся» [4]. Следует отметить, что применяя эмоциональное воздействие не единовременно и не эпизодически, преподаватель может и должен оказывать влияние на развитие личности студента.
Взаимодействие участников учебной деятельности утрачивает формальность и приобретает черты межличностного, межсубъектного общения. Внутренний личностный мир преподавателя становится частью содержания образования, так как только личность может формировать личность. Студенты перенимают от педагога не только его знания, но и жизненный и профессиональный опыт, моральные и жизненные ценности, взгляды и убеждения, манеру поведения, способ мышления, отдельные качества и привычки и др.
Отмечая ведущую роль преподавателя на всех этапах учебного процесса, Г.А. Китайгородская пишет, что «с первого же дня занятий тональность общения с учащимися и между ними задает преподаватель. Эту тональность можно охарактеризовать как эмоционально-положительную, т. е. насыщенную радостью, доброжелательностью, мягким юмором, чувством удовлетворения достигнутыми успехами и уверенностью в конечном результате обучения. Средствами преподавателя для достижения этих целей является, в частности, высокий уровень профессионального артистизма, т. е. преподаватель должен, например, уметь всегда «изображать» личную заинтересованность при формулировке речевых заданий, при управлении речевой деятельностью, уметь правильно использовать все средства
невербальной коммуникации как для обеспечения запоминания учебного материала обучаемыми, так и для поддержания непосредственного «естественного» общения в течение всего урока. В этом не должно быть никакой фальши»
[5].
Выразительность речи раскрывает, уточняет и ярко, образно иллюстрирует семантическую сторону высказываний преподавателя; она в значительной степени определяет силу и продолжительность эмоционального воздействия речи. Следует отметить, что студенты непосредственно воспринимают, оценивают и эмоционально реагируют именно на выразительность речи преподавателя. Использование преподавателем эмоциональной окраски речи во время диалогического общения со студентом зависит от обучающей и воспитательной функций учебного процесса.
Эмоциональная выразительность речи, обусловленная искренней увлеченностью предметом (темой) общения, заинтересованность в успехах студентов, установление и поддержание хороших деловых и эмоциональных взаимоотношений с ними основываются на принципе партисипативности. Проявление индивидуальных особенностей преподавателя по отношению к учащимся, стремление им помочь, свидетельствует о профессионализме и мастерстве преподавателя, отражают психологический облик его личности. В результате сочетания этих факторов возрастают доверие и открытость взаимодействия субъектов учебного процесса.
О роли учителя как значимой и влиятельной личности и её педагогическом воздействии на учащихся обращал внимание А.А. Бодалев: «Субъективно зна-
чимая личность учителя оказывает решающее влияние на становление личности самих учащихся, ибо его «слова, поступки, дела... оказывают на восприятие и понимание человеком мира, себя самого в этом мире на строй его переживаний, наконец, на его поведение несравненно большее воздействие, чем слова и дела субъективно нейтральной личности» [6].
Витт Н.В., исследуя эмоциональную регуляцию речи, пишет о двух приемах, необходимых каждому преподавателю для эффективного взаимодействия с учебной группой: «Первый прием -«психологический портрет группы учащихся - применяется совместно с фиксированием степени и характеристики выразительности речи . и позволяет определить субъективное представление учителя о группе учащихся. Сущность второго приема заключается в составлении непосредственно после урока развернутых описаний эмоцио-генных ситуаций (т.е. ситуаций, вызывавших эмоции, которые «насыщали» урок) и в обозначении модальности эмоциональных переживаний в этих ситуациях - радости, страха, печали, гнева» [7].
Педагогическое воздействие речи преподавателя можно рассматривать как педагогическую технологию и, следовательно, осуществлять все этапы её разработки (по В.С. Безруковой): моделирование, проектирование и конструирование [8]. Проектирование данной педагогической технологии служит целям интенсификации обучения иностранному языку и создания комфортной среды обучения для формирования студента как активного субъекта образовательного процесса.
Библиографический список
1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. -Мн.: «Соврем. слово», 2005. - С. 208.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С. 219.
3. Китайгородская ГЛ. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб.пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш.шк., 1986. 103 с., С. 67-68.
4. ВыготскийЛ.С. Мышление и речь // Собр. соч., 1982. - Т. 2., 361 с. - С. 5.
5. Китайгородская ГЛ. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш.шк., 1986. - 103 с., С. 70.
6. Бодалев А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие её факторы // Вести Моск. Ун-та. - Сер. 14, Психология. - 1985. - № 2. - С. 16.
7. Витт Н.В. Эмоциональное воздействие речи учителя иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 1987. №6. С. 34-37.
8. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург, 1996. С. 107.
THE USE OF PEDAGOGICAL INFLUENCE OF LECTURER'S SPEECH FOR INTENSIFICATION OF FOREIGN LANGUAGE INSTRUCTION
AT UNIVERSITY
E.N. Makovskaya, candidate of pedagogical sciences, associate professor A.H. Mutalapova, senior lecturer
Kaluga branch of Moscow state technical university named after N. Bauman (Russia, Kaluga)
Abstract. The article deals with the pedagogical influence of lecturer's speech on the intensification of the learning process. The importance of emotional expressiveness of the lecturer is justified as a means of teaching environment comfort to form students' motivation and activity in the learning process. The use of the emotional expressiveness of lecturer's speech gives a boost not only to communicativeness in class but is a multifunctional factor of teaching and motivation as well, resulting in lecturer's having an impact on student's personality development.
Keywords: intensification of the learning process, pedagogical technology, pedagogical influence of lecturer's speech, participation.