Научная статья на тему 'Использование опыта зарубежного консалтинга в национальной инновационной системе РФ'

Использование опыта зарубежного консалтинга в национальной инновационной системе РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1507
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗНАНИЙ / РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATIVE CONSULTING / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / DISSEMINATION OF KNOWLEDGE / MARKET OF CONSULTING SERVICE / INNOVATION CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бисенова Светлана Вадимовна

В статье рассмотрен мировой опыт консалтинга в инновационной сфере. Представлена ситуация в Национальной инновационной системе РФ. Предлагаются пути использования опыта инновационного консалтинга развитых стран в качестве ключевого механизма развития и распространения инноваций для создания и распространения НИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of foreign consulting experience in the National Innovation System of the Russian Federation

In the article the positive experience of consulting in the innovative sphere is considered. The situation in the National Innovation System of the Russian Federation is presented. The author suggests that the innovative consulting experience of the developed countries might be used as the key mechanism of development and distribution of innovations, for creating and distributing the NIS.

Текст научной работы на тему «Использование опыта зарубежного консалтинга в национальной инновационной системе РФ»

С. В. Бисенова

Использование опыта зарубежного консалтинга в Национальной инновационной системе РФ

В статье рассмотрен мировой опыт консалтинга в инновационной сфере. Представлена ситуация в Национальной инновационной системе РФ. Предлагаются пути использования опыта инновационного консалтинга развитых стран в качестве ключевого механизма развития и распространения инноваций для создания и распространения НИС.

In the article the positive experience of consulting in the innovative sphere is considered. The situation in the National Innovation System of the Russian Federation is presented. The author suggests that the innovative consulting experience of the developed countries might be used as the key mechanism of development and distribution of innovations, for creating and distributing the NIS.

Ключевые слова: инновационный консалтинг, Национальная инновационная система, распространение знаний, рынок консалтинговых услуг, инновационная культура.

Key words: innovative consulting, National Innovation System, dissemination of knowledge, market of consulting service, innovation culture.

В статье рассмотрен зарубежный опыт особого вида предпринимательской деятельности - инновационного консалтинга и возможность применения этого опыта в становлении Российской инновационной системе; раскрыта ситуация с распространением инноваций в национальной инновационной системе РФ; определены факторы, мешающие ускоренному технологическому развитию страны, роль прикладных наук; описаны зарождение консалтинга и его роль в оказании помощи развитым странам. Проведен также анализ инновационного консалтинга на российском рынке, выявлены «слабые» звенья в цепочке распространения инноваций с помощью консалтинга. Анализ инновационного консалтинга позволил определить возможности использования данного вида деятельности для распространения инноваций. В работе обсуждаются актуальные проблемы ускоренного становления инновационной экономики РФ за счет использования положительного опыта зарубежных стран, а также выявлены существующие проблемы в Российской инновационной системе, мешающие функционированию инновационного консалтинга.

© Бисенова С. В., 2013

В предпринимательской среде консалтинг давно является самостоятельным видом деятельности. Этот термин произошел от английского слова consult, что означает консультировать, информировать (предоставлять знания, информацию). Различные авторы дают различные определения термина «консалтинг». Обратимся к базовой терминологии. Под консалтингом будем понимать: 1) рекомендации специалистов, деятельность по консультированию; 2) работа специальных компаний по консультированию производителей, продавцов, покупателей в области экспертной, технической и экономической деятельности, прогнозирования рынка (по товарам, услугам, лицензиям, ноу-хау, маркетингу) [3].

По сути, консалтинг - это предоставление советов специалистами, деятельность по консультированию. Это экономическая работа специальных компаний по консультированию производителей, покупателей в области экспертной, технической и рыночной деятельности, прогнозирование рынка.

Появление данной услуги на рынке не случайно. Рассмотрим появление и становление консалтинга, в частности инновационного, как отдельного вида деятельности. Консалтинг - это продукт запад-

w W п

ной рыночной экономики. В настоящее время имеется ряд аналитических работ по исследованию его за рубежом. В результате появились различные пособия, помогающие такому виду предпринимательской деятельности, как консультирование. Развитие консалтинга происходило параллельно с развитием промышленности и техническим прогрессом. Образовалась потребность в знаниях в смежных отраслях производств, необходимых для связи созданных новшеств или технологий с практикой. Промышленность, направленная на удовлетворение потребностей человека, нуждается в межотраслевых знаниях.

Развитие инновационного консалтинга Приведем краткий обзор истории становления консалтинга как науки, выделим основные временные этапы и людей, которые внесли весомый вклад в становление этой отрасли. Одним из первых профессиональных консультантов в области экономики был основатель теории научного управления предприятием Ф. Тейлор. Первая фирма по управленческому консалтингу - «Служба исследований в бизнесе» - была создана в 1914 г. в Чикаго, а в 20-х годах такие фирмы появились и в Европе (в первую очередь в Англии и Германии).

Консалтинг становится популярной услугой, когда процесс обмена управленческим опытом достигает развитой стадии. Возникает необходимость в методологии и описании различных методов и принципов консультирования, а предприниматель, неудовлетворенный своим положением, должен иметь возможность совершенство-

вать свои методы управления. Такая необходимость возникла во второй половине XIX в., когда возникло научное управление.

Консультирование на основе научного управления концентрировалось на вопросах производительности и эффективности работы фабрик, рациональной организации труда и снижении издержек производства. Консультантов называли экспертами по эффективности.

В начале XX в. область деятельности консалтинга возросла. Появились первые профессиональные специалисты в области консалтинга, среди них Т. Пэррин и Г. Эмерсон, Ф. Тейлор. Т. Пэррин и Г. Эмерсон стали основателями первых агентств в области консалтинга. Г. Эмерсон основывает «Эмерсон Компани», большинство других ранних консалтинговых фирм периода начала XX в. имеют инженерную ориентацию.

Ф. Тейлор, инженер металлургического завода, разработал теорию «Научного управления» и являлся активным консультантом по управлению, исследованию процессов и времени выполнения конкретных производственных задач. Это привело к распространению исследований временных процессов в трудовой деятельности [7].

В 1914 г. Эдвин Буз основал в Чикаго службу деловых исследований «Буз-Аллен энд Хамилтон». Появились консалтинговые фирмы по управлению человеческими ресурсами, по управлению сбытом и маркетингом, а также по управлению финансовыми ресурсами. В 1925 г. Джеймс О. МакКинси и Эндрю Томас Карни в партнерстве основали компанию, давшую впоследствии начало двум крупнейшим в мире консалтинговым фирмам - «МакКинси энд Компании» и «А. Т. Карни».

После «великой депрессии», в двадцатые годы, консалтинг в сфере управления был признан во всех промышленных странах. Однако не во всех сферах производства этот инструмент управления мог быть применен в полном объеме. Такими услугами пользовались в основном крупные промышленные фирмы. Появился спрос на консультирование в государственном секторе и военном комплексе, что сыграло немаловажную роль во время Второй мировой войны.

Послевоенный период называют «золотыми годами» консультирования. Именно в то время спрос на консалтинговые услуги начал расти особенно интенсивно. Это было обусловлено послевоенным строительством, ростом деловой активности, ускорением технологического прогресса, интернационализацией промышленности, торговли и финансов.

Управленческий консалтинг стал применим в сфере учета, особенно популярным в сфере финансового и бухгалтерского учета в шестидесятые годы. Лидирующими фирмами являлись бухгалтерские фирмы, такие как «Артур Янг», «Куперс и Либранд», «Артур

Андерсен», «Эрнст и Винни», «Делойт Хаскинис и Селс», «Пит и Марвик Митчелл», «Тач Росс», «Прайс Ватерхос».

В 60-х годах консалтинг стал очень популярной профессией у студентов Гарварда, где по заказу предприятий использовался ориентированный метод обучения (преподавались узкоспециализированные предметы, необходимые для освоения профессии), и студенты по окончании университета нанимались на работу в эти фирмы. Например, пятьдесят студентов из выпуска выбрали консалтинг в качестве профессии, а МакКинси принял почти треть из них на работу со средней зарплатой в $ 15 000 в год.

Большинство консалтинговых фирм, созданных в те годы, существуют в настоящее время и занимают лидирующие позиции. Например, «РА» (Великобритания) в 1943 г. имела лишь шесть консультантов, в 1963 г. - 370, а в 1984 г. - более 1300 консультантов в 22 странах. В эти же годы появилась концепция реструктуризации, т. е. разделение предприятий и их слияние - образование стратегических альянсов для совместного использования ресурсов, повышения гибкости предприятий и сокращения управленческих издержек.

Консалтинг получил столь широкое распространение, что в США в семидесятые годы на каждые сто управляющих в промышленности приходился один консультант. В восьмидесятые годы появился термин «консультантовооруженность», который определяется отношением общего числа жителей страны к количеству действующих консультантов (в различных сферах). В Японии этот показатель равен 2,5 тыс. чел.; в США - 4,5; в странах Западной Европы - 12,5; в развивающихся странах - 250-300 [2]. Неразвитость консалтинга в России не позволяет в настоящее время проводить оценку по «консул ьтантовооруженности ».

В мае 1987 г. в Париже состоялась Всемирная конференция консультантов по управлению. В ней приняли участие консультанты из 231 консалтинговой фирмы из Великобритании, США, Аргентины, Австралии, Бельгии, Бразилии, Голландии, Дании, Канады, Китая, ФРГ, Финляндии, Франции, Исландии, Индии, Ирландии, Италии, Японии, Монако, Норвегии, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии и Филиппин. На этой конференции консалтинг был выделен в новую отрасль, была определена важность и актуальность этой деятельности, были выделены новые направления в области консалтинга. В последующие годы наблюдался бурный рост консалтинговых услуг во всем мире.

В ходе эволюции техники и технологий инновационный консалтинг выделился в отдельный вид услуг. В данном случае эволюцией является появление инноваций - принципиально новых продуктов

54

или технологий, примененных на практике и признанных рынком. Рассмотрим временной отрезок N, в котором появляются новые открытия в науке. В отрезке времени более коротком, чем N, новое открытие может стать революционным в той отрасли, в которой оно создавалось. То есть относительно короткого отрезка временного периода новое открытие является революцией, относительно аналогичных явлений на временном отрезке N - эволюцией. От зарождения новшества до его массового использования необходимо соответствующее время для осуществления инновационного цикла.

В настоящее время передовыми странами мира в инновационном развитии остаются США, Китай, Япония, страны Евросоюза. В США консалтинг возник как отдельный вид предпринимательской деятельности. В этой стране давно взят курс на мировое лидерство в сфере инноваций в науке, оборонной промышленности страны,

V V п

медицине, химической промышленности, космической отрасли. В США инновации поставлены «на поток», а там, где на инновации есть спрос, есть и предложения для их применения.

Стремление американцев контролировать появление инноваций в очередной раз подтвердило известную вольтеровскую истину, что «лучшее - враг хорошего». Поиск новшеств стал привычным для многих фирм и предпринимателей. Появилась потребность в узких специалистах - консультантов со знаниями в смежных отраслях и запуске в производство новшеств различного типа. Сложилась система ценностей: главное - создание нового продукта. Способы его создания и реализации стали ключевыми возможностями для извлечения максимальной прибыли. На базе сложившейся системы появилась инфраструктура, позволяющая быстро развиваться инновациям, в том числе и при помощи консультационного бизнеса.

Анализ рынка интернет-предложений зарубежных консалтинговых фирм позволяет сделать вывод, что, в частности в США, имеется много жестко конкурирующих между собой фирм, занимающихся инновационным консалтингом. При позиционировании своих услуг на рынке консультативных услуг фирмы информируют клиентов о давности своего существования. Как и любые уважающие свою деятельность фирмы, они отмечают своих основателей, лиц, известных своей научной деятельностью, изданными публикациями и книгами по проектному консультированию (Д.П. Гилфорд, Алекс Ф. Осборн) [6]. В настоящее время имеется большое количество ориентированной на практику зарубежной литературы, которая используется и в России.

Российский рынок инновационного консалтинга

Рассмотрим рынок консалтинговых услуг в России. В каком объеме он представлен в нашей стране? Является ли инновационный консалтинг звеном в цепи развития инновационных процессов?

Анализ консалтинговых услуг в сфере инноваций показал, что в Российской Федерации этот рынок не развит, отсутствует конкуренция и спрос на эти услуги. Из существующих предложений консультирования начинающих бизнесменов в сфере производства и реализации инновационных продуктов мало кто просит оказать помощь в реализации инновационных проектов, которые попали к ним от заказчиков.

Имеющиеся немногочисленные консалтинговые компании, как правило, предлагают помощь в регистрации товарных знаков, написании бизнес-планов под новые идеи, но мало кто из изученных консалтинговых агентств на сайте своей компании организуют поиск инвесторов или поиск идей, достойных инвестирования. Нужна качественная реклама идей, которые нуждаются в инвестициях, предоставление расчетов сроков окупаемости, определение величины доходности. Подобные компании не являются полноценными участниками рынка инновационных услуг. Ситуация такова, что существует небольшое количество консалтинговых агентств, к которым можно обратиться для создания или разработки того или иного программного обеспечения [8].

Если провести опрос среди молодых ученых, программистов, которые хотят и могут разработать новый продукт, который может иметь практическую применимость и принципиальную новизну, то у минимального числа опрошенных возникла мысль обратиться к кон-салтерам. Многие попросту не информированы о том, что данная услуга может быть полезна предприятиям, имеющим идеи и проблемы с реализацией этих идей.

Приведем пример стандартного набора услуг, который на данный момент предлагает рынок консалтинговых агентств в инновационной сфере:

• разработка стратегии и развитие инновационного проекта на всех стадиях;

• поиск и подбор оптимального источника финансирования инновационного проекта;

• подготовка и сопровождение заявок на получение финансирования (в том числе через ГК «Роснанотех», Федеральные целевые программы, Венчурные инвестиционные фонды);

• разработка финансовых моделей инновационных проектов;

• подготовка бизнес-планов и инвестиционных меморандумов;

• защита проектов перед венчурными инвесторами;

• разработка аналитических материалов и обзоров, проведение научно-исследовательских работ по инновационным тематикам.

Данный перечень охватывает основные проблемы, с которыми сталкиваются при разработке нового продукта или бизнес-процесса, к которым можно отнести недостаточность финансирования, грамотное представление реализации бизнес-процессов, т. е. планирование и описание производственных процессов. При недостаточной компетентности руководства, при отсутствии необходимых результатов консультирование может помочь в решении поставленных задач [1]. В нашей стране еще пока инновационная культура не развита настолько, чтобы пользоваться всеми механизмами достижения результата в создании новых продуктов или услуг (в том числе в привлечении сторонних консультантов).

Зарубежные консалтинговые агентства активно проводят экспансию своих услуг, осваивая различные мировые рынки, в том числе и российские. Почему же в нашей стране не развита инновационная среда и культура для организации различного рода посредников в цепи распространения инноваций?

В России уже 20 лет медленными темпами развивается рыночная экономика. Безусловно, имеется ориентация экономики на сырьевую базу, но, тем не менее, для ее развития используется научный и технический задел, созданный еще в СССР. Возникает вопрос, что делается сейчас для обновления и модернизации производства, обороны и тех направлений, которые обеспечивают комфорт гражданам и определяют уровень развития общества страны? Почему не происходит планомерного решения этих основных задач страны?

Эти вопросы предназначаются для лиц, занимающихся политикой. К проблемам развития страны следует отнести и то, как должна развиваться наука, которая создает инновационные продукты и технологии и обеспечивает их широкое практическое применение? Каким образом обеспечить связь науки и производства? Как применить смежные знания? Какими должны быть специалисты, решающие эти вопросы?

Научное «производство» должно развиваться и разрабатываться с учетом практических результатов. Необходимо обеспечить тесную связь производства продукции с научными изысканиями. В настоящее время в РФ существует большая потребность в повышении научного и производственного потенциала производственного сектора экономики. Однако существуют проблемы в развитии этого потенциала [4]. Это слабая законодательная и налоговая база на государственном уровне. Практически отсутствует инфраструктура, способствующая созданию и производству новых продуктов. Существует схема распространения инноваций в РФ, но на каждом ее

этапе участники процесса сталкиваются с вышеуказанными проблемами, которые убивают творческие устремления научных сотрудников ввиду отсутствия спроса на инноватику. В России до сих пор не сформирована здоровая конкурентная среда для создания и распространения инновационных продуктов и услуг, плохо защищена интеллектуальная собственность. В то же время в зарубежных странах существуют строгие законы по защите интеллектуальной собственности, большие денежные средства выделяются для военных, медицинских и космических разработок. Приведем примеры: в декабре 2010 г. стали известны детали программы развития военновоздушных сил США, согласно которой до 2016 г. все военные вертолеты должны перейти на биотопливо. Одновременно американская компания Pratt & Whitney испытывала авиадвигатель, работающий на биотопливе, предназначенный для использования на самолетах ВВС США. Европа, например, готовит грандиозный проект «Desertec». Ряд европейских компаний (в их числе 20 крупнейших фирм) планируют построить в Сахаре «солнечный город» -крупнейшую в мире систему солнечных электростанций. Предполагается, что «Desertec» позволит Европе получать более 15 % электроэнергии.

Это объясняет и наличие конкуренции среди разработчиков инновационных идей. В США, например, в связи с наличием конкуренции образовалась прослойка посредников между создающими инновации и производящими их. Это консалтеры и центры трансфера технологий, которые ищут идеи и способы их реализации.

Если создать удовлетворительные условия для всех участников цепи создания и вывода на рынок инновационного продукта в РФ, то производители начнут искать новые идеи для удовлетворения потребностей покупателей и расширять рынки продуктов и услуг [5]. На данный момент не существует конкретного определения «инновации» на государственном уровне. Законы о создании инновационных продуктах и инновационной деятельности имеются только в виде проектов, предложенных отдельными регионами, в том числе Саратовской областью. Это малая доля того, что должно быть сделано для развития высокотехнологичного производства.

Создание новой технологии или продукта должно регулироваться законами, определяющими взаимодействие в процессе создания знаний и инноваций, которые должны быть обоснованными и

n w w

честными. В национальной инновационной системе должен существовать механизм, продуманный и закрепленный законом. Он должен обеспечить работу участников инновационного процесса без перебоев, преград и недопониманий.

Предприятия, которые пытаются выжить, стремятся к новому и не останавливаются на достигнутых результатах. В зависимости от

своего финансового состояния многие руководители компаний прибегают к услугам сторонних грамотных специалистов. Таким образом, компания стремится к дополнительным знаниям и информации, необходимой для развития производства. Именно на рынке, где существует живой спрос, и обосновались зарубежные консалтеры в России. В частности, в РФ представлена вся «большая шестерка» транснациональных консалтингово-аудиторских компаний («Эрнст энд Янг», «Куперс энд Лайбренд», «Прайс Уотерхауз», «КПМГ», «Делойтт энд Туш», «Артур Андерсен»), а также ряд средних и малых фирм из Западной Европы (Голландия, Германия, Франция, Великобритания) США и других стран мира. Для эффективного управления инновационными предприятиями доля консалтеров в стране должна увеличиваться. Существующие в настоящее время фирмы не являются надежным средством для распространения инновационных продуктов и идей. Им не хватает качественной среды для развития [3].

Необходим комплексный подход к распространению и адаптации консалтинга на рынке услуг. Специалисты должны готовиться в вузах, должна быть разработана законодательная база. Наконец, должна возникнуть потребность (конкуренция) в специалистах консалтинга. Чтобы росла потребность, нужен положительный опыт внедрения, разработки, реализации инновационных проектов. Нужны площадки для общения инвесторов, специалистов-консалтеров и обладателей идей. Государство должно помочь распространению фундаментальных разработок не только путем обеспечения государственных заказов в жизнеобеспечивающих отраслях (медицине, военно-промышленном комплексе, химической и космической промышленности), но и в объявлении различных тендеров для консалтинговых фирм, которые могут быть качественным связующим звеном в поиске исполнителей, смогут кооперировать работу нескольких организаций (научных лабораторий) для выполнения заказов. В настоящее время отсутствует принятая на всех этапах управления государством утвержденная инновационная система.

При грамотном использовании положительного зарубежного опыта, механизмов, предлагаемых зарубежными консалтерами, можно эффективно распространять инновации в национальной инновационной системе страны. Положительный опыт, безусловно, важен. Для развития ниши консультационных услуг нужно обязательно учитывать культурные и исторические особенности нашей страны. Сейчас в инновационной системе РФ существует множество проблем. Она не имеет целостного, структурированного вида. Консалтинг может занять значимое место в этой системе. Имеются и вводятся различные наработки как со стороны аппарата управления государством, так и со стороны участников инновационного

процесса. Если обе стороны услышат друг друга, примут во внимание потребности разработчиков инноваций, то можно будет добиться существенных результатов и вывести нашу страну на другой, инновационный путь развития и освободиться от «нефтяной иглы».

Исследование показало, что положительный опыт консалтинга развитых стран в нашей стране используется недостаточно. Отсутствует и инновационная система, доведенная до широкого круга заинтересованных лиц. Ощущение причастности и осознания значимости своих разработок и идей у людей, связанных с наукой, образованием, производством, еще в зачаточном состоянии.

Необходимо на государственном уровне способствовать созданию в стране инновационной культуры. Консалтинг как вид рыночной услуги, по сути своей представляющий взаимодействие с большим количеством участников инновационного процесса, способен быть важным элементом инновационной культуры, служить механизмом распространения инноваций, быть связующим звеном в цепи создания и производства новейших продуктов или услуг. Примером тому может служить зарубежный опыт инновационных лидеров. Изучение методологии консалтинга в нашей стране как инструмента не только рыночной экономики, но как вида инновационной деятельности поможет в создании и в практической работе Национальной инновационной системы.

Список литературы

1. Алекс Ф. Осборн. Прикладное воображение, принципы и процедуры

творческого решения проблем. - URL: http://www.librarything.com/author/

osbornalexf.

2. Беляев А.Г. - URL: http://l-konsul.biz.

3. Большой словарь иностранных слов / под ред. В. Н. Сивчикова, Р. И. Шастак. - М.: Изд-во «ИДДК», 2007. - 706 с.

4. Есть ли жизнь после нефти? // Курс Русский проект. - 2011. - № 5(34). -С. 15.

5. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Стратегия инновационно-технологического прорыва. Россия - 2050. - М.: МФК, 2003.

6. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 240 с.

7. Сайт консалтинговой компании. - URL: http://www.creativitytraining. com/about-us/history.

8. Тейлор Фредерик. Принципы научного менеджмента. - URL: http://nationalhumanitiescenter.org/pds/gilded/progress/text3/taylor.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.