Научная статья на тему 'Консалтинговые услуги как специфическая сфера профессиональной деятельности'

Консалтинговые услуги как специфическая сфера профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2705
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ / ОБУЧАЮЩИЙ КОНСАЛТИНГ / САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CONSULTING SERVICES / LEARNING CONSULTING / SELF-LEARNING ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Александр Алексеевич

В статье рассмотрены различные виды консалтинговых услуг, доказывается, что наиболее перспективным видом консалтинга в настоящее время является обучающий консалтинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consulting services as a specific sphere of professional activity

The paper considers the various types of consulting services. The learning consulting is seen as the most perspective one among them.

Текст научной работы на тему «Консалтинговые услуги как специфическая сфера профессиональной деятельности»

A.A. КУЗНЕЦОВ

Александр Алексеевич КУЗНЕЦОВ — аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГЭУ.

В 2009 г. окончил Военный университет Министерства обороны РФ по специальности перевод и переводоведение; в 2010 г. — Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «финансы и кредит».

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — экономика и управление консалтинговыми услугами.

^ ^ ^

КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

Развитие современной рыночной экономики требует постоянной инновационной деятельности любой организации, стремящейся к достижению конкурентных преимуществ. В свою очередь развитие рынка деловых услуг позволяет достигать конкурентных преимуществ, базирующихся на овладении актуальной рыночной информацией и производстве нового знания не только за счет усилий сотрудников, но и с помощью сторонних консультантов, специализирующихся в тех или иных областях знания и практической деятельности.

Консалтинг как специфический вид экономической деятельности начал развиваться в первой трети XX в., когда технологический прогресс в промышленном производстве потребовал убыстрения получения информации, освоения новых знаний, навыков, компетенций. Только использование новых знаний и информации могло помочь «вписаться» в новые условия рыночной «игры» и добиваться необходимых конкурентных преимуществ. Однако внутренние резервы большинства промышленных предприятий не позволяли быстро получать необходимые сведения, генерировать новые знания, быстро формировать необходимые навыки у сотрудников. В ответ на подобный запрос стали создаваться и функционировать первые консалтинговые фирмы. Так, в 1914 г. была организована служба деловых исследований Э. Буза, — впоследствии компания Booz Allen Hamilton, один из лидеров мирового консалтинга. Считается, что консалтинг как отдельная специфическая деятельность окончательно сформировался к 30-м годам XX столетия. В это время стало понятно, что без внедрения в управление таких видов планирования, как стратегическое, маркетинговое и кадровое, невозможно продуктивно развивать бизнес. При этом интерес к подобным вопросам проявлял не только бизнес: для государственного, а также военного руководства большинства стран стало очевидным, что без использования знаний консультантов в определенных отраслях трудно добиться успеха. В 1926 г. была образована крупнейшая современная консалтинговая компания McKinsey & Company, основателями которой были Дж. МакКинси и Э.Т. Карни.

К базовым причинам формирования консалтинга как специфической сферы деятельности следует отнести: появление простых технологических подходов предоставления услуг констатирования в сфере развития бизнеса экспертами; возникновение и распространение эффективных методов внешнего консультирования и экспертизы; нарастание потребности в привлечении внешних экспертов (консультантов) ввиду невозможности быстро самостоятельно реагировать на возникающие рыночные ситуации или внутренние сложности компании.

ГРНТИ 06.81.12 © А.А. Кузнецов, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. ГА. Карповой.

В России консультационная деятельность начала постепенно развиваться во второй половине 1980-х гг., однако исследование современного российского рынка консалтинговых услуг показало, что по данному вопросу до сих пор не существует официальной релевантной статистики [1]. Консалтинговые компании могут значительно различаться по таким параметрам, как виды консалтинговых услуг, совокупность дополнительных услуг, размер, рынки, на которых они работают, степень открытости информации и т. д. Сегодня ситуация такова, что в публикуемых рейтингах консалтинговых компаний отсутствуют крупнейшие из них. Например, данные рейтингового агентства «Эксперт РА», которые аккумулируют информацию о 150 крупных консалтинговых компаниях, не учитывают результаты консалтинговой деятельности «большой аудиторской четверки» и крупнейших международных консалтинговых групп: Boston Consulting Group, McKinsey, Bain, A.T. Kearny, Roland Berger и др. Однако для определения основных тенденций и закономерностей анализ допустимо проводить и по данным, имеющимся в открытых источниках.

Существует широкий спектр консалтинговых услуг, а также различные способы их группировки. Можно выделить два основных подхода к классификации консалтинговых услуг: во-первых, предметный, акцентирующий внимание на содержании предоставляемых услуг; во-вторых, методический, связанный с технологией предоставления услуги. В целом предметный подход является более распространенным, поскольку он учитывает, прежде всего, потребительские предпочтения в консультировании. Согласно классификации видов профессионального консалтинга, которые сформулированы Европейской федерацией ассоциаций консультантов по организации производства (FEACO / ФЕАКО) [3], выделяются восемь основных групп консалтинговых услуг: общее управление; администрирование; финансовое управление; управление кадрами; маркетинг; производство; информационные технологии; отдельные специализированные услуги.

Обобщение различных классификаций консалтинговых услуг представлено в ряде работ российских и зарубежных авторов. Однако мы считаем, что необходимо дальнейшее уточнение данной классификации, поскольку требуется адаптация видов консалтинговых услуг к современной действительности с учетом появления новых отраслей в условиях развития экономики знаний. На основе анализа точек зрения, существующих в научной литературе, мы считаем возможным предложить принципиальную схему, позволяющую более детально описывать отдельные виды консалтинга с учетом предметного и методического критериев. В схему включены перечень видов консалтинговых услуг, расширенный автором, и основные методы консалтинговой деятельности (экспертное консультирование, процессный консалтинг, проектный консалтинг и обучающий консалтинг), систематизирующие поле консалтинговой деятельности, а также ряд дополнительных критериев (см. рис.).

В предложенной схеме выделен ряд видов консалтинга, требующих комментариев. Уточним, что к экспертному консультированию обычно относят вид консалтинга, представляющий собой единовременное или систематическое предоставление услуг консультанта по анализу ситуации и поиску путей решения проблемы клиента. Обычно он не предполагает стадии внедрения предложенных вариантов решения и контроля за их исполнением.

Процессный консалтинг характеризуется тем, что консультанты и сотрудники компании, включая руководство, совместно работают над оптимизацией деятельности фирмы. Как правило, это долгосрочный вид консультирования. Здесь не предлагается решения конкретных текущих задач, стоящих перед клиентом, а скорее, имеется в виду долгосрочный процесс изменений.

Проектный консалтинг связан с разработкой рекомендаций для обеспечения наиболее эффективного функционирования компании как в целом, так и в рамках отдельных проектов, ею реализуемых. И последний вид консалтинга, на котором в рамках данной статьи мы хотели бы остановить внимание, — это обучающий консалтинг, основанный на методологии использования реальных бизнес-ситуаций для обучения сотрудников, а также позволяющий развить и закрепить навыки обучения внутреннего персонала компании, решая те или иные конкретные задачи. Преимуществами обучающего консалтинга является то, что сотрудники учатся решать задачи, типичные для конкретного вида бизнес-деятельности. Обучение может проходить в рамках реализации профессиональных функций конкретного работника, но с использованием новых правил, методов, инструментов, технологий, что расширяет общую компетенцию сотрудника и дает импульс к его дальнейшему самостоятельному обучению.

Целевая установка консалтинговой деятельности (устранение или смягчение проблемной ситуации)

П

Рекомендации

Решение проблемы

Самообучающаяся организация

V

Внешний консалтинг

Внутренний консалтинг

Ситуацион-

Оперативный

Тактический

_/\

■ ▼

Стратегический

Экспертный консалтинг

Обучающий консалтинг

Проектный консалтинг

Процессный консалтинг

Больничные учреждения

и

и ^ и и

"V-V-V-V-

тг

Управленческая

Информационная

Кадровая

Рыночная

Логистическая

Ресурсная

Правовая

Имиджевая

Рис. Схема классификации консалтинговых услуг

Отметим, что фирмы, предоставляющие разнообразные консалтинговые услуги, являются составной частью общей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование бизнеса в условиях экономики, основанной на знаниях. Такие фирмы, наряду с прочими институтами, составляющими рыночную инфраструктуру, нацелены на обеспечение движения информации, товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. В условиях глобализации и информационной экономики консалтинговые услуги становятся все более значимыми для развития как отдельной фирмы, так и экономики в целом. В частном случае фирмы, работающие в сфере управленческого консультирования, могут быть охарактеризованы как основа управленческой инфраструктуры [4]. По данным агентства «Эксперт РА», можно выделить виды консалтинга, лидирующие на российском рынке [1]. Стабильно высокий спрос наблюдается на услуги в области ИТ-управленческого консалтинга. На долю этого вида консалтинга приходится от 27 % (в 2006 г.) до 23 % (в 2010 г.). Развитие рынка консалтинговых услуг оказывается связано, в первую очередь, со спросом на создание и развитие специфических телекоммуникационных и информационных услуг, что, соответственно, перекликается со сделанными ранее выводами о стремительном росте данного сектора в условиях современной экономики.

Следующим по значимости видом консалтинга является оценочная деятельность. Рынок консалтинговых услуг в данной области, начиная с 2006 г., вырос почти в 2,5 раза и в 2010 г. составлял око-

ло 8 % от общего объема выручки консалтинговых компаний, вошедших в рейтинг. Заметим, что в кризисные годы (2008-2009 гг.) спрос на оценочные услуги существенно увеличился. Также стабильно развиваются налоговый и финансовый консалтинг. Однако их доля в общем объеме выручки незначительно сокращается. Консалтинговые услуги в этих сферах направлены на изучение финансовой политики компаний, налоговые выплаты, проведение аудита с целью устранения и предотвращения ошибок.

Консалтинг в области управления персоналом в России также пользуется спросом, причем прогнозируется увеличение спроса в будущем. Однако за период 2006-2010 гг. доля выручки от этого вида консалтинга не превышала 3 %.

По оценкам, в мире насчитывается примерно 1720 фирм, предоставляющих услуги в области управленческого консультирования. По количеству специалистов и объему годового оборота услуг 40 фирм из них считаются крупными, остальные — мелкими и средними. Наиболее влиятельными и известными являются следующие фирмы: Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers, Deloitte & Touche, McKinsey, Bain & Company. Достоверную и актуальную статистику о доходности бизнеса этих фирм, как отмечалось выше, получить достаточно сложно, но, согласно оценочным суждениям, «около 80 центов из каждого доллара, заработанного в отрасли, приходится именно на эти компании» [5]. Так, согласно отчетности за 2012 г., появившейся в открытой печати, выручка компании Deloitte & Touche составила 31,3 млрд долл. США, совокупный доход увеличился на 8,6 % в долл., таким образом, компания получила самые высокие доходы за всю историю своего существования [2].

Сегодня происходит дальнейшая специализация консалтинговых услуг, что связано с диверсификацией как практической деятельности, так и расширения знаний в области экономики и управления бизнес-процессами. Однако, с нашей точки зрения, наиболее универсальным подходом, позволяющим комплексно решать задачи функционирующего предприятия, является именно управленческий консалтинг, использующийся как базовый проектный метод. В управленческом консультировании возможно создать такую ситуацию для персонала и руководителей компании, прибегнувшей к услугам внешних консультантов, при которой персонал сам выявит основные «болевые точки» фирмы и найдет варианты их нейтрализации. Иными словами, использование управленческого консалтинга позволяет создавать условия для развития обучения персонала, формирования самообучающейся организации и, тем самым, создания наиболее эффективной базы для взаимодействия консультантов и сотрудников фирмы, обладающих необходимыми навыками для получения требуемого результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушуееа Л.И., Шайхлисламое В.А. Статистический анализ российского консалтингового рынка: оценка текущего состояния и перспективы развития // Проблемы современной экономики. 2012. № 2 (42). С. 395^4-00.

2. «Делойт» объявляет о получении выручки в размере 31,3 млрд долларов США. URL: http://www.deloitte. com/print/en_RU

3. Европейская федерация ассоциаций консультантов по организации производства объединяет ассоциации консультантов по экономике и управлению 21 европейской страны по принципу «одна страна — одна ассоциация», представляет более 3600 консультационных компаний.

4. Румянцева 3., Алешникова В. Становление рынка управленческого консультирования // Российский экономический журнал. 1993. № 3. С. 44-53.

5. Сенько В. Мировой рынок управленческого консультирования. Консалтинговый клуб МГИМО. URL: http://www.cfin.ru/consulting/senko.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.