Научная статья на тему 'Использование оперативно-розыскной информации в обеспечении экологической безопасности'

Использование оперативно-розыскной информации в обеспечении экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
668
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов В. А.

В статье рассматриваются некоторые вопросы использования оперативно-розыскной деятельности в обеспечении экологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with some aspects of crime detection practices to provide environmental safety.

Текст научной работы на тему «Использование оперативно-розыскной информации в обеспечении экологической безопасности»

положения в целях производства продукции, выполнения работ или оказания услуг для государственных нужд, при этом не только на территориях, на которых введено чрезвычайное положение. Открытым остается и вопрос защиты инвестиций вследствие допустимости введения ограничений на осуществление финансовой деятельности.

Вопросы возмещения государством убытков, понесенных гражданами и организациями в связи с принудительным отчуждением имущества, согласно указанным законам отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.

Каких-либо законов и нормативных актов правительства, определяющих порядок возмещения убытков, связанных с при-нудительным отчуждением .имущества, временным изменением форм собственности и ограничением инвестиционной деятельности в настоящее время не существует.

Практически все перечисленные законы содержат нормы права, предусматривающие последующую выплату государством стоимости изъятого имущества и возмещение убытков при временном изъятии собственности для нужд государства, а в некоторых случаях - только право собственни-

ка на последующее возмещение ущерба, что прямо противоречит Конституции РФ.

Ни указанные федеральные законы, ни иные действующие в настоящее время нормативные акты (Гражданский кодекс РФ, ст. 242), не содержат правовых последствий ограничения имущественных прав собственников в чрезвычайных условиях как российских граждан, так и иностранцев. Кроме того, они еще и противоречат основному закону - Конституции РФ.

Наличие правовых пробелов и правового вакуума в законодательстве, регулирующем вопросы защиты прав собственности, повышает риски инвестиционных проектов в объекты, которые в чрезвычайных условиях с большой степенью вероятности могут быть реквизированы.

Таким образом, приведение законодательства в соответствие с конституционными нормами и выработка правового механизма выплаты государством стоимости изъятого имущества и возмещения убытков при временнам изъятии собственности для нужд государства или изменении ее формы являются актуальными проблемами защиты прав собственности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В.А. ПОПОВ, ст. преподаватель кафедры права МГУЛа

Сложившаяся экологическая ситуация требует обратить особое внимание на наиболее опасные проявления, угрожающие экологической безопасности. Такими проявлениями являются экологические преступления, несущие в себе серьезную угрозу природной среде.

По мнению Э.Н. Жевлакова; «...настала пора взглянуть на экологические преступления не как на деяния, истощающие природные блага, даруемые природой, а как на преступления, подрывающие биологическую основу существования, обеспечения

здоровья и жизнедеятельности всего живого на земле».[1]

Ввиду этог о особую значимость приобретает информация о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях, причиняющих вред природной среде. В правовых работах о методах и тактике борьбы с преступностью такую информацию называют оперативной, или оперативнорозыскной, информацией.

Оперативно-розыскная информация является разновидностью социальной информации, специфичной по цели получения

(борьба с преступностью), методам получения и режиму использования, обеспечивающему конспирацию, надежную зашифровку источников, возможность проверки сообщаемых сведений и их применение только заинтересованными работниками. [2]

Оперативно-розыскная информация включает знания о явлениях, которые не только свидетельствуют о деятельности, нарушающей экологическое законодательство, но и раскрывают механизм возникновения информации о ней.

Получение информации о явлениях, порождающих, сопутствующих и характеризующих экологическую преступность, можно рассматривать как процесс приобретения специальными методами и средствами знаний о неизвестном. С помощью оперативнорозыскной информации происходит познание неизвестных фактов и событий как непосредственно составляющих предмет доказывания - время, место совершения преступления, виновность в совершенном преступлении, способ преступных действий и др., -так и явлений, косвенно связанных с событием преступления, но из которых можно сделать вывод об искомых по делу фактах.

С помощью оперативно-розыскной информации познаются как события прошлого, так и события настоящего; могут познаваться также вероятные прогнозируемые явления, устанавливаются факты и определенные зависимости между ними: следование фактов и событий во времени, одновременность, взаимоисключение, сопутствие, детерминация с прошлым, настоящим и будущим.

Значение оперативно-розыскной информации состоит в том, чтобы познать скрытый механизм развития противоправного деяния, причиняющего вред природной среде. Поэтому содержание информации должно выходить за рамки очевидных фактов, углубляясь до познания тщательно маскируемых поступков, поведения, намерений, общения, взглядов.

Оперативно-розыскную информацию получают в ходе осуществления оперативнорозыскных мероприятий, проводимых субъ-

ектами оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) прежде всего направлена на получение оперативной информации, которая способствовала бы предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, предотвращению угроз национальной безопасности. Одной из задач ОРД в соответствии со ст. 2 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» является добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экологической безопасности Российской Федерации. Таким образом, подразделения, наделенные полномочиями по осуществлению ОРД, должны принимать непосредственное участие в информационном обеспечении экологической безопасности.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, установлен ст. 13 Закона «Об опера-тивно-розыскной деятельности». Вопрос об оперативно-розыскной подведомственности преимущественно определяется уголовноправовым характером общественно-опасного посягательства. В основном экологические преступления подведомственны двум правоохранительным ведомствам: прокуратуре и органам внутренних дел.

Поскольку органы прокуратуры не осуществляют оперативно-розыскную деятельность, задачу по сбору оперативной информации в экосфере в целях информационного обеспечения экологической безопасности должны взять на себя органы внутренних дел. Пока эта задача за ОВД не закреплена. Это вызвано прежде всего тем, что обеспечение безопасности традиционно отнесено к органам федеральной службы безопасности России. Однако эта служба не осуществляет производства по экологическим преступлениям, кроме случаев терроризма с экологическими последствиями.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством следователи органов внутренних дел расследуют: уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК); квалифицированные виды незаконной порубки леса и кустарников (ч. 2 и ч. 3 ст. 260 УК); квалифицированные виды

уничтожения или повреждения лесов (ч. 2 ст. 261 УК).

Дознавателями органов внутренних дел проводится дознание по делам: о загрязнении вод без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 250 УК); о загрязнении атмосферы без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 251 УК); о загрязнении морской среды без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 252 УК); о порче земли без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 254 УК); о незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256 УК); о нарушении правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК); о незаконной охоте (ст. 258 УК); о незаконной порубке леса и кустарников без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 260 УК); об уничтожении или повреждении лесов без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 261 УК); о нарушении режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК).

Как видим, органам внутренних дел подведомственно 17 составов экологических преступлений.

Такая ситуация требует создания в системе ОВД специального подразделения, призванного вести производство по уголовным делам об экологических преступлениях и осуществлять ОРД в полном объеме в целях обеспечения экологической безопасности государства. Во многих регионах уже созданы подразделения экологической милиции, но они относятся к милиции общественной безопасности и могут осуществлять ОРД лишь в ограниченном объеме.

Необходимо учитывать, что большое число экологических составов отнесено теперь к дознанию. Конечно, ОРД прежде всего направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым ведется предварительное следствие. Но в соответствии со ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» опера-тивно-розыскные мероприятия (далее ОРМ) могут проводиться и при получении сведений о признаках совершаемого или совершенного любого противоправного деяния, а также при наличии возбужденного уголов-

ного дела, которое может расследоваться и в форме дознания.

Сокращение сроков дознания до 15 дней делает нелегкой задачу сбора достаточных доказательств. И здесь положительную роль призвано сыграть оперативное сопровождение дознания по экологическим преступлениям. Ведь результаты ОРД могут послужить поводом и основанием как для возбуждения уголовного дела по экологическому преступлению, так и для подготовки и осуществления отдельных следственных действий.

Но при этом следует помнить, что ОРМ, затрагивающие конституционные права и свободы граждан - контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, обследование жилища, - могут проводиться только в следующих случаях:

- при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- при наличии информации о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные деяния, по которым производство предварительного следствия обязательно;

- при наличии информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В первых двух случаях ОРМ, ограничивающие права граждан, невозможно использовать, когда по экологическим преступлениям проводится дознание, хотя необходимость в таких ОРМ может быть. Поэтому представляется возможным возложить обеспечение экологической безопасности также на органы внутренних дел, что позволит им проводить вышеуказанные ОРМ при получении информации о событиях или действиях, создающих угрозу экологической безопасности Российской Федерации.

Некоторые экологические преступления имеют латентный характер. Без проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий сбор необходимых сведений, составляющих предмет доказывания, становится затруднительным. Значение оперативной информации в процессе доказывания выражается в том, что она определяет факты, предметы и вещи, которые могут быть доказательствами; указывает на людей и документы, которые могут стать источниками доказательств.

Получение оперативной информации необходимо для ориентирования уголовного процесса. Органы, осуществляющие ОРД, помогают следственному аппарату и дознанию отыскать среди множества нагроможденных фактов те, которые связаны с совершением экологического преступления. Без оперативно-розыскных мероприятий следственные органы устанавливают истину вслепую. Поэтому оперативно-розыскные подразделения выступают в качестве «поводыря» следственного аппарата.

Оперативная информация служит установлению обстоятельств совершенного преступления и получению данных о доказательствах. Кроме того, оперативно-розыскная информация выполняет еще одну немаловажную задачу. В уголовно-процессуальном праве создана концепция познаваемости объективной истины в процессе уголовного судопроизводства, без познания которой невозможно принять правильное судебное решение.

Но процессуальная форма, регламентирующая ряд тактических и методических аспектов уголовно-процессуальной деятельности, не всегда может обеспечить гарантии познания истины по делу при столкновении с фактами маскировки, лжесвидетельствования, сокрытия известных обстоятельств недобросовестными свидетелями. Здесь необходимо негласное проникновение в эту сферу специфических отношений с целью констатации осведомленности об экологическом преступлении отдельных лиц, обнаружения предметов, которые могут стать вещественными доказательствами по делу. Поэтому оперативно-розыскная информация стано-

вится гарантом достоверности истины по уголовным делам.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в информационном обеспечении экологической безопасности следует использовать методы и средства ОРД. Однако на практике оперативно-розыскная информация в борьбе с экологическими противоправными деяниями и в обеспечении экологической безопасности в целом используется крайне редко. Причинами этого являются недостатки действующего законодательства и несовершенство организационноправовой системы обеспечения экологической безопасности.

В условиях, когда экологическая ситуация ежегодно ухудшается, необходимо форсировать совершенствование системы

обеспечения экологической безопасности. Одним из элементов этой системы следует считать органы, осуществляющие ОРД, и прежде всего ОВД. Но плохое материальное обеспечение ОВД не даст возможности успешно вести борьбу с экологической преступностью. Загруженность ОВД другими категориями дел не позволяет территориальным органам внутренних дел вести эффективную борьбу с экологическими правонарушениями и поэтому требуется создание специальной службы экологической безопасности в системе МВД России.

Некоторая правовая база для этого уже существует. Так, органы внутренних дел полномочны: осуществлять административное производство; проводить предварительное расследование по многим экологическим преступлениям; осуществлять оперативно-розыскную деятельность; проводить экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; проводить карантинные мероприятия во время эпидемий и эпизоотий; проводить мероприятия по нейтрализации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Кроме того, в некоторых регионах уже созданы подразделения экологической милиции.

Служба экологической безопасности МВД РФ должна включать в свою структуру подразделения, осуществляющие оператив-

но-розыскную деятельность в полном объеме; экспертные подразделения, которые будут проводить судебно-экологическую экспертизу, необходимую для административного и уголовного производства; следственные подразделения для ведения дел по экологическим преступлениям; отряды милиции особого назначения для проведения экологических рейдов и других мероприятий.

Для обеспечения независимости своей деятельности отделы и отделения экологической безопасности в регионах не должны подчиняться территориальным органам внутренних дел. Вертикальное подчинение подразделений на местах только Управлению экологической безопасности МВД РФ позволит исключить давление со стороны местных властей и обеспечит приоритет экологических интересов над экономическими.

Для реализации вышеизложенных предложений необходимо разработать положение «Об Управлении экологической безо-

пасности МВД РФ», внести соответствующие изменения и дополнения в Закон «О милиции», в Закон «Об охране окружающей среды», в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в положение «О Министерстве внутренних дел России» и другие нормативные акты.

Но даже если в структуре МВД будет создано Управление экологической безопасности, возникнет проблема в кадрах. Поэтому уже сейчас следует задуматься о подготовке экспертов, проводящих судебноэкологическую экспертизу, и юристов-экологов с оперативно-розыскной специализацией.

Литеатура

1. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность: Учебное пособие. -М.: Белые альвы, 1996. - С. 3.

2. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяйнова, B.C. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 621.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.В. МАСЛОВ, ст. преподаватель кафедры права МГУЛа

При рассмотрении вопроса о правовом регулировании формирования экологической культуры следует отметить, что организация и развитие системы экологического образования, а также формирование экологической культуры относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации соответственно на всей территории страны и на территориях субъектов Федерации [1].

В данном законодательстве (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», отдельная глава «Основы формирования экологической культуры» [2]) подчеркнута юридическая значимость вопросов формирования экологической культуры и впервые предусмотрены и выделены сле-

дующие четыре основополагающих принципа формирования экологической культуры:

1) всеобщность и комплексность экологического образования;

2) воспитание бережного отношения к природе;

3) рациональное использование природных ресурсов;

4) распространение экологических знаний и информации через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Таким образом, приведенный акт экологического законодательства содержит норму о том, что любая хозяйственная и иная деятельность субъектов права, которая оказывает воздействие на окружающую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.