Научная статья на тему 'Использование on-line-технологий на уроках русского языка как иностранного'

Использование on-line-технологий на уроках русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / РКИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / УСВОЕНИЕ / ПОКОЛЕНИЕ Y / ПОКОЛЕНИЕ МИЛЛЕНИУМА / ON-LINE-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Ю. В.

Статья посвящена изучению эффективности использования on-line-технологий на уроках русского языка как иностранного. При усвоении русского языка как иностранного (РКИ) необходимо понять, какое место занимают современные технологии в преподавании иностранных языков и в чём заключается их польза для студентов. Сегодняшнее поколение студентов это так называемое поколение Y, или поколение Миллениума. Их образ жизни, способы получения информации и само общение обусловлены окружающим их миром. Разница между этим и предыдущим поколением состоит прежде всего во времени, проводимом в режиме on-line. Именно мультимедийные средства и on-line-технологии помогают выработать определенные навыки в процессе усвоения РКИ. Сегодня многие web-ресурсы могут быть использованы для обучения русскому языку как для начинающих, так и для имеющих определённый уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование on-line-технологий на уроках русского языка как иностранного»

УДК 811.161.1

Ю.В.АРТЕМЬЕВА, канд. филол. наук, профессор, artjul67@mail. ru Московский государственный открытый университет

Y.V.ARTEM'JEVA, PhD inphilol.,professor, [email protected] Moscow State Open University

использование on-line-технологий на уроках русского языка как иностранного

Статья посвящена изучению эффективности использования on-line-технологий на уроках русского языка как иностранного. При усвоении русского языка как иностранного (РКИ) необходимо понять, какое место занимают современные технологии в преподавании иностранных языков и в чём заключается их польза для студентов. Сегодняшнее поколение студентов - это так называемое поколение Y, или поколение Миллениума. Их образ жизни, способы получения информации и само общение обусловлены окружающим их миром. Разница между этим и предыдущим поколением состоит прежде всего во времени, проводимом в режиме on-line.

Именно мультимедийные средства и on-line-технологии помогают выработать определенные навыки в процессе усвоения РКИ. Сегодня многие web-ресурсы могут быть использованы для обучения русскому языку как для начинающих, так и для имеющих определённый уровень.

Ключевые слова: технологии обучения, РКИ, русский язык, усвоение, поколение Y, поколение Миллениума, on-line-технологии.

using on-line technology at lessons of russian as a foreign language

The article is devoted to research of using on-line technology at lessons of Russian as a foreign language effectiveness. While learning Russian as a foreign language it is necessary to understand the place of modern technologies in teaching foreign languages and what is their relevance for the students. Today, typical students are labeled generation Y or Millennial. Their lives, the way they learn, and the ways they communicate are shaped by the world they live in. One difference between present and previous generations is the amount of time they spend on-line.

That is on-line technology is an instrument of communication and transmission of required information, the study of which helps to develop the certain skills in the process of learning Russian as foreign language. Nowadays there are many collections of the web-resources for studying Russian language as a foreign for beginners and advanced.

Key words: the Learning Technologies, Russian as a Foreign Language, Russian, Learning, Generation Y, Generation Millennial, On-line Technology.

В современной педагогике мультимедийные системы давно являются неотъемлемой частью дидактики. Однако использование презентаций в качестве подачи материала требует от преподавателя уже не просто знания определённых программ и умения в их режиме разместить необходимые для усвоения факты. Многоканальность передачи и восприятия материала сегодня представляет собой модель использования режима on-line.

Моделирование процессов передачи учебного материала требует от преподавателя не просто владения им, но знания способов и методов эффективного воздействия на аудиторию, требует попросту владения техническими знаниями дополнительно к профессиональным.

Исследования в области усвоения и качественного восприятия обучаемыми преподаваемого материала на практике продемонст-

212 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.193

рировали правильность общей тенденции к многоканальному воздействию в области дидактики. Однако следует отметить необходимость постоянного анализа усвоения обучаемыми материала и контроля за этим. Недопустимо безоглядное использование большого количества каналов воздействия на обучающихся. Это приводит к их быстрой усталости, потере способности запоминать и усваивать преподносимые факты.

Так, после обычной презентации в Power Point коэффициент усвоения одной и той же темы оказался выше, чем после идущих друг за другом: аналогичной презентации, интерактивного общения on-line и просмотра видеоролика в заключении. При разборе дидактического материала, которым были наполнены различные каналы передачи реципиентам информации, обнаружилась его неоднородность. Выражалось это прежде всего в том, что с каждым новым способом передачи информации на одну и ту же тему материал подавался не «вглубь», а «вширь», т.е. вводились всё новые и новые сведения, требующие непременного закрепления. Однако временные рамки не позволяли осуществлять закрепление материала, и это явилось большим недостатком преподавания. Чтобы этого не происходило, необходимо более тщательно продумывать как сам материал для передачи обучаемым, так и способы этой передачи.

Так, например, для закрепления материала можно вводить интерактивное on-line-общение как между преподавателем и обучаемыми, так и между обучаемыми. Однако его цель и задачи необходимо заранее продумать, чтобы не пускать «на самотёк» общение в сети, а подчинить его строгим правилам.

Использование системных программ в обучении иностранным языкам, в том числе и русскому как иностранному, позволяет пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды. Для этого, безусловно, существует необходимость знания on-line-терминологии, методов работы в

Интернете, знание английского языка, что в совокупности обеспечивает быструю и качественную работу.

Однако роль преподавателя, несмотря на обилие средств обучения, нисколько не умаляется, а, наоборот, возрастает. Только преподаватель становится ещё и руководителем, своего рода режиссёром, дирижёром, который прекрасно знает произведение и может научить многому.

Поэтому требования возрастают прежде всего к преподавательской деятельности, которая не сводится сегодня к чисто лекционному ведению занятия (так называемая «говорящая голова»).

Информационные технологии дают возможность развивать у обучаемых наряду с навыками общения на иностранных языках научно-исследовательскую работу, поскольку любая работа студентов в области применения информационных технологий при обучении языку на разных этапах обучения связана с интеллектуальной деятельностью.

Таким образом, как минимум обучаемые могут овладеть навыками использования:

• Power Point как средства подготовки презентаций;

• методического потенциала различных блогов;

• интернет-технологий Wiki для создания как групповых, так и индивидуальных проектов;

• подкаст (podcasts/podcasting)/аудио блогов для совершенствования навыков говорения и аудирования;

• вебсредств синхронной коммуникации - Skype и Yahoo Messenger для совершенствования навыков чтения, письма, аудирования, говорения, приобретения коммуникативных навыков с целью преодоления языкового барьера;

• интернет-ресурсов.

Единственной преградой на пути совершенствования качества преподавания и обучения является недостаток знаний о существующих технологиях в сети Интернет. Это приводит к потере интереса к получаемой профессии или переходу к другим возможным источникам получения информации.

-213

Санкт-Петербург. 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.