Научная статья на тему 'Использование обучающимися ресурса криминологической лаборатории и криминологического клуба при освоении компетенций в области научной деятельности'

Использование обучающимися ресурса криминологической лаборатории и криминологического клуба при освоении компетенций в области научной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / ЖУРНАЛ / КОНФЕРЕНЦИИ / КРИМИНОЛОГИЯ / ЛАБОРАТОРИЯ / УЧАСТИЕ / LIBRARY / RESEARCH / JOURNAL / CONFERENCES / CRIMINOLOGY / LABORATORY / PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестаков Дмитрий Анатольевич, Дикаев Салман Умарович, Данилов Андрей Петрович, Дикаева Милана Салмановна,

В статье исследуется вопрос о роли криминологической лаборатории и криминологического клуба РГПУ им. А. И. Герцена в образовательном процессе. Используя собственный опыт активного участия в их деятельности, а также в проводимых ими мероприятиях, авторы статьи приходят к выводу, что названные структурные подразделения, решая прикладные задачи в образовательном процессе, производят мониторинг научной мысли в различных государствах, формируют и обосновывают актуальную проблематику и тематику научных исследований по вопросам предупреждения преступности, тем самым оказывая содействие студентам и аспирантам в проведении научных исследований, прививают культуру научных выступлений и дискуссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестаков Дмитрий Анатольевич, Дикаев Салман Умарович, Данилов Андрей Петрович, Дикаева Милана Салмановна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOCK FORENSIC LABORATORY AND CRIMINOLOGY CLUB AS TOOLS FOR AQUIRING ACADEMIC SKILLS

The article examines the role of the mock forensic laboratory and criminology club within the process of education at the Herzen State Pedagogical University of Russia. Based on their hands-on experience in the day to day activities and events of these structural divisions of the University, the authors of the article conclude that they achieve practical educational goals, monitor international academic thought, assist undergraduate and postgraduate students in their research by shaping and supporting academic discourse in crime prevention and nurture the culture of academic speaking and debate.

Текст научной работы на тему «Использование обучающимися ресурса криминологической лаборатории и криминологического клуба при освоении компетенций в области научной деятельности»

Д. А. Шестаков, С. У. Дикаев, А. П. Данилов, М. С. Дикаева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ РЕСУРСА КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА ПРИ ОСВОЕНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье исследуется вопрос о роли криминологической лаборатории и криминологического клуба РГПУ им. А. И. Герцена в образовательном процессе. Используя собственный опыт активного участия в их деятельности, а также в проводимых ими мероприятиях, авторы статьи приходят к выводу, что названные структурные подразделения, решая прикладные задачи в образовательном процессе, производят мониторинг научной мысли в различных государствах, формируют и обосновывают актуальную проблематику и тематику научных исследований по вопросам предупреждения преступности, тем самым оказывая содействие студентам и аспирантам в проведении научных исследований, прививают культуру научных выступлений и дискуссий.

Ключевые слова: библиотека, исследование, журнал, конференции, криминология, лаборатория, участие.

D. Shestakov, S. Dikaev, A. Danilov, M. Dikaeva

MOCK FORENSIC LABORATORY AND CRIMINOLOGY CLUB AS TOOLS FOR AQUIRING ACADEMIC SKILLS

The article examines the role of the mock forensic laboratory and criminology club within the process of education at the Herzen State Pedagogical University of Russia. Based on their hands-on experience in the day to day activities and events of these structural divisions of the University, the authors of the article conclude that they achieve practical educational goals, monitor international academic thought, assist undergraduate and postgraduate students in their research by shaping and supporting academic discourse in crime prevention and nurture the culture of academic speaking and debate.

Keywords: library, research, journal, conferences, criminology, laboratory, participation.

Современная система высшего образования любого цивилизованного общества предполагает приобретение обучающимися навыков научного исследования. В Российской Федерации за последние годы в рамках реформирования системы образования приняты, вступили в действие и периодически совершенствуются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), предполагающие привитие обучающимся в том числе и навыков и умений научной деятельности.

Хотя ФГОС 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) [1] напрямую и не предусматривает освоение компетенции научных исследований, однако для качественного овладения некоторыми из них (ОК-7, ОПК-6, ПК-2, ПК-15, ПК-16 и др.) требуются знания методов научного познания. Кроме того, пункт 7.1 «Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата» обязывает организацию располагать материально-технической базой, позволяющей обеспечить проведение всех

видов занятий, в том числе и научно-исследовательской работы обучающихся. Есть определенные требования к кадровым условиям реализации программ, предполагающие наличие у научно-педагогических работников ученой степени и ученого звания.

Получение компетенций научной деятельности как вида профессиональной деятельности в области юриспруденции предусмотрено ФГОС по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») [2] и ФГОС 40.06.01 «Юриспруденция» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [3].

Магистр в соответствии с профильной направленностью данной программы в научной деятельности должен овладеть способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11), преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12), управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13), организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14), эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Научно-исследовательская деятельность в области юриспруденции и преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования являются видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры (ФГОС 40.06.01).

При этом выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать как универсальными, так и общепрофессиональными компетенциями, в числе которых и способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач (УК-1), способность к проектированию и осуществлению комплексных исследова-

ний (УК-2), а также овладение методологией научно-исследовательской деятельности (ОПК-1), культурой научного исследования (0ПК-2) и др.

Для реализации этих программ ФГОС предъявляют высокие требования к материальной базе и профессорско-преподавательскому составу организации, реализующей программы образования. Организация должна располагать соответствующей материально-технической базой и соответствующим кадровым потенциалом. В частности, научный руководитель должен не только иметь ученую степень, но и осуществлять или участвовать в осуществлении научно-исследовательской, творческой деятельности. Он должен иметь публикации по результатам такой деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, проводить апробацию результатов своей научно-исследовательской, творческой деятельности на национальных и международных конференциях.

Успешному решению задач усвоения компетенций способствуют различные лаборатории, призванные решать прикладные задачи. На юридическом факультете созданы и успешно функционируют четыре лаборатории: лаборатория конфликтологии, криминалистическая лаборатория, криминологическая лаборатория и криминологический клуб. Эти структурные подразделения юридического факультета функционируют в тесном взаимодействии как с профильными кафедрами, так и друг с другом, обеспечивают практическую сторону образования.

Криминологическая лаборатория сформирована в качестве структурного подразделения на базе юридического факультета РГПУ им. А. И. Герцена в 2001 г. Прикладными задачами, которые решаются лабораторией, являются консультирование студентов, магистров, аспирантов и профессорско-преподавательского состава, организация научных исследований, проведе-

ние научных конференций. В широком смысле прикладная задача лаборатории заключается в способствовании развитию научного творчества обучающейся молодежи и интеграции студентов в научно -образовательное пространство. Лаборатория оказывает им содействие в овладении методикой научных исследований, публичных выступлений и научных дискуссий. Успешному решению этих задач способствует то, что криминологическая лаборатория осуществляет свою деятельность в тесном контакте с Санкт-Петербургским криминологическим клубом — научным объединением криминологов Санкт-Петербурга, России и зарубежных стран.

Деятельность клуба имеет более широкие задачи, нежели задачи криминологической лаборатории. Клуб ставит перед собой цели развития знания о преступности и противодействии ей, распространения знаний о преступности для использования в интересах человека, совершенствования и расширения преподавания криминологии. Большое значение клубом и лабораторией придается разработке научных основ социальных, учебных и иных программ предупреждения преступлений; социальной помощи потерпевшим и ресоциализации лиц, совершивших преступления; приведению средств противодействия преступности в соответствие с мировыми стандартами; разработке криминологического законодательства. Эти проблемы нередко становятся предметом научных изысканий не только магистров и аспирантов, но и преподавателей.

Для достижения намеченных целей лаборатория и клуб совместно организуют научные семинары и международные конференции, издают криминологическую литературу, консультируют, проводят экспертизу научных работ и их рецензирование.

Трибуна клуба, где проходят живые дискуссии по самым актуальным проблемам противодействия преступности, вызывает неподдельный интерес у научных ра-

ботников не только юридического профиля, но и специалистов в области философии, педагогики, социологии, политологии, психологи и конфликтологии.

Семинары (теоретические и научно-практические) проводятся каждый учебный семестр для представителей властных структур, работников правоохранительных органов, преподавателей криминологии, учителей, ученых, студентов и аспирантов. Международные конференции проводятся, как правило, ежегодно. Лаборатория и клуб имеют обширные научные связи с вузами и исследовательскими институтами внутри и за пределами России.

Университетское образование предполагает такое воздействие на обучающегося, которое позволяет сделать из него полезного для общества индивидуума, сделать из него личность, имеющую стойкие признаваемые и поощряемые обществом убеждения о морали, нравственности, долге, чести, о действующих в обществе запретах и дозволениях. Такие взгляды могут сформироваться у студента, если в процессе обучения он получает знания о целях, приемах и методах воздействия на сознание молодежи деструктивных организаций, каковыми являются экстремистские организации. Разъяснительная работа по предупреждению их вовлечения в террористические и другие экстремистские организации в учебном заведении должна быть структурным элементом образовательного процесса. Криминологическая лаборатория уделяет этому вопросу должное внимание. Проблема противодействия экстремизму и терроризму входит в качестве составной части в предмет внимания криминологов, выступающих на проводимых клубом научных форумах.

В стенах клуба обсуждаются злободневные проблемы общественного устройства, порождающие преступность. В условиях глобализации невозможно получить более или менее полные знания о преступности, если при исследовании ее факторной обу-

словленности ограничиться рамками национальных границ. Поэтому при исследовании причин преступности обучающимся рекомендуется выходить и на глобальный уровень осмысления роли государств, культур, религий в воспроизводстве и противодействии глобальной преступности.

Теоретическую основу деятельности клуба и лаборатории составляет сформировавшаяся здесь научная школа изучения преступных подсистем (Невско-волжская преступностиведческая школа) [4].

Невско-волжская школа, как и всякая подлинная научная школа, характеризуется наличием системообразующей (в данном случае семантической) концепции, ряда взаимосвязанных через эту концепцию научных направлений (отраслей криминологии) и собственным печатным органом (журналом). Невско-волжская школа сегодня — это оформленная система научных знаний о преступности, а также научное сообщество. Она выросла в значительной мере под влиянием сотрудников криминологического клуба и криминологической лаборатории, эрудиция, круг интересов и стиль работы которых имеют определяющее значение для царящей в ней атмосферы творческой дискуссии.

Заслугой сотрудников клуба является то, что ими разрабатывается как общая криминологическая теория, так и развиваются различные ее направления. В основе архитектоники научной школы лежит семантическая концепция преступности. В бурном течении времени и научной криминологической мысли в стенах лаборатории обнаруживаются, определяются, обосновываются и развиваются новые, нетрадиционные представления о преступности и социальном контроле над ней. Здесь заложены основы российской семейной криминологии (криминофамилистики), представлена диалектическая концепция «семейных» причин воспроизводства преступности и совершения преступлений против членов семьи; зародилась политическая кримино-

логия, в дальнейшей разработке которой принял деятельное участие П. А. Кабанов (Нижнекамск, Республика Татарстан) [6]. При поддержке и непосредственном участии сотрудников клуба в самостоятельные отрасли криминологии вылились экономическая криминология, разрабатываемая В. В. Колесниковым (Санкт-Петербург) [7]; богословская криминология (криминотео-логия) — Г. Л. Касторский (Санкт-Петербург) [8] и др.; экологическая криминология, по которой Б. Б. Тангиев выполнил несколько фундаментальных научных работ [9]. И наконец, криминология закона, являющаяся логическим завершением формирования этой школы. Важнейшее значение в данной отрасли криминологического знания имеют поставленные одним из авторов этой статьи [5] вопросы о преступном законе, о парадоксе преступного законодательства, о смене парадигмы целей наказания и уголовной ответственности и, конечно, о теории криминологического законодательства. Рассмотрению уголовного законодательства с криминологических позиций уделяет внимание С. Ф. Милюков (Санкт-Петербург) [10].

Следует заметить закономерность: все названные направления в криминологии, как и все передовые криминологические идеи последних десятилетий, появлялись именно в городе на Неве и разрабатываются в рамках деятельности криминологического клуба. Криминопенология, которую длительное время представлял Олег Викторович Старков (Краснодар) [11], и криминология средств массовой коммуникации, являющаяся предметом глубокого исследования Геннадия Николаевича Горшенкова (Нижний Новгород) [12], гармонически согласуются с теоретическим полем школы, являются ее неотъемлемой частью.

Все названные отрасли криминологии имеют свой предмет научного исследования, специфические методы исследования и обладают собственным научно-понятийным

аппаратом, что тоже очень значимо. Важно заметить и то, что многие авторы новых направлений в криминологии — это члены криминологического клуба, которые периодически выступают с докладами на научных форумах («беседах»), организуемых клубом, и печатаются в его журнале «Криминология: вчера, сегодня, завтра», являющемся рупором школы. Это первый в истории России специальный преступности-ведческий журнал. Его редколлегию в разные годы возглавляли Д. А. Шестаков, С. У. Дикаев. В настоящее время главным редактором является А. П. Данилов.

Школа образует, но не исчерпывает теоретическую основу для проведения клубом бесед — так принято именовать его заседания. Надо отметить, что при работе с обучающимися специалисты лаборатории обращают их внимание на то, что в криминологии остается не до конца исследованным ряд важных вопросов: «Почему люди совершают или не совершают преступления?», «Почему люди становятся жертвами преступлений?», «Что движет людьми, потребляющими наркотики или алкоголь?», «Какова природа любви и ненависти и каково их влияние на формирование мотивов преступного поведения?», «В чем причины гендерных конфликтов?», «Почему происходят войны?» и др. Для ответа на эти и многие другие вопросы криминология нуждается в новой концепции, на основе которой можно было бы пересмотреть уже накопленные человечеством знания о преступности. Имеющиеся криминологические исследования вышеназванных проблем всегда строятся на концепции социальной природы человека, где на всякое его преступное поведение влияет общественная среда. Свежая концепция могла бы вдохнуть новую жизнь в идеи антропологической школы уголовного права, рассматривающей преступность как явление не социальное, а сугубо биологическое.

Студенты, принимая участие в работе лаборатории, имеют уникальную возмож-

ность на равных дискутировать по названным и другим актуальным проблемам противодействия преступности с известными учеными не только нашего университета, но и вузов России и зарубежных государств. В отличие от многих других учебных заведений, наш университет предоставляет возможность студенту по результатам обсуждения научной проблемы опубликовать свои суждения в ведущем издании, каковым является журнал клуба «Криминология: вчера, сегодня, завтра».

Полученный на заседаниях клуба заряд знаний используется на студенческих конференциях юридического факультета. Наиболее значимые научные исследования студентов публикуются в сборниках трудов «Герценовские чтения».

На юридическом факультете готовят специалистов по специальности «Педагогическое образование (профиль: Правовое образование)», программа подготовки которой тоже адаптирована под потребности общеобразовательных школ. Выпускники факультета передают свои знания о противодействии преступности и ученикам старших классов школ.

Деятельность по распространению знаний о преступности позволяет решать не только задачи просвещения и образования, но и воспитания. В совокупности это позволяет привить студенческой молодежи стойкие убеждения преимущества социально одобряемого поведения, нетерпимого отношения к противоправным, в том числе экстремистским и коррупционным проявлениям.

Студенты, аспиранты, преподаватели, научные работники имеют возможность пользоваться уникальной криминологической библиотекой лаборатории, превышающей 1000 томов редкой литературы на русском, английском, китайском, немецком, польском, французском и других языках.

Немаловажным в освоении компетенций является то, что результаты деятельности

криминологической лаборатории и криминологического клуба внедряются в учебный процесс, используются для обновления учебных дисциплин модульной программы магистерской и аспирантской подготовки.

В криминологическом клубе и криминологической лаборатории созданы условия для научной и творческой деятельности, которыми в течение длительного времени пользуются многие как начинающие, так и состоявшиеся исследователи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 11.01.2018) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)». В данном виде документ опубликован не был. Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.01.2019).

2. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 14.

3. Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1538 (ред. от 30.04.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» // Российская газета. 2015.4 февраля.

4. Шестаков Д. А., Дикаев С. У., Данилов А. П. Санкт-Петербургский международный криминологический клуб: прошлое и настоящее / под ред., с предисл. и послесл. Д. А. Шестакова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. 218 с.

5. Шестаков Д. А. Введение в криминологию закона. 2-е изд., испр. и доп. / предисл. Г. Н. Горшен-кова. СПб.: Юридический центр, 2015. 92 с.

6. Кабанов П. А. Политическая преступность: сущность, причины, предупреждение: учебное пособие. Нижнекамск: Московский гуманитарно-экономический институт, Нижнекамский филиал, 2000. 126 с.; Дикаев С. У. Вековые конфликты и современные проблемы терроризма (правовой и политико-криминологический анализ): монография. Уфа, 2003. 224 с.

7. Колесников В. В. Экономическая криминология: криминологическая безопасность как общественное благо // Криминология: вчера, сегодня, завтра: журнал Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. 2015. № 2 (3). С. 16-35.

8. Касторский Г. Л. Мировые религии и преступность / под ред. В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001. 327 с.

9. Тангиев Б. Б. Экокриминология. Парадигма и теория. Методология и практика правоприменения / под общ. ред. В. П. Сальникова; предисл. Д. А. Шестакова. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. 432 с.

10. Милюков С. Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб.: СПбИВЭСЭП, Знание, 2000. 279 с.; Милюков С. Ф., Никуленко А. В. Причинение вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние. СПб.: Юридический центр, 2015. 560 с.

11. Старков О. В. Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: учебник. СПб.: Юридический Центр Пресс, 2012. 1102 с.

12. Горшенков Г. Н. Криминология массовых коммуникаций. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 2003. 126 с.; Он же. Криминология: научные инновации: монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2009. 317 с.

REFERENCES

1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.12.2016 № 1511 (red. ot 11.01.2018) «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vyisshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01

Yurisprudentsiya (uroven bakalavriata)». V dannom vide dokument opublikovan ne byil. Ofitsialnyiy internetportal pravovoy informatsii: http://www.pravo.gov.ru (data obrascheniya: 10.01.2019).

2. Prikaz Minobrnauki RF ot 14.12.2010 № 1763 (red. ot 31.05.2011) «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vyisshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 Yurisprudentsiya (kvalifikatsiya (stepen) «magistr»)» // Byulleten norma-tivnyih aktov federalnyih organov ispolnitelnoy vlasti. 2011. № 14.

3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 05.12.2014 № 1538 (red. ot 30.04.2015) «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vyisshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.06.01 Yurisprudentsiya (uroven podgotovki kadrov vyisshey kvalifikatsii)» // Rossiyskaya gazeta. 2015. 4 fevralya.

4. Shestakov D. A., Dikaev S. U., Danilov A. P. Sankt-Peterburgskiy mezhdunarodnyiy kriminologicheskiy klub: proshloe i nastoyaschee / pod red., s predisl. i poslesl. D. A. Shestakova. SPb.: Yuridicheskiy tsentr Press, 2012. 218 s.

5. Shestakov D. A. Vvedenie v kriminologiyu zakona. 2-e izd., ispr. i dop. / predisl. G. N. Gorshenkova. SPb.: Yuridicheskiy tsentr, 2015. 92 s.

6. Kabanov P. A. Politicheskaya prestupnost: suschnost, prichinyi, preduprezhdenie: uchebnoe posobie. Nizhnekamsk: Moskovskiy gumanitarno-ekonomicheskiy institut, Nizhnekamskiy filial, 2000. 126 s.; Dikaev S. U. Vekovyie konfliktyi i sovremennyie problemyi terrorizma (pravovoy i politiko-kriminologicheskiy analiz): monografiya. Ufa, 2003. 224 s.

7. Kolesnikov V. V. Ekonomicheskaya kriminologiya: kriminologicheskaya bezopasnost kak obschestven-noe blago // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra: zhurnal Sankt-Peterburgskogo mezhdunarodnogo krimi-nologicheskogo kluba. 2015. № 2 (3). S. 16-35.

8. Kastorskiy G. L. Mirovyie religii i prestupnost / pod red. V. P. Salnikova. SPb.: Sankt-Peterburgskiy uni-versitet MVD Rossii, 2001. 327 s.

9. Tangiev B. B. Ekokriminologiya. Paradigma i teoriya. Metodologiya i praktika pravoprimeneniya / pod obsch. red. V. P. Salnikova; predisl. D. A. Shestakova. SPb.: Izd-vo R. Aslanova «Yuridicheskiy tsentr Press», 2005. 432 s.

10. Milyukov S. F. Rossiyskoe ugolovnoe zakonodatelstvo: opyit kriticheskogo analiza. SPb.: SPbIVESEP, Znanie, 2000. 279 s.; Milyukov S. F., Nikulenko A. V. Prichinenie vreda pri zaderzhanii litsa, sovershivshego obschestvenno opasnoe deyanie. SPb.: Yuridicheskiy tsentr, 2015. 560 s.

11. Starkov O. V. Kriminologiya: Obschaya, Osobennaya i Spetsialnaya chasti: uchebnik. SPb.: Yuridicheskiy Tsentr Press, 2012. 1102 s.

12. Gorshenkov G. N. Kriminologiya massovyih kommunikatsiy. N. Novgorod: Nizhegorodskiy gosuniver-sitet im. N. I. Lobachevskogo, 2003. 126 s.; On zhe. Kriminologiya: nauchnyie innovatsii: monografiya. N. Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo gosuniversiteta, 2009. 317 s.

Т. В. Клубкова

РУССКИЙ ЯЗЫК: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

В статье рассматривается деятельность немецких филологов-ориенталистов А. Л. Шлецера и И. С. Фатера, много сделавших для описания русского языка. Оба автора писали русские грамматики (Шлецер в 1764 г., Фатер в 1808 г.), оба определяли место русского языка среди языков мира, описывали его историю, беспристрастно оценивали его достоинства, делали предсказания о будущем русского языка. Обращение иностранных немецких авторов к русскому материалу вызывало неоднозначную реакцию и становилось предметом обсуждения. Шлецер работал над своей грамматикой в то время, когда существовала только «Российская грамматика» М. Ломоносова, Фатер мог использовать не только М. Ломоносова, но и «Российскую грамматику» П. И. и Д. М. Соколовых, а также многочисленные переделки этих грамматик.

Ключевые слова: общее языкознание, компаративистика, русская риторика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.