Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНОГО ПАКЕТА ПРИЛОЖЕНИЙ GOOGLE FOR EDUCATION ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНОГО ПАКЕТА ПРИЛОЖЕНИЙ GOOGLE FOR EDUCATION ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
облачный пакет приложений Google for Education / Google Форма / Google Jamboard / речевая компетенция / интерактивные учебные материалы / Google Cloud Suite for Education tools / Google Forms / Google Jamboard / Speech competence / interactive learning materials

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Армен Суренович Акопян

Статья описывает исследование, целью которого было разработать методики развития речевой компетенции студентов на занятиях по РКИ с использованием облачного пакета приложений Google for Education. Нами приводятся примеры использования этих приложений для создания интерактивных учебных материалов. Основное преимущество использования данных инструментов заключается в возможности совместной работы преподавателей и студентов над учебными материалами и заданиями. В статье представлены примеры оформления заданий в инструментах Google Форма и Google Jamboard. Обосновано, что использование облачного пакета приложений Google for Education может значительно улучшить процесс обучения РКИ и развитие речевой компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE GOOGLE FOR EDUCATION CLOUD APPLICATION PACKAGE TO DEVELOP STUDENTS' SPEECH COMPETENCE IN RFL CLASSES

The article describes a study aimed at developing methods for developing students' speech competence in RFL classes using the Google Cloud Suite for Education tools. We provide examples of using these applications to create interactive learning materials. The main advantage of using these tools is the possibility of teachers and students working together on educational materials and assignments. The article presents examples of the design of tasks in the Google Form and Google Jamboard tools. In conclusion, the author emphasizes that using the Google for Education cloud application package can significantly improve the learning process of RFLs and the development of students' speech competence.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНОГО ПАКЕТА ПРИЛОЖЕНИЙ GOOGLE FOR EDUCATION ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ»

DOI: 10.24412/cl-37223-2024-1-18-24

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНОГО ПАКЕТА ПРИЛОЖЕНИЙ GOOGLE FOR EDUCATION ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ

Армен Суренович Акопян

Ереван, Республика Армения armen.hakobyan@rau.am

Аннотация. Статья описывает исследование, целью которого было разработать методики развития речевой компетенции студентов на занятиях по РКИ с использованием облачного пакета приложений Google for Education. Нами приводятся примеры использования этих приложений для создания интерактивных учебных материалов. Основное преимущество использования данных инструментов заключается в возможности совместной работы преподавателей и студентов над учебными материалами и заданиями. В статье представлены примеры оформления заданий в инструментах Google Форма и Google Jamboard. Обосновано, что использование облачного пакета приложений Google for Education может значительно улучшить процесс обучения РКИ и развитие речевой компетенции студентов.

Ключевые слова: облачный пакет приложений Google for Education, Google Форма, Google Jamboard, речевая компетенция, интерактивные учебные материалы.

USING THE GOOGLE FOR EDUCATION CLOUD APPLICATION PACKAGE TO DEVELOP STUDENTS' SPEECH COMPETENCE IN RFL CLASSES

Armen S. Hakobyan

Yerevan, Republic of Armenia armen.hakobyan@rau.am

Abstract. The article describes a study aimed at developing methods for developing students' speech competence in RFL classes using the Google Cloud Suite for Education tools. We provide examples of using these applications to create interactive learning materials. The main advantage of using these tools is the possibility of teachers and students working together on educational materials and assignments. The article presents examples of the design of tasks in the Google Form and Google Jamboard tools. In conclusion, the author emphasizes that using the Google for Education cloud application package can significantly improve the learning process of RFLs and the development of

students' speech competence.

Keywords: Google Cloud Suite for Education tools, Google Forms, Google Jamboard, Speech competence, interactive learning materials.

Развитие речевой компетенции является одной из основных задач обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в высших учебных заведениях. Речевая компетенция представляет собой способность к эффективному использованию языка в различных коммуникативных ситуациях. Она включает в себя знание фонетических, грамматических и лексических норм литературного языка, а также умение строить связные высказывания, понимать и адекватно реагировать на речь партнера.

В ходе исследований по применению информационных технологий (ИТ) в студенческой аудитории мы задались целью разработать методики развития речевой компетенции студентов на занятиях по РКИ на основе использования облачного пакета приложений Google for Education на примере обучения фразеологии, так как знание постоянных сочетаний слов, имеющих стереотипное значение и не поддающихся логическому разбору, является одним из ключевых элементов речевой компетенции, поскольку фразеологические единицы являются неотъемлемой частью русского языка и широко используются в различных стилях речи.

Современные технологии позволяют значительно улучшить качество обучения, сделать его более интерактивным и эффективным. Использование облачного пакета приложений Google for Education в образовании становится все более популярным, так как они позволяют преподавателям и студентам работать с общими документами, учебными материалами и заданиями, а также эффективно осуществлять дистанционное обучение.

Google for Education - это облачный пакет приложений, который представляет собой «независимо настраиваемые версии множества продуктов Google с использованием доменного имени, предоставленного клиентом. Он включает несколько веб-приложений с функциональностью, аналогичной традиционным офисным пакетам, в том числе Gmail, Hangouts, Meet, Календарь Google, Диск, Документы, Таблицы, Презентации, Сайты и др. Продукты также связаны с использованием хромбуков, которые можно добавить в домен Google Workspace for Education учебного заведения [1]. Он предоставляет преподавателям и студентам множество возможностей для совместной работы над учебными материалами и выполнения заданий (см.: рис. 1-4).

Одним из преимуществ использования Google for Education является возможность создания интерактивных учебных материалов, которые могут быть использованы на занятиях по РКИ. Например, можно создать интерактивную таблицу, в которой студенты могут заполнить пропущенные слова в предложениях, а также добавить примеры использования этих слов в контексте.

Лента Задания Пользователи Оценки О & ©

Преподаватели

£ Armen Hakobyan

Учащиеся 14 учащихся

□ Действия - AZ

□ Victoria Agiamazyan

□ ^ Dlanna Asulyan

□ Haykuh i Bobaya n

□ ^ An A4 Chom»ry»n

□ Щ Hrach Hakobyan

□ ^ Yullya Hakobyan Ф

Рис. 1. Google Класс. Преподаватель и учащиеся

Лента Задания Пользователи Оценки а & э

Ж и

4 курс Филология

Ц1 Мее* : ^ Обратитесь к курсу

Ф Показывать учащийся Пользователь Armen Hakobyan добавил вопрос: 1 авторский тест-симупятор . ^^ 4 ыар

Предстоящие Ничего сдавать «е нужно 1 комментарий

Посмотреть всё Jfjk Пользователь Armen Hakobyan добавил вопрос: 1 тес? симулятор . Пользователь Armen Hakobyan добавил вопрос: Подготовьте 3 и 4 модульную работу <2_ 21 февс 1 комментарий ©

Рис. 2. Лента Google Класса с материалами и заданиями

Рис. 3. Материалы по курсу, размещенные в ленте Google Класса

Рис. 4. Пример оформления задания при помощи инструмента облачного пакета Google for Education - Google Форма

Методика развития речевой компетенции студентов на занятиях по РКИ на основе использования облачного пакета приложений Google for Education может включать следующие этапы.

1. Введение в тему.

На первом занятии преподаватель вводит студентов в тему занятия и объясняет ее. Далее он может использовать презентацию, созданную в Google Презентациях и/или Google Jamboard, чтобы наглядно показать студентам примеры использования тех или иных конструкций (см.: рис. 5-6).

Рис. 5. Проработка падежей при помощи инструмента облачного пакета Google for Education - Google Jamboard

Рис. 6. Проработка глаголов движения в сочетании с N2 - N6 с предлогами при помощи инструмента облачного пакета Google for Education - Google Jamboard

2. Изучение специальной лексики

На следующих занятиях студенты будут изучать отдельные лексические единицы (по их специальности), пробовать использовать их в речи, создавая минимальные речевые конструкции. В помощь себе преподаватель может создать таблицу в Google Таблицах, где каждому слову будет соответствовать столбец, добавляя свои примеры использования этих единиц в контексте, и, создав задания для студентов, прорабатывать весь лексический минимум.

3. Работа со словарем

Для удобства изучения единиц специальной лексики преподаватель может создать словарь (толковый и/или двуязычный с переводом слов на родной язык) в Google Документах или Google Таблицах. В этом документе будут собраны все изученные лексические единицы, и студенты смогут быстро найти нужное слово и/ или выражение.

4. Интерактивные задания

Для закрепления знаний преподаватель может создавать интерактивные задания в Google Формах. Например, можно предложить студентам примеры предложений, взятых из текстов по специальности, с пропусками, а учащиеся должны будут вставить пропущенные слова. Можно создавать задания, где студенты должны будут использовать эти слова в предложениях и вводить ответы (см.: рис. 7).

(§ Тес, D Ä D О ® t> d i g

Вопросы Ответы Настройки Всего: 108

Судья.., решение по делу.

Выберите правильный вариант ответа. Предполагается два и более правильных ответа I □ принес

Q унес I Q вынес [П перенес

I □„„,=

I Q пронес I Q поднес I Q занес

© а

Тт

В

в

Рис. 7. Инструмент облачного пакета Google for Education. Пример задания на подбор слова/слов

Таким образом, методика развития речевой компетенции студентов на занятиях по РКИ на основе использования облачного пакета приложений Google for

Education является вполне весьма эффективным инструментом для улучшения качества обучения РКИ и актуальным в современном образовательном процессе. Использование интерактивных учебных материалов и заданий помогает студентам лучше усваивать знания и развивать свою речевую компетенцию.

Список литературы

1. Google для образования // Информация с «Альфапедия». - URL: https:// alphapedia.ru/w/Google_for_Education (01.05.2024).

Сведения об авторе:

Армен Суренович Акопян, ст. преподаватель кафедры русского языка и профессиональной коммуникации Института гуманитарных наук Российско-Армянского университета; доцент Медицинского колледжа им. Меграбяна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.