Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
659
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОННЫЕ СЕТИ / NEURAL NETWORKS / ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / ТУРАГЕНТ / TRAVEL AGENT / TOURIST-RECREATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Симонян Рафаэль Арсенович

В статье рассматриваются тенденции развития туристско-рекреационной сферы в условиях развития технологий искусственного интеллекта, а также использование данной технологии в указанной сфере. Показано, что сегодня туристскому продукту недостаточно быть просто доступным. Текущий тренд во всех сферах - индивидуализация продукта с целью удовлетворения потребностей конкретного покупателя, а не просто абстрактного потребителя или группы лиц. В этой связи перспективным является использование технологии нейронных сетей, в архитектуре которых изначально заложена параллельная обработка информации, что дает возможность сверхбыстрого взаимодействия. Данная особенность позволяет нейронным сетям превосходить другие технологии при работе в реальном времени. Вместе с тем, опыт компаний, пытающихся использовать в своей работе исключительно искусственный интеллект, на основе создания тревел-ботов, пока не привел к по-настоящему серьезному успеху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF NEURAL NETWORKS AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE TOURIST-RECREATIONAL SPHERE

In the article examines trends of development tourist-recreational sphere in the conditions of development of artificial intelligence technologies, and the usage of this technology in it. It is shown that today the tourist product is not enough to be simply accessible. The current trend in all areas is the individualization of the product in order to meet the needs of a particular buyer, and not just an abstract consumer or a group of individuals. In this regard, it is promising to use the technology of neural networks, in the architecture of which the parallel processing of information is initially laid, which enables super-fast interaction. This feature allows neural networks to surpass other technologies when working in real time. At the same time, the experience of companies trying to use exclusively artificial intelligence in their work, based on the creation of travel bots, has not yet led to a truly serious success.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ»

8. Taksir K.I. Nauchno-proizvodstvennye ob"edineniya. - M.: Nauka, 1977.

9. Nauchno-proizvodstvennye ob"edineniya v sisteme sel'skogo hozyajstva. - M., 1974.

10. Tihonov A.V., Akimkin E.M., Bogdanov V.S. Naukogrady v krizisnoj situacii. - M.: IS RAN, 2012.

11. Brezhnev A. Naukogrady // http://zavtra.ru/blogs/2000-09-1921

12. Syryamkin M.V. Istoriya razvitiya innovacionnoj deyatel'nosti v 1989-1992 gg. v Tomskoj oblasti na primere vozniknoveniya Tomskogo nauchno-tekhnologicheskogo parka «Tekhnopark» // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - №348. -S.72-75.

13. Pavlov EH. Tekhnoparki - vazhnyj ehlement sovremennoj innovacionnoj ehkonomiki // Umnoe proizvodstvo. - 2017. - Vyp.40. Dekabr'.

14. Informacionnyj spravochnik po tekhnoparkam Rossijskoj Federacii. - M.: Associaciya «Tekhnopark», 1997.

15. Ignatyuk N.A., Volkov V.I., Murygina T.P. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «O statuse naukograda Rossijskoj Federacii»: postatejnyj / Pod obshch. Red. N.A. Ignatyuk. - M.: YUsticinform, 2004.

16. Tekhnoparki v Rossii. Tekhnoparki na baze nauchnyh organizacij // https://raexpert.ru/researches/technopark/part3/

17. Tyurina V.YU., Ippolitova A.A. Tekhnopark - vazhnyj ehlement infrastruktury nacional'noj innovacionnoj sistemy // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. EHkonomika. Upravlenie. Pravo. - 2014. - T. 14. - Vyp. 4. - S.616.

18. http://www.umpro.ru/index.php?art_id_1=185&group_id_4=5&page_id= 17

19. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 10.03.2006 № 328-r (red. ot 29.11.2014) «O gosudarstvennoj programme "Sozdanie v Rossijskoj Federacii tekhnoparkov v sfere vysokih tekhnologij"»

20. Raznovremennye dannye // http://minsvyaz.ru /

21. Rasporyazhenie Prezidenta RF ot 31.12.2009 g. №889-rp «O rabochej gruppe po razrabotke proekta sozdaniya territorial'no obosoblennogo kompleksa dlya razvitiya issledovanij i razrabotok i kommercializacii ih rezul'tatov» // http:// base.garant.ru/6731916/

22. Rusejkina E.S. Problema ocenki ehffektivnosti deyatel'nosti tekhnoparkov v Rossii // Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2011. - T. 12. - № 12. - S. 15-21.

23. Sm.: Evseenko A.V. EHvolyuciya novosibirskoj modeli innovacij. - Novosibirsk: IEHOPP SO RAN, 2002.

24. http://news.ngs.ru/ comments/94546

25. Maslova A.V., Vasil'eva A.V. Perspektivy razvitiya IT-parka v Kaliningradskoj oblasti // Molodoj uchenyj. - 2015. - №10.2. - S. 124-127.

26. Putin sravnil «Skolkovo» i sovetskie naukogrady, otdav predpochtenie poslednim // Gazeta.ru. 2011. 14 marta.

27. Kurchatovskij tekhnopark // RIA Novosti http://ria.ru/moscow/20160811/1474147558.html#ixzz4H7j1fRUV

28. Putin: tekhnoparki - shans dlya IT-proryva // http://www.cnews.ru/news/top/putin_tehnoparki_shans_dlya_itproryva

29. Sm. napr.: Laftinskij V., Edkova T., Kalmykova A., Krysenkova N., CHursina T. Tekhnoparki v infrastrukture innovacionnogo razvitiya. - M.: Izdat. Inf-ra-M, Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF, Moskva, 2016.

30. https://regnum.ru/news/2334503.html

31. Organizaciya proforientacionnoj raboty v Kurganskoj oblasti «Professii budushchego v nastoyashchem» (regional'nyj mezhvedomstvennyj proekt «Proforientacionnyj tekhnopark «Zaural'skij nvigator»). Mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya. - Kurgan: GAOU DPO IROST, 2017.

32. Miheeva K.O. EHko-industrial'nyj tekhnopark: ot gornozavodskogo muzeya naslednikov P.P. Demidova do muzejnogo tekhnoparka na Srednem Urale // Prirodnoe i kul'turnoe nasledie Urala: materialy VIII regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (CHelyabinsk, 2 iyunya 2017 g.). -CHelyabinsk: CHGIK, 2017.

ТУРИМЫН ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, президент НИИ истории, экономики и права. Россия, Москва ([email protected]).

СИМОНЯН ГАРНИК АЙКАРАМОВИЧ - доктор экономических наук, вице-президент НИИ истории, экономики и права, профессор кафедры экономики и управления Сочинского государственного университета ([email protected]). TURITSYN, IGOR V. - Doctor of History, Professor, President, History, Economics and Law Research Institute (HELRI). Russia, Moscow (Researcher ID: K-3043-2013).

SIMONYAN, GARNIK A. - Doctor of Economics, Vice President, History, Economics and Law Research Institute (HELRI). Russia, Moscow.

УДК 338.482.22_007:159.955

СИМОНЯН Р.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Ключевые слова: нейронные сети, туризм, туристско-рекреационная сфера, искусственный интеллект, турагент.

В статье рассматриваются тенденции развития туристско-рекреационной сферы в условиях развития технологий искусственного интеллекта, а также использование данной технологии в указанной сфере. Показано, что сегодня туристскому продукту недостаточно быть просто доступным. Текущий тренд во всех сферах - индивидуализация продукта с целью удовлетворения потребностей конкретного покупателя, а не просто абстрактного потребителя или группы лиц. В этой связи перспективным является использование технологии нейронных сетей, в архитектуре которых изначально заложена параллельная обработка информации, что дает возможность сверхбыстрого взаимодействия. Данная особенность позволяет нейронным сетям превосходить другие технологии при работе в реальном времени. Вместе с тем, опыт компаний,

пытающихся использовать в своей работе исключительно искусственный интеллект, на основе создания тревел-ботов, пока не привел к по-настоящему серьезному успеху.

SIMONYAN, R.A.

USAGE OF NEURAL NETWORKS AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE TOURIST-

RECREATIONAL SPHERE

Keywords: neural networks, tourism, tourist-recreational sphere, artificial intelligence, travel agent.

In the article examines trends of development tourist-recreational sphere in the conditions of development of artificial intelligence technologies, and the usage of this technology in it. It is shown that today the tourist product is not enough to be simply accessible. The current trend in all areas is the individualization of the product in order to meet the needs of a particular buyer, and not just an abstract consumer or a group of individuals. In this regard, it is promising to use the technology of neural networks, in the architecture of which the parallel processing of information is initially laid, which enables super-fast interaction. This feature allows neural networks to surpass other technologies when working in real time. At the same time, the experience of companies trying to use exclusively artificial intelligence in their work, based on the creation of travel bots, has not yet led to a truly serious success.

Туризм - это экономический феномен XXI века. Быстрые темпы роста туристической отрасли делают его одним из важнейших элементов экономики практически любого государства. С учетом большой территории, развитие сферы туризма для России имеет важнейшее значение. При этом, несмотря на определенные достижения (особенно в плане санаторного лечения), в наследство от прошлого стране не досталось должной туристско-рекреационной инфраструктуры [1].

В этой ситуации, для решения перспективных задач, связанных с туристско-рекреационной отраслью России, была принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [2]. В стратегическом плане она нацелена на создание конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров в различных регионах Российской Федерации, создание благоприятной среды для развития вокруг данной отрасли малого и среднего бизнеса. Данная программа также направлена на удовлетворение потребностей различных слоев граждан Российской Федерации в сфере туризма, создание рабочих мест и повышение занятости в туристической отрасли, увеличение доходной части бюджета Российской Федерации за счет увеличения производства услуг в отрасли, а также рост ВВП и улучшение платежного баланса страны.

Инновационные процессы в туристском бизнесе могут выступать в самых различных формах, они имеют свои особенности, оказывающие влияние на его развитие. Различают инновацию процессов и самих продуктов. При этом инновация продуктов, возможно, имеет даже большее значение для повышения качества жизни в длительной перспективе.

Одним из приоритетных направлений, утвержденных Указом Президента РФ В.В. Путина «Стратегия научно-технологического развития страны», является внедрение во все сферы, включая туризм, информационных технологий [3].

Информация является основным ядром туризма, которое координирует действия многообразных участников туристического рынка. Главное отличие данной отрасли состоит в том, что именно информация или информационные потоки являются основными «транспортировщиками» между создателями туристических услуг. По существу, на сегодняшний день туризм является во многом цифровым бизнесом, в котором в одной цепочке находятся авиакомпании, гостиницы и мировые туристические компании, ввиду чего туризм и информация не могут существовать отдельно друг от друга и это подтверждает ряд фактов [4]. В частности, обратим внимание на то, что:

- решение о приобретении тура принимается на основе полученной информации;

- покупка тура - тоже является лишь информацией (особенно для целого ряда работающих вокруг туристско-рекреационной сферы компаний).

В этой связи, информацией постоянно обмениваются многие участники туристического рынка.

В отмеченном контексте, сами технологии разработки продуктов должны уметь оперативно представлять большой пласт информации, к примеру, представлять сведения о доступности номерного фонда отеля, о наличии транспортных средств, о возможных экскурсиях и возможности выбора свободных дат. Также они должны позволять потребителю обеспечивать возможность зарезервировать места, оплачивать билеты, счета, обеспечивать информационное сопровождение в самых различных сферах, связанных с предстоящим отдыхом. Такой результат можно получить только с помощью компьютерных систем обработки данных, в которых существует возможность интеграции различного рода информационных технологий ввиду многогранности существующих задач в индустрии туризма.

Сегодня продукту недостаточно быть просто доступным, сейчас уже необходимо быть индивидуальным для каждого туриста. Текущий тренд во всех сферах - индивидуализация продукта с целью удовлетворения потребностей конкретного покупателя, а не просто абстрактного потребителя или группы лиц. В идеальных условиях тур должен создаваться с учетом особенностей конкретного человека, а на выходе туристические компании должны иметь продукт, который полностью удовлетворит клиента.

Для того, чтобы стало возможным индивидуализировать туры, необходимо создать «профиль» туриста, модель туриста, согласованную с окружающей средой - миром моделей туриста. То есть основной идеей является превращение каждого туриста, который побывал в туре, в активного создателя новых продуктов.

Формирование модели тура на сегодня является очень простой задачей и реализуется с помощью системы TripAggregator, являющеюся современной системой для поиска туров и экскурсий, а также их бронирования. Конструктор тура используется для создания модели тура и основной задачей является создание профиля туриста. В данном случае речь идет о формализации понятий «намерения», «эмоции» и т.п. Для решения такой задачи необходимо использовать технологии искусственного интеллекта.

Нейронные сети, как технология [5], превосходят многие друге существующие технологии за счет того, что:

- в условиях неизвестных закономерностей есть возможность получить результат с помощью обучения на большом количестве примеров без требования знания закономерности развития процессов. Также преимущество заключается в том, что для решения задач нейронной сети достаточно лишь задать входные и выходные параметры;

- в условиях разного качества входных данных (зашумленных, неинформативных), нейронная сеть сама может разделить данные на нужные для анализа, либо непригодные данные;

- нейронные сети имеют возможность к адаптации в новой среде. К примеру, нейронные сети, хорошо обученные на одних входных данных, могут быть использованы при внедрении других входных данных. Это особенно важно в условиях переменчивости внешней среды.

- в архитектуре нейронных сетей изначально заложена параллельная обработка информации, что дает возможность сверхбыстрого взаимодействия. Данная особенность позволяет нейронным сетям превосходить другие технологии при работе в реальном времени.

По мнению редактора туристического портала Skift Грега Оутса (Greg Oates), потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в туристической сфере превосходит возможности традиционных поисковых систем и реальных людей.

Сервисы GuestU и SnapTravel, анализируют все запросы в поисковых системах и сообщения мессенджера Facebook, делая возможным бронирование услуг посредством чата. Поставщик сервиса бронирования отелей Booking.com в мае 2016 года запустил свой «умный чат», который может дать клиенту информацию, идентичную той, что он может получить у

человека в турагенстве, но намного быстрее. В настоящее время сервис проходит испытания и интегрируется с мессенджером Facebook. Крупный оператор путешествий Expédia Inc. также планирует использовать технологии нейронных сетей для обслуживания клиентов [6].

Исходя из приведенных примеров, видно, что все крупные мировые сервисы, связанные с туристической отраслью, стремятся использовать технологии искусственного интеллекта. Конечно же, люди, занимающиеся составлением туров, еще работают по направлению дорогих и уникальных путешествий, непосредственно проводя взаимодействие с клиентами. В частности, большое количество американцев обслуживаются людьми за стойкой регистрации в аэропортах, а не роботами или другими подобными технологическими новинками. Однако постепенно роль человека во многих сферах будет снижатся, и его обязанности и функции будут возложены на технологии искусственного интеллекта, что даст возможность технологическим компаниям получить дополнительный доход.

Некоторые компании пытаются вовсе использовать в своей работе исключительно искусственный интеллект, реализуя идею «мир без турагентств», создавая тревел-ботов. К примеру, известный американский стартап Lola обучал свою программу с помощью базы данных сотрудников колл-центра. Однако массовым проект не получился, так как создатели проекта столкнулись с проблемой - туристы не хотели платить за тревел-консультанта. Люди получали полную информацию от сервиса и далее переходили на другие сервисы и бронировали тур по полученным параметрам самостоятельно. Но применение данная технология все же нашла. Lola обслуживает интересы бизнес-путешественников, летающих по сложным маршрутам, а также тех лиц, за которых платит компания [7].

Что касается темпов развития туристического рынка России в данном направлении, то можно отметить главную проблему - туристический рынок России все еще находится в оффлайне. По данным 2016 года, онлайн-бронирование авиабилетов составляет лишь 20% от общего количества купленных билетов, отелей было забронировано 10-14%, а проданных туров вовсе 3-5%, но с каждым годом данные цифры будут расти, так как развитие данной отрасли неизбежно [8].

Применение комплекса инноваций предприятиями, работающими в сфере туризма, является эффективным и действенным методом улучшения своих позиций на рынке. Технологические, маркетинговые, организационные инновации - это все, что должно быть включено в комплекс. Это позволит обеспечить существенный синергетический эффект. Реализация такого рода комплексных инноваций не может обойтись без специалистов высшей квалификации, а также без проведения исследований (как научных, так и рыночных).

В Европе уже долгое время используются медиа разработки в туризме. Россия стоит только в самом начале этого пути, но положительные изменения в данном направлении уже заметны.

В России относительно недавно появились такие мобильные сервисы, как «TopTipTrip», позволяющий туристу сформировать свой собственный тур по любому региону России. В нем содержится огромный объем информации о достопримечательностях регионов России, даже самых отдаленных. Также сервис предоставляет возможность посмотреть популярные туристские места, маршруты, в нем содержится большая база аудиоэкскурсий.

Появление в России таких сервисов, как «ostrovok.ru», способствует быстрому инновационному развитию туристической индустрии России. Инновационные технологии постепенно входят в повседневную работу российских предприятий туристического бизнеса.

Литература и источники

1. См. напр.: Турицын И.В., Симонян Г.А. Социально-экономические проблемы развития рекреационного потенциала Крыма (конец 1980-х - 1991 гг.) // Современная научная мысль. - 2014. - №3. - С.157-172.

2. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

3. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

4. Намханова М.В. «Новое государственное управление»: использование проектов государственно-частного партнёрства в отраслях социальной инфраструктуры // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. - 2016. - № 1 (16). - С. 131-134.

5. Горбачевская Е.Н., Краснов С.С. История развития нейронных сетей // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - №1 (23). - 52-56 с.

6. Джанджугузова Е.А. Маркетинг туристских территорий: учебное пособие. - М.: Академия, 2012. - 224 с.

7. Кирилов И., Никольская Е.Ю. Анализ инновационных технологий в гостиничном бизнесе // Наука и мир. -2016. - Т. 2. - № 2 (30). - С. 54-56.

8. https://www.travelhubr.com/blogs/travel_market/data-insight-aavt2016. html

References and Sources

1. Sm. napr.: Turicyn I.V., Simonyan G.A. Social'no-ehkonomicheskie problemy razvitiya rekreacionnogo potenciala Kryma (konec 1980-h - 1991 gg.) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2014. - №3. - S.157-172.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 avgusta 2011 g. № 644 «O federal'noj celevoj programme «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011-2018 gody)».

3. Ukaz Prezidenta RF ot 1 dekabrya 2016 g. № 642 «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii».

4. Namhanova M.V. «Novoe gosudarstvennoe upravlenie»: ispol'zovanie proektov gosudarstvenno-chastnogo partnyorstva v otraslyah social'noj infrastruktury // Vestnik Sibirskogo universiteta potrebitel'skoj kooperacii. - 2016. - № 1 (16). - S. 131-134.

5. Gorbachevskaya E.N., Krasnov S.S. Istoriya razvitiya nejronnyh setej // Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva.

- 2015. - №1 (23). - 52-56 s.

6. Dzhandzhuguzova E.A. Marketing turistskih territorij: uchebnoe posobie. - M.: Akademiya, 2012. - 224 s.

7. Kirilov I., Nikol'skaya E.YU. Analiz innovacionnyh tekhnologij v gostinichnom biznese // Nauka i mir. - 2016. - T. 2. - № 2 (30).

- S. 54-56.

8. https://www.travelhubr.com/blogs/travel_market/data-insight-aavt2016.html

СИМОНЯН РАФАЭЛЬ АРСЕНОВИЧ - научный сотрудник НИИ истории, экономики и права ([email protected]) SIMONYAN, RAFAEL A. - Research Fellow at the Research Institute of History, Economics and Law ([email protected])

УДК 334.012.64:65.658

МАТЮНИНА М.В., АКСЕНТЬЕВА А. С., ВАСИЛЕНКО Г.В. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ВИННОГО БАРА

В ГОРОДЕ ЯЛТА

Ключевые слова: бренд, целевая аудитория, винный бар, развитие туризма, инфраструктура, предприятия общественного питания.

Концептуальный винный бар - это уникальный проект, не имеющие аналогов в городе Ялта, главная суть которого - объединение концепта бутика вина и деликатесов и винного бара, предлагающего широкий ассортимент вин. В настоящее время во всем мире широко известны заведения с такой концепцией, но в России и, в частности, в Республике Крым данная тематика предприятий общественного питания развита крайне слабо. Туристы, приезжающие в солнечную Ялту на отдых, в любое время года, будут рады зайти в винный бар и насладится не только уникальными местными винами со всех уголков Крыма, но и широким ассортиментом вин России, Италии, Испании, Австрии, Венгрии и др.

MATYUNA, M.V., AKSENTIEVA, A.S., VASILENKO, G.V. PROJECT OF CREATING A CONCEPTUAL WINE BAR IN THE YALTA CITY

Keywords: brand, target audience, wine bar, tourism development, infrastructure, public catering establishments.

The conceptual wine bar is a unique project that has no analogues in the city of Yalta, the main essence of which is the unification of the concept of a boutique of wine and delicacies and a wine bar offering a wide range of wines. At present, institutions with such a concept are widely known throughout the world, but in Russia, and in particular in the Republic of Crimea, this subject of public catering enterprises is extremely poorly developed. Many people coming to sunny Yalta for vacation, at any time of the year, will be happy to go to the wine bar and enjoy not only unique local wines from all over the Crimea, but also a wide assortment of wines from Russia, Italy, Spain, Austria, Hungary, etc.

Для начала следует отметить, что разработка концепции - один из ключевых этапов, который определяет модель и стратегию реализации будущего проекта.

В своей работе «Менеджмент» Э.М. Коротков дает следующее определение: концепция - это комплекс ключевых положений или установок мышления, позволяющих сохранять направленность исследования [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.