Научная статья на тему 'Использование национальных валют и расчетов в них странами ЕАЭС и СНГ в современных условиях'

Использование национальных валют и расчетов в них странами ЕАЭС и СНГ в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальные валюты / дедолларизация / интегрированный валютный рынок / Система передачи финансовых сообщений Банка России / national currencies / de-dollarization / integrated foreign exchange market / Financial message Transmission System of the Bank of Russia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михаил Анатольевич Гончаренко, Любовь Игоревна Хомякова

Предметы исследования — национальные валюты стран ЕАЭС и СНГ и основные сферы их применения в современных условиях. Цель работы — анализ актуального состояния использования национальных валют, включая взаимную торговлю, распределение и перечисление таможенных пошлин, организацию валютного и товарного рынков. Установлено ускорение дедолларизации экономик отдельных стран и регионов мира, зависящего от заслуживающего доверия плана снижения инфляции и конкретных микроэкономических мер. Выявлено, что процессы, происходящие на пространстве СНГ и ЕАЭС, находятся в русле данной общемировой тенденции. Определены приоритеты и перспективы расширения использования национальных валют государствами — членами ЕАЭС. Отмечено, что на использование национальных валют постепенно переводится такой важный инструмент экономического сотрудничества государств — членов ЕАЭС, как механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, и обсуждается возможность использования в нем российского рубля. Подчеркнута важная роль Системы передачи финансовых сообщений Банка России, гарантированно обеспечивающей передачу финансовой информации между банковскими учреждениями и выступающей в роли отечественного аналога SWIFT. Подробно рассматривается распоряжение Правительства РФ от 26.08.2022 № 20, касающегося расширения использования национальных валют государств — членов ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михаил Анатольевич Гончаренко, Любовь Игоревна Хомякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of National Currencies and Settlements in them by the EAEU and CIS Countries in Modern Conditions

The subjects of the study are the national currencies of the EAEU and CIS countries and the main areas of their application in modern conditions. The purpose of the work is to analyze the current state of the use of national currencies, including mutual trade, distribution and transfer of customs duties, organization of currency and commodity markets. The acceleration of the de-dollarization of the economies of individual countries and regions of the world has been established, depending on a credible plan to reduce inflation and specific microeconomic measures. It is revealed that the processes taking place in the CIS and the EAEU are in line with this global trend. Priorities and prospects for expanding the use of national currencies by the EAEU member states have been identified. It was noted that such an important instrument of economic cooperation of the EAEU member states as the mechanism for crediting and distributing the amounts of import customs duties is gradually being transferred to the use of national currencies, and the possibility of using the Russian ruble in it is being discussed. The important role of the Bank of Russia’s Financial Message Transmission System, which guarantees the transfer of financial information between banking institutions and acts as a domestic analogue of SWIFT, is emphasized. The decree of the Government of the Russian Federation No. 20 dated 08/26/2022 on expanding the use of national currencies of the EAEU member states is considered in detail.

Текст научной работы на тему «Использование национальных валют и расчетов в них странами ЕАЭС и СНГ в современных условиях»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / WORLD ECONOMY

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-6-99-107 УДК 339.9(045) JEL F36, F50

(CC) ]

Использование национальных валют и расчетов в них странами ЕАЭС и СНГ в современных условиях

М.А. Гончаренко, Л. И. Хомякова

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предметы исследования - национальные валюты стран ЕАЭС и СНГ и основные сферы их применения в современных условиях. Цель работы - анализ актуального состояния использования национальных валют, включая взаимную торговлю, распределение и перечисление таможенных пошлин, организацию валютного и товарного рынков. Установлено ускорение дедолларизации экономик отдельных стран и регионов мира, зависящего от заслуживающего доверия плана снижения инфляции и конкретных микроэкономических мер. Выявлено, что процессы, происходящие на пространстве СНГ и ЕАЭС, находятся в русле данной общемировой тенденции. Определены приоритеты и перспективы расширения использования национальных валют государствами - членами ЕАЭС. Отмечено, что на использование национальных валют постепенно переводится такой важный инструмент экономического сотрудничества государств - членов ЕАЭС, как механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, и обсуждается возможность использования в нем российского рубля. Подчеркнута важная роль Системы передачи финансовых сообщений Банка России, гарантированно обеспечивающей передачу финансовой информации между банковскими учреждениями и выступающей в роли отечественного аналога SWIFT. Подробно рассматривается распоряжение Правительства РФ от 26.08.2022 № 20, касающегося расширения использования национальных валют государств - членов ЕАЭС.

Ключевые слова: национальные валюты; дедолларизация; интегрированный валютный рынок; Система передачи финансовых сообщений Банка России

Для цитирования: Гончаренко М. А., Хомякова Л. И. Использование национальных валют и расчетов в них странами ЕАЭС и СНГ в современных условиях. Экономика.Налоги.Право. 2023;16(6):99-107. DOi: 10.26794/1999-849Х-2023-16-6-99-107

ORiGiNAL PAPER

The Use of National Currencies and Settlements in them by the EAEU and CiS Countries in Modern Conditions

BY 4.0

M.A. Goncharenko, L. i. Khomyakova

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subjects of the study are the national currencies of the EAEU and CIS countries and the main areas of their application in modern conditions. The purpose of the work is to analyze the current state of the use of national currencies, including mutual trade, distribution and transfer of customs duties, organization of currency and commodity markets. The acceleration of the de-dollarization of the economies of individual countries and regions of the world has been established, depending on a credible plan to reduce inflation and specific microeconomic measures. It is revealed that the processes taking place in the CIS and the EAEU are in line with this global trend. Priorities and prospects for expanding the use of national currencies by the EAEU member states have been identified. It was noted that such an important instrument of economic cooperation of the EAEU member states as the mechanism for crediting and distributing the amounts of import customs duties is gradually being transferred to the use of national currencies, and the possibility of using the Russian ruble in it is being discussed. The important role of the Bank of Russia's Financial Message Transmission System, which guarantees the transfer of financial information between banking institutions and

© Гончаренко М.А., Хомякова Л. И., 2023

www.etl.fa.ru

acts as a domestic analogue of SWIFT, is emphasized. The decree of the Government of the Russian Federation No. 20 dated 08/26/2022 on expanding the use of national currencies of the EAEU member states is considered in detail. Keywords: national currencies; de-dollarization; integrated foreign exchange market; Financial message Transmission System of the Bank of Russia

For citation: Goncharenko M.A., Khomyakova L. i. The use of national currencies and settlements in them by the EAEU and CiS countries in modern conditions. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(6):99-107. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2023-16-6-99-107

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время резко вырос интерес участников финансового рынка и внешнеэкономической деятельности к расчетам в национальных валютах в странах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и в других интеграционных и региональных экономических альянсах. Согласно информации агентства Bloomberg многие государства активизировали деятельность, направленную на дедолларизацию взаиморасчетов в национальных валютах. Так, Китай и Бразилия договорились о расчетах в национальных валютах, Индия и Малайзия будут рассчитываться во взаимной торговле в индийских рупиях. Государства Юго-Восточной Азии, входящие в АСЕАН (The Association of Southeast Asian Nations, ASEAN) с населением более 667 млн человек, также планируют увеличивать использование национальных валют в торговле и инвестициях.

На заседании министров иностранных дел стран БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa), проходившем 1-2 июня 2023 г. в Кейптауне, обсуждалась возможность создания общей расчетной единицы1.

В интервью «Российской газете» ректор Финансового университета С. Е. Прокофьев констатировал ослабление глобальной гегемонии американского доллара и возможное сохранение запаса прочности США и всего коллективного Запада в течение ближайшего десятилетия. Он обратил внимание российской общественности на то, что в проходящих через систему SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications — Сообщество международных межбанковских переводов) расчетах, доля доллара составляет значительную часть — 41%.

Пространство обращения альтернативных валют увеличивается из года в год, где доллар США по-прежнему применяется в качестве основной

1 Сайт РБК. 02.06.2023. Bloomberg рассказал, как Россия вызвала реакцию на гегемонию доллара. URL: https://www. rbc.ru/finances/02/06/2023/64798a0e9a79474cbb22db14.

резервной мировой валюты. Несмотря на данное обстоятельство, С. Е. Прокофьев подчеркнул, что западные санкции, введенные против России, продемонстрировали развивающимся странам ненадежность американоцентричной финансовой системы, в частности доллара как инструмента инвестиций, что стало причиной начала перехода ряда государств на расчеты в национальных валютах, сужая тем самым зону обращения доллара и соответственно влияния США2.

Данную тенденцию в мировой экономике подтвердил глава МИД России С. В. Лавров, предсказав, что согласно прогнозу взаимный товарооборот стран ЕАЭС в 2023 г. в дружественных валютах достигнет 90%3, а заместитель председателя Правительства РФ А. Л. Оверчук заявил на втором Евразийском экономическом форуме о том, что государства ЕАЭС фактически перешли на расчеты в национальных валютах, доля которых составила в I квартале 2023 г. 89%4.

Эксперты указывают на ускорение процесса дедолларизации экономик отдельных стран и регионов мира, в частности России [1]. При этом специалисты МВФ делают вывод о том, что продолжительность экономического цикла дедолларизации зависит от применения заслуживающих доверия микроэкономических действий [2].

Интерес ЕАЭС как интеграционного объединения к расчетам в национальных валютах обусловлен прежде всего необходимостью обеспечения

2 Российская газета. 07.06.2023. Станислав Прокофьев об учебно-научном «развороте» на Восток, многополярном мире и сотрудничестве с иностранными вузами. За границей образования. URL: https://rg.ru/2023/06/07/za-granicej-obrazovaniia.html.

3 Интернет-портал «Российской газеты». 01.09.2023 С. Лавров: Торговый оборот ЕАЭС в 2023 году в национальных валютах составит 90%. URL: https://rg.ru/2023/09/01/lavrov-torgovyj-oborot-eaes-v-2023-godu-v-narionalnyh-valiutah-sostavit-90.html.

4 Парламентская газета. 24.05.2023. В ЕАЭС перешли на взаимные расчеты в нацвалютах на 90%. URL: https://www.pnp. ru/economics/v-eaes-rasskazali-o-perekhode-na-raschety-v-nacvalyutakh.html.

более тесного взаимодействия экономик под влиянием происходящего развития интегрированного валютного рынка (далее — ИВР), выражающегося в объективном процессе сближения государств в области валютных отношений, а также в создании системы международных расчетов в рамках ЕАЭС, в которой доллар США не используется в качестве валюты расчетов в международных трансакциях [3].

Формирование единого платежного пространства ЕАЭС посредством применения национальных валют рассматривается в настоящее время как один из способов решения более общих проблем, касающихся социально-экономического развития стран, входящих в состав этого интеграционного объединения, предусматривающего:

• формирование и соблюдение общих принципов и подходов к функционированию экономик государств — членов для использования интеграционного потенциала этого Союза и его конкурентных преимуществ;

• обеспечение эффективного взаимодействия стран ЕАЭС и повышения их устойчивости к внешним шокам;

• анализ и расчеты экономических прогнозов развития государств — членов ЕАЭС, а также неизменное следование им, что требует от них принятия ответственных решений в бюджетной, банковской и валютной сферах [4; 5].

РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС

Проведение операций в национальных валютах рассматривается правительствами стран ЕАЭС и руководителями интеграционных органов данного объединения как способ:

• использования национальных валют в качестве инвестиционного актива для стимулирования деловой активности;

• экономии мировых резервных валют в виде доллара США и евро, накапливаемых государствами в инвестиционных целях, доверяя их стабильности и предполагая их востребованность в будущем;

• исключения риска блокирования валютных активов на корреспондентских счетах в западных банках;

• применения национальных валют в международных расчетах при заключении торговых сделок, что позволяет удешевлять и упрощать расчеты по

заключаемым сделкам без необходимости использования кросс-курсов через третьи валюты;

• использования национальных валют при работе на фондовом и товарном рынках для финансирования государственных расходов без увеличения собственной денежной массы.

Таким образом, применение национальных валют стран ЕАЭС становится важным фактором укрепления их экономического сотрудничества [6].

Процесс создания общего финансового рынка регулируется подписанным в Астане (Республика Казахстан) 29 мая 2014 г. Договором о ЕАЭС, а также Концепцией формирования общего финансового рынка ЕАЭС, утвержденной решением Высшего Евразийского экономического совета от 01.10.2019 № 20.

В соответствии с положениями Договора о ЕАЭС под внутренним рынком подразумевается экономическое пространство, где происходит свободное передвижение факторов производства; не применяются ввозные и вывозные таможенные пошлины; не используются меры нетарифного регулирования в виде запретов, ограничений и т.д.

Единое таможенное регулирование в ЕАЭС реализуется в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, вступившим в силу с 1 января 2018 г., Договором о ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами.

В соответствии с согласованным ранее порядком, закрепленном в Договоре о ЕАЭС и Протоколе о порядке зачисления, распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) и их перечисления в доход бюджетов государств — членов ЕАЭС, последние должны были направлять друг другу суммы поступивших в них таможенных пошлин в долларах США. В 2021 г. общая сумма которых равнялась 13,5 млрд долл. США.

Так, в Республике Армения за 2021 г. поступления ввозных таможенных пошлин составили 73,9 млрд драмов, которые были распределены в бюджеты Республики Армения (0,9 млрд драмов), Республики Беларусь (3,6 млрд драмов), Республики Казахстан (5,1 млрд драмов), Кыргызской Республики (1,4 млрд драмов), Российской Федерации (62,9 млрд драмов)5.

5 Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https:// eec.eaeunion.org/comission/department/dofp/zachislenie.

В Республику Беларусь за аналогичный период поступило 1,6 млрд бел. руб., которые были распределены в бюджеты Республики Армения (0,02 млрд бел. руб.), Республики Беларусь (0,08 млрд бел. руб.), Республики Казахстан (0,1 млрд бел. руб.), Кыргызской Республики (0,03 млрд бел. руб.), Российской Федерации (1,3 млрд бел. руб.)6.

В Республике Казахстан за 2021 г. поступившие 304,3 млрд тенге были распределены в бюджеты Республики Армения (3,7 млрд тенге), Республики Беларусь (14,8 млрд тенге), Республики Казахстан (21,2 млрд тенге), Кыргызской Республики (58 млрд тенге), Российской Федерации (258,9 млрд тенге)7.

В Кыргызской Республике поступления ввозных таможенных пошлин составили 12,9 млрд сомов, которые были распределены в бюджеты Республики Армения (0,2 млрд сомов), Республики Беларусь (0,6 млрд сомов), Республики Казахстан (0,9 млрд сомов), Кыргызской Республики (0,2 млрд сомов), Российской Федерации (11,0 млрд сомов)8.

В Российской Федерации поступления ввозных таможенных пошлин достигли 875,5 млрд руб., которые были распределены в бюджеты Республики Армения (10,7 млрд руб.), Республики Беларусь (42,5 млрд руб.), Республики Казахстан (60,9 млрд руб.), Кыргызской Республики (16,6 млрд руб.), Российской Федерации (744,7 млрд руб.)9.

В апреле 2022 г. на заседании Совета Евразийской экономической комиссии была достигнута договоренность о переводе данного механизма на национальные валюты. Глава Минэкономразвития России М. Г. Решетников заявил, что для России важно, чтобы основной объем пошлин, который получает страна, рассчитывался в рублях. «Тем самым мы приступили к формированию единого рублевого пространства»,— сказал он10. Вице-премьер Правительства Республики Беларусь И. Петришенко в мае 2022 г. сообщил, что распределение ввозных таможенных пошлин на внешней границе ЕАЭС будет

6 Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https:// eec.eaeunion.org/comission/department/dofp/zachislenie.

7 Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https:// eec.eaeunion.org/comission/department/dofp/zachislenie.

8 Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https:// eec.eaeunion.org/comission/department/dofp/zachislenie.

9 Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https:// eec.eaeunion.org/comission/department/dofp/zachislenie.

10 Сайт Правительства РФ. комментарий Министра эко-

номического развития Максима Решетникова по итогам

заседания Совета Евразийской экономической комиссии.

18.03.2022. URL: http://government.ru/news/44854.

осуществляться Россией и Белоруссией в российских рублях11. Таким образом, на национальные валюты переводится один из важнейших механизмов сотрудничества внутри ЕАЭС.

В валютной сфере сотрудничество между государствами — членами ЕАЭС реализуется посредством:

• поэтапной гармонизации его финансового рынка, т.е. создания благоприятной для предпринимательства обстановки и такой модели экономического развития, в которой национальные интересы страны становятся во главу угла хозяйствующими субъектами, и сближения взглядов ученых и практиков на формирование и проведению валютной политики в объеме, соответствующем макроэкономическим потребностям интеграционного сотрудничества и условиям развития интеграционных процессов в валютной сфере;

• обеспечения координации действий сторон в проведении валютной политики;

• неприменения мероприятий в валютной сфере, которые могут оказывать отрицательное влияние на продолжение интеграции;

• проведения экономической политики, имеющей целью повышение доверия к национальным валютам одновременно на внутренних и внешних валютных рынках государств — членов ЕАЭС.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА И ПЛАТЕЖНОГО ПРОСТРАНСТВАЕАЭС

Важным средством углубления интеграции государств — членов ЕАЭС служит интегрированный валютный рынок ЕАЭС (далее — ИВР), который является совокупностью внутренних валютных рынков государств-членов, объединенных общими принципами функционирования и регулирования (согласно Договору о ЕАЭС).

ИВР позволяет реализовывать мероприятия, нацеленные на сближение национальных валютных рынков; диверсифицировать их операционную активность; стимулировать инновации в части финансовых инструментов и методов взаимодействия; способствовать увеличению объема ликвидности в национальных валютах, т.е. создавать возмож-

11 Москва и Минск хотят платить ввозные пошлины в ЕАЭС российскими рублями. РИА Новости, 27.05.2022. URL: https://ria.ru/20220527/rubl-1791257074.html.

ность для страны или группы стран своевременной оплаты приемлемыми платежными средствами своих международных обязательств.

Приоритетные направления расширения использования национальных валют в ЕАЭС установлены рекомендациями, утвержденными распоряжением Евразийского межправительственного совета от 26.08.2022 № 20 «О дальнейшей работе по расширению использования национальных валют государств — членов Евразийского экономического союза при осуществлении расчетов в рамках взаимной торговли» (далее — Распоряжение от 26.08.2022 № 20). Так, приоритетными направлениями расширения использования национальных валют в ЕАЭС названы:

• развитие независимых платежных инфраструктур в рамках ЕАЭС;

• осуществление организованной торговли в национальных валютах;

• взаимодействие с бизнес-сообществом по вопросам расширения использования национальных валют.

Рассмотрим указанные направления подробнее.

В рамках первого направления выделяются обеспечение межсистемного взаимодействия национальных систем платежных карт государств — членов ЕАЭС, наличие широкой сети корреспондентских счетов в национальных валютах, обеспечение возможности трансграничного обмена финансовой информацией без использования SWIFT.

Увеличивается число операций, осуществляемых посредством применения платежных карт в России, на 11,0% по количеству и на 16,0% по объему в 2022 г. Возросла значимость карт «Мир», эмиссия которых за год выросла в 1,6 раза до 182,3 млн карт на 1 января 2023 г. До недавнего времени карты «Мир» принимались в 1112 странах13. Вместе с тем на фоне угрозы санкций некоторые банки в ряде стран стали отказываться от работы с российской платежной системой, однако это не мешает им активному поиску альтернативных каналов расчетов.

Новым направлением становится организация межсистемного взаимодействия систем быстрых

12 Беларусь, Абхазия, Южная Осетия, Армения, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Турция, Вьетнам, Южная Корея. Кроме того, заинтересованность в работе с картой выражали Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Венесуэла, Мьянма, Иран.

13 Эксперт: Ситуация с приемом карт «Мир» за рубежом не очень стабильна. Российская газета. 14.03.2023. URL: https:// rg.ru/2023/03/14/ekspert-situaciia-s-priemom-kart-mir-za-rubezhom-ne-ochen-stabilna.html

платежей (далее — СБП) ряда стран ЕАЭС, которое Банк России планирует реализовать до конца 2023 г. Данный способ оплаты и переводов (быстрые платежи) становится все популярнее и у населения, и у бизнеса. Как отмечает Банк России, за 9 месяцев 2022 г. объем операций в СБП составил 9,3 трлн руб. (рост в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.)14. Всего за 2022 г. через СБП Банка России в 2022 г. было проведено более 3 млрд операций на общую сумму 14,4 трлн руб.15 За I квартал 2023 г. граждане Российской Федерации провели через СБП операции на 5,4 трлн руб., во II квартале — уже более 7 трлн руб.16 При сохранении таких темпов можно прогнозировать, что показатели по итогам 2023 г. будут существенно выше, чем в предыдущие годы.

В Распоряжении от 26.08.2023 № 20 говорится о том, что увеличение доли трансграничных платежей и расчетов в национальных валютах в рамках Союза, а также риски, связанные с использованием зарубежных платежных систем, обусловливают необходимость организации межсистемного взаимодействия функционирования национальных систем платежных карт стран ЕАЭС. Соответственно индикатором реализации данной рекомендации выступает степень обеспечения взаимного приема национальных платежных карт государств — членов ЕАЭС.

Успешное решение вышеуказанной задачи имеет важное практическое значение, поскольку наличие единых или объединенных платежных систем способствует применению национальных валют в расчетах вместо валют третьих стран.

По нашему мнению, существенную помощь в решении вопроса налаживания межсистемного взаимодействия национальных платежных систем может оказать урегулирование проблемы обмена финансовой информацией без использования SWIFT в рамках трансграничных расчетов по взаимным корреспондентским счетам.

В качестве инструмента, обеспечивающего достижение поставленной цели, используется в настоящее время Система передачи финансовых сообще-

14 Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. Сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/Content/ Document/File/143773/onfr_2023-2025.pdf.

15 Сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/about_br/publ/ results_work/2022/razvitie-sistemy-platezhey-i-raschetov/

16 Сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/analytics/nps/ sbp/2_2023.

ний Банка России (далее — СПФС), гарантирующая бесперебойность доставки финансовой информации как внутри страны, так и за ее пределами посредством расчетов, осуществляемых между кредитными организациями в рамках корреспондентских отношений.

СПФС, выступающая отечественным аналогом SWIFT и являющаяся каналом дистанционного банковского обслуживания, используемым для передачи документов и сообщений кредитных организаций в рамках реализации платежных операций между своими пользователями, была введена в строй в 2014 г., и после успешного тестирования к ней присоединилось значительное количество отечественных и иностранных организаций и компаний.

В настоящее время в связи с санкционным давлением на Россию со стороны коллективного Запада и отключением финансовых организаций от SWIFT СПФС набирает обороты, и число ее клиентов неуклонно возрастает. Так, трафик СПФС вырос более чем в три раза (по сравнению с 2021 г.), число пользователей превысило 460 (из них 106 нерезидентов из более 10 стран, свыше половины которых подключились в 2022 г.)17. По состоянию на 1 сентября 2023 г. к СПФС подключились 514 участников, из них 131 банков и компаний из 15 стран, а к концу года планируется увеличение числа государств до 1818. По сути в настоящее время каждый четвертый участник СПФС является нерезидентом — иностранным банком или компанией.

В п. 1.2 Распоряжения от 26.08.2022 № 20 указывается на наличие в системе взаимных расчетов участников ВЭД стран ЕАЭС развитой сети взаимных корреспондентских счетов банков государств — членов Союза, включающей более 200 банков для осуществления расчетов в рамках взаимной торговли. Соответственно ставится перспективная задача сохранения этой сети с учетом последовательного увеличения доли национальных валют во взаиморасчетах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому первым приоритетным направлением реализации рекомендаций Распоряжения от 26.08.2023 № 20 рассматривается организация взаиморасчетов между экономическими операторами стран Союза через созданную сеть корреспондент-

17 Сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/about_br/publ/ results_work/2022/razvitie-sistemy-platezhey-i-raschetov.

18 К Системе передачи финансовых сообщений Банка России подключено 514 участников. Интерфакс. 01.09.2023. URL: https://www.interfax.ru/business/918936.

ских счетов без установления каких-либо конкретных количественных параметров и ограничений.

Вторым приоритетным направлением работы по расширению использования национальных валют при осуществлении расчетов в рамках взаимной торговли является развитие организованной торговли в национальных валютах, предполагающее решение двух важнейших задач:

• развитие торгов парами национальных валют ЕАЭС с использованием прямых котировок, т.е. отношения цены одной валюты к цене другой валюты без применения валют-посредников;

• запуск организованной торговли товарно-сырьевыми активами, стоимость которых выражается в национальных валютах.

В Распоряжении от 26.08.2022 № 20 отмечается важная роль формирования долгосрочного спроса на операции по покупке (обмену) национальных валют в связи с последовательным увеличением доли расчетов в указанных валютах в рамках ЕАЭС, и в качестве одного из ключевых механизмов, обеспечивающих приобретение необходимой валюты, предлагается рассматривать биржевой валютный рынок, несмотря на относительно небольшие объемы торгов валютными парами стран Союза по сравнению с валютными парами мировых резервных валют.

Для решения поставленной задачи предлагается обеспечивать ликвидность таких торгов и формировать прямые котировки пар национальных валют путем привлечения крупных банков стран ЕАЭС — поставщиков ликвидности по соответствующим валютам, а также заключения двусторонних соглашений между биржами стран ЕАЭС.

ВЫВОДЫ

Государства — члены ЕАЭС достигли определенных успехов в развитии торгов валютными парами национальных валют Союза и третьих стран. В рамках проекта ИВР прямой доступ на валютный рынок Московской биржи имеют как банки стран ЕАЭС/СНГ, так и международные финансовые институты.

В настоящее время на российском биржевом рынке торгуются десять валют дружественных стран — китайские юани, армянские драмы, белорусские рубли, казахстанские тенге, киргизские сомы, таджикские сомони, узбекские сумы и др. Из них торги пятью валютами (армянскими драмами, южноафриканскими рандами, узбекскими сумами,

киргизскими сомами, таджикскими сомони) были запущены в 2022 г. За этот год оборот участников торгов из стран СНГ достиг 4,7 трлн руб. (рост на 80% по сравнению с 2021 г.) [7], объем торгов казахстанским тенге увеличился в 13 раз, белорусским рублем — в 110 раз19. В 2023 г. планируется запуск торгов дирхамом ОАЭ и египетским фунтом20.

Основная цель ИВР — обеспечение взаимного допуска резидентов государств — членов ЕАЭС на свои валютные рынки для проведения межбанковских конверсионных операций на равных условиях. К настоящему моменту основные положения, зафиксированные в Договоре о ЕАЭС, реализованы на биржах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Согласно правилам торгов банки-нерезиденты из стран ЕАЭС допускаются к биржевым торгам наравне с банками — резидентами этих стран.

Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2023 № 2530-р был утвержден список стран, банки которых могут участвовать в валютных торгах на российском валютном рынке, а также на рынке производных финансовых инструментов21. В перечень включено более 30 стран. Как указано на сайте Правительства РФ, данное распоряжение нацелено на реализацию новых норм, закрепленных в Федеральном законе «Об организованных торгах», которые приняты в июле 2023 г. и направлены на повышение обеспечения эффективности механизма прямой конвертации национальных валют дружественных и нейтральных стран и формирование прямых котировок к рублю для удовлетворения спроса российской экономики на расчеты в национальной валюте22. Аналитики отмечают, что в результате реализации данного решения будет происходить постепенный рост торгов парами национальных валют (по некоторым оценкам — на 25-50%), что будет

19 Р. Маркелов. Роль национальных валют в расчетах на евразийском пространстве будет расти. Российская газета. 23.05.2023. URL: https://rg.ru/2023/05/23/sami-s-rubliami. html.

20 Мосбиржа в 2023 году запустит торги дирхамом, манатом и египетским фунтом. ТАСС. 20.12.2022. URL: https://tass.ru/ ekonomika/16638379.

21 Азербайджан, Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Алжир, Бангладеш, Бахрейн, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Индонезия, Иран, Казахстан, Катар, Китай, Куба, Малайзия, Марокко, Монголия, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сербия, Таиланд, Турция, ЮАР.

22 Сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/

news/49557.

способствовать, по нашему мнению, сглаживанию колебаний обменных курсов, привлечению новых деловых партнеров, повышению привлекательности валют «дружественных» стран, с которыми у России активно развиваются торговые связи, и увеличению объема их использования не только на валютном рынке, но и в других сферах23.

Ожидается, что увеличение объема операций с использованием национальных валют должно привести к удешевлению конверсионных операций и повышению их привлекательности среди участников ВЭД.

В числе нерешенных проблем, затрудняющих проведение биржевых операций, можно выделить:

• недостаточный объем торгов национальными валютами ряда стран ЕАЭС, например армянским драмом, киргизским сомом. Для развития торгов этими валютами потребуется наличие маркетмей-керов (профессиональных участников торгов, заключающих договора с биржами о поддержании уровня цен торгуемых активов).

Для внедрения частичного обеспечения операций центральный контрагент — Национальный клиринговый центр (далее — НКЦ), который является одной из структур Московской биржи, берущей на себя риски по сделкам и выступающей посредником между сторонами: продавцом для каждого покупателя и покупателем для каждого продавца счетов в банках стран — эмитентов соответствующих валют, должен иметь гарантированные источники мгновенной ликвидности в национальной валюте. Такими источниками могут служить двусторонние соглашения, заключаемые с крупными банками — участниками соответствующих валютных рынков стран ЕАЭС и/или центральными (национальными) банками государств;

• потребность в эффективном технологическом взаимодействии национальных бирж. Для значимого роста объема торгов национальными валютами на биржевых рынках всех стран ЕАЭС важно обеспечить участников торгов доступом ко всему комплексу биржевых услуг, включая привлечение капитала, управление ликвидностью, хеджирование рисков.

Реализация других приоритетных направлений, приведенных в п. 2.2 и п. 3 Распоряжения от

23 Эксперты назвали изменения на валютном рынке после допуска иностранных инвесторов. Известия. 21.09.2023. URL: https://iz.ru/1577540/2023-09-21/eksperty-nazvali-izmeneniia-na-valiutnom-rynke-posle-dopuska-inostrannykh-investorov.

26.08.2022 № 20: осуществление организованной торговли товарно-сырьевыми активами с участием хозяйствующих субъектов государств — членов ЕАЭС в национальных валютах и активизация взаимодействия бизнес-сообществом по вопросам расширения использования национальных валют — будет стимулировать рост количества и объема операций, совершаемых с использованием национальных валют.

Формирование общего биржевого товарного рынка ЕАЭС предусмотрено Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. (Стратегией 2025)24 и Планом мероприятий по реализации стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г., утвержденным распоряжением Совета ЕЭК от 05.04.2021 № 4.

Активно обсуждается использование национальных валют для ценообразования и оплаты на формируемом общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС. Он должен заработать не позднее 2023 г. На встречах представителей Евразийской экономической комиссии, уполномоченных органов и банков стран ЕАЭС обсуждаются возможная конфигурация проведения расчетов и гарантирования оплаты по сделкам, роль финансовых институтов, возможность наделения специальными полномочиями каких-

24 Сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https:// eec.eaeunion.org/comission/department/dep_razv_integr/ strategicheskie-napravleniya-razvitiya.php.

либо банков, финансовые гарантии и другие виды обеспечения исполнения обязательств25. Биржевая торговля товарами даст возможность поставщикам и потребителям участвовать в формировании цен в национальных валютах на товарных рынках26.

Наконец, приоритетное направление Распоряжения от 26.08.2022 № 20: «активизация взаимодействия с бизнес-сообществом по вопросам расширения использования национальных валют» — носит, на наш взгляд, рекомендательный характер и не предполагает разработку каких-либо индикаторов реализации данной рекомендации.

Пунктом 3 Распоряжения от 26.08.2022 № 20 в качестве важных направлений совместной работы ЕЭК и уполномоченных органов государств — членов ЕАЭС рассматриваются доведение до хозяйствующих субъектов государств Союза информации о преимуществах и возможностях расчетов в национальных валютах в рамках взаимной торговли, а также выработка совместных предложений по развитию расчетов в национальных валютах государств — членов ЕАЭС.

25 Использование нацвалют на общем электроэнергетическом рынке обсуждают в ЕАЭС. Белта. 10.06.2021. URL: https://www.belta.by/economics/view/ispolzovanie-natsvaljut-na-obschem-elektroenergeticheskom-rynke-obsuzhdajut-v-eaes-445363-2021.

26 Доклад о предложениях по формированию общего биржевого рынка товаров в рамках ЕАЭС. URL: https://eec. eaeunion.org/upload/medialibrary/713/Doklad-obshchiy-birzhevoy-rynok-tovarov.pdf.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Xu Wenhong. Dedollarization as a direction of Russia's financial policy in current conditions. Studies on Russian Economic Development. 2023;34:9-18.

2. Kokenyne Annamaria, Ley Jeremy, Veyrune Romain. Dedollarization. IMF Working Papers. 10. 10.5089/9781455202225.001; 2010.

3. Пищик В. Я., Алексеев П. В., Орлов Ф. П. Факторы и направления трансформаций интеграционного финансово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС в современных условиях. Финансы: теория и практика. 2022;26(6):88-103. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-26-6-88-103

4. Хомякова Л. И., Гончаренко М. А. Формирование коллективной валюты стран ЕЭП: опыт, проблемы, перспективы. Валютное регулирование и валютный контроль. 2012;(11):27-33.

5. Гончаренко М. А., Хомякова Л. И. Формы валютных и платежно-расчетных отношений и перспективы их применения в рамках ЕАЭС. Деньги и кредит. 2015;(9):27-33.

6. Красавина Л. Н., Хомякова Л. И. Взаимные расчеты в национальных валютах стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как фактор усиления экономического взаимодействия национальных экономик. Банковское дело. 2019;(10):24-29.

7. Мишина В. Ю., Хомякова Л. И. Структурная трансформация российского валютного рынка: дедолларизация, децентрализация, делокализация. Проблемы прогнозирования. 2023;198(3):134-145. DOI: 10.47711/0868-6351-198-134-145

REFERENCES

1. Xu Wenhong. Dedollarization as a direction of Russia's financial policy in current conditions. Studies on Russian Economic Development. 2023;34:9-18.

2. Kokenyne Annamaria, Ley Jeremy, Veyrune Romain. Dedollarization. IMF Working Papers. 10. 10.5089/9781455202225.001; 2010.

3. Pishhik V. Ja., Alekseev P. V., Orlov F. P. Factors and directions of transformation of integration financial and economic cooperation of the EAEU countries in modern conditions. Finansy: teoriya i praktika = Finance: theory and practice. 2022;26(6):88-103. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-2021-26-6-88-103

4. Khomyakova L. I., Goncharenko M. A. Formation of a collective currency of the SES countries: experience, problems, prospects. Valyutnoe regulirovanie i valyutnyj kontrol' = Currency regulation and currency control. 2012;(11);27-33. (In Russ.).

5. Goncharenko M. A., Khomyakova L. I. Forms of currency and payment and settlement relations and prospects for their application within the EAEU. Den'gi i kredit = Money and Credit. 2015;(9):27-33 (In Russ.).

6. Krasavina L. N., Khomyakova L. I. Mutual settlements in national currencies of the countries of the Eurasian Economic Union (EAEU) as a factor in strengthening economic interaction between national economies. Bankovskoe delo = Banking Business. 2019;(10):24-29. (In Russ.).

7. Mishina V. Yu., Khomyakova L. I. Structural transformation of the Russian foreign exchange market: dedollarization, decentralization, delocalization. Problemy prognozirovaniya = Forecasting problems. 2023;198(3):134-145. (In Russ.). DOI: 10.47711/0868-6351-198-134-145

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Михаил Анатольевич Гончаренко — кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента банковского дела и монетарного регулирования финансового факультета, Финансовый университет, Москва, Россия

Mikhail A. Goncharenko — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Assoc. Prof. of the Department of Banking and

Monetary Regulation of the Faculty of Finance. Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0003-3836-6457X

Автор для корреспонденции / Corresponding author:

mihail7743@gmail.com

Любовь Игоревна Хомякова — кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт исследований международных экономических отношений, Финансовый университет, Москва, Россия

Lyubov I. Khomyakova — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Senior Researcher at the Institute of International Economic Relations Research, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-5102-676X ljubajob@rambler.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 19.09.2023; принята к публикации 23.11.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 19.09.2023; accepted for publication 23.11.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.