№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Развитие платежно-расчетных отношений в национальных валютах
между государствами — членами ЕАЭС, СНГ, БРИКС и исполнение взаимных денежных обязательств
АВДЕЕВА ДАРЬЯ БОРИСОВНА
Магистр международного частного права, эксперт Института проблем безопасности СНГ
Аннотация: Страны — участники ЕАЭС расширяют валютно-расчетные операции в национальных валютах, разрабатывают совместные нормативно-правовые акты о переходе во взаимных расчетах на национальные валюты. Во всех странах ЕАЭС приняты национальные законы о платежных системах и платежно-расчетных услугах, предусматривающие, помимо безналичных расчетов в мировой и национальной валюте, валютные свопы, клиринговые взаимозачеты, электронные платежи, переводы денежных средств. Планируется создание не только интегрированного валютного рынка ЕАЭС и СНГ, но и общего валютного рынка стран БРИКС.
Ключевые слова: интегрированный валютный рынок, расчеты в национальных валютах между странами ЕАЭС, СНГ, БРИКС, национальные платежные системы, электронные расчеты, законодательство о платежных услуга и деньгах
The development of payment and settlement relations in the national currencies between the member States of the EAEC, CIS, BRICS, and the fulfillment of mutual financial obligations
AVDEEVA DARIA BORISOVNA
Master of international private law, expert Institute of security problems of the CIS
Abstract: The member Countries of the EAEU expand foreign exchange and settlement operations in national currencies, are developing a joint normative legal acts of the transition to mutual settlements in national currencies. All of the EAEU member countries have adopted national laws on payment systems and payment and settlement services, in addition to providing non-cash payments in the global and domestic currency, currency swaps, offset clearing, electronic payments, cash transfers. It is planned to create not only integrated currency market of the EAEU and the CIS, but also General foreign exchange market in the BRICS countries.
Key words: integrated currency market, calculations in national currencies between the countries of EAEU, CIS, BRICS, the national payment system, electronic payments, legislation on payment services and money
92
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
Перспективы международных расчетов в национальных валютах между странами ЕАЭС, СНГ, БРИКС
Соглашение от 05.12.2012 г. «О сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - участников Содружества Независимых Государств» ратифицировано государствами - членами Таможенного союза в течение 2015 г.: Российской Федераций 15.12.2015 г., Белоруссией 20.05.2015 г., Казахстаном 15.04.2015 г. В результате будут созданы условия, при которых максимальное развитие получат рынки национальных валют, возникнут предпосылки для проведения согласованной валютной политики, направленной на создание дополнительных возможностей реализации долгосрочных стратегий торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также на достижение общей макроэкономической стабильности в регионе1.
Соглашением предусматривается прямой допуск банков-резидентов стран СНГ на внутренние валютные рынки друг друга для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставлены национальным коммерческим банкам. Это будет способствовать расширению использования национальных валют при осуществлении платежей в сфере внешней торговли и предоставления финансовых услуг, создаст предпосылки для повышения ликвидности рынка национальных валют.
Страны участники ЕАЭС, имея значительный опыт валютно-расчетных операций в национальных валютах, разрабатывают совместные нормативно-правовые акты о переходе во взаимных расчетах на национальные валюты. Во всех странах ЕАЭС приняты национальные законы о платежных системах и платежно-расчетных услугах, предусматривающие помимо безналичных расчетов в мировой и национальной валю-
1 Отказ от доллара в расчетах между странами СНГ. http:// novorusmir.ru/archives/2780
те, валютные свопы, клиринговые взаимозачеты, электронные платежи, переводы денежных средств и др.
Согласно договоренностям между Россией, Белоруссией, Арменией и Казахстаном переход на взаиморасчеты только в национальных валютах, рублях, белорусских рублях, тенге, драмах, должен произойти к 2025-2030 гг. Концепция интегрированного валютного рынка ЕАЭС предполагает создание инфраструктуры общего платежного пространства стран - участниц ЕАЭС, позволяющего проводить платежи с учетом совместимости национальных карточных систем.
К национальным платежным карточным системам государств ЕАЭС относятся создаваемая российская национальная системы платежных карт (НСПК), функционирующая система «Бел-карт» (Беларусь) и Armenian Card (ArCa). Национальный Банк Республики Казахстан в конце
2015 г. приступил к созданию национальной системы для обслуживания межбанковских операций по платежным карточкам.
Национальная казахстанская платежная система начнет функционировать в III квартале
2016 г. и ее основным предназначением является оказание казахстанским банкам операционно-клиринговых услуг по обработке их карточных операций. Казахстан не планирует создания общего межбанковского клирингового процессорного центра для предоставления процессинговых услуг заинтересованным банкам по обслуживанию их карт.
Систему планируется создать на базе Казахстанского Центра межбанковских расчетов г. Алматы.
РГП «Казахстанский центр» межбанковских расчетов Национального банка Республики Казахстан является действующим оператором национальных платежных систем. Участие банков в системе будет основано на принципах добро-
93
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
вольности. Банки свободны в своих действиях по выбору системы обработки собственных операций по платежным карточкам.
Страны ЕАЭС намерены постепенно отказываться от хождения доллара и евро на террито-
рии ЕАЭС, а создание единого платежного пространства ЕАЭС приведет к необходимости внедрения системы мультивалютных операций и ускоренному переходу на платежное пространство единой валюты.
Ратификация и последующая реализация Соглашения об интегрированном валютном рынке в 2016 г. должны способствовать активизации и дальнейшему развитию экономического сотрудничества, а также углублению интеграционных процессов в рамках СНГ.
Повышение роли валюты Китая в международных расчетах стран БРИКС
Интегрированный валютный рынок СНГ и ЕАЭС развивается параллельно с валютным рынком БРИКС, на котором повышается роль китайского юаня. Китайский юань включен по решению МВФ в корзину специальных прав заимствования (SDR), установлено, что валюта КНР официально станет мировым резервным активом.
Активы, выраженные в китайских юанях, будут обращаться внутри Международного валютного фонда (МВФ) наряду с долларом, евро, британским фунтом стерлингов и японской иеной с 01.10.2016 г.1
Однако полностью мировой резервной валютой юань с 01.10.2016 г. считаться не будет, поскольку по международным нормам МВФ валюта становится мировой, когда она широко используется в трансграничной торговле, имеет значительную долю в резервах центральных банков государств, обеспечена золотовалютными резервами государств, сохраняет стабильность во время финансового кризиса. Россия и Китай являются основными странами, которые планируют отказ от доллара в международных расчетах, поскольку в рамках нефтегазовых соглашений все
1 Решение МВФ о статусе юаня как мировой резервной валюты с 01.10. 2016. http://www.rg.ru/2015/12/02/yuan.html
расчеты планируются вести в рублях и юанях. Россия предполагает перейти на расчеты в национальных валютах в энергетических соглашениях и с другими государствами.
Со стороны Китая формируется устойчивый курс на создание многосторонних валютных своп-линий с развивающимися странами, а также торговыми партнерами из Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди партнеров по валютным сделкам с Китаем в юанях: Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Аргентина, Малайзия и ряд других стран. Общее количество заключенных Китаем своп-соглашений превышает 20, а их объем составляет около 4 трлн юаней. Соглашение о валютном свопе с Россией в размере 150 млрд юаней (25 млрд долл.) является одним из важнейших факторов реализации масштабного плана Китая по усилению роли юаня. Валютные свопы между Китаем и Россией могут рассматриваться как одна из мер, которые позволят сделать рубль и юань более устойчивыми, что, в свою очередь, позволит оказать позитивное влияние на устойчивость мировой финансовой системы2.
2 Соглашение Китая о валютном свопе с Россией 2015 г. http://izvestia.ru/news/580112; http://www.vestifinance.ru/ articles/45678
94
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
В результате доминирования в международных расчетах доллара постоянно дестабилизируются торгово-расчетные отношения между странами БРИКС. Тогда экономические субъекты стран БРИКС оказываются в невыгодном положении. Привязка расчетов БРИКС к доллару США не дает странам БРИКС полноценно развернуть взаимовыгодное торгово-экономическое и финансовое сотрудничество.
Однако для введения полноценной валюты для стран БРИКС необходимо разработать поэтапную стратегию, в основу которой можно положить опыт становления евро как единой валюты ЕС.
На первом этапе формирования интегрированного валютного рынка БРИКС достаточно будет ввести некоторую общую расчетную валютную единицу в безналичном виде, которая была бы «отражением корзины валют» БРИКС. То есть странам БРИКС предстоит договориться о сближении следующих валютно-кредитных условий.
Во-первых, необходимо согласование темпов инфляции, ставок рефинансирования, процентных ставок, чтобы не было существенного отклонения обменных курсов от установленных соотношений.
Во-вторых, Банк Развития БРИКС либо новая межгосударственная банковская или финансовая структура должны стать «мегарегулятором» новой валютно-кредитной системы и предоставлять
центральным банкам стран БРИКС кредиты на покрытие временных дефицитов платежного баланса и осуществления валютных интервенций для поддержания курсов валют в заданных пределах.
В-третьих, даже «условная» валютная система БРИКС улучшила бы условия для многосторонних расчетов в национальных валютах, содействовала бы экономической консолидации, а расширение применения валюты БРИКС снижало бы зависимость от Запада, от негативной динамики доллара и финансового кризиса в США.
В-четвертых, будущая международная резервная валюта БРИКС, связанная с наличным и безналичным обращением в международном финансовом обороте закрепила бы многополярность мирового финансового рынка, смогла бы продлить его существование на традиционных принципах защиты национальных финансовых интересов, не зря валюты всех пяти стран БРИКС имеют очень похожие названия: рубль, реал, рупия, ранд, рен1.
Интегрированный валютный рынок ЕАЭС и СНГ представляет собой совокупность внутренних валютных рынков, объединенных общими принципами функционирования и государственного регулирования. Межбанковские конверсионные операции представляют собой сделки купли-продажи иностранной валюты, осуществляемые банками-резидентами на интегрированном валютном рынке.
Законодательство Республики Казахстан о национальной платежной системе
Правовой режим платежных отношений на национальном рынке платежно-расчетных услуг установлен Законом Республики Казахстан от 29.06.1998 г. № 237 «О платежах и переводах денег» в редакции Закона РК от 10.06.2014 г. № 206-V.
Отношения, связанные с международными платежами и переводами денег, осуществляемыми между банками Республики Казахстан, орга-
низациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и иностранными банками (финансовыми институтами), регулируются договорами между ними и обычаями делового оборота, применяемыми в банковской практике. Закон Республики Казахстан № 237 направлен на про-
1 Руденко А. Пришло время для валюты БРИКС // Русская народная линия. 2015. №9. http://ruskline.ru/special_ opinion/2015/09/prishlo_vremya_dlya_valyuty_briks
95
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
тиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Если действия по международным платежам и переводам денег инициируются на территории Республики Казахстан, то такие отношения регулируются Законом «О платежах и переводах денег», международными договорами и обычаями делового оборота, применяемыми в банковской практике, в части, не противоречащей законодательству Республики Казахстан.
Перевод денег означает последовательное исполнение банками-получателями указаний отправителей о передаче денег, связанных с осуществлением платежа или иными целями. Инициатор перевода денег является лицом, первым предъявившим для исполнения указание о переводе денег. Отправитель денег представляет лицо, за счет которого осуществляются платеж и (или) перевод денег. Участники платежа или перевода денег - физические и юридические лица, филиалы и представительства юридических лиц, имеющие права и обязанности по платежу и переводу денег.
Банк-получатель представляет банк, которому адресуется указание о переводе либо выплате денег, а прямое дебетование банковского счета означает способ осуществления платежа, при котором производятся изъятие денег у отправителя денег и передача их в пользу бенефициара на основании предварительного разрешения отправителя денег об указанном изъятии, действующего в течение определенного периода времени и (или) в пределах определенной суммы денег.
Бенефициаром является лицо, указанное в поручении либо требовании в качестве получателя денег при совершении перевода денег, а также при безналичных платежах, осуществляемых без перевода денег. Банк бенефициара подразумевает банк, которому согласно условиям договора с отправителем и(или)указанию отправителя надлежит принять деньги, поступающие в пользу бенефициара, и (или) выполнить иные действия, предусмотренные указанием либо договором с отправителем.
Банк-посредник включает любой банк-участник перевода денег, не являющийся банком отправителя денег и банком бенефициара, а отправитель означает лицо, отправляющее указание, связанное с платежом и (или) переводом денег, которое может быть в том числе отправителем денег, инициатором или бенефициаром.
Клирингом является осуществляемый клиринговой организацией процесс сбора, сверки, сортировки и зачета встречных требований участников клиринга и последующего определения их чистых позиций (сальдо), а также выполнение банком указанных действий по встречным требованиям между его клиентами.
Микропроцессорная платежная карточка -это платежная карточка с интегральной микросхемой, которая используется для безналичной оплаты товаров (работ, услуг), получения наличных денег, осуществления обмена валют и других операций, определенных эмитентом платежной карточки и на его условиях, а также содержит необходимую для держателя карточки информацию.
Платеж в национальной и иностранной валюте представляет собой исполнение денежного обязательства с использованием наличных денег или без их использования путем перевода денег либо выдачи платежного документа, содержащего денежное обязательство или приказ о выплате денег либо передачи электронных денег.
Национальная межбанковская система платежных карточек выступает как система обслуживания межбанковских операций по платежным карточ-
96
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
кам, управление которой осуществляет организация, специально созданная банками-участниками системы, способная также обеспечить хранение, обработку и передачу необходимой информации электронным способом с применением технологий микропроцессорных карточек для реализации общенациональных задач, определяемых законодательными актами Республики Казахстан.
Платежная карточка является средством доступа к деньгам через электронные терминалы или иные устройства, которое содержит информацию, позволяющую держателю такой карточки осуществлять платежи, получать наличные деньги, производить обмен валют и другие операции, определенные эмитентом платежной карточки и на его условиях.
Электронные деньги
в межгосударственных платежных отношениях
Электронные деньги юридически и экономически отражают безусловные и безотзывные денежные обязательства эмитента электронных денег, хранящиеся в электронной форме и принимаемые в качестве средства платежа в системе электронных денег другими участниками системы.
Система электронных денег формирует совокупность программно-технических средств, документации и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих осуществление платежей и иных операций с электронными деньгами.
Участником системы электронных денег выступает физическое или юридическое лицо, у которого в соответствии с заключенным договором возникает право или обязательство по выпуску, передаче, приему, использованию, приобретению, реализации или погашению электронных денег в рамках определенной системы электронных денег.
Оператор системы электронных денег означает участника системы электронных денег, обеспечивающего функционирование системы электронных денег, включая осуществление сбора, обработки и передачи информации, формируемой при осуществлении операций с использованием электронных денег.
Погашение электронных денег означает операцию, осуществляемую эмитентом по обмену
электронных денег, предъявленных владельцем электронных денег либо подлежащих погашению без их предъявления владельцем на равную по их номинальной стоимости сумму денег.
Использование электронных денег подразумевает передачу электронных денег в системе электронных денег их владельцем - физическим лицом другому участнику системы электронных денег в целях осуществления платежа по гражданско-правовым сделкам и (или) иных операций, связанных с переходом права собственности на электронные деньги.
Выпуск электронных денег включает операции, предусматривающие выдачу эмитентом электронных денег физическим лицам и агентам эмитента электронных денег путем обмена на равную по их номинальной стоимости сумму денег.
Эмитентом электронных денег выступает банк, осуществляющий выпуск и погашение электронных денег в системе электронных денег в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов центральных банков государств СНГ.
Агентом эмитента электронных денег является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по приобретению электронных денег у эмитента и владельцев - физических лиц для последующей их реализации физическим лицам на основании договора, заключенного с эмитентом.
97
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Гражданское законодательство Казахстана о правах и обязанностях банка по распоряжению денежными средствами
Деньги по гражданскому законодательству Республики Казахстан являются средством платежа и накопления, служат мерой стоимости (ст. 5 Закона Республики Казахстан), существуют в форме денежных знаков (наличных денег), либо в форме денежных обязательств банков, выраженных в виде записи по банковским счетам их клиентов. Денежные знаки выпускаются в виде банкнот и монет, имеющих номинальную стоимость (номинал). Банковский счет означает способ отражения договорных отношений между банком и клиентом по приему денег и (или) банковскому обслуживанию клиента.
Согласно ст. 749 Гражданского кодекса Республики Казахстан банк осуществляет изъятие денег клиента, находящихся в банке, на основании распоряжения клиента, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором банковского счета. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денег клиентом и устанавливать другие не предусмотренные законодательством ограничения его права распоряжаться деньгами по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законодательством или договором банковского счета1.
Если деньги были внесены гражданином, то правом распоряжения деньгами, находящимися в банке, пользуется либо сам гражданин, либо лицо, которому он доверил это право. Если деньги были внесены юридическим лицом, то правом распоряжения деньгами, находящимися в банке, пользуется руководитель данного юридического лица и (или) иные уполномоченные им лица.
Договором банковского счета должен быть установлен порядок распоряжения деньгами, находящимися в банке. Согласно ст. 750 ГК Казахстана выполнение банком операции по договору
1 Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 01.07.1999 г. № 409 в редакции от 21.06.2013 г. № 106-V.
банковского счета означает, что в соответствии с договором банковского счета банк обязан:
• обеспечить наличие денег при предъявлении требований клиента;
• принимать деньги, поступившие в пользу клиента;
• выполнять распоряжения клиента о переводе денег в пользу третьих лиц;
• исполнять распоряжения третьих лиц об изъятии денег клиента, если это предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан и (или) договором банковского счета;
• осуществлять прием от клиента и выдачу ему наличных денег в порядке, установленном договором банковского счета;
Банку запрещается открытие:
• клиенту нового банковского счета по основаниям и в случаях, предусмотренных ст. 581 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
• банковского счета бездействующему налогоплательщику;
• анонимных банковских счетов или банковских счетов на вымышленные имена.
98
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
Порядок выпуска, обращения электронных денег,
исполнения обязательств, выраженных электронными средствами
и порядок их погашения по праву Казахстана
Выпуск электронных денег осуществляется эмитентом после получения денег от физических лиц или агентов в сумме, равной номинальной стоимости принимаемых на себя обязательств, с предоставлением подтверждения. Эмитент принимает на себя безусловное и безотзывное денежное обязательство по погашению выпущенных им электронных денег в соответствии с их номинальной стоимостью в тенге. При выпуске электронных денег эмитент вправе взимать комиссионное вознаграждение, а также плату за дополнительные услуги, оказываемые эмитентом в соответствии с условиями договора.
Права владельца электронных денег возникают с момента получения электронных денег. Отношения между эмитентом и владельцем электронных денег - физическим лицом возникают на основании договора. Могут быть включены иные условия.
Эмитент обязан осуществить идентификацию владельца электронных денег в случае выпуска электронных денег на сумму, превышающую стократный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Для идентификации владельца электронных денег - физического лица представляется документ, удостоверяющий личность. Электронные деньги, выпускаемые эмитентами на территории Республики Казахстан, должны быть номинированы (выражены) только в национальной валюте Республики Казахстан.
Реализация электронных денег физическим лицам либо приобретение электронных денег у физических лиц осуществляется агентом на основании договора, заключенного с эмитентом, в котором определяются права и обязанности сторон, порядок и условия реализации и приобретения электронных денег. Оператором может являться сам эмитент либо иное юридическое
лицо на основании соответствующего договора, заключенного с эмитентом. Эмитент обязан направлять в уполномоченный орган по финансовому мониторингу сведения об операторах, заключивших с ним соответствующие договоры, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Электронные деньги используются их владельцем - физическим лицом в целях осуществления платежа по гражданско-правовым сделкам, а также для проведения иных операций. Прием электронных денег индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом в качестве оплаты при совершении гражданско-правовых сделок осуществляется на основании договора, заключенного с эмитентом либо иным банком, являющимся участником системы электронных денег.
У индивидуального предпринимателя или юридического лица, получившего электронные деньги в системе электронных денег при совершении гражданско-правовых сделок, возникает право денежного требования к эмитенту в сумме принятого платежа.
Эмитент обязан обеспечить функционирование системы электронных денег с учетом требований и ограничений, установленных Законом Республики Казахстан «Об информатизации» и иными законами Республики Казахстан. Эмитент несет ответственность перед владельцем электронных денег в соответствии с условиями заключенных между ними. Эмитент несет ответственность перед владельцем электронных денег в соответствии с условиями заключенных между ними договоров за ущерб, причиненный владельцу электронных денег в случаях несанкционированного доступа к системе электронных денег, а
99
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
также возникновения ошибок или сбоев в работе (функционировании) соответствующего программного обеспечения эмитента.
Максимальная сумма одной операции, совершаемой идентифицированным владельцем электронных денег - физическим лицом, не должна превышать сумму, равную пятисоткратному размеру месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Максимальная сумма одной операции, совершаемой неидентифицированным владельцем электронных денег - физическим лицом, не должна превышать сумму, равную стократному размеру месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Погашение электронных денег осуществляется эмитентом путем перечисления равной по их номинальной стоимости суммы денег на банковский счет владельца электронных денег физического лица либо выдачи ему наличных денег.
Эмитент обязан осуществить погашение электронных денег, полученных индивидуаль-
ным предпринимателем или юридическим лицом от физических лиц при оплате по гражданско-правовым сделкам, в течение трех рабочих дней со дня поступления электронных денег в их пользу, если иной срок не предусмотрен договором, заключенным между эмитентом и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Электронные деньги, полученные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, не подлежат погашению при их возврате физическому лицу - плательщику по основаниям, предусмотренным настоящим Законом для возврата денег при переводах, или в случае расторжения совершенной гражданско-правовой сделки по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.
Погашение электронных денег, владельцами которых являются индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляется путем перевода равной по их номинальной стоимости суммы денег на банковский счет индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Закон Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» от 29.06.1998 г. № 237 в редакции Закона РК от 10.06.2014 г. № 206-V.
2. Решение МВФ о статусе юаня как мировой резервной валюты с 01.10.2016 г. http://www.rg.ru/ 2015/12/02/yuan.html
3. Соглашение Китая о валютном свопе с Россией 2015 г. http://izvestia.ru/news/580112; http://www. vestifinance.ru/articles/45678
4. Руденко А. «Пришло время для валюты БРИКС» // Русская народная линия. 2015. № 9. http://ruskline. ru/special_opinion/2015/09/prishlo_vremya_dlya_ valyuty_briks
5. Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 01.07.1999 г. № 409 в редакции от 21.06.2013 г. № 106-V.
100