Научная статья на тему 'Использование мультипликации и игры в психологической коррекции невротических расстройств у детей 7-10 лет'

Использование мультипликации и игры в психологической коррекции невротических расстройств у детей 7-10 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / АКТИВНЫЕ ЗРИТЕЛИ / ПАССИВНЫЕ ЗРИТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / «ACTIVE SPECTATORS» / «PASSIVE SPECTATORS» / ANIMATION / EFFECTIVE DIALOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Виталий Анатольевич

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы автор видит в таком часто встречающемся факторе невротизации детей, как недостаток эффективного общения с родителями, который приводит их к альтернативной замене длительному, не контролируемому взрослыми просмотру телевизионных программ. Данная альтернатива нередко выступает как усугубляющий невротическое расстройство фактор. Представлена методика использования мультипликации как инструмента психологической коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яковлев Виталий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ANIMATION AND GAME IN PSYCHOTERAPY OF NEUROTIC FRUSTRATION OF 7-10 YEARS OLD CHILDREN. THE RESEARCH DATA

The author sees the urgency of a problem considered in the article in such a widespread factor of children neurotic frustrations as lack of effective dialogue with their parents which leads to alternative replacement with longtime, uncontrolled by adults television watching. This alternative quite often acts as a factor aggravating neurotic frustration. The method of using animation as a tool of psychological correction is presented.

Текст научной работы на тему «Использование мультипликации и игры в психологической коррекции невротических расстройств у детей 7-10 лет»

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.072.42

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ И ИГРЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ

7-10 ЛЕТ

В. А. Яковлев (Санкт-Петербург)

Аннотация. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы автор видит в таком часто встречающемся факторе невротизации детей, как недостаток эффективного общения с родителями, который приводит их к альтернативной замене - длительному, не контролируемому взрослыми просмотру телевизионных программ. Данная альтернатива нередко выступает как усугубляющий невротическое расстройство фактор. Представлена методика использования мультипликации как инструмента психологической коррекции.

Ключевые слова: мультипликация; активные зрители; пассивные зрители; эффективное общение.

Представленное ниже исследование проводилось на базе консультативного отделения № 2 (отделения по лечению детских и подростковых неврозов) Санкт-Петербурга и школы № 313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Количество испытуемых составило 108 человек; из них были сформированы две основные группы (28 и 27 человек) и две контрольные (27 и 26 человек).

Одним из диагностических методов, использованных в исследовании, была методика «Модифицированная оценка детской тревожности» [32], которая позволила установить значимые различия у испытуемых основных групп (р < 0,007). Значимые результаты получены по шкалам: общая тревожность (ОТ), связанная с оценкой окружающих

(ОО), в ситуациях взаимодействия с учителем (ВУ), связанная с успешностью в обучении (СУО), в ситуациях самовыражения (ВСС), проверки знаний (ПЗ); снижение психической активности (ПА); повышение вегетативной реактивности (ПВР).

Полученные данные позволяют констатировать наличие значимых результатов в снижении тревожности, повышении психической активности и снижении вегетативной реактивности у испытуемых основных групп.

Фундаментальными источниками для исследования эффективности использования мультипликации и игры в психотерапии невротических расстройств у детей 7-10 лет послужили работы Д. Лемиш,

127

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

Г.Л. Лэндрета, П. Райнера, В.С. Ротенберга, В.В. Столина, Х. Хек-хаузена, Э.Г. Эйдемиллера.

Анализ данных работ позволил построить концептуальный подход к подразделению детской аудитории телезрителей на два типа: активные зрители и пассивные зрители. Активные зрители используют телевидение (равно как книги и компьютер) как средство общения и как пространство взаимодействия. Главной целью просмотра у ребенка становится его обсуждение с родителями, получение критических отзывов, ответов на вопросы, последующее ролевое проигрывание, рисование и т. п., т. е. проживание впечатлений от просмотра в других видах деятельности с опорой на собственное мнение. Присутствует родительский ценз содержания и времени просмотра. Это позволяет ребенку:

- выстраивать свои жизненные ценности и нравственные установки: что хорошо, что плохо, что можно, что нельзя;

- разделять представления добро - зло в отношениях со сверстниками и взрослыми;

- активно использовать воспринятую информацию в играх, общении и творческой деятельности для совершенствования опыта социальных взаимоотношений и укрепления позитивного образа Я в своем самосознании [12. С. 182];

- определять свою роль в жизни, иметь свои личные представления через подражание героям, отталкиваясь от собственного опыта, т.е. подтверждение убеждений, сложившихся во взаимодействии с родителями.

Для пассивных зрителей TV является альтернативной компенсацией недостатка в эффективном общении с родителями, при которой дети:

- проводят у экрана практически все свободное время и не получают оценочных комментариев взрослых о содержании просматриваемой информации (отсутствует цензура просмотра);

- переживают неопределенность своей роли в жизни, чувствуют незащищенность, не проявляют личной инициативы в деятельности, имеют односторонние интересы;

- основную информацию о жизни черпают в телепередачах и не подвергают ее критической оценке [7. С. 171].

Таким образом, активные зрители определены в ситуациях просмотра, ощущают себя в безопасной среде, деятельностны, общительны, инициативны, имеют разносторонние интересы, адаптивны к изменяющимся условиям, телевидение воспринимают как одну из форм деятельности и общения; пассивные зрители затрудняются в самоопределении, ощущают незащищенность, инфантильны, имеют достаточно бедный спектр интересов, телевидение воспринимают как основную форму деятельности, компенсирующую недостаток общения.

В рамках проведенного нами исследования интегративного подхода к психологической коррекции невротических расстройств у детей 7-10 лет с применением специально разработанной комплексной программы

128

Использование мультипликации и игры

арт-методов и игры мы ориентировались на использование формы активного просмотра специально подобранных мультфильмов для расширения спектра самореализации детей в общении, игровой и творческой деятельности. Это способствовало, на наш взгляд, формированию более эффективного и многогранного опыта самореализации детей в ситуациях разрешения невротических конфликтов [5. С. 9] и овладения навыками критического просмотра с опорой на выстраиваемые в ходе психотерапии групповые взаимоотношения и поведенческие установки [11. С. 65].

В зависимости от психологических особенностей основных групп, принимавших участие в исследовании, при подборе мультфильмов и организации работы нами ставились следующие задачи:

1. Коррекция агрессивного поведения.

2. Коррекция тревожности в ситуациях самовыражения, актуализация себя в творческой деятельности, игре и общении.

3. Коррекция тревожности в ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Базовым принципом при подборе мультипликационных фильмов является работа с продукцией репертуара советского периода. Это связано с тем, что, по нашему мнению, содержание и постановка данных мультипликационных фильмов соответствует:

- педагогическим целям развития конструктивных установок поведения и самовыражения;

- менталитету России и стран СНГ постсоветской общественной формации, в отличие от многих продуктов западной мультипликации [2].

Этапы сеанса психологической коррекции. Каждый сеанс продолжается 60 мин и подразделяется на следующие этапы.

1. Психогимнастика. Стабилизация эмоционального состояния и синхронизация группы. Как правило, используются игры на взаимодействие и двигательную активность (7 мин).

2. Инструкция по просмотру. Характер инструкции зависит от степени мотивационной готовности и синхронизации группы, в соответствии с чем подбирались вопросы сообразно цели психологической коррекции (3 мин).

3. Непосредственно просмотр (10-20 мин).

4. Обратная связь после просмотра (5 мин).

5. Постановка игровой задачи и подготовка ее решения (10-15 мин).

6. Терапевтическая игра (10-15 мин).

7. Обратная связь после терапевтической игры, позитивная оценка игрового поведения участников (5 мин).

Форма реализации каждого этапа разработана и апробирована нами в ходе настоящего исследования и психологической работы в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Динамика изменений в основных группах соответствовала этапам групповой работы, принятым в психотерапевтической практике [17. С. 334].

129

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

Литература

1. Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000. 320 с.

2. Богатырев А. Мультик - опасная зона // Дуэль. 2008. № 5.

3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.

СПб. : Речь, 2004. 144 с.

4. Гринева И.А. Влияние Телекоммуникации на психологическое развитие детей до-

школьного возраста // Территория науки. 2007. № 2(3). С. 269-273.

5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб. : Речь, 2007.

320 с.

6. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. М. : Генезис, 2004. 288 с.

7. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М. : Поколение,

2007. 304 с.

8. Лэндрет Г.Л., Суини С. С. Игровая терапия, центрированная на ребенке: работа в

группе. Диагностическая оценка поведения детей в игре (главы из книги под ред. Г. Л. Лэндрета «Новые направления в игровой терапии». М.: Когито центр, 2007) // Журнал практической психологии и психоанализа. Научно-практический портал электронных публикаций. Декабрь 2007. № 4. URL: http://psyjournal.ru/psyjour-nal/articles/detail.php?ID=2722&sphrase_id=40714 (дата обращения: 16.12.2011).

9. Райнер П. Застывший взгляд. М. : Edvidentis, 2003. 224 с.

10. Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». СПб. : Речь, 2006. С. 112.

11. Ротенберг В.С. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. М. : Центр гуманитарной литературы РОН, 2001. 256 с.

12. Столин В.В. Самосознание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.

13. Хекхаузен Х Мотивация и деятельность : учеб. пособие. 2-е изд. СПб. : Питер, 2003. 860 с.

14. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учеб. пособие для врачей и психологов. 3-е изд. СПб. : Речь, 2007. 352 с.

15. Экслайн В. Игровая терапия в действии. М. : Апрель-пресс, Эксмо, 2003. 384 с.

16. Юнг К.Г. Психология переноса. М. : Рефл-бук, 1997. 304 с.

17. Ялом И. Групповая психотерапия. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. 576 с.

18. Amatruda M.J. Conflict resolution and social skill development with children // JGPPS. Winter 2006. P. 168-181.

19. Shechtman Z. Prevention groups for angry and aggressive children // The journal for specialists in group work. 2001. № 26. P. 228-236.

20. Vanitha Jasmine J.T., Rajinikanth H. A study to determine the effectiveness of group therapy for social phobia in children with learning disability // The Indian Journal of Accupational Therapy. April 2008. Vol. XXXX, № 1. P. 13-16.

USE OF ANIMATION AND GAME IN PSYCHOTERAPY OF NEUROTIC FRUSTRATION OF 7-10 YEARS OLD CHILDREN. THE RESEARCH DATA Jakovlev V.A. (St. Pеtersburg)

Summary. The author sees the urgency of a problem considered in the article in such a widespread factor of children neurotic frustrations as lack of effective dialogue with their parents which leads to alternative replacement with longtime, uncontrolled by adults television watching. This alternative quite often acts as a factor aggravating neurotic frustration. The method of using animation as a tool of psychological correction is presented.

Key words: animation; «active spectators»; «passive spectators»; effective dialogue.

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.