Научная статья на тему 'Использование мультимедиа для оптимизации процесса обучения деловому иностранному языку'

Использование мультимедиа для оптимизации процесса обучения деловому иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НЕЯЗЫКОВЫЕ ВУЗЫ / MULTIMEDIA / FOREIGN LANGUAGE FOR BUSINESS / TECHNICAL INSTITUTES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чередниченко Галина Анатольевна

Быстрое социальное, экономическое и технологическое развитие общества ставит новые задачи для высшего образования. Мало дать студентам знания, которые можно поместить в стандарты, книги, учебники и прочее. Необходимо развивать гибкое, критическое мышление студентов. Рассматривая систему высшего образования с этой точки зрения, роль мультимедийных технологий становится очевидной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чередниченко Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia Technologies in Efficient Business Foreign Language Teaching

Fast social, economic and technological development of our society is creating new challenges for higher education in Ukraine. It is not enough to give students some knowledge that can be put into the standards, books, manuals, and etc. We need to develop independent, flexible and critical students’ thinking. Considering the higher education system from this point of view, the role of multimedia technologies is becoming apparent. They are the most powerful source of cognitive activity of students, development of their creative abilities, interests and skills, and other intellectual factors.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедиа для оптимизации процесса обучения деловому иностранному языку»

УДК 81'243: 81'33: 81'374

Г. А. Чередниченко

Использование мультимедиа для оптимизации процесса обучения деловому иностранному языку

Быстрое социальное, экономическое и технологическое развитие общества ставит новые задачи для высшего образования. Мало дать студентам знания, которые можно поместить в стандарты, книги, учебники и прочее. Необходимо развивать гибкое, критическое мышление студентов. Рассматривая систему высшего образования с этой точки зрения, роль мультимедийных технологий становится очевидной.

Ключевые слова: мультимедиа, деловой иностранный язык, неязыковые вузы

Galina А. Cherednichenko Multimedia Technologies in Efficient Business Foreign Language Teaching

Fast social, economic and technological development of our society is creating new challenges for higher education in Ukraine. It is not enough to give students some knowledge that can be put into the standards, books, manuals, and etc. We need to develop independent, flexible and critical students'thinking. Considering the higher education system from this point of view, the role of multimedia technologies is becoming apparent. They are the most powerful source of cognitive activity of students, development of their creative abilities, interests and skills, and other intellectual factors.

Keywords: multimedia, foreign language for business, technical institutes

Расширение международных контактов требует подготовки высокообразованных специалистов со знанием иностранных языков. Условием овладения иностранным языком для профессионального общения является изучение студентами неязыковых вузов специальной отраслевой лексики. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема совершенствования существующих и поиска новых методик формирования у будущих специалистов иноязычной профессиональной лексической компетентности. Но практика показывает, что в последнее время учебный план в неязыковых вузах предполагает достаточно ограниченное количество часов на изучение иностранного языка. При этом объем потока учебной информации повышается и даже при условии увеличения количества часов и введения факультативных курсов становится все труднее охватить все аспекты обучения иностранным языкам и вооружить будущих специалистов всеми знаниями, необходимыми для того, чтобы свободно ориентироваться в современном море информации. Поэтому перед высшей школой возникает необходимость развивать такие методы обучения, которые позволили бы добиться достаточно высокого

уровня знаний студентов, а также обеспечить эффективность их самостоятельной работы.

В решении этих проблем важное место занимает использование мультимедийных технологий в процессе обучения.

В словаре «Основные понятия и определения прикладной интернетики» под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно это означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще - анимации и видео [5, с. 8].

Под мультимедиа понимается и мультимедийная программа-оболочка, и продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии, и компьютерное оснащение (наличие в компьютере CD-ROM / DVD-Dr¡ve - специального устройства для CD и DVD-продукции, звуковой и видеоплат, с помощью которых возможно воспроизведение звуковой и видеоинформации; наличие соответствующего объема памяти компьютера, разрешающая способность монитора и некоторые др. параметры) [5, с. 8].

Мультимедийные ресурсы отличаются от «немультимедийных» прежде всего тем, что:

1) информация (данные) хранится и обрабатываются в цифровой форме с применением компьютера;

2) она может содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т. д.);

3) их существенной особенностью является интерактивность - активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияние. Пользователь может взять тот или иной Интернет-продукт и тут же добавить в него свои материалы, тем самым выступая его соавтором, сотворцом;

4) наличием гипертекста [2].

Благодаря возможности хранить и совместно использовать большой объем текстового, звукового и визуального материала, мультимедийные технологии стали мощным и удобным средством поддержания и обогащения существующих учебных планов.

Использование мультимедийных технологиий в учебном процессе предполагает использование трех основных компонентов: компьютера, мультимедийной обучающей программы и сети передачи информации. В совокупности они образуют информационно-инструментальную среду обучения, что обеспечивает самостоятельную деятельность студента и контроль за ходом его работы с учебными материалами. Особую роль в дидактическом плане играют мультимедийные обучающие программы по предмету «иностранный язык», обеспечивающие ввод учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых задач, контроль и оценку знаний.

Исследователи [2, 3, 4] пришли к выводу, что использование мультимедийных продуктов в процессе обучения студентов позволяет существенно повысить показатели содержательного понимания и запоминания предложенного материала. Среди причин чаще других называли возможность синкретического обучения (одновременно зрительного и слухового восприятия материала), активное участие в управлении подачей материала, легкое возвращение к тем разделам, которые требуют дополнительного анализа. Под мультимедийными продуктами будем понимать документы, которые несут в себе информацию разных типов и предполагают использование специальных технических устройств для их создания и воспроизведения.

Мультимедийные продукты и Интернет предоставляют широкие возможности для повышения эффективности, интенсификации процесса обучения через интерактивность, индивидуализацию процесса обучения, повышение мотивации студентов [1, с. 28].

Особое значение в техническом вузе приобретает использование мультимедийных продуктов для организации самостоятельной работы студентов. Сейчас в высших учебных заведениях с целью поддержки и обогащения учебного плана чаще всего используют такие мультимедийные продукты, как интерактивные справочники и материалы для самообразования (словари, энциклопедии, самоучители различных языков и т. д.); образовательные программы вместе с играми или образовательные программы с интерактивными играми, тренажеры [6].

В ближайшее время университеты и институты повышения квалификации будут привлечены к обучению преподавателей новым педагогическим технологиям, которые используют современные знания в области педагогики, дидактики, психологии, кибернетики, многомерной графики, искусственного интеллекта, мультимедиа и компьютерного дизайна. Требуются разработки электронных учебных пособий с применением мультимедийных средств, дальнейшее научное обоснование подходов к обучению студентов в компьютерной среде. Сюда же следует добавить, что распространение мультимедийной техники в вузах существенно опережает возможности промышленного производства. Здесь главную проблему видим в несовершенстве научно-методической базы разработки компьютерных учебных пособий. По этой причине возникает необходимость в контроле за качеством отечественных и зарубежных программных продуктов - их академической полнотой, дидактической ценностью, а главное - результативностью.

Особенно важно это сделать для предмета «Иностранный язык/деловой иностранный язык», где практика использования компьютерных технологий никогда не была очень развитой и где круг отечественных и зарубежных специалистов, работающих над проблемами создания и внедрения электронных учебных пособий по иностранному языку, остается достаточно узким.

Национальный институт пищевых технологий имеет опыт создания и использования электронного украинско-русско-английско-немецкого толкового словаря для студентов экономических факультетов [7]. Составителями обработан и представлен большой массив материала по сопоставлению четырех языковых систем: английского, немецкого, русского и украинского языков. Электронные словари имеют ряд очевидных и существенных преимуществ по сравнению со словарями традиционными. Современные электронные словари не только значительно превосходят по объему словника книжные, позволяют значительно ускорить поиск слов или словосочетаний до секунд. Установление и использование словаря на компьютере позволяет пользователям не быть зависимыми от Интернета. Сегодня пользователи в условиях свободного доступа к Интернету предпочитают использовать он-лайн словари [6].

Появление электронного словаря обусловлено, прежде всего, насущной необходимостью для преподавателей, аспирантов и студентов, магистров делового администрирования, маркетинга, финансов, учета и других направлений экономической науки высших учебных заведений Украины в овладении современной терминологией по специальности, которая постоянно пополняется лексическими понятиями. Словарь предназначен для обучения в вузе по таким специальностям, как деловое администрирование, маркетинг, финансы и другим. Словарь способствует овладению пользователями необходимыми компетенциями, применению этих компетенций на практике.

Данный словарь сочетает лучшие мировые традиционные методы с современными подходами к преподаванию делового иностранного языка, что приводит к эффективному усвоению студентами необходимых знаний и выработке у них устойчивых навыков профессионального общения.

Литература

1. Безцінна, Ж. П. Застосування мультимедійних засобів для оптимізації самостійної роботи студентів у процесі навчання іноземної мови в немовному ВНЗ / Ж. П. Безцінна // Викладання мов у вищих навчальних закладах освіти на сучасному етапі. Міжпредметні зв'язки. Наукові дослідження. Досвід. Пошук: збірник наукових праць. - 2010. - Вип. 16. - С. 27-33.

2. Ноль, Л. Я. Компьютерные технологии в музее: учеб. пособие / Л. Я. Ноль; Рос. ин-т переподгот. работников культуры, искусства и туризма, Каф. музееведения. - Москва: Росс. ин-т переподгот. работников культуры, искусства и туризма, 1999. - 115 с.: ил., табл.

3. Попова, И. М. Электронный учебник «Фонетика» по курсу «Русский язык для иностранцев»: метод. пособие / Попова И. М., Чуксина Л. Н., Шахова Л. А. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000. - 11 с.

4. Прессман, Л. П. Методика применения технических средств обучения / Прессман Л. П. -Москва: Просвещение, 1988. - 191 с.

5. Шлыкова, О. В. Культура мультимедиа: учеб. пособие для студентов вузов / О. В. Шлыкова; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва: Фаир-Пресс, 2004. - 415 с.

6. Девель, Л. А. Англо-русский учебный словарь. Лингводидактические проблемы использования в информационном поиске и дистанционном обучении в непрерывном образовании: монография. / Л. А. Девель. - Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2011. - 135 с.

7. Електронний українсько-російсько-англійсько-німецький тлумачний словник для студентів економічних факультетів [Электронный ресурс] // Науково-технічна б-ка Нац. унта харчових технологій: [сайт]. - Электрон. дан. - Киев, 2012-2014. - Режим доступа: http: // library. nuft. edu. ua / ebook / datathree. php?ID=507 (дата обращения 25. 01. 14). - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.