Научная статья на тему 'Практическое применение информационных технологий при обучении взрослых профессионально ориентированному иноязычному общению в условиях неязыкового вуза'

Практическое применение информационных технологий при обучении взрослых профессионально ориентированному иноязычному общению в условиях неязыкового вуза Текст научной статьи по специальности «Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы»

CC BY
366
59
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ВЗРОСЛЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Баластов Алексей Владимирович

Необходимо отметить, что в практике российского вузовского обучения взрослых профессионально ориентированному общению на английском языке наблюдается недооценка возможностей информационных технологий обучения, в том числе и мультимедиа. Редкое и малоэффективное применение мультимедиа в неязыковом вузе обусловлено также современными реалиями российского высшего образования: создание компьютерной базы вузов не сопровождается в должной мере изучением проблемы применения новых дидактических средств в педагогических целях. В теории дидактических систем вуза и практике общепедагогической подготовки преподавателей применению мультимедиа уделяется недостаточно внимания. В то же время результаты зарубежных и отечественных исследований весьма противоречивы и не всегда свидетельствуют в пользу применения компьютерных технологий в учебном процессе.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Баластов Алексей Владимирович,

THE PRACTICAL APPLICATION OF THE INFORMATIONAL TECHNOLOGY IN TEACHING ADULT TO PROFESSIONAL-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN A NON-LINGUISTIC INSTITUTION

It should be noted that in practice of the Russian university' adult education and professional-oriented communication in English, there is some kind of underestimation of the capabilities of information technology training, including multimedia. A rare and ineffective use of multimedia in the Universities is also due to non-linguistic reality of modern higher education in Russia: the creation of computer databases in the universities is not accompanied by suffi ciently studying the problems of application of new teaching materials for educational purposes. In theory, teaching practice and university systems of the teacher training multimedia application is given insuffi cient attention. At the same time, the results of foreign and domestic studies are contradictory and don't always favor the use of computer technology in the learning process.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Практическое применение информационных технологий при обучении взрослых профессионально ориентированному иноязычному общению в условиях неязыкового вуза»

УДК 378.662.168: 811.111

А. В. Баластов

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В УСЛОВИЯХ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Необходимо отметить, что в практике российского вузовского обучения взрослых профессионально ориентированному общению на английском языке наблюдается недооценка возможностей информационных технологий обучения, в том числе и мультимедиа. Редкое и малоэффективное применение мультимедиа в неязыковом вузе обусловлено также современными реалиями российского высшего образования: создание компьютерной базы вузов не сопровождается в должной мере изучением проблемы применения новых дидактических средств в педагогических целях. В теории дидактических систем вуза и практике общепедагогической подготовки преподавателей применению мультимедиа уделяется недостаточно внимания. В то же время результаты зарубежных и отечественных исследований весьма противоречивы и не всегда свидетельствуют в пользу применения компьютерных технологий в учебном процессе.

Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа, взрослые обучающиеся, английский язык, обучение, профессионально ориентированное, общение.

Большинство взрослых людей предпринимают усилия для продолжения своего образования, начиная изучение иностранных языков (в частности английского) в зрелом возрасте. Это объясняется происходящими в мире процессами глобализации и появившимися возможностями сотрудничества с иностранными коллегами в различных областях техники, экономики, политики, культуры. Однако именно взрослые обучающиеся испытывают повышенные трудности при изучении иностранного языка, что главным образом связано с имеющимся отрицательным опытом его изучения и высокими требованиями к срокам обучения. Отсюда и возникает необходимость определения педагогических условий эффективного изучения иностранного языка взрослыми обучающимися.

Успешное решение данной проблемы обусловлено, по крайней мере, двумя аспектами: 1) теоретическим изучением специфических особенностей обучения взрослых и формированием на основе этого принципов, практическое применение которых станет условием успешного обучения взрослых иностранному языку, и 2) выбором научно обоснованной методики обучения иностранному языку взрослых в условиях неязыкового вуза. Что касается первого аспекта, то изучением взрослого человека и закономерностей его обучения занимается андрагогика. Взрослый человек определяется в ней как лицо, обладающее физиологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения.

По мнению многих ученых-андрагогов, взрослый обучающийся:

1) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

2) имеет большой жизненный опыт (в т. ч. учебный);

3) обладает высокой изначальной и конкретной мотивацией к обучению, которая обусловлена возможностью решить свои профессиональные и личные проблемы при помощи учебной деятельности;

4) стремится к немедленному практическому применению полученных знаний и умений в повседневной и профессиональной жизни;

5) учебная деятельность взрослого подвержена временным, пространственным, профессиональным, бытовым и социальным ограничениям;

6) взрослый обучаемый предъявляет повышенные требования в отношении качества и результатов обучения.

Таким образом, основными педагогическими принципами в организации обучения взрослых являются: приоритет самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; опора на опыт; индивидуализация; системность обучения; актуализация результатов обучения; контекстность обучения и др.

Использование информационных технологий (ИТ), в частности мультимедиа, в организации обучения взрослых профессионально ориентированному общению в неязыковом вузе можно рассматривать как один из способов оптимизации обучения, так как в этом случае возникают предпосылки для организации дидактических систем, обеспечивающих достижение педагогических целей в сжатые по сравнению с традиционными методами обучения сроки и усвоение значительной по объему и сложности учебной информации без перегрузки обучающихся [1].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В традиционном понимании слово «технология» означает совокупность методов и приемов по обработке различных материалов с целью получения готового продукта. Согласно трактовке акаде-

мика Г С. Поспелова, сущностью новых информационных технологий является возможность создания баз знаний, а на их основе - моделей мыслительной деятельности человека, т. е. практически любую проблемно-ориентированную сферу интереса преподавателя в учебном процессе сегодня можно моделировать и имитировать на компьютере, включая как технические, так и гуманитарные науки.

Получение «качественно новых продуктов и результатов» в учебном процессе обеспечивается не только безграничными возможностями информационных технологий, но прежде всего индивидуализацией обучения, способностью взрослых обучающихся самим управлять учебным циклом и находить для себя оптимальные варианты усвоения знаний, умений и навыков. Итак, ИТ в учебном процессе предполагают использование трех основных компонентов: компьютера, компьютерной учебной программы и сети передачи информации. В совокупности они образуют информационно-инструментальную учебную среду, обеспечивающую самостоятельную деятельность взрослого обучающегося и контроль за ходом его работы с учебными материалами.

Особую роль в дидактическом плане играют компьютерные учебные программы по предмету «Английский язык», включающие введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний. В последнее время создают мультимедиа учебные программы, комбинирующие звук, видеоизображение и тексты, что позволяет эффективно использовать все известные способы представления знаний [2].

Применение мультимедиа в учебном процессе дает возможность задействовать различные виды памяти взрослых обучающихся. Высокие результаты при восприятии графических изображений, видеоклипов, текстовой информации достигаются при непроизвольном запоминании с ориентирующей задачей в отношении релевантного признака или объекта. Устойчивость следа невербальных стимулов зависит от времени, потраченного на восприятие, и количества объектов, ассоциативных связей элементов между собой и запоминаемого материала, хранящегося в памяти.

Использование аффективной памяти при презентации эстетически организованных форм, стимулов, имеющих положительную или отрицательную эмоциональную окраску, способствует устойчивости следа в кратковременной памяти, большой скорости формирования модели-образа, долговременности и непроизвольности запоминания.

Каково же место мультимедиа и какие функции может выполнять это средство в учебном про-

цессе неязыкового вуза с тем, чтобы повысить его эффективность? Для ответа на эти вопросы определим цели применения мультимедиапрограмм. Традиционный компьютер и его усовершенствованная версия мультимедиа способствуют прежде всего реализации индивидуального подхода в обучении, предоставляя обучающемуся возможность работать в приемлемом для него режиме и ритме.

Мультимедиа позволяет реализовать принцип интенсификации учебного процесса, «механизируя» процесс отработки отдельных навыков, предоставляя возможность многократного повторе -ния тех или иных операций. Принцип рационализации также реализуется с применением в учебном процессе мультимедиа: обучающиеся и обучающие могут более рационально распределять учебное время, включая компьютер в различные стадии учебного занятия (контроль, диагностирование, обработка результатов контрольных работ) и используя его для самостоятельной работы. Кроме того, применение мультимедиа максимально реализует принцип наглядности.

Как видим из вышеперечисленного, с включением мультимедиа в учебный процесс становится возможной реализация сразу нескольких основных дидактических принципов. Однако, как показывает практика, использование мультимедиапрограмм ограничивается лишь осуществлением педагогических целей обучения, причем сводится в основном к формированию практических умений и навыков. Современная же педагогика в качестве одной из своих целей, а именно цели развития, рассматривает формирование индивидуальности обучающегося, или развитие его психических качеств.

Педагогика индивидуальности, исходя из современной потребности в развитии собственно человека и понимания человека как цели, а не средства развития, предполагает развитие и совершенствование всех сущностных сил обучающихся. К ним относят следующие сферы: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, экзистенциальную и сферу саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. Мультимедиа по вышеописанным характеристикам и особенностям протекания перцептивно-мнемиче-ских процессов взрослых обучающихся при работе с мультимедиа-программами может, на наш взгляд, полностью учитывать все стороны индивидуальности, а именно интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую и предметно-практическую сферы взрослого обучающегося.

В системе методов обучения, совместной деятельности обучающего и обучающихся, направ-

ленной на достижение педагогических целей, мультимедиа благодаря возможности вычленения отдельных фрагментов, «порционности» дидактического материала, органичности включения его в ход учебной деятельности на любом этапе может занимать существенное место и в организации, и стимулировании, и контроле за эффективностью учебной деятельности обучающихся.

Интерактивная природа компьютера в сочетании с возможностями, предоставляемыми мультимедиа для усвоения учебной информации, позволяет максимально реализовать дидактические принципы активности и сознательности, что говорит о возможности достижения педагогических целей развития или формирования индивидуальности обучающегося.

Все указанные качества мультимедиа в совокупности позволяют выделить его функции, реализуемые в учебном процессе вуза. К таким функциям относятся: разъясняющая, информационная, эвристическая, систематизирующая, мотивирующая и развивающая.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Мультимедиапрограммы, количество которых к концу 2011 г. составило около 1 000 (причем наметилась явная тенденция перехода из чисто компьютерных программ в онлайн или непосредственно в телефонные приложения), направлены в основном на отработку и закрепление у обучающихся навыков - произносительных, грамматических и лексических. При этом в процессе создания программ разработчиками учитывалась необходимость многократного повторения различных учебных действий на этапе закрепления конкретного навыка, а также оценка действий обучающихся.

Реализация поставленных задач достигалась с учетом технических возможностей компьютера или процессора мобильного телефона (хранение больших объемов информации, быстрая подача ее на экран, обеспечение непосредственной реакции на действия пользователя), а мультимедиапредставление информации способствовало поддержанию внимания обучающихся путем переключения воздействия на различные анализаторы. Типичная мультимедиапрограмма по английскому языку, как правило, содержит следующие компоненты: 1) представление нового материала в наглядной (текстовой, графической или видео) и звуковой форме в зависимости от того навыка, на закрепление которого рассчитана программа; 2) серию упражнений языкового характера, построенных по принципу многочисленного выбора; 3) справочный раздел, где содержится информация об основных грамматических трудностях; 4) ряд тестовых заданий, направленных на проверку степени выработки того или иного навыка; 5) вполне возмож-

но - систему учета прогресса обучающегося в процессе работы над программой [3].

Мультимедиапрограммы рассчитаны на индивидуальное обучение, когда обучающийся может работать с ними в удобное время и в ритме, подходящем исключительно для него, а значит, появлялась реальная возможность для реализации индивидуального подхода в обучении. Считалось, что работа с мультимедиа позволяет затронуть такой важный элемент учебного процесса, как интеракция, так как в ответ на свои действия обучающийся получает значимую реакцию компьютера. Кроме того, подразумевалось, что обучающийся активен в процессе усвоения знаний при работе с мультимедиапрограммами. Иными словами, вышеперечисленные характеристики обучающих мультимедиапрограмм выгодно отличали новую технологию от традиционно применяемых в обучении средств и рассматривали мультимедиа в качестве такого дидактического средства, использование которого в обучении английскому языку позволяло достичь значительного педагогического эффекта [4].

Относительно интерактивности обучающих мультимедиапрограмм необходимо подчеркнуть, что она также не является абсолютно полноценной, так как в результате действий обучающегося не происходит изменений в информационном потоке, предъявляемом программой, являющейся по своей сути линейной: результатом на действия обучающихся становится запрограммированная порция информации. Индивидуализация обучения должна, по мнению как отечественных, так и зарубежных исследователей, происходить на основе рефлексии действий обучающихся, направленных на решение поставленных ими учебных задач, тогда как при использовании тренировочных мультимедиапрограмм она сводится лишь к самостоятельному выбору студентом времени и скорости работы с программой.

Таким образом, есть все основания говорить о неполной реализации потенциала мультимедиа и об отсутствии целостности учебной деятельности при работе с мультимедиапрограммами, что, на наш взгляд, не может способствовать ни полноценному достижению целей обучения и развития, ни формированию индивидуальности обучающегося. Однако нельзя забывать, что дидактическое средство, взятое в отдельности, не помогает достижению тех или иных педагогических целей. Его использование должно осуществляться в рамках учебной ситуации. Очевиден потенциал тренировочных мультимедиапрограмм, когда с их использованием появляется возможность в сжатые сроки освоить тот или иной практический навык.

Список литературы

1. Гуриев М. Мультимедийный трансфер информации и образования будущего // Мультимедиа. 2006. № 12. С. 82-83.

2. Прессман Л. П. Методика применения технических средств обучения. М., 2002.

3. Sanchez A., Barreiro J. M. Design of virtual reality systems for education: cognitive approach // Educ. and Inf. Techn. 2006. Vol. 5, № 4. P. 345-362.

4. Баластов А. В. Учебно-методический комплекс и мультимедиа в обучении иностранному языку // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. № 7. С. 137-141.

Баластов А. В., ст. преподаватель.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: Lexius@rambler.ru

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Материал поступил в редакцию 13.01.2012.

A. V Balastov

THE PRACTICAL APPLICATION OF THE INFORMATIONAL TECHNOLOGY IN TEACHING ADULT TO PROFESSIONAL-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

IN A NON-LINGUISTIC INSTITUTION

It should be noted that in practice of the Russian university' adult education and professional-oriented communication in English, there is some kind of underestimation of the capabilities of information technology training, including multimedia. A rare and ineffective use of multimedia in the Universities is also due to non-linguistic reality of modern higher education in Russia: the creation of computer databases in the universities is not accompanied by sufficiently studying the problems of application of new teaching materials for educational purposes. In theory, teaching practice and university systems of the teacher training multimedia application is given insufficient attention. At the same time, the results of foreign and domestic studies are contradictory and don't always favor the use of computer technology in the learning process.

Key words: informational technology, multimedia, adult learners, English language training, professional-oriented, communication.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: Lexius@rambler.ru