ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНОЛОГА ПРИ СОЗДАНИИ САТИРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АБДУЛЛЫ КОДИРИ) Турсунова Ф.Г.
Турсунова Фарида Ганиевна - старший преподаватель, кафедра узбекского и русского языков, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается использование монолога при создании сатирического произведения на примере сатирических произведений А. Кодыри. Причины всестороннего исследования природы характеров комических персонажей небольших произведений эпического жанра, изучение секретов мастерства писателя сатиры, определение своеобразных особенностей монологической речи при создании характеров. Использование писателем речи героев при раскрытии проблем общества, бесправности и унижения людей, деятельности общественных руководителей, изменений и обострённости в социально-культурной жизни.
Ключевые слова: сатира, жанр, монологическая речь, характер персонажа, эпитет, сатирические персонажи, мастерство писателя.
За годы независимости повысилось внимание произведениям Абдуллы Кадыри, внесшего значительный вклад в развитие и процветание узбекской литературы XX века, способствовавшего развитию нашей литературы с ее богатым и художественным своеобразием.
Такие ученые, как немецкий писатель Н.Тип, И. Балдауф, американский исследователь Э. Олворт, Кристофер Мерфи, Иден Наби, предприняли серьезные шаги по изучению творчества Кадыри. Узбекские литературоведы И. Султанов, Ойбек, С. Махсумксонов, А. Алиев, У. Норматов, А. Рахимов, М. Кожжонов, Б. Каримов провели плодотворные исследования жизни и творчества Кадыри [1 - 10]. Хотя сатирические произведения писателя, персонажи и сатирические характеры произведений, некоторые вопросы художественного мастерства писателя в сатирическом жанре были опубликованы в некоторых монографиях и научных сборниках, но мастерство писателя использования монологической речи для создания юмористического персонажа - как особый объект исследования не был последовательно, досконально изучен. Таким образом, всестороннее исследование природы характеров комических персонажей небольших произведений эпического жанра, изучение секретов мастерства писателя сатиры, определение своеобразных особенностей монологической речи при создании характеров является одной из актуальных проблем узбекской литературы. Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, с помощью примеров определить место монолога в сатирических произведениях Кадыри и определить степень мастерства писателя в создании сатирических персонажей. Говоря о монологической речи, мы обратимся к литературному критику Й. Солижонову дающему определение термину монолог и его типы: монолог (греко-моно, логос слово, речь) является одной из форм художественного выражения и в узком смысле, одна из речей героев, адресованная самому себе, говорящему или публике. В широком смысле сама авторская речь основывается на монологе. В этом смысле каждое художественное произведение состоит из большого монолога» [12]. Абдулла Кадыри, внимательно наблюдая за социальной жизнью, реагирует на негативные события, детали и для их разоблачения
он обращается к жанру фельетон. Особенность речи героев в произведениях писателя, способ раскрытия духа того периода можно увидеть на примере небольших фельетонов. В очередном сатирическом произведении «Посвящение городскому продовольственному сектору», говорится: «О, мясо ... Да почтенным будет имя твоё! ... Чем же ты превыше нас? Получается, что недооценили мы тебя?...» В этом отрывке отразилось жалкое душевное состояние тех, кто не ел кусочка мяса даже в дни священного месяца Рамадан, так как, цена на мясо была очень высока. Через монологическую речь героя автор передаёт унижение угнетенных людей, которые в надежде купить мясо, в разгар жаркого и знойного дня, стоят часами в очередях, чтобы получить кусочек мяса с пригоршней костей. С помощью этого фельетона он сатирически осветил деятельность Комитета по продовольствию того времени. Спрос на мясные продукты, он выражает с помощью цен горькими метафорами. В нем описывается качество мяса, распространенного среди людей, и говорится: «Комитет падает как бараний курдюк». В сатирическом произведении «Мочалов»: «О, Мочалов... Прошли те времена, когда увидев ваше святейшее существо на улицах старого города, беременные теряли свой плод; плаксивые дети замолкали, и тряслись, тряслись от страха все - некогда вкусившие вашу деспотичность». Автор, высмеивает руководителей, подобных Мочаловым, угнетающим народ и получающим от этого удовольствие. Обращаясь к герою с сарказмом он говорит: «Может, соскучился по тем временам? Скучаешь по водке, которую пил в домах подрядчиков и заводчан, по пакетам, еженедельно приходящим от судей, и в особенности по событиям 1916 года, когда расстреливал и «пил» вместо воды кровь неповинных людей, приходящих к тебе с жалобами!» Писатель в своих сатирических произведениях через монологическую речь героев раскрывает проблемы общества, бесправность и унижения людей, деятельность общественных руководителей, изменения и обострённость в социально-культурной жизни. Выявив роль монолога в юморе Абдуллы Кодири, можно видеть, что пропагандируя независимость, патриотизм, просвещение, дух той эпохи раскрывается способностью писателя создавать юмористический характер и через речь героев. «Хотя наша сатира довольно древняя, но наша нынешняя жизнь не воспринимает её», - пишет А.Кадыри в своей статье "Смешители", опубликованной в журнале «Муштум» в 1926 году. Кадыри «на всё смотрел с критикой». Вот почему он большое внимание уделял сатире, и плодотворно использовал все сатирические жанры: «сатирическая критика близка духу простого народа и он воспринимает ее, и вместе с тем является переводчиком, когда не может выразиться». «Во многих своих сатирических произведениях Абдулла Кадири создает стиль, который тесно связан с народным сатирическим жанром -аския. Он использует много народных фраз, просторечья, народных метафор», -пишет Ойбек. Он большое внимание уделил критике, но «лексическое значение слова критика является искать, отбирать, разбирать. Но не для того, чтобы уничтожить его!». Но следует признать, что критика писателя была настолько жестокой, что он порой уничтожал критикуемых. «По этой причине до сих пор моим критерием была моя совесть», - говорит Кадыри.
А. Кадыри очень требователен в подборе и формировании слов, для выражения идей. По его мнению, «не должно быть уделено место словам и фразам, которые не служат для выражения мысли». Абдулла Кадыри - не только мастер комедии, смеха, но и хороший знаток сатирической науки. Он, на основе принципов узбекской классической, традиций фольклора братских литератур и на основе принципов европейской сатирической литературы, разработал новые теоретические основы сатирического жанра. Соразмерность формы и содержания сатиры А. Кадыри, жизненность народность, беспристрастность, способность раскрывать душевное состояние героя, виды критики, сатирическая критика, смех, его виды, характер смеха, язык, изобразительные средства, его теоретико-эстетические взгляды
укоренились и больше не утратили своего значения. Эстетические взгляды и советы писателя в области сатиры и являются важным учебным пособием для наших критиков и теоретической школы юмора и сатиры. Абдулла Кадыри через сатирическую речь героев иллюстрирует трагедию, недовольство, угнетение, с которыми сталкиваются люди, и художественно выражает идеи национальной независимости, свободы, прав человека, труда и социальной справедливости. Судьба родины, забота о будущем нации и стремление к национальной независимости являются главным пафосом узбекской литературы эпохи национального возрождения.
Список литературы
1. Султон И. Абдулла Кодирий ^акида. // Кизил Узбекистан, 26 окт. 1956.
2. Абдулла Кодирий. Танланган асарлар. 4 томлик. 2 том. Т.: АСН, 1972.
3. Кушжонов М. Абдулла Кодирийнинг тасвирлаш санъати. Т., 1966. / Инкилоб ва адиб. Ижод масъулияти: адабий-тан. маколалар туплами. Т., 1981.
4. Рахимов Н. Узбек совет сатираси тарихидан (1917-1959). Т.: "Фан", 1962.
5. Насриддинов Ф. Абдулла Кодирий услубининг баъзи хусусиятлари. ф. ф. н. ил.дар. ол. учунёз. диссер. Т., 1967.
6. Алиев А. Абдулла Кодирий. Т., 1967. / Адабий мерос ва замонавийлик. Т., 1983.
7. Мирзаев И. Абдулла Кодирийнинг ижодий эволюцияси. Т.: "Фан", 1977.
8. Абдурахмонова М. Абдулла Кодирийнинг психологик тасвир ма^орати. ф.ф.н. ил.дар.ол. учун ёз.диссер. Т., 1977.
9. Норматов У. «Кодирий боги. Т. 1995. Махсумхонов С. Абдулла Кодирий ижодида хажвий характер муаммоси. ф.ф.н. диссер. Тошкент., 1997.
10. Кушжонов М.А. Кодирийнинг тасвирлаш санъати. Т. «Фан», 1966; Каримов Б. ХХ аср узбек адабиётшунослигида талкин муаммоси. (Кодирийшунослик тимсоли) Ф.Ф. Д. диссер. Т., 2002.
11. Мисоллар: Абдулла Кодирий. Танланган асарлар. Т. "Шарк", 2014.
12. Солижонов Й. ХХ асрнинг 80-90-йиллари узбек насрида бадиий нутк поэтикаси. Ф.ф.д.дисс. Т., 2002.
БИЛИНГВИЗМ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ
Нишонов У.И.
Нишонов Усмонхон Ибрагимович - заведующий кафедрой, кафедра узбекского и русского языков, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье даётся общее понятие билингвизма, говорится о его преимуществах, видах билингвизма, специфике обучения в поликультурном пространстве. Исследования в области лингвистики и психологии уже признали непосредственное влияние билингвизма на жизни людей, говорящих на двух языках. Особенно это касается улучшения когнитивных способностей, которые имеют влияние на работу мозга, отвечающиего за такие функции, как высокий уровень логического мышления, многозадачность и устойчивое внимание. Ключевые слова: билингвизм, двуязычие, речевое общение, сфера общения, когнитивные функции, навыки аудирования, быстрое запоминание.
Интерес к проблеме билингвизма на современном этапе достаточно закономерен и социально обусловлен. Актуальность исследования проблем развития теории и практики методики преподавания русского языка в свете