Научная статья на тему 'Использование модельных потенциалов для расчета электронной структуры фуллерена'

Использование модельных потенциалов для расчета электронной структуры фуллерена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Килин В. А., Килин Р. Ю., Зеличенко В. М.

The results of investigation of the fullerene C60 ground state electron structure obtained with the use of model spherical-symmetric potentials of electron-nuclear interaction are presented. The following models: the rectangular potential well, the potential of the uniformly charged sphere, and the potential "in a chosen direction" are used in the calculations. The new potential "in a chosen direction" has been used for the first time, so that the corresponding results are of the most interest. We suppose this potential takes into account, to a certain extend, the real geometry of the molecule C60 and the screening of the nuclei Coulomb field by the inner-shell electrons. The single-electron energies are calculated in both Hartree and Hartree-Fock approximations for the averaged term configuration s2p6d10 f14gKhw of 60 outermost valence electrons. The inner-shell electrons are included effectively into the molecular ionic core. The parameters {}θ0, q>0} of the potential are chosen to provide the best correspondence of single-electron energies and the experimental ionization thresholds IP=7.58eV,IP=11.50eV. The calculation showed a good agreement between the calculated results and experimental data. All that will allow utilization of well-developed methods of the theoretical atomic physics to investigation of spectroscopic properties of highly-symmetrical molecular clusters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Килин В. А., Килин Р. Ю., Зеличенко В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование модельных потенциалов для расчета электронной структуры фуллерена»

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 6 (57). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ

УДК 539.192; 539.194

В. А. Килин*, Р.Ю. Килин*, В.М. Зеличенко*

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ ДЛЯ РАСЧЕТА ЭЛЕКТРОННОЙ СТРУКТУРЫ ФУЛЛЕРЕНА

* Томский политехнический университет ** Томский государственный педагогический университет

Фуллерены, новый класс высокосимметричных соединений углерода, и их соединения представляют большой интерес как с теоретической, так и с практической точек зрения. Разнообразные уникальные свойства фуллеренов обещают революционные прорывы в технологиях и технике, медицине, электронике, лазерной физике и т.д.

Среди этих свойств особое место занимают оптические свойства, процессы фотопоглощения и фотоионизации в широком диапазоне частот внешнего электромагнитного поля. Изучение этих процессов предполагает в первую очередь знание электронной структуры в основном и возбужденных состояниях, в том числе структуры непрерывного спектра. К сожалению, теоретические квантово-химические методы для расчета возбужденных состояний и состояний непрерывного спектра таких сложных молекул оказываются непригодными. Однако высокая, практически квазисферическая, симметрия фуллерена ( рис. 1)

го слоя [3] и т.д. Эти модели строятся исходя из общего вида потенциала электрон-ядерного взаимодействия

Уеп (г, Я) = -£-

-1г К? (1)

=1 |Г - Ка |

где N - число ядер, Zа - заряд ядра, К(Яа,0а,фа) и г(^,0,ф) - координаты ядра и электрона соответственно (начало координат выбирается в геометрическом центре фуллерена). Однако в этих моделях не учитывается специфика распределения электронной плотности вблизи ядер. В настоящей работе предлагается потенциал, зависящий от некоторого параметра р, который мы называем «прицельным» параметром, определяемым условиями

(е = е„, (2)

[ф = ф0.

Этот потенциал, который можно называть «потенциалом в заданном направлении», имеет теперь вид

V, (г, е0, ф0, Я)=-£

|г(г, е0, фо) - Яа

(3)

На рис. 2 представлен вид различных модельных потенциалов, используемых для расчета электронной структуры фуллерена. Здесь ¥гес1 - потенциал «ящика», ¥ррк - потенциал сферически-сим-

Рис. 1. Фуллерен С60

наводит на мысль о возможности использования для этих целей модельных «атомоподобных» потенциалов с тем, чтобы на базе этих расчетов использовать для изучения физических свойств фуллерена мощные методы атомной физики и атомной спектроскопии. К таким «атомоподобным» моделям относятся модели потенциальных ящиков [1], модель равномерно заряженной сферы [2], модель «размазанного» сферическо-

Рис. 2. Модельные потенциалы фуллерена С81

а

а=1

Т.В. Альникова, Е.А. Румбешта. Организация проектно-исследовательской деятельности.

метричной модели, (р) - предлагаемый модель-

ный потенциал. С этим потенциалом в приближениях Хартри и Хартри-Фока проведены расчеты волновых функций и одноэлектронных энергий для 60 внешних валентных электронов в конфигурации .у^6^0/14#18^0. Параметр р выбирается таким образом, чтобы обеспечить максимальное соответствие рассчи-

танных и экспериментальных ионизационных потенциалов 1Р1=7.58 еУ, 1Р2=11.50 еУ [4]. Для упрощения вычисленний внутренние и суб-валентные электроны объединяются в замкнутые оболочки.

Как можно видеть из таблицы, наилучшее соответствие потенциалов ионизации достигается в приближении Хартри для р = 0.38.

Одноэлектронные энергии е (eV) конфигурации , nr = n - l - 1

Приближение inner (n, 04 sub-val. (n, 04 s2 p6 d10 /4 g18 h10

nr = 1, Хартри, Vrect (d = 0.99 а.е., h = 73.0 Ry) core 180 -15.80 -15.06 -13.48 -15.05 -11.47 -7.61

nr = 1, Хартри-Фок, Vd (P = 1.42) core 180 -17.94 -16.86 -15.44 -17.25 -12.64 -8.31

nr = 2, Хартри, Vd (p = 0,38) 120 180 -16.34 -16.08 -15.20 -13.46 -11.10 -7.61

Литература

1. Gensterblum G. J. // Electr. Spectr. and Rel. Phen. 1996. Vol. 81. P. 89-223.

2. Ivanov V.K., Kashenock G.Yu., Polozkov R.G., Solov'yov A.V. // J. Phys. B: At. Mol. Opt. Phys. 2001. Vol. 34. P. 669-677.

3. Yabana K., Bertsch G.F. // Phys. Scr. 1993. Vol. 48. P. 633.

4. de Vries J. et al. // Chem. Phys. Lett. 1992. Vol. 188. P. 159.

УДК 53:372.8

Т.В. Альникова*, Е.А. Румбешта**

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

* Средняя общеобразовательная школа № 50, г. Томск ** Томский государственный педагогический университет

В настоящее время в практике школьного обучения возникает все большая потребность в применении проектных и исследовательских методов, однако их применение затруднено отсутствием должной методической подготовки учителей. Наши исследования и анализ журнальных публикаций по этому вопросу позволили сделать ряд выводов. Учителя затрудняются в понимании сущности проектного и исследовательского методов; не полностью понимают различия в целях, способах применения методов, в оценке результатов обучения; не четко выделяют качества и способности личности, наиболее успешно развиваемые в процессе применения проектного или исследовательского методов; затрудняются в оценке образовательных эффектов, появляющихся в результате их применения. В данной публикации предлагается способ решения некоторых названных проблем, стоящих перед учителем, внедряющим в практику новые технологии.

В настоящее время в научно-методической литературе уже существуют разъяснения по сути проектного и исследовательского методов в обучении, ос-

новывающиеся на различии видов деятельности, на организацию которой они направлены. Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение конкретного результата деятельности. Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, направленная на получение знания о предмете исследования, решение исследовательской задачи, предполагающая наличие этапов, характерных для исследования в научной сфере [1]. Установлено, что проектные методы чаще используются на гуманитарных предметах, а исследование, как метод обучения, более характерно для предметов естественного цикла - физики, химии, биологии. Поскольку исследовательский метод наиболее разработан в науке - физике, считаем, что обучение школьников исследованию может происходить наиболее эффективно при обучении физике как предмету.

Проектная деятельность является средством развития личности. Метод проектов поможет осуществить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.